Ещё одно «дружеское напоминание» про Китай
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Жилин Роман Евгеньевич, руководитель Арктического Сообщества, автор школы «Учи Ученого – 8»
Прошло больше двух лет с начала коллективного бойкота России другими странами «Арктической восьмерки», но регион с «большим экономическим потенциалом» до сих пор не совершил «поворот на Восток». Получая всё больше внимания на встречах В.В. Путина и Си Цзиньпина, двустороннее сотрудничество в Арктике развивается медленно и противоречиво. Несмотря на это, мы видим Китай как практически единственного партнера России на Крайнем Севере. Показательно сильное доверие Москвы Пекину наряду с переоценкой потенциала СМП очень скоро могут привести к несовпадению желаемого и действительного.
29-я регулярная встреча глав правительств России и Китая. Фото – Правительство России
От «забвения» к изоляции
Российская Арктика прошла большой путь от «забвения» 1990-х гг. до второго территориального приоритета в Концепции внешней политики в 2023 году. «Фасад России» требует комплексного подхода, но для международного сотрудничества ключевая сфера – развитие логистики и транспортной инфраструктуры.
Большая часть внимания справедливо приходится на Северный морской путь (СМП) как перспективную для внутреннего и внешнего пользования водную артерию. Он упоминается во всех российских документах, затрагивающих Арктику, и представляет «лакмусовую бумажку» для определения желаемого и действительного уровня развития региона.
Напомним, в соответствии с Планом развития СМП до 2035 года годовой грузопоток должен составить 80 млн тонн в 2024 г., в 2030 г. ‒ 150 млн тонн, а к 2035 г. ‒ 220 млн тонн[1]. Утверждённый в августе 2022 г., после начала Специальной военной операции, План выглядит слишком амбициозно на фоне прекращения сотрудничества со всеми арктическими странами. Несмотря на заявления об изменении желаемых показателей (до 40 млн тонн в настоящем 2024 г.), План остается действующим документом, а такие авторитетные новостные издания, как Российская газета, продолжают цитировать его как государственную цель.
Если после первого обострения в отношениях России и Запада после 2014 г. Арктика сохраняла свою «исключительность», то новый этап украинского кризиса привел к острой необходимости расширения сотрудничества с неарктическими партнерами. «Поворот на Восток» в последние два года определил новое видение взаимодействия в регионе и в глазах СМИ и заявлениях российских политиков стал оправданием тех планируемых амбициозных показателей товарооборота.
«Приарктический» Китай
Сегодня в среде политических комментариев Китай занимает одну из лидирующих позиций: отношения с Россией на северном направлении уже были рассмотрены со всех сторон, нам остается только расставить акценты и упомянуть самые новые тенденции.
Интерес Пекина к Северу нарастал постепенно: первая научная экспедиция в 1984 г., проход ледокола «Сюэлун» по СМП в 2012 г., получение статуса наблюдателя в Арктическом совете в 2013 г. и самопровозглашение «приарктическим государством» в 2018 году. Такое развитие логично: повышение международного статуса и расширение экономических интересов на весь мир неизбежно ведут к циркумполярному присутствию.
Сейчас именно Китай чаще всего упоминается в позитивном свете на арктическом направлении в определяющих выступлениях В. В. Путина и С. В. Лаврова, а также представляется как «конструктивный партнер» в аналитических записках российских исследователей. Кроме того, Россия и Китай зачастую представляют две главные угрозы в регионе в стратегических документах и заявлениях высших должностных лиц США и НАТО (включая Стратегию национальной безопасности, документы силовых ведомств и Арктическую стратегию Дж. Байдена). Постоянное «объединение» двух стран в выступлениях Й. Столтенберга, Дж. Байдена и других лидеров вызывает ответную реакцию отечественных СМИ, что еще больше сближает Китай и Россию в общественном понимании.
В рамках нескольких рабочих групп главного органа взаимодействия двух стран – Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств – всё больше внимания уделяется Арктике. В 2015 г. Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Государственным комитетом по делам развития и реформ КНР было подписано соглашение о сотрудничестве по Северному морскому пути. Кроме этого, в 2019 г. было подписано соглашение между корпорациями двух стран о создании транспортного предприятия «Морской арктический транспорт».
Визит В.В. Путина в Китай в 2024 г. поднял арктическую тематику на новый уровень заявлениями о создании отдельного органа по судоходству на СМП. Подобной инициативы пока что не существует в отношениях с другими странами.
Международная Модель Арктического совета 2022 г.
«Проверка реальностью»
Невзирая на обилие совместных заявлений, в которых подтверждается важность Арктики для разработки ресурсов и налаживания логистики, по «китайским стандартам» регион не входит в число приоритетных. Интересы Пекина распространяются практически на всю планету, где лидирующие области определяются экономикой – такими становятся наиболее выгодные для инвестирования регионы. Арктика обременена тяжелыми погодными условиями и, несмотря на глобальное потепление, в ближайшем будущем представляет собой коммерчески непредсказуемый регион.
Так, китайские вложения в «Ямал СПГ» на момент начала организации проекта составили около 1 млрд долл. США. В сравнении с другими крупными проектами, Арктика представляет относительно малую долю от общих инвестиций.
На встречах делегаций России и Китая северное направление, хотя и часто упоминается, не становится основной повесткой дня. Последнее совместное заявление двух лидеров, хотя и уделяет Арктике больше внимания, открыто упоминает ее один раз в самом конце как «территорию мира, низкой военно-политической напряженности и стабильности, а также развития конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества». Положение региона в конце совместного заявления повторяет подобный документ 2023 г., опубликованный после визита Си Цзиньпина в Москву.
В рамках визита премьера Государственного совета КНР Ли Цяна в Москву в августе 2024 г., кроме остальных заявлений о «наращивании взаимовыгодного взаимодействия в Арктике», отдельно был выделен «практический диалог в рамках созданной Подкомиссии по сотрудничеству по Северному морскому пути российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств».
Готовность создать совместный орган для координации судоходства также была обозначена еще в 2023 г., когда тематика СМП на двустороннем уровне освещалась в рамках подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и подкомиссии в области транспорта. Через год было объявлено только об учреждении комиссии, без подробных планов и результатов деятельности.
Создание комиссии не было сопровождено калибровкой планов: наоборот, было заявлено, что в результате этого «совместного проекта в интересах обеих стран» китайский транзит к 2030-му году по СМП потенциально увеличится до 50 млн тонн. К тому же времени Россия планирует перевозить 100 млн тонн грузов ежегодно.
За первый год изоляции России странами Запада транзитные перевозки по СМП сократились на 90%. В 2023 г. достигнутые самые высокие показатели за историю маршрута во многом пришлись на перенаправление грузов российских корпораций, а не на повышенную заинтересованность иностранных партнеров. Кроме того, рекордные 36 млн. тонн в прошлом году далеки от запланированных 80 млн. (и даже 50 млн.) в 2024 г., особенно если полагаться только на Китай.
Еще раз стоит подчеркнуть правовой аспект. Вопреки совместным декларациям, взгляд на основы управления Арктикой у двух стран до сих пор не совпадает. До февраля 2022 г. ведущие отечественные исследователи Арктики подчеркивали, что все разногласия по поводу правового режима региона в целом и СМП в частности между двумя странами преодолимы на основе «рационального диалога». С того времени Россия ужесточила условия судоходства в рамках своих внутренних вод в СЛО, регламентировала проход военных кораблей, обновила набор координат для определения прямых исходных линий (де-факто расширив акватории), а также получила одобрение своей заявки на расширение границ континентального шельфа.
В отличие от нас, Пекин в своей «Белой книге» от 2018 г. только подтвердил приверженность размытому толкованию международного права. Документ дает понять одно: «Китай защищает интересы всех стран и международного сообщества».
В соответствии с китайским подходом, «[на арктических морских путях] должны быть обеспечена свобода судоходства и право всех стран на использование арктических путей». Составители «Белой книги» не забыли добавить, что «неарктические государства имеют право на поиск и разработку ресурсов в международном районе морского дна». Не упоминая конкретные проливы и акватории, Пекин тихо соглашается с принципом интернационализации Арктики. Такие заявления не являются в корне неправильными, но на уровне официальных стратегических документов могут стать предметом противоречий и вопросов, в особенности от ближайших партнеров.
Высокие ожидания
Таким образом, реальный взгляд на Арктику двух стран значительно отличается: Россия рассматривает её как приоритет внутренней и внешней политики, где Пекин играет центральное место, в то время как для Китая Крайний Север – одно из направлений, стремительное развитие которого не ожидается в ближайшие 10 лет. Если в 2014-2022 гг. политика Москвы была диверсифицирована, Арктика еще не успела окончательно оформиться в ключевой приоритет в национальных документах, правила прохода по СМП не были окончательно отрегулированы, то к 2024 г., определив все спорные моменты, мы ограничили себя сотрудничеством с «Востоком», который наш подход полностью не разделяет. В кратком освещении событий мы практически не затронули тему санкций, общие тенденции в которой вторят остальным выводам.
В 2024 г., в период относительной политической изоляции, когда России необходимо признание для повышения легитимности нашего видения Арктики, ближайший партнер продолжает не разделять позицию Москвы. Противоречия с Китаем не переходят в активную стадию и до сих пор могут быть разрешены путем конструктивного диалога. Наличие такого диалога показало бы готовность Пекина признать особенности российского суверенитета в Арктике, но на данный момент китайская позиция никак не изменилась и, несмотря на позитивный информационный фон, не показывает реальной готовности меняться.
Впервые опубликовано на сайте журнала «Россия в глобальной политике» в рамках новостей школы авторов «УЧИ УЧЁНОГО» - «Китай и особенности российского суверенитета в Арктике» Роман Жилин
[1] Максимальный объем грузоперевозок, которого удалось достичь во времена СССР, – это 6,5 млн тонн в 1987 году.
Блог молодых исследователей, который посвящен актуальным вопросам Арктического региона, международной безопасности и будущему российской Арктики
Блог: Арктическое сообщество
Рейтинг: 0