Северный морской путь 2024: новые рекорды, старые вопросы
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Северный морской путь (СМП), олицетворение развития российской Арктики, в 2024 году показал новые рекорды. Кроме количественных последовали качественные изменения и нововведения, которые повышают координацию и контроль за стратегической акваторией. Однако не всё так однозначно – всё очевиднее становится нереалистичность поставленных целей на будущее. В кратком анализе подчеркиваем основные тенденции и результаты функционирования СМП в 2024 году.
Ключ к развитию российской Арктики
Северный морской путь наращивает обороты. Совсем недавно официальные представители оператора транспортного пути – государственной корпорации Росатом – отчитались о новых рекордах. За 2024 год перевозки составили 37.8 млн тонн, на 1.6 млн больше, чем в 2023 году, самый большой показатель за всю историю. Кроме того, в этот раз чаще и больше подчеркивают количество транзитных рейсов, объем транзитных грузов (3 млн тонн – также самый высокий за всю историю) и выданных разрешений на проход в акватории СМП.
Фото – Росатом
В то же время тон заявлений повторяет предыдущие несколько лет. Россия стабильно наращивает объемы грузоперевозок даже после обострения конфликта на Украине, несмотря на санкционное давление и задержки в реализации нефтедобывающих и СПГ-проектов.
Стоит вспомнить, Северный морской путь – большой отдельный политический проект. С повышенным вниманием Москвы к северу он представляет собой понятный индикатор для внутренней и внешней аудитории о том, как быстро развивается российская Арктика, а также о том в каком состоянии находится наш контроль за «фасадом России», а значит и национальная безопасность. Поэтому, хотя сейчас действительно наблюдаются объективные положительные тенденции, для официальных заявлений важно каждый раз подчеркивать успехи.
Быстрее, выше, сильнее!
Однако громкие цифры уводят внимание от качественных нововведений. 2024 год ознаменовался несколькими важными моментами, которые значительно повлияют на будущее Северного морского пути.
Во-первых, полномочия Росатома продолжают расширяться. Напомним, ещё в 2018 году госкорпорация стала единым структурным оператором СМП. Это значительно повысило роль корпорации в разработке государственной политики. В 2022 году под руководством Росатома было создано Главное управление СМП, обязанность которого – организация судоходства и перевозок. 2024 год добавил в коллекцию госкорпорации еще один важный элемент – ответственность за северный завоз – обеспечение жителей труднодоступных территорий жизненно необходимыми товарами. Население таких районов – около 3 миллионов человек, северный завоз представляет важный вопрос внутренней политики. Таким образом, Росатом становится главным «ответственным лицом за российскую Арктику». Одна из основных проблем СМП – унификация и координация политики – постепенно решается за счет расширения сферы ответственности госкорпорации.
В рамках координации работы различных ведомств стоит также отметить образование Морской коллегии Российской Федерации, одним из предложений которой стало формирование комплексного проекта "Развитие Арктической зоны Российской Федерации и Северного морского пути". Потенциал исследований и рекомендаций Коллегии исключительно широк и включает ведущих экспертов как из практической, так и из научной сферы. В то же время обилие идей и заинтересованных органов может создать определенный вызов для координации и направления усилий в ближайшем будущем.
Во-вторых, качественно расширилось сотрудничество с неарктическими странами. Так, была создана Российско-китайская подкомиссия по сотрудничеству по СМП, инициатива, которая впервые была объявлена еще в 2023 году. Подобного органа для принятия совместных решений не существует в отношениях с другими странами. Кроме того, на полях ПМЭФ-2024 было подписано соглашение между Росатомом и NewNewShipping, в соответствие с которым российская и китайская судоходные компании займутся организацией круглогодичной навигации по СМП. В 2024 году китайские судоходные компании увеличили количество рейсов по СМП почти в 2 раза. В амбициозных планах России китайский транзит по СМП к 2030 году может увеличиться до 50 млн тонн в год. Отдельно стоит отметить и интерес Индии в качестве баланса китайского влияния на акватории. В ходе российско-индийского саммита лидеры двух стран выразили готовность развивать морские перевозки по СМП и в будущем создать совместный рабочий орган.
В-третьих, на 2024 год пришлись очень ожидаемые технологические прорывы. Прошедший год ознаменовался спуском на воду ледокола «Чукотка», поднятием флага на ледоколе «Якутия». Кроме того, в мае был введен в эксплуатацию второй метеоспутник серии «Арктика-М», который предназначен для проведения съемки Арктического региона Земли. Учитывая огромную территорию России в Арктике, даже этих нововведений недостаточно, но тенденции положительные.
Фото – Любовь Маркеева, Арктическое Сообщество
«Подводные камни»
Стоит отметить, хотя «План развития СМП до 2035 года» (от 1 августа 2022 года) остается действующим документом с закрепленными целями для грузоперевозок, основным ориентиром с 2018 по 2024 год был федеральный проект «Развитие СМП». Например, в соответствии с ним цель на 2023 год была ограничена 36 миллионами тонн и была успешно перевыполнена. В то же время это на 10,5 млн тонн меньше прогнозируемого объема грузопотока (46,82 млн тонн), указанного в приложении к «Плану развития СМП». В 2024 году не удалось достичь показателей ни одного из двух документов – оба ориентировались на недостижимые 80 млн тонн. Частично поэтому в своем заявлении в телеграмм-канале первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Г. Гусейнов делал акцент на выполнении северного завоза и развитии населенных пунктов, а не на выполнении стратегических планов.
Очевидное несовпадение желаемого и действительного постепенно признается и на официальном уровне. По сообщению новостного агентства РБК, на закрытом совещании госкорпорации Росатом в сентябре были предложены два сценария развития событий. Один из них – «негативный». Согласно ему, в 2031 году по СМП будет перевезено 117 млн тонн, в 2035-м — 150 млн тонн грузов, что намного меньше, чем закрепленные в документах планы. «Фактор Китая» для оправдания амбиций также не может полностью изменить ситуацию, в особенности учитывая разное отношение к СМП у Москвы и Пекина.
Главный сдерживающий фактор для наращивания перевозок – недостаток танкерного флота и специализированных судов для арктических вод. В то время как СПГ-проекты продолжают относительно успешную работу, а азиатские страны показывают интерес, средства доставки практически отсутствуют. Сейчас в Северном Ледовитом океане работает всего 30 судов высокого арктического класса (arc7), которые могут безопасно функционировать без ледоколов. Тридцать три сейчас находятся на разных стадиях строительства. По подсчетам Росатома, для успешного выполнения планов к 2030 году необходимо увеличить арктический грузовой флот в пять раз – до 160 судов. В условиях санкций этот показатель выглядит труднодостижимым, так как большинство компонентов и технологий поставляются из-за рубежа. Особенно если учесть, что верфь, где строятся крупнотоннажные суда с водоизмещением по 80‒90 тыс. тонн, в России всего одна.
Фото - Росатом
В целом, 2025 год начался с высокой оценки 2024-го и амбициозных заявлений на будущее. Особенно были отмечены транзитные перевозки и заинтересованность неарктических стран, что еще подтверждает работоспособность «международной» составляющей СМП. Такое позиционирование направлено, в первую очередь, на внешнюю аудиторию и представляет часть укрепления образа российской Арктики. На «внутреннем» направлении были достигнуты более существенные практические результаты, развитие которых следует ожидать и в текущем году. В целом, СМП достиг очередных рекордов и находится на пике своего развития за всю историю существования «проекта».
В то же время постепенно начинают всё больше признаваться очевидные проблемы – переоценка планов в стратегических документах и недостаток ресурсов по быстрому наращиванию арктической инфраструктуры. Причем, непоследовательное и «скромное» признание переоценки возможностей может дать двоякие сигналы на внешнем направлении. Официальное корректирование планов должно помочь избежать и внутренних проблем с координацией действий, и позиционирования достижений в Арктике.
Блог молодых исследователей, который посвящен актуальным вопросам Арктического региона, международной безопасности и будущему российской Арктики
Блог: Арктическое сообщество
Рейтинг: 0