"ENI" подключается к освоению Арктического шельфа
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
"Роснефть" расширяет круг стратегических партнеров для разработки шельфовых проектов в Арктике: 25 апреля 2012 года было подписано соглашение между российским нефтяным гигантом и итальянской компанией “ENI”, предусматривающее создание ряда совместных предприятий в целях освоения российского арктического шельфа. Данная договоренность являет собой “зеркальную” копию заключенного в августе 2011 года соглашения между “Роснефтью” и американской “ExxonMobil”: итальянцам будет принадлежать 33,3% акции в создаваемых совместных предприятиях, они получают право подключиться к разработке шельфовых участков в Баренцевом и Черном морях, в обмен на что «Роснефть» получит возможность подключится к проектам “Eni” в Северной Африке ( прежде всего в Ливии), на Аляске и в странах Северной Европы.
Решающим моментом в деле заключения данного соглашения явилось решение правительства России предоставить льготный налоговый режим для новых проектов на арктическом шельфе, которое привело к резкому повышению интереса зарубежных энергетических компаний в деле участия в разработке месторождений в Северном Ледовитом Океане. Очевидно, что в одиночку Россия не справится с разработкой нефтяных и газовых месторождений на Арктическом шельфе. Основные национальные интересы нашего государства требуют ослабления существующей на сегодняшний день монополии “Роснефти” и “Газпрома” на деятельность в Арктическом регионе, которая ослабляет темпы развития добычи энергоресурсов. Особенно это касается нефтяной отрасли. Не обладая современными технологиями и должным образом подготовленным персоналом, Россия рискует приобрести в международном сообществе образ “собаки на сене”, которая и сама не добывает и другим не дает.
“Роснефть”, заключив соглашение с “ENI”, вступает, таким образом, в партнерство с одним из лидеров мировой нефтедобычи, что обеспечивает ей не только доступ к современным технологиям освоения шельфовых месторождений, но и потенциальную возможность участия в совместной разработке новых технологий в данной сфере. Ключевым аргументом в пользу заключения соглашения именно с “ENI” является богатый опыт работы данной компании на норвежском шельфе. Кроме того, история работы Eni в России является достаточно длительной, чтобы считать эту компанию одним из самых привычных иностранных партнеров для российских структур. Важно также учитывать, что “ENI” является давним и проверенным партнером “Газпрома”: компании активно взаимодействовали в деле реализации проекта “Голубой поток”. Все это дает основания надеяться на подлинное модернизационное партнерство, которое предоставит “Роснефти” доступ к самым современным технологиям.
По всей очевидности, данное соглашение не станет последним в своем роде. “Роснефть” стремится расширить круг возможных партнеров, как на внутренней, так и на международной арене. Возможными кандидатами среди российских компаний являются “Лукойл”, “ТНК-ВР”, “Сургутнефтегазе” и “Башнефти”. Наиболее интересными вариантами здесь являются “Лукойл” и “ТНК-BP”. Однако учитывая сложную историю взаимоотношений “Роснефти” и “Лукойла”, перспектива заключения соглашения между ними выглядит маловероятной.
Что же касается зарубежных компаний, то здесь внимание российского нефтяного гиганта притягивают “Shell”, “Statoil”, “Total”, “Сhevron” и “ConocoPhilips”. Многое здесь будет, конечно же, зависеть от условий возможной сделки. Напоминаю читателям, что сделка подобного характера с британской BP сорвалась. С моей точки зрения, следующий контракт будет заключен с американской “ConocoPhilips”, которая уже давно внимательнейшим образом присматривается к российскому рынку. Какие Ваши мнения по этому поводу?