Блог Артема Абрамяна

«Анора» как признак «потепления» российско-американских отношений?

13 февраля 2025
Распечатать

Фильм «Анора» стал настоящей сенсацией среди фильмов Голливуда. В период максимального «охлаждения» отношений между США и Россией выходит американский фильм с русскими актерами и русскими героями. В данном ключе необходимо ответить на вопрос, является ли фильм индикатором «потепления» политических отношений между двумя странами.

Влияние кино на политику является важной темой в рамках теории политики, поскольку кино, как форма массовой культуры, способно формировать общественное мнение, продвигать идеологию, конструировать политические нарративы и влиять на властные отношения. Это взаимодействие анализируется через призму нескольких ключевых концепций и теорий, подкрепленных академическими источниками. Здесь стоит ответить на вопрос, может ли данный фильм повлиять на политику между двумя странами?

anora1.JPG

Источник: www.kinopoisk.ru

Типы влияние кино

Можно выделить несколько теорий влияния кино на политические отношения.

1. Конструирование политических нарративов означает, что кино формирует представления о политических событиях и исторических процессах, создавая «символическую реальность». Теория фрейминга показывает, как фильмы задают рамки восприятия политических проблем[1]. Например, голливудские фильмы времен холодной войны демонизировали СССР.

2. Глобализация и концепция мягкой силы (soft power) рассматривает фильмы как инструмент «мягкой силы» в международной политике[2].

Таким образом с точки зрения политической теории кино не только отражает политические процессы, но и активно участвует в их формировании, выступая как инструмент гегемонии, сопротивления или дипломатии. Его влияние многомерно: от идеологической индоктринации до мобилизации гражданского общества.

Ключевые этапы политизации голливудских фильмов

Идеологическое противостояние между США и СССР начало отражаться в кинематографе в первой половине XX века. Позже, с началом холодной войны, роль кино на пропагандистском фронте стала определяющей. Давайте рассмотрим, как отношения между Россией и США повлияли на кинематограф обеих стран, и как кино помогло и подстегнуло в этом противостоянии.

Ниже в таблице соотнесены основные периоды в истории взаимоотношений СССР/России и США с выходами фильмов Голливуда, затрагивающих повестку двусторонних отношения.

Период

Контекст

Примеры фильмов

Итог

Союзничество во Второй мировой войне

СССР и США — союзники. Голливуд создает героизированный образ СССР

«Миссия в Москву» (1943), «Северная звезда» (1943).

После 1945-го эти ленты подвергаются цензуре из-за начала холодной войны

1950–1960-е, холодная война и раздутие из СССР образа врага

Маккартизм. Карибский кризис. Демонизация СССР

«Железная завеса» (1948), «Доктор Стрейнджлав» (1964).

Закрепление «красной угрозы» в массовом сознании у населения Запада

1970-е: разрядка

Договоры ОСВ-1, космические проекты.

«Красная жара» (1984, отражение поздней разрядки).

Кратковременное смягчение образа СССР до войны в Афганистане

1980-е: эпоха Рейгана

«Империя зла», гонка вооружений

«Рэмбо III» (1988), «Красный рассвет» (1984)

Итог: возврат к стереотипам

1990-е: Постсоветская Россия

Распад СССР. Акцент на криминальные стереотипы

«Крепкий орешек 3» (1995), «Враг у ворот» (2001).

Россия — фон для мафии и коррупции, но не глобальный враг.

2000–2010-е: Новая конфронтация

Владимир Путин, кибервойны, Украина.

«Солт» (2010), «Красный воробей» (2018).

Возрождение образа «русской угрозы» через гибридные войны

2020-е: Современность

Украина, санкции.

«Анора» (2023), «Серый человек» (2022)

Голливуд избегает прямой пропаганды, но сохраняет критику Кремля

Заметен общий тренд фильмографии США: от героизации к демонизации и обратно — кино отражает циклы политических отношений, усиливая стереотипы в моменты кризисов и смягчая их в периоды диалога.

«Анора» как начало периода «потепления»?

Говоря о фильме Шона Бейкера «Анора» стоит сказать, что он сразу привлек внимание общества. Социальная драма о нью-йоркской «неблагополучной» девушке, втянутой в отношения с сыном русского олигарха, исследует неравенство и иллюзии «американской мечты». Ш. Бейкер сохраняет фирменный стиль: натуралистичная съемка, непрофессиональные актеры и острый гуманизм.

К настоящему времени фильм уже получил такие награды как: Золотая пальмовая ветвь в Каннах, а 9 февраля фильм получил Премию Гильдии режиссеров США.

Фильм претендует на «Оскар-2025». Отдельно отмечен российский актер Юра Борисов — его номинация за роль второго плана стала исторической: в случае победы он станет первым россиянином с этой наградой.

Фильм не является прямым индикатором потепления политических отношений между США и Россией. Вот ключевые аргументы, объясняющие это:

1. Сюжет и тематика фильма

«Анора» фокусируется на социально-экономических проблемах современной Америки, а не на международной политике. Главная героиня — молодая женщина из рабочего класса, которая сталкивается с кризисом идентичности.

Отсутствие политического подтекста: в фильме нет упоминаний России, ее политики или отношений с США. Сюжет полностью сосредоточен на внутренних проблемах американского общества.

2. Контекст современных отношений США и России

На момент 2025 года отношения между странами остаются крайне напряженными из-за:

Конфликта в Украине и поддержки США Киева.

Санкций против России.

Культурный обмен между США и Россией почти прекратился: совместные проекты в кино заморожены, российские фильмы редко выходят в американский прокат, и наоборот.

3. Голливуд и образ России в 2020-е

Как было отмечено ранее, что современные голливудские фильмы, затрагивающие Россию, чаще всего сохраняют критический тон, но тут «Анора» не вписывается в этот тренд.

Почему кино влияет на политику?

Необходимо отметить, работа кино как элемента пропаганды является по нескольким причинам:

эмоции вместо идеологий: искусство и спорт обращаются к универсальным чувствам (любовь, страдание, радость), которые сложнее делить на «свои» и «чужие».

неформальные каналы: культурные проекты часто действуют вне официальной политики, что снижает уровень подозрительности.

образ «врага» становится человечнее: когда люди видят, что оппонент тоже плачет над фильмом или болеет за свою команду, стереотипы рушатся.

Таким образом вопрос о связи фильма «Анора» с геополитическими процессами, такими как гипотетическое потепление отношений США — Россия, требует четкого разделения культурного продукта и реальной политики.

Анализ фильма с точки зрения влияния на политику

Основная идея — критика общества потребления и исследование того, как деньги и власть деформируют человеческие отношения. Героиня, стремясь вырваться из бедности, сталкивается с циничным миром элит, где любовь и доверие становятся товаром.

«Анора» подчеркивает парадоксы современного капитализма, где даже бунт против системы может быть превращен в товар. Фильм балансирует между черной комедией и драмой, оставляя зрителя с чувством горькой иронии.

Как изображены Россия и русские в фильме?

anora2.JPG

Источник: rg.ru

1. Стереотипы и их деконструкция.

Персонаж Ивана и его семья олицетворяют типичный образ «русского олигарха» из 90-х — богатого, влиятельного, готового на любые сделки ради сохранения власти. Однако режиссер Шон Бейкер избегает плоских клише. Вместо «злодеев с акцентом» зритель видит сложных персонажей, чьи поступки продиктованы не только жадностью, но и страхом потерять контроль в мире, где деньги решают все.

2. Критика глобального капитализма.

Россия в фильме показана не как отдельная страна, а как часть транснациональной элиты, где границы стираются, а ценности сводятся к накоплению капитала. Иван — «гражданин мира», живущий в Нью-Йорке, но сохраняющий связи с российскими корнями. Это подчеркивает универсальность проблем: коррупция, эксплуатация, разрыв между классами существуют везде.

3. Культурные детали:

В фильме есть отсылки к русскому языку, где актеры говорят по-русски в некоторых сценах, что добавляет аутентичности.

4. Русские не как «другие»:

Бейкер уравнивает русских персонажей, их охранников — армян с американцами в их погоне за «мечтой». Иван, как и Анора, оказывается заложником системы, где любовь и доверие становятся разменной монетой. Это стирает границы между «востоком» и «западом», подчеркивая общность человеческих слабостей.

Если кратко: кино — это зеркало общества, но не рычаг мировой политики. Переоценивать его роль в контексте войны или дипломатии — ошибка.

Культура не заменяет политические решения. Однако она создает почву для диалога, когда прямые переговоры невозможны.

После положительных событий, связанных с фильмом «Анора» на Западе вновь появился интерес к теме России. Как было отмечено, роль Юры Борисова в фильме «Анора» стала одной из ключевых и привлекла внимание как критиков, так и зрителей. Он играет роль настоящего, честного и правильного парня. Таким у среднестатистического американца может оказаться образ русских.

Вывод

Фильм «Анора» не связан с политикой США и России и не символизирует потепление отношений, так как его содержание и цели лежат в плоскости социальной драмы, а не международной дипломатии. Но здесь есть важный момент, про который стоит упомянуть.

Само отсутствие в современном голливудском кино прямых антироссийских клише, может косвенно указывать на:

  • Снижение интереса США к теме России как «главного врага» (на первый план вышли Китай, Иран, особенно с приходом к власти Дональда Трампа);

  • Усталость западной аудитории от стереотипов холодной войны;

  • Смещение фокуса киноиндустрии на внутренние проблемы США (расизм, неравенство, климат и т.д.);

  • И как было отмечено, когда в столь сложный период на Западе выходит фильм с русскими героями, говорящими на русском, это много значит. С точки зрения кинематографа фильм оказался успешным и о российских актерах стали говорить во всем мире.

Культура нередко служила мостом между враждующими сторонами, смягчая противоречия и создавая пространство для диалога. Поэтому кино можно рассматривать как инструмент примирения.

Диалог США — Россия сегодня заморожен из-за многих проблем. Никакие культурные события, даже нашумевшие фильмы, не способны изменить это в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе культура смягчает образ так называемого «супостата». Поэтому в скором времени возможны потепления отношения между двумя странами и начало нового периода.



1. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина — М.: Институт социологии РАН, 2003. — 752 с.

2. Joseph S. Nye Jr. Soft Power: the Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся