«Анора» как признак «потепления» российско-американских отношений?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Фильм «Анора» стал настоящей сенсацией среди фильмов Голливуда. В период максимального «охлаждения» отношений между США и Россией выходит американский фильм с русскими актерами и русскими героями. В данном ключе необходимо ответить на вопрос, является ли фильм индикатором «потепления» политических отношений между двумя странами.
Влияние кино на политику является важной темой в рамках теории политики, поскольку кино, как форма массовой культуры, способно формировать общественное мнение, продвигать идеологию, конструировать политические нарративы и влиять на властные отношения. Это взаимодействие анализируется через призму нескольких ключевых концепций и теорий, подкрепленных академическими источниками. Здесь стоит ответить на вопрос, может ли данный фильм повлиять на политику между двумя странами?
Источник: www.kinopoisk.ru
Типы влияние кино
Можно выделить несколько теорий влияния кино на политические отношения.
1. Конструирование политических нарративов означает, что кино формирует представления о политических событиях и исторических процессах, создавая «символическую реальность». Теория фрейминга показывает, как фильмы задают рамки восприятия политических проблем[1]. Например, голливудские фильмы времен холодной войны демонизировали СССР.
2. Глобализация и концепция мягкой силы (soft power) рассматривает фильмы как инструмент «мягкой силы» в международной политике[2].
Таким образом с точки зрения политической теории кино не только отражает политические процессы, но и активно участвует в их формировании, выступая как инструмент гегемонии, сопротивления или дипломатии. Его влияние многомерно: от идеологической индоктринации до мобилизации гражданского общества.
Ключевые этапы политизации голливудских фильмов
Идеологическое противостояние между США и СССР начало отражаться в кинематографе в первой половине XX века. Позже, с началом холодной войны, роль кино на пропагандистском фронте стала определяющей. Давайте рассмотрим, как отношения между Россией и США повлияли на кинематограф обеих стран, и как кино помогло и подстегнуло в этом противостоянии.
Ниже в таблице соотнесены основные периоды в истории взаимоотношений СССР/России и США с выходами фильмов Голливуда, затрагивающих повестку двусторонних отношения.
Период | Контекст | Примеры фильмов | Итог |
Союзничество во Второй мировой войне | СССР и США — союзники. Голливуд создает героизированный образ СССР | «Миссия в Москву» (1943), «Северная звезда» (1943). | После 1945-го эти ленты подвергаются цензуре из-за начала холодной войны |
1950–1960-е, холодная война и раздутие из СССР образа врага | Маккартизм. Карибский кризис. Демонизация СССР | «Железная завеса» (1948), «Доктор Стрейнджлав» (1964). | Закрепление «красной угрозы» в массовом сознании у населения Запада |
1970-е: разрядка | Договоры ОСВ-1, космические проекты. | «Красная жара» (1984, отражение поздней разрядки). | Кратковременное смягчение образа СССР до войны в Афганистане |
1980-е: эпоха Рейгана | «Империя зла», гонка вооружений | «Рэмбо III» (1988), «Красный рассвет» (1984) | Итог: возврат к стереотипам |
1990-е: Постсоветская Россия | Распад СССР. Акцент на криминальные стереотипы | «Крепкий орешек 3» (1995), «Враг у ворот» (2001). | Россия — фон для мафии и коррупции, но не глобальный враг. |
2000–2010-е: Новая конфронтация | Владимир Путин, кибервойны, Украина. | «Солт» (2010), «Красный воробей» (2018). | Возрождение образа «русской угрозы» через гибридные войны |
2020-е: Современность | Украина, санкции. | «Анора» (2023), «Серый человек» (2022) | Голливуд избегает прямой пропаганды, но сохраняет критику Кремля |
Заметен общий тренд фильмографии США: от героизации к демонизации и обратно — кино отражает циклы политических отношений, усиливая стереотипы в моменты кризисов и смягчая их в периоды диалога.
«Анора» как начало периода «потепления»?
Говоря о фильме Шона Бейкера «Анора» стоит сказать, что он сразу привлек внимание общества. Социальная драма о нью-йоркской «неблагополучной» девушке, втянутой в отношения с сыном русского олигарха, исследует неравенство и иллюзии «американской мечты». Ш. Бейкер сохраняет фирменный стиль: натуралистичная съемка, непрофессиональные актеры и острый гуманизм.
К настоящему времени фильм уже получил такие награды как: Золотая пальмовая ветвь в Каннах, а 9 февраля фильм получил Премию Гильдии режиссеров США.
Фильм претендует на «Оскар-2025». Отдельно отмечен российский актер Юра Борисов — его номинация за роль второго плана стала исторической: в случае победы он станет первым россиянином с этой наградой.
Фильм не является прямым индикатором потепления политических отношений между США и Россией. Вот ключевые аргументы, объясняющие это:
1. Сюжет и тематика фильма
«Анора» фокусируется на социально-экономических проблемах современной Америки, а не на международной политике. Главная героиня — молодая женщина из рабочего класса, которая сталкивается с кризисом идентичности.
Отсутствие политического подтекста: в фильме нет упоминаний России, ее политики или отношений с США. Сюжет полностью сосредоточен на внутренних проблемах американского общества.
2. Контекст современных отношений США и России
На момент 2025 года отношения между странами остаются крайне напряженными из-за:
Конфликта в Украине и поддержки США Киева.
Санкций против России.
Культурный обмен между США и Россией почти прекратился: совместные проекты в кино заморожены, российские фильмы редко выходят в американский прокат, и наоборот.
3. Голливуд и образ России в 2020-е
Как было отмечено ранее, что современные голливудские фильмы, затрагивающие Россию, чаще всего сохраняют критический тон, но тут «Анора» не вписывается в этот тренд.
Почему кино влияет на политику?
Необходимо отметить, работа кино как элемента пропаганды является по нескольким причинам:
эмоции вместо идеологий: искусство и спорт обращаются к универсальным чувствам (любовь, страдание, радость), которые сложнее делить на «свои» и «чужие».
неформальные каналы: культурные проекты часто действуют вне официальной политики, что снижает уровень подозрительности.
образ «врага» становится человечнее: когда люди видят, что оппонент тоже плачет над фильмом или болеет за свою команду, стереотипы рушатся.
Таким образом вопрос о связи фильма «Анора» с геополитическими процессами, такими как гипотетическое потепление отношений США — Россия, требует четкого разделения культурного продукта и реальной политики.
Анализ фильма с точки зрения влияния на политику
Основная идея — критика общества потребления и исследование того, как деньги и власть деформируют человеческие отношения. Героиня, стремясь вырваться из бедности, сталкивается с циничным миром элит, где любовь и доверие становятся товаром.
«Анора» подчеркивает парадоксы современного капитализма, где даже бунт против системы может быть превращен в товар. Фильм балансирует между черной комедией и драмой, оставляя зрителя с чувством горькой иронии.
Как изображены Россия и русские в фильме?
Источник: rg.ru
1. Стереотипы и их деконструкция.
Персонаж Ивана и его семья олицетворяют типичный образ «русского олигарха» из 90-х — богатого, влиятельного, готового на любые сделки ради сохранения власти. Однако режиссер Шон Бейкер избегает плоских клише. Вместо «злодеев с акцентом» зритель видит сложных персонажей, чьи поступки продиктованы не только жадностью, но и страхом потерять контроль в мире, где деньги решают все.
2. Критика глобального капитализма.
Россия в фильме показана не как отдельная страна, а как часть транснациональной элиты, где границы стираются, а ценности сводятся к накоплению капитала. Иван — «гражданин мира», живущий в Нью-Йорке, но сохраняющий связи с российскими корнями. Это подчеркивает универсальность проблем: коррупция, эксплуатация, разрыв между классами существуют везде.
3. Культурные детали:
В фильме есть отсылки к русскому языку, где актеры говорят по-русски в некоторых сценах, что добавляет аутентичности.
4. Русские не как «другие»:
Бейкер уравнивает русских персонажей, их охранников — армян с американцами в их погоне за «мечтой». Иван, как и Анора, оказывается заложником системы, где любовь и доверие становятся разменной монетой. Это стирает границы между «востоком» и «западом», подчеркивая общность человеческих слабостей.
Если кратко: кино — это зеркало общества, но не рычаг мировой политики. Переоценивать его роль в контексте войны или дипломатии — ошибка.
Культура не заменяет политические решения. Однако она создает почву для диалога, когда прямые переговоры невозможны.
После положительных событий, связанных с фильмом «Анора» на Западе вновь появился интерес к теме России. Как было отмечено, роль Юры Борисова в фильме «Анора» стала одной из ключевых и привлекла внимание как критиков, так и зрителей. Он играет роль настоящего, честного и правильного парня. Таким у среднестатистического американца может оказаться образ русских.
Вывод
Фильм «Анора» не связан с политикой США и России и не символизирует потепление отношений, так как его содержание и цели лежат в плоскости социальной драмы, а не международной дипломатии. Но здесь есть важный момент, про который стоит упомянуть.
Само отсутствие в современном голливудском кино прямых антироссийских клише, может косвенно указывать на:
-
Снижение интереса США к теме России как «главного врага» (на первый план вышли Китай, Иран, особенно с приходом к власти Дональда Трампа);
-
Усталость западной аудитории от стереотипов холодной войны;
-
Смещение фокуса киноиндустрии на внутренние проблемы США (расизм, неравенство, климат и т.д.);
-
И как было отмечено, когда в столь сложный период на Западе выходит фильм с русскими героями, говорящими на русском, это много значит. С точки зрения кинематографа фильм оказался успешным и о российских актерах стали говорить во всем мире.
Культура нередко служила мостом между враждующими сторонами, смягчая противоречия и создавая пространство для диалога. Поэтому кино можно рассматривать как инструмент примирения.
Диалог США — Россия сегодня заморожен из-за многих проблем. Никакие культурные события, даже нашумевшие фильмы, не способны изменить это в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе культура смягчает образ так называемого «супостата». Поэтому в скором времени возможны потепления отношения между двумя странами и начало нового периода.
1. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина — М.: Институт социологии РАН, 2003. — 752 с.
2. Joseph S. Nye Jr. Soft Power: the Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004
Политолог, член Российской ассоциации политической науки
Блог: Блог Артема Абрамяна
Рейтинг: 0