Осуждение без молчания: санкционная политика Канады в отношении Китая
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Актуальность санкций Канады в отношении Китая обусловлена рядом факторов как в экономическом, так и в политическом измерениях. На сегодняшний день Китай является одним из наиболее значимых экономических партнеров Канады. Предполагаемые нарушения прав и свобод человека в Поднебесной могут привести к серьезным неблагоприятным последствиям для экономических и торговых отношений между двумя государствами. Кроме того, отношения между Канадой и Китаем в последние годы подверглись заметному ухудшению, что ставит под вопрос не только политическую сферу, но и экономическую взаимосвязь.
Источник: Macdonald-Laurier Institute
Применение ограничительных экономических мер со стороны Оттавы в отношении Пекина можно считать демонстрацией четкой позиции против нарушений прав человека и осуждением действий китайских властей, которые, по мнению ряда западных государств, приводят к ограничению прав и свобод граждан на территории КНР. Кроме того, данное решение значительно накаляет политическую атмосферу на международной арене, а также отправляет важный сигнал в адрес Пекина с требованием соблюдения международных норм и обязательств.
Тем не менее современные тенденции применения санкций как инструмента давления, застывшие отношения между Китаем и Канадой, а также дискуссии вокруг возможной военной поддержки России со стороны КНР заставляют уделять особое внимание данному вопросу.
Канада впервые ввела экономические санкции против Китайской Народной Республики после подавления студенческих протестов 1989 года на пекинской площади Тяньаньмэнь. Инициатором международного давления на Китай выступили власти США, а Канада в очередной раз прислушалась к Белому дому, полностью разделяя его позицию, и впервые в истории канадско-китайского сотрудничества прибегла к ограничительным экономическим мерам против Пекина. Однако впоследствии, несмотря на снятие большинства торговых рестрикций, ЕС, Канада и США по-прежнему сохраняют ограничения на торговлю оружием с Китаем.
Спустя три десятилетия отношения между крупнейшими экономически развитыми государствами Запада и Китайской Народной Республикой вновь перешли в фазу эскалации. Канадой были введены новые экономические и политические ограничения в отношении Поднебесной во второй раз в истории канадско-китайских отношений. Новые канадские ограничительные меры вступили в силу 22 марта 2021 года и первоначально были направлены против четырех китайских правительственных чиновников и одной китайской организации в ответ на “грубые и систематические нарушения прав человека в отношении уйгуров в северо-западном регионе Китая — Синьцзян-Уйгурском автономном районе”.
Одностороннее введение санкций со стороны Оттавы было воспринято Пекином как проявление недружественных шагов, усугубляющих двусторонние отношения. Реакция Китая оказалась зеркальной, так как спустя несколько дней Министерство иностранных дел КНР объявило о введении ответных мер в отношении подкомитета по правам человека Палаты представителей Канады. Более того, представители МИД Китая подчеркнули, что канадские санкции вводятся на основе слухов и дезинформации, что вызвало ответную реакцию Джастина Трюдо. В свою очередь, канадский премьер заявил, что санкционную политику Китая против парламентариев и институтов страны следует трактовать как нападение на ценности демократии.
«Санкционная полемика» между двумя государствами упирается в вопрос соблюдения прав человека, что автоматически превращает обе стороны в две параллельные прямые. Диаметральная противоположность в политических режимах напрямую отражается в заявлениях и действиях представителей государств. С одной стороны, Канаде выгодно поддерживать свой демократический имидж в глазах своих союзников через введение односторонних санкций против китайских официальных лиц, избегая масштабного применения экономических рестрикций в отношении государственных ведомств и китайских компаний. В 2021 году Китай занял второе место в рейтинге основных направлений экспорта товаров из Канады и направлений импорта товаров в Канаду. Следовательно, Китай является весомым торговым партнером Оттавы после Вашингтона, что ставит Канаду в экономически рискованное положение при принятии масштабных ограничений экономического характера против Поднебесной. С другой стороны, вводимые санкции не достигают политических целей, так как несут в себе сигнальный характер без активации системно значимых экономических рестрикций. Из этого усматривается неготовность канадской стороны жертвовать экономическим благосостоянием и высокими показателями товарооборота с Пекином из-за проблем, связанных с правами человека. Тем не менее это не останавливает канадскую власть в применении точечных санкций в отношении китайских компаний без провоцирования тотальной экономической войны.
Необходимо отметить, что особое внимание к Синьцзян-Уйгурскому автономному району Канада, как и все остальное международное сообщество, начала концентрировать в 2017 году, когда страна получила сведения о предполагаемых вопиющих нарушениях прав человека китайскими властями в отношении уйгуров и других мусульманских этнических меньшинств в регионе на основе их вероисповедания и этнической принадлежности. Позднее в открытый доступ начала просачиваться информация от журналистов и экспертов, а также правительственные документы и внутренние протоколы полиции Синьцзяна, которые, по мнению Запада, иллюстрировали систематическую кампанию репрессий против уйгуров и других мусульманских этнических меньшинств со стороны китайского правительства в СУАР.
Канада, США, Соединенное Королевство и ЕС обнаружили все большее количество доказательной базы, указывающей на то, что массовые произвольные задержания уйгуров и других мусульманских этнических меньшинств осуществляются центральными и региональными правительствами Коммунистической партии под предлогом борьбы с терроризмом и насильственным экстремизмом. Более того, демократические страны также получили информацию о том, что уйгуры и другие этнические меньшинства подвергаются пыткам или жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, или наказанию, обязательному патриотическому и культурному воспитанию, а также принудительному труду. По мнению европейских, американских и канадских политиков, по всему региону уйгурам и другим мусульманским этническим меньшинствам приходится сталкиваться с репрессивной физической и цифровой слежкой, которая включает в себя строгие ограничения на передвижение, принудительный сбор биометрических данных и принудительное полицейское наблюдение.
Канадское правительство постоянно выражало свою серьезную озабоченность ситуацией вокруг прав человека в СУАР, однако китайская сторона по сей день отрицает репрессивную политику в отношении уйгурского народа и отвергает любую ответственность за правонарушения. Министр иностранных дел Канады Марк Гарно1 заявил, что Канада при любых обстоятельствах присоединится к своим партнерам в призыве к правительству Китайской Народной Республики положить конец регулярной кампании репрессий против уйгуров и других этнических меньшинств, а также привлечь виновных к ответственности. Стоит отметить, что ещё в январе 2021 года Канада объявила, что в координации с Соединенным Королевством применит комплексный подход к защите прав человека, в частности, уйгуров на территории СУАР, включая меры по борьбе с принудительным трудом.
До определённого момента Оттава пыталась сопротивляться введению экономических санкций против Китая, в то время как её ближайший союзник, Вашингтон, уже активно практиковал свое внешнее давление в связи с нарушением прав человека на северо-западе Поднебесной и подавлением демократических выборов в Гонконге. Внутри самой Канады также существовали постоянные призывы к началу давления. Более того, была принята парламентская декларация, которая сочла происходящие события с уйгурами геноцидом.
В связи с вышеперечисленными событиями, Канада приняла решение ввести санкции против Синьцзянского производственно-строительного корпуса и четырех физических лиц, которые подпадают под действие канадского закона «Об особых экономических мерах» за их роль «в массовых произвольных задержаниях, пытках и бесчеловечном, унижающем обращении уйгуров и других мусульманских этнических меньшинств на территории Северо-Западного региона страны, что абсолютно равносильно участию в грубых и систематических нарушениях прав человека в регионе».
Важно отметить, что принятие решения ввести данные санкции в соответствии с канадским законом «Об особых экономических мерах», вместо того, чтобы добавить китайских лиц в список, составленный в соответствии с актом Магнитского2, как это было сделано в отношении иностранных лиц Саудовской Аравии, России, Венесуэлы, Южного Судана — неслучайность. Акт «Об особых экономических мерах» предоставляет широкие полномочия для применения санкций в отношении китайских должностных лиц, членов их семей, партнеров и организаций, которыми они владеют или контролируют. Данный закон также позволяет расширить санкции, включив в них более широкие меры против Китая или определенных секторов его экономики, включая запреты или ограничения на импорт и экспорт, приобретение или предоставление финансовых услуг, передачу технологий или осуществление инвестиций.
Несмотря на то, что последние канадские ограничения тесно связаны с санкционной политикой ЕС, Соединенного Королевства и США, они все равно представляют собой исторический шаг в политике санкций Канады, который отражает приверженность и радикальную готовность канадского правительства принять дальнейшие меры в ответ на нарушения прав человека в Китае.
Рассматривая санкции Канады в отношении Китая необходимо выделить случай, связанный с задержанием двух канадских граждан, Майкла Спавора и Майкла Коврига3, на территории КНР в 2018 году. Данный инцидент способствовал серьезному охлаждению канадско-китайских отношений и стал вытекающим последствием дипломатических трений, связанных с задержанием канадскими правоохранителями Мэн Ваньчжоу4, финансового директора компании «Huawei», которой грозила депортация в США из-за нарушения американских антииранских санкций. При этом китайское правительство настаивало на том, что арест граждан Канады не являлся ответной мерой, что, в свою очередь, вызывало большие сомнения у канадской стороны.
В ответ на действия Китая канадские парламентарии готовились выступить с инициативой о подготовке введения санкций против Пекина путем имплементации акта Магнитского в связи с очередным, по их мнению, нарушением прав человека. Стоит отметить, что заявления, прозвучавшие из стен Парламента Канады, спровоцировали незамедлительную реакцию китайского посла в Канаде Цун Пэйу, который пригрозил североамериканской стране «очень жесткими контрмерами». В дальнейшем премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что у Оттавы отсутствуют намерения санкционного характера в отношении китайских граждан.
Данный дипломатический конфликт подчеркнул неоднозначное положение Канады в вопросе применения санкций против Поднебесной. Вполне вероятно, что канадские дипломаты вели переговоры по дипломатическим каналам, пытаясь урегулировать этот вопрос без возникновения дополнительного накала и ухудшения двусторонних отношений. Однако фактический отказ канадских властей запустить правовую имплементацию акта Магнитского, в связи с задержанием и последующим арестом Майкла Спавора и Майкла Коврига, подтвердил нежелание демократической Оттавы вступать в жесткую конфронтацию с коммунистическим Китаем в период поиска решений по урегулированию международного скандала. Более того, описанный случай поставил под временное сомнение готовность Канады всецело и при любых возникающих обстоятельствах отстаивать права человека в Китае и наказывать за “несоблюдение фундаментальных демократических принципов”, опасаясь повторения случаев с задержанием своих граждан и возможного выставления ультиматумов со стороны Пекина по уже существующему делу.
Возросшее напряжение в двустороннем диалоге действительно вызвало у Канады опасения. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что Оттава не получила никакой практической поддержки от своего ключевого партнера – США. Госдепартамент заявлял о том, что Штаты поддерживают канадскую сторону, и призывал Пекин освободить канадских граждан, указывая на недопустимость использования необоснованных задержаний для шантажа Оттавы. Однако, за исключением призывов и дипломатической помощи, никаких практических шагов со стороны США не последовало. Вашингтон не стал применять санкции в отношении Поднебесной, несмотря на то, что причиной конфликта стали их собственные экстерриториальные меры.
Данный международный скандал поставил Оттаву в тупик: сотрудничая со своим ключевым союзником и выполняя свои обязательства Канада вступила в политическую баталию меж двух огней, совершенно случайно посягнув на интересы Китая. В 2021 году разрешению данного конфликта способствовало достижение договоренности по освобождению как гражданки КНР Мэн Ваньчжоу, так и обоих канадцев.
В январе 2021 года канадская сторона объявила о ряде мер в ответ на свою обеспокоенность сообщениями и доказательствами нарушений прав человека в СУАР. Например, МИД Канады (Global Affairs Canada) настоятельно рекомендовал предприятиям проявлять внимательность и проверять свои цепочки поставок, чтобы убедиться в том, что их деятельность не способствует нарушениям прав человека, будь то использование принудительного труда для производства продуктов, импортируемых в Канаду, или продажа технологий или услуг канадских предприятий, которые могут быть использованы для совершения нарушения демократических принципов. Канадские компании, которые прямо или косвенно получают товары из Синьцзян-Уйгурского автономного района, обязаны подписывать «Декларацию о добросовестности» при взаимодействии со Службой торговых комиссаров. Соответственно, введение целенаправленных экономических рестрикций — важный шаг, усиливающий юридические и деловые риски, с которыми сталкиваются компании, имеющие цепочки поставок и деловые отношения в СУАР.
После начала специальной военной операции России на территории Украины Канада стала одним из ключевых инициаторов масштабных ограничительных мер в отношении Москвы. Необходимо отметить, что в период продолжающейся санкционной войны коалиция западных государств неоднократно обращала свой взор и в сторону КНР, предостерегая Пекин от военной поддержки России, а также помощи в обходе экономических санкций. Следует признать, что китайские организации действительно выполняют требования европейского, канадского и американского законодательств, боясь попасть под действие вторичных санкций. Тем не менее Вашингтон продолжает обсуждать с союзниками введение санкций против Китая за помощь России, пытаясь заручиться поддержкой стран-участниц G7.
Можно утверждать, что Канада предпримет агрессивные экономические меры против Пекина лишь в том случае, если последний поможет Москве в сфере вооружения. При таких обстоятельствах Оттава с существенной вероятностью запустит и обратит свой санкционный механизм против Поднебесной, несмотря на наличие прочных торговых связей. Однако реакция Китая последует незамедлительно и жесткие не только симметричные, но и асимметричные ответы ознаменуют начало политической и экономической конфронтации КНР не только в отношениях с Канадой, но и с ее союзниками.
Таким образом, новые экономические санкции Оттавы в отношении Пекина сигнализируют о возможности расширения канадских ограничений в будущем. Несмотря на тесные экономические связи североамериканское государство по-прежнему имеет значительное количество разногласий в отношениях с китайской стороной, в частности, в политической среде. Канадское правительство настаивает на прекращении преследований уйгуров и других мусульманских этнических меньшинств, а также выражает полную солидарность с санкционными программами своих союзников, и продолжит делать все возможное для оказания давления на Пекин, если тот не перестанет игнорировать систематические нарушения международных конвенций по правам человека и нарушать западный режим санкций.
[1] Марк Гарно – канадский астронавт, инженер, политик, член Либеральной партии Канады, занимавший пост министра иностранных дел страны в период с января по октябрь 2021 года.
[2] Акт Магнитского (закон «О жертвах коррумпированных иностранных должностных лиц) был принят Парламентом Канады в 2017 году по аналогии с американским законом Магнитского от 2012 года.
[3] Граждане Канады обвинялись в совершении действий, представляющих угрозу национальной безопасности Китая.
[4] 1 декабря 2018 года в аэропорту канадского города Ванкувер была арестована финансовый директор и заместитель председателя совета директоров китайской компании по производству телекоммуникационного оборудования «Huawei» Мэн Ваньчжоу. Задержание произошло в транзитной зоне аэропорта при пересадке с самолета из Гонконга на рейс в Мексику. Причиной задержания стал отдельный запрос об экстрадиции прокуратуры Восточного округа Нью-Йорка в связи с обвинением Мэн Ваньчжоу в нарушении американских торговых санкций против Ирана.
Cтудент 4 курса факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра международных организаций и мировых политических процессов, стажёр РСМД
Блог: Блог Джамалудина Гусейханова
Рейтинг: 0