Эволюция и современные перспективы Сил специальных операций США
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Силы специальных операций (ССО) стараниями Голливуда стали своего рода «лицом» и визитной карточкой вооруженных сил США. Такие фильмы, как «Рэмбо», «Падение черного ястреба», «Цель номер один», и видеоигры, как Call of Duty, рисуют нам образ суперменов, которые в одиночку способны выполнять задачи повышенной сложности в любых условиях и тем самым демонстрировать превосходство США. В действительности ситуация намного более сложная, и ССО США знают как успехи, так и провалы.
Источник: Wikipedia
Сегодня ССО США являются крупнейшими в мире подразделениями подобного профиля. Насчитывающие по открытым источникам 70 тыс. военнослужащих действительной службы и гражданского персонала ССО США размещены в 138 странах мира и представляют собой разветвленную систему, которая подчиняется Командованию специальных операций, размещенному на территории базы ВВС «МакДилл» (г. Тампа, ш. Флорида). Командование в настоящее время осуществляет генерал Р. Томас.
ССО США прошли сложную и долгую эволюцию. Созданные в апреле 1952 г. данные структуры отвечали за подготовку повстанческого потенциала в странах Западной Европы. В период холодной войны американское военно-политическое руководство считало, что советская армия способна в течении короткого времени занять значительную территорию Западной Европы, и именно в этой обстановке должны были действовать подготовленные ранее американским спецназом силы. В частности, их задача заключалась в проведении диверсионных и подрывных мероприятий в тылу и на коммуникациях советских войск.
С течением времени круг задач ССО США менялся. Так, в период войны в Корее в начале 1950-х гг. американские специальные подразделения перешли к борьбе с повстанцами в тылу уже своих войск, то есть стали выполнять прямо противоположные функции в сравнении со своими изначальными задачами. Данная тенденция была сохранена и закреплена во время войны во Вьетнаме, где появилась модель подразделения ССО, которая напоминает современную структуру. В группы спецназа стали входить выходцы из разных родов и видов вооруженных сил США. Группы MAG-SOG (Special operation group), проводили операции по борьбе с партизанами в тылу американских войск, при этом особое значение уделялось так называемой «тропе Хо Ши Мина», по которой северовьетнамские войска получали поддержку.
Поражение США во Вьетнаме привело к серии реформ в американских вооруженных силах, которые затронули и систему ССО. В это время Соединенные Штаты в рамках политики «разрядки» пошли на подписание ряда соглашений с Советским Союзом и чрезвычайно неохотно применяли силу в решении вопросов обеспечения национальной безопасности. Конец 1970-х — начало 1980-х гг. для США сопровождался появлением новых вызовов и угроз в лице Исламской революции в Иране и Сандинистской революции в Никарагуа. При этом неуклюжие действия администрации Дж. Картера и провал операции «Орлиный коготь» по освобождению американских заложников, захваченных в Тегеране, привели к реорганизации системы ССО США. В этой связи 15 декабря 1980 г. было создано Совместное командование сил специальных операций США, которое осуществляло единое руководство и координацию деятельности всех специальных подразделений в национальных вооруженных силах. В период правления администрации Р. Рейгана Соединенные Штаты перешли к более конфронтационной политике и в рамках подхода по «силовому отбрасыванию коммунизма» американские ССО и их отставные сотрудники перешли к деятельной поддержке сил «контрас» в Никарагуа и моджахедов в Афганистане.
С окончанием холодной войны и распадом СССР, ССО США участвовали в ряде вооруженных конфликтов и стремились закрепить за Соединенными Штатами статус единственной сверхдержавы. В это время имели место примеры как эффективного применения ССО (война в Боснии, где американский спецназ готовил силы, противостоящие сербам, и участвовал в захвате сербского лидера генерала Р. Крстича), так и провалы (сражение в Могадишо в Сомали, где американцы потеряли 160 бойцов из состава ССО).
В целом период 1990-х гг. в американских интеллектуальных кругах, связанных с оборонной тематикой, господствовала концепция «конца истории», предложенная видным политологом Ф. Фукуямой. Данная концепция утверждала, что с распадом Советского Союза в мире утвердится американская либеральная модель построения общества и государства, которая окончательно закрепит гегемонию США [1]. Как показало время, ближе к истине оказался подход С. Хантингтона, который в своем труде «Столкновение цивилизаций» отмечал, что «универсалистские претензии Запада все чаще приводят к конфликтам с другими цивилизациями, наиболее серьезным — с исламом и Китаем» [2].
Первая война в Персидском заливе в 1991 г., в ходе которой ССО США занимались отслеживанием и уничтожением иракских пусковых установок «СКАД», и дальнейшее активное вовлечение США в проблематику Ближнего Востока окончательно подорвали положительный имидж Вашингтона, который существовал в мусульманском мире в период американской поддержки афганских моджахедов. Различные террористические организации, и прежде всего «Аль-Каида»*, стали видеть в США главного врага мусульман.
Как следствие, война США с международным терроризмом, начавшаяся после атак «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 г., трансформировала систему ССО под задачи борьбы с «сетевым» противником, который не имел четкой привязки к местности и делал ставку на ассиметричные методы борьбы. В этот период на первый план вышли так называемые рейдовые операции и целевые убийства, направленные на уничтожение лидеров террористических ячеек в глобальном масштабе. В рамках этой стратегии в ходе операции «Копье Нептуна» спецназом DEVGRU ССО США 2 мая 2011 г. в Абботтобаде был ликвидирован лидер «Аль-Кайды» У. бен Ладен. Примечательно, что программа целевых убийств, курируемая ЦРУ и ССО, достигла своего пика во время правления администрации Б. Обамы, который считался либералом и умеренным в вопросе применения силы.
Обострение экономических и этно-религиозных проблем на пространстве Большого Ближнего Востока, имевшее место в конце 2010-х гг., привело к протестным выступлениям в ряде стран региона. Потрясения так называемой «арабской весны» привели к началу гражданской войны в Ливии и Сирии. В рамках указанных конфликтов ССО США и стран союзников принимали участие в подготовке военного крыла аппозиционных сил. Так, в Ливии ССО стран НАТО проводили тактическую разведку и наводили авиацию союзников на ключевые «центры тяжести» армии М. Каддафи. В Сирии администрация Б. Обамы с самого начала столкнулась с деятельным противодействием со стороны Ирана попыткам американцев свергнуть правительство Б. Асада. Позднее к этому процессу подключилась и Россия, эффективные дипломатические (уничтожение химического оружия Сирии) и военные действия которой позволили избежать открытой военной интервенции Запада в эту страну.
Война в Сирии по своей сути является первым примером противостояния великих держав на современном этапе. Однополярный мир, ориентированный на подавляющую гегемонию США, прекратил свое существование. Эта тенденция подтвердилась во время крымских событий 2014 г., когда Россия четко заявила Западу о своих интересах и проявила готовность силой продвигать свои национальные интересы. С этого времени наблюдается трансформация американской внешнеполитической стратегии и ее ориентация на противоборство с конкурирующими державами в лице Китая, России и Ирана. В этой связи важнейшие доктринальные документы администрации Дж. Байдена подчеркивают, что для того, чтобы эффективно противодействовать конкурирующим державам, необходимо «модернизировать и укреплять Вооруженные силы США, с тем чтобы они были готовы к эпохе стратегической конкуренции».
В соответствии с этим подходом ССО США ориентированы на противодействие и сдерживание конкурирующих держав в глобальном масштабе. Выполнение этой задачи отражено в структуре ССО США, которая делится на:
• Южное командование специальных операций (SOCSOUTH), военно-воздушная база Хоумстед;
• Командование специальных операций в Африке (SOCAFRICA), Штутгарт, Германия;
• Европейское командование специальных операций (SOCEUR), Штутгарт, Германия;
• Центральное командование специальных операций (SOCCENT), база ВВС Макдилл, Флорида;
• Тихоокеанское командование специальных операций (SOCPAC), Кэмп-Смит;
• Командование специальных операций Кореи (SOCKOR), Кэмп Хамфрис, Республика Южная Корея;
• Командование специальных операций Северного командования США (SOCNORTH), база военно-воздушных сил Питерсон, Колорадо; поддерживает Северное командование США.
С началом российской СВО на Украине, ССО США активизировали свою деятельность, направленную на организацию противодействия российским вооруженным силам. Согласно данным издания ABC News, небольшая группа операторов ССО США базировалась в посольстве США в Киеве с самого начала конфликта. В задачи данной группы входила охрана американских дипломатов и разведывательная поддержка украинских ССО. В дальнейшем ССО США помимо оказания помощи в обучении и использовании американской военной техники и оборудования, отправляемого на Украину западными странами, перешли к консультированию ВСУ и их специальных компонентов в разработке операций. Несмотря на то, что официальные американские лица категорически отрицают присутствие и тем более участие в боевых действиях на Украине военнослужащих США, газета New York Times сообщала, что США опосредованно участвуют в данном конфликте. При поддержке своих союзников, Великобритании, Франции и Германии, американцы создали секретную систему по подготовке и обеспечению ВСУ. Определяющая роль в данном процессе отведена ССО США и союзников. Последние обучают украинских военнослужащих на территории стран НАТО.
Так, вскоре после начала СВО в феврале 2022 г. 10-я группа спецназа армии США, которая до этого обучала украинских коммандос на базе на западе страны, создала на территории Германии международную группу планирования для координации военной помощи украинским спецназовцам. Сейчас, по данным New York Times, в эту группу входит 20 стран. При этом управление действиями специальных подразделений ВСУ, ССО США и союзников осуществляют «из штабов в других частях страны или удаленно по зашифрованной связи».
Хотя правительство США не признает, что его силовые структуры в лице ЦРУ и ССО работают на Украине, их присутствие хорошо понимается Россией. В этой связи для России важно осознать значение ССО США как инструмента продвижения интересов Вашингтона ниже порога открытой войны в условиях разрастания противоборства между великими державами. Бесперспективность применения ОМП для ведения борьбы между ядерными державами предполагает скрытое использование силы и необходимость действовать в так называемых «серых зонах» между дипломатией и открытой военной деятельностью.
Усилия ССО США по поддержке ВСУ позволяют сделать вывод, что на данном этапе эта структура после долгого периода борьбы с сетевым противником пришла к своей традиционной деятельности в виде ведения противоборства с равными по силе конкурентами. При этом методы их деятельности обширны и входят в диапазон от прокси-войн до проведения информационных и психологических операций. Таким образом, изучение развития ССО США, способных действовать скрытно, приобретает первостепенное значение для отечественной научной и военной доктрины.
* Организация признана террористической и запрещена на территории РФ.
1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: Астрель, 2005.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2015. С. 14.
К. ист. н., Старший научный сотрудник Отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН им. академика Г. А. Арбатова
Блог: Блог Демокрита Заманапулова
Рейтинг: 0