Пробуждение силы. Что почитать об ИГИЛ, исламизме и Ближнем Востоке
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Арабская зима близко, Машрик и Магриб уже давно не сходят с экранов телевизоров, и о том, что там сегодня происходит, не пишет разве что ленивый. Среди жанров лидирует малая проза – научные статьи то бишь, а вот полномасштабных эпических сочинений, увы, не так и много. Растерянность, вызванная в стане политологов и журналистов разрозненными сводками с фронтов, - это та болезнь, которая поражает арабистику в критические моменты истории. Прошел 2015 год, а книг об ИГИЛ написано поразительно мало. В этом заключается одна из причин успеха работы М. Вайса и Х. Хасана «Исламское государство. Армия террора»(2015) – первой здравой, полной, целостной и органичной книги об ИГИЛ, переведенной на русский язык. Но прежде чем рассказывать, чем так выделяется это исследование и почему всем международникам нужно обязательно его прочитать, поговорим немного о критериях оценки «хороших» книг и вспомним еще одну очень и очень достойную работу об исламизме – «Джихад. Экспансия и закат исламизма» Ж. Кепеля.
Работы французских арабистов вообще часто написаны с большим пониманием проблемы, как будто их авторы не один год прожили среди бедуинов. Заверяем речевым штампом: своей знаковой работой, впервые изданной в 2000 году на французском языке, Жиль Кепель опередил эпоху. Автор перешагнул барьер культурных и религиозных различий и показал европейскому читателю джихад с другой стороны: не варварским средневековым атавизмом, а жизнеспособной революционной стратегией борьбы (недаром же на первых порах иранские коммунисты были заодно со сторонниками аятоллы Хомейни).
Многие авторы работ по исламизму пускаются в подробный разбор всех идеологических тонкостей, забывая при этом, что никакая надстройка не продержится без базиса и что на одних красивых лозунгах у власти не продержишься. Вряд ли джихад как лозунг сработал бы без плана конкретных действий (например, создания бесплатных школ и проведения благотворительных программ для наиболее нуждающихся). Жиль Кепель в мельчайших деталях расписывает по всем статьям положение классов и грамотно расставляет акценты, представляя программы политических сил. В итоге становится понятно, почему, например, вроде бы прогрессивное студенчество в Египте при Садате не оценило демократию западного типа. Более или менее эффективную альтернативу могла представить разве что модель «мусульманской демократии» в Малайзии, но, размышляя о ее перспективности, Жиль Кепель склоняется к отрицательному прогнозу.
«Остается лишь гадать, поможет ли катаклизм, обрушившийся на Америку 11 сентября 2001 года, придать угасающему исламистском движению «второе дыхание», – с тревогой писал в предисловии к русскому изданию книги автор, прежде уверенно констатировавший закат исламизма. В начале 2016 года его тревожное предчувствие оказывается сбывшимся прорицанием.
Исламское движение действительно получило «второе дыхание» – мир столкнулся с ИГИЛ и новой волной терроризма. «Ну сколько можно! Что на этот раз?» - стало опять удивляться мировое сообщество и нервно поглядывать на сообщество научное в поисках ответа. Свой вариант ответа дали М. Вайс и Х. Хасан (за что им спасибо): новое – это хорошо забытое старое. Загляните в прошлое, чтобы разобраться в настоящем.
Складывая в целостную картину отдельные факты, М. Вайс и Х. Хасан ведут расследование разразившейся ближневосточной игры престолов от лица аутсайдера. Российский читатель расширит эрудицию и познакомится с «новыми» персонажами ближневосточной политики – салафитами, йезидами и прочими фэнтазийными акторами. Только вот на международную арену эти «новые» акторы вышли уже давно, а в кругозор общественности вошли недавно.
Нарушенный баланс сил между шиитами и суннитами + плачевные последствия дебаасификации, проведенной американцами, + вековые раздоры между вождями и главарями, для которых в споре все средства хороши, – в результате любой каприз за ваши деньги выполняет независимая армия террора, благо что есть кого в нее вербовать. Рассказывая многочисленные истории молодых людей, поступивших на службу ИГИЛ, авторы исследуют их мотивацию и убеждения, из чего следует грустный вывод: у всех этих молодых людей не было будущего ни при каком из существовавших раскладов. Так что сила ИГИЛ не только в идеологии (это к вопросу о государственности: у ИГИЛ, в отличие от многих признанных государств, идеология есть), но и в общности судеб представителей арабского «потерянного поколения».
Цитируя слова и поступки лидеров движения, М. Вайс и Х. Хасан наглядно демонстрируют, как появившиеся посреди грязи сильная воля и харизма привлекали на сторону ИГИЛ другие джихадистские организации, а порой и местных жителей занятых территорий. Подобно большинству работ американских авторов по международным отношениям, «Исламское государство. Армия террора» напичкана проамериканской идеологией и рекламой демократических ценностей, но в отличие от многих других исследований, написанных куда более нейтральным тоном, его авторы удержались от соблазна демонизации врага и честно рассказали о некоторых (весьма относительных) его успехах. Отряхнув прах прошлого с ног, ИГИЛовцы строили новый мир и пытались установить некоторый порядок (по своим представлениям, разумеется). Многим жителям, уставшим от беспорядков, даже такой порядок был по душе.
Книга заканчивается самым острым на сегодняшний день ближневосточным вопросом: «Сколько еще просуществует армия террора? Ответа на этот вопрос не знает никто». Но вернемся к другому вопросу, более простому, – к критериям оценки «хороших» книг о Ближнем Востоке, да и не только о нем. Ж. Кепель, М. Вайс и Х. Хасан прочувствовали судьбы народов, зарождение и логику исламистской мысли и передали читателям атмосферу, в которой эта мысль родилась и развивалась. А еще они ответили на самый главный вопрос: в чем секрет успеха исламизма? Потому что эта идеология до сих пор остается самой революционной и действенной, и ее сторонники доказали способность необратимо, кардинально менять мир и создавать новый.