Горизонт Евразии

Art-right – новая перспектива для искусства и политики

26 июня 2017
Распечатать

Особая взаимосвязь политики и искусства не нуждается в доказательствах, а в сегодняшнюю эпоху гибридных войн у нее появляются новые аспекты.

На Западе произошел правый поворот, и, хотя далеко не во всех странах к власти пришли или увеличили свое политическое представительство те, кого называют ультраправыми, евроскептиками, националистами, популистами и т.д., речь идет о долгосрочном тренде, который будет определять повестку ближайших десятилетий. Заявило о себе новое правое сообщество, находящееся за рамками политических структур: альтернативные правые (alt-right), получившие известность во время президентской кампании Трампа и в определенной степени ответственные за его победу – это уже не только американский феномен. Движение, идеологически основанное на трудах европейских «новых правых» философов, находит все больше сторонников по ту сторону Атлантики. Терминология может варьироваться, но очевидно, что alt-right, true-right, real right, идентитаристы находятся в одном спектре западного общества, критически настроенного не только к либерализму и глобализму, но и старому системному консерватизму. Alt-right в широком его понимании – носит черты уже переставшей быть маргинальной субкультуры, и находит свое отражение во всех сферах жизни общества – от уличной активности (идентитаристы) до мозговых центров Белого дома (Стив Бэннон), от сетевых мемов (лягушонок Пепе) до философских трудов, которые способны осилить единицы (Arktos Media и Washington Summit Publishers). В этом ряду более чем уместным было бы появление alt-right альтернативы современному искусству, с тревожным постоянством ставящему под сомнение традиционные ценности и саму суть человеческой натуры. Такое искусство могло бы стать отличным флагманом для продвижения новых правых, воплощая сильные визуальные образы и узнаваемый стиль. Однако пока условный alt-right art еще только ищет формы существования. Всему свое время, но дискуссия о нем не преждевременна.

Шоу, но не искусство

Конечно, неверно заявлять о том, что современное искусство полностью исключено из внимания альтернативных правых. Если забить в поисковике Google «alt-right+art», то в первых строчках результатов поиска обнаружатся ссылки на арт-шоу, которые проходили в поддержку Трампа в США и в Великобритании и ожидаемо провоцировали широкий резонанс в СМИ и возмущение общественности. С точки зрения пиара они стали удачей, но качество представленного искусства остается под большим вопросом.

Принты Маркуса Эпштейна на выставке #DaddyWillSaveUs

Фото: Gaby Del Valle/ Gothamist

Название первой выставки в поддержку Дональда Трампа, которая с помпой состоялась в нью-йоркских Бруклине и Манхэттене - #DaddyWillSaveUs, а слоган – предсказуемо – «Make Art Great Again». Гвоздем программы стал перформанс еще не ставшего на тот момент изгоем Майло Яннопулоса в ванне, заполненной свиной кровью, на стене рядом с которой были приклеены черно-белые фотографии тех, кто, как указывалось, был убит мигрантами. Зрители отмечали, что перформанс был все же не об исламизации, терроризме или искусстве, а только о самом Майло.

Также на выставке были представлены игральные карты Джастина и Ника Годески, изображающие Дональда Трампа, Тилу Текилу, Алекса Джонса и других персонажей американской правой сцены; фотосерия Луциана Винтрича «Twinks For Trump», посвященная поддержавшим будущего президента представителям ЛГБТ-сообщества; портреты Джорджа Вашингтона в кепке «Make America Great Again» Маркуса Эпштейна и другие подобные произведения.

Аналогичная экспозиция, открывшаяся сразу после избрания Трампа в лондонской галерее LD50, cопровождалась сетевой кампанией «Shut Down LD50» и митингами активистов. Посетители выставки могли оценить принты с твитами альтернативных правых, выгравированные изображения лягушонка Пепе, диаграммы, иллюстрирующие связи ультра-правых движений и картонную фигуру Дональда Трампа, заявленного в числе участников.

Фото: LD50 Gallery

Таким образом, содержательно эти выставки не являлись альтернативой либеральному модернизму и не отличались от обычных выставок современного искусства, критикуемого alt-right ресурсами. Принцип «бей врага его же оружием» может работать на первых порах, но для дальнейших действий троллинга и иронии постмодерна недостаточно, нужны свои собственные инструменты.

В мае на главном ресурсе движения Altright.com была опубликована статья, обличающая творчество Жана-Мишеля Баския и современное искусство в целом.

Автор выразил возмущение тем, что стоимость картин известного аморальным образом жизни Баския, которые может нарисовать и ребенок, перевалила за 100 млн долларов. Увы, критика современного искусства нередко превращает спикера в обывателя, впервые увидевшего «Черный квадрат» в музее. К творчеству Баския можно относиться по-разному, но в данной ситуации, увы, не он является корнем зла, хотя в целом доводы статьи были очень по существу. Современное искусство действительно зачастую создается без особых усилий и напрочь лишено красоты, духовности и смысла, не представляет реальной ценности, а его рыночная стоимость – продукт заговора галеристов и коллекционеров. Наконец, мировой либерализм без стеснения использует современное искусство для распространения своих идей и уничтожения традиционной культуры. В заключительной части данной статьи содержался призыв создать «свое собственное искусство», самим определять свою культуру и то, «кто мы есть». Но пока ничего, кроме разбрызгивания свиной крови в белых кубах галерей и тиражирования мемов с лягушонком Пепе, американская правая арт-сцена не предлагает, по крайней мере, в публичном поле.

На этом фоне символичным стал снос памятников героев Конфедерации, являющихся предметами монументального искусства и частью национального достояния США. Поводом для демонтажа четырех монументов 80-х годов XIX века, в числе которых были памятники генералу Роберту Ли и президенту Конфедерации Джефферсону Дэвису в Новом Орлеане, стали расовые конфликты, и демонстрации противников сноса не смогли изменить ситуацию.

Эпоха постмодерна, постправды, пост-всего характеризуется и отсутствием героев, и популярной становится точка зрения, что проще отказаться от своей истории и культуры, нежели принимать их вместе со всеми противоречиями и спорными моментами.

Поиск идентичности в прошлом

Особый подход у движения идентитаристов, среди которых много как сторонников alt-right, так и тех, кто не до конца разделяет их взгляды. В соответствии со своим названием, идентитаристы выбирают в качестве символов cопротивления памятники античности и другие более поздние архетипические образы европейской культуры. Так, группа Identity Evropa использует изображения Давида Микеланджело с надписью «Let’s Become Great Again» на своих постерах, распространяемых в городах США. Античная архитектура и скульптура часто появляются на идентитаристских видео вместе с призывами вспомнить свои корни, также часто можно наблюдать языческие и народные мотивы. В сочетании с цифровыми эффектами и модными шрифтами это определенно сильный запоминающийся ход.

https://twitter.com/IdentityEvropa/

Римская империя, погибшая под натиском варваров - довольно печальная аналогия для Европы, исторические параллели с сегодняшним миграционным кризисом довольно очевидны. Хорошо известно и то, что сегодня происходит на Ближнем Востоке с античным наследием, которое показательно на камеры уничтожают исламисты. Как реконструкторы не могут быть реальными воинами, так и возрождение традиции и постоянная апелляция к ней в ситуации невозможности ее защитить не приведет никуда.

Отдельного упоминания стоит использование в одном из подобных роликов картины советского художника Константина Васильева, который в 60-е годы в поселке под Казанью творил на темы былин и мифов, и никак не подозревал, какая судьба ждет его работы спустя полвека. Возможно, эта странная связь и есть ключ к будущему правому трансконтинентальному искусству.

Скриншот: Youtube/Red Ice TV

Сделаем искусство снова великим

Ключевые фигуры alt-right открыто заявляют о потенциальной роли движения в объединении США, Европы и России. И искусство здесь может стать полем совместного сопряжения сил, опережая политическую повестку, допуская смыслы и образы, время для которых в реальности еще не пришло.

По ряду причин в России раньше, чем на Западе, начали складываться предпосылки для формирования нового правого искусства, приходящего на смену прозападной культурной экспансии 90-х и постмодернистской вседозволенности 00-х. С учетом особенностей нашего государственного устройства оно априрори носит номенклатурный характер. Переформатирование сферы современного искусства осуществляется с учреждением структур, имеющими четко делегированные государством цели и полномочия и ставящие во главу угла провластный курс, православие и традиционные ценности - Фонд развития современного искусства, Русский Художественный союз. В своей деятельности они делают упор на перековку старых кадров и наследие консервативной школы, восходящей к петербургской Новой академии. Молодежные же правые арт-практики пока остаются прерогативой пост-«нашистких» движений, таких как проект «Сеть», и представляют собой продукт невысокого качества, вызывающий у целевой аудитории 15-35 лет чаще всего отторжение или что еще хуже равнодушие . Между тем, в подвальных помещениях по личной инициативе и на частные средства организуются выставки авторов, которые переосмысляют наследие традиционной русской культуры и определяют свой стиль как актуальный консерватизм.

Таким образом, пока нет речи ни о системной работе, ни о сформировавшемся новом художественном направлении, и все происходящее остается в сфере внутренней политики. Вместе с тем, уже можно дать определение тому, каким должно быть альтернативное правое современное искусство – прекрасная форма в сочетании с мощной идеологической составляющей, переосмысление традиций античного, классического, народного, при неизменном уважении к ним, ультрасовременные инструменты производства и презентации, активное продвижение в сети и cпособность быть понятным на любом языке.

Еще рано говорить о геополитической оси от Владивостока до Аляски через Атлантический океан, но как говорилось выше, искусство может идти впереди политики. Несмотря на всю разницу культурного восприятия, государственной и социальной архитектуры, и Россия, и США – являются частью единой европейской цивилизации, существование которой сегодня оказалось под большим вопросом. Уничтожение памяти о прошлом лишает будущего, а в настоящем то, что носит название современного, должно олицетворять истинные ценности и продолжать традиции, а не быть симулякром, каким является «современное искусство».

Петр Скляр "Дерево сильно корнями!"

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся