Норма как угроза
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
О сложных взаимоотношениях альтернативных правых, мейстримных медиа и модной индустрии
Августовские события в Шарлоттсвиле и Беркли вызвали мощное возмущение информационного поля, в центре которого оказались альтернативные правые. Многочисленные СМИ склоняли термин «alt-right» направо и направо, и любая реплика по теме вне зависимости от ее качественного и идеологического содержания тонула в 24-часовом потоке телеэфиров и самообновляющихся новостных лент. Несмотря на огромное количество упоминаний, как таковых знаний об альтернативных правых больше не стало, и вместе с тем они получили окончательное признание как общественно-политическое явление. Вопрос годичной давности о реальности движения, ехидно задаваемый некоторыми журналистами, более не актуален. Сетевое стало уличным. Означает это и то, что в сознании масс сложился определенный образ alt-right, и, конечно, это клише, среднее арифметическое, основанное в первую очередь на внешних показателях.
Сегодня уже можно нагуглить десятки публикаций, рассказывающих любопытствующему обывателю о том, что едят, слушают и носят альтернативные правые. Современные медиа стараются вписать каждое новое явление в рамки привычной схемы потребления. Стиль альтернативных правых стал поводом для дискуссии, модели и бренды, которые они выбирают, не просто обсуждают, а осуждают – без особых на то оснований. Но, пожалуй, самой раздражающей чертой стиля alt-right стали не красные кепки, «фашистские» стрижки или определенные логотипы, а их обескураживающая «нормальность».
Должно ли это удивлять в эпоху пост-всего, уравнительного норм-кора, когда мода перестала быть диктатом, и доступность любого товара позволяет перевоплотиться в кого угодно, хоть в «ультраправого», руководствуясь заботливо составленными кем-то и опубликованными в открытом доступе руководствами. Благодаря соцсетям, можно узнать практически все о своем собеседнике, и уже отпала необходимость заявлять о своих политических взглядах или социальной принадлежности при помощи внешности. Речь о другом: стиль альтернативных правых вскрывает отношение западного мира к норме как таковой и к тому, что считается проявлением крайностей.
Make America Great Again Hat
Разговор все же стоит начать с раздражающих глаза и задевающих чувства определенной категории граждан вещей–маркеров, выбираемых альтернативными правыми. Некоторые из тематических порталов имеют онлайн-магазины, где можно приобрести нехитрый alt-right мерч – футболки и худи с неполиткорректными лозунгами: антилиберальными, антифеминистическими, антимигрантскими и так далее. Вряд ли здесь можно говорить о моде как таковой, это обычное явление, свойственное любой субкультуре или группе любителей чего бы то ни было.
Фото www.aliexpress.com
/>
Иное дело MAGA hat - красная кепка с надписью «Make America Great Again», ставшая не просто символом предвыборной кампании Дональда Трампа, но и по-настоящему культовой вещью и уже частью истории. Разумеется, ее ношение не является особой привилегией alt-right, но стало неотъемлемой частью их образа. MAGA hat доступна на официальном сайте Дональда Трампа и стоит 25 долларов CША. Если же нужен более экономичный и необязательно оригинальный вариант, «proudly made in USA», как всегда на помощь приходит Aliexpress. Здесь узнаваемый головной убор обойдется уже всего в 150-200 рублей, есть даже зимний вариант - бини, более подходящий для северных широт, которым не может похвастаться магазин Трампа. Если закрыть глаза на финансовые убытки, массовое изготовление в Китае дешевых копий - большой комплимент первоисточнику. Стоит подчеркнуть, красная кепка - не только дань политической моде, это серьезное заявление, требующее понимания возможных последствий. Известны случаи, когда противники Трампа атаковали умеренных сторонников Трампа лишь за то, что на них были MAGA hats.
Если же переходить на личности, то главный кандидат на титул фэшн-иконы альт-райтов - эпатажный Майло Яннопулос. Еще будучи редактором Breitbart, Майло мог без тени стеснения расписывать на страницах изданиях свои луки с указанием цен. Например, вот так.
Хотя альт-райт отмежевались от Майло после того, как тот фактически одобрил педофилию, сегодня он и то, что на нем надето по-прежнему ассоциируется с движением. Не так давно Яннопулос поставил в неудобное положение бренд уличной одежды Supreme, появившись на одном из выступлений в худи с принтом флага США. Тиражирование государственного флага не редкость для товаров американских производителей, и надо отдать им должное - мягкая сила в действии. Но в этом случае сочетание цветов, звезд и полосок и личности стали поводом для рассуждений о том, что, что крайне правые могут превращать модную одежду в политический стейтмент, а символы патриотизма в оружие.
В похожей ситуации ранее оказывались New Balance и Fred Perry. Год назад вице-президент компании Balance поздравил Дональда Трампа с победой на президентских выборах, чем заслужил похвалу главного редактора заблокированного ресурса The Daily Stormer Эндрю Энглин. « Я фанат Nike. Вернее, был им. Настало время поддержать New Balance. Их храбрый поступок только что сделал их официальным брендом Революции Трампа», — констатировал Эндрю Энглин. New Balancе поспешили официально заявить, что нетерпимо относятся к любым проявлениям расизма и ненависти, но без потерь все же не обошлось, нежеланный титул "The Official Shoes of White People» спровоцировал противников нового президента массово сжигать, топить и выбрасывать кроссовки NB. В свою очередь, бренду Fred Perry, в последние годы уходившему от ассоциации со скинхедами и футбольными фанатами, пришлось открещиваться от поддержки идей группы Proud Boy, которым полюбились их черные поло с желтыми деталями.
Накал страстей в обществе такой, что порой дело доходит полного абсурда: фэшн-гиганту Zara было достаточно разместить на юбке нашивку, напоминающую любимца alt-right лягушонка Пепе, чтобы вызвать гнев пользователей сети, заподозривших бренд в симпатиях к ультраправым идеям и даже сравнивших изображение земноводного со свастикой.
Фото: www.zara.com
/>
Больше, чем белое поло
Когда альтернативные правые из виртуальных сообществ вышли на улицы, главное недоумение и негодование мейнстримных медиа вызвала «нормальность» их облика – сидящие по фигуре джинсы или брюки цвета хаки, рубашки на пуговицах, стрижка high and tight, популярная в американской армии. Как отмечали наблюдатели, участники факельного шествия в Шарлоттсвиле выглядели так как будто закупились на обычной распродаже в Gap. Разумеется, alt-right были бы более удобным объектом для демонизации, если бы они были облачены в белые балахоны и колпаки или, например, носили тяжелые ботинки и подтяжки, а на лбу у них были выколоты свастики.
Этот сдержанный стиль в прессе назвали «пугающим камуфляжем», а а самих альтернативных правых «волками в овечьих шкурах». Подобное ранее происходило и в отношении европейских идентитаристов, которых окрестили «волками в узких джинсах», намекая на то, что они, на первый взгляд, ничем отличаются от обычных хипстеров - очки, аккуратные бороды и жесткая антииммигрантская риторика. Роберт Тимм, пресс-секретарь Идентитаристского движения в Берлине и Бранденбурге так комментировал подобные заявления: «Людей шокирует, что мы выглядим как обычные люди, и при этом у нас правые взгляды, но на самом деле это всего лишь проявление здравого смысла».
Особое внимание досталось белому поло, ставшему униформой Марша «Объединенных правых» (Unite the Right rally ). Опаcностям нового прочтения модной классики в таком контексте посвящены целые статьи в серьезных изданиях. В образе марширующих в Шарлоттсвиле увидели и подражание Дональду Трампу, который был запечатлен в похожем аутфите за игрой в гольф.
Белое поло продавалось и на уже упомянутом The Daily Stormer под названием European Brotherhood polo shirt, но его можно найти как в масcмаркете, так и среди премиальных линеек, эта модель имеет множество реминисценций в истории моды, спорта, культуры, и вот сегодня его восприятие стало исключительно политизированным. Возможно, дело в цвете, отношению к которому вышло за рамки художественного восприятия и целиком зависит от актуального представления о политкорректности. Активисты 4chan лишь подливают масла в огонь троллингом - «It's okay to be white» (Быть белым — нормально»). Белое поло – это и оппозиция леворадикальным анархистам, одетым в черное с головы до ног, и в определенном смысле символ объединения правых в Шарлоттсвиле.
Вещи в культуре и отношение к ним - внешнее свидетельство процессов происходящих внутри общества. Одной из предпосылок появления альтернативных правых стало искажение и отказ от традиционных норм в пользу идеологии либерализма и глобализма. И тот факт, что alt-right по сути отказывается в праве выглядеть как обычные американцы или выбирать популярные бренды, избежав при этом обвинений в попытках эксплуатации своего облика в политических целях, еще одно свидетельство того, что примирение двух частей расколотых штатов Америки вряд ли наступит в ближайшем будущем.
Evelyn Hockstein/The Washington Post