Горизонт Евразии

Уход в Лес. Личный опыт внутренней эмиграции. Письмо из Выборга

15 декабря 2022
Распечатать

Уход в Лес у каждого свой. Осознанный шаг или словно наваждение; план, который вынашивался годами, или поспешное бегство; долгий поход или краткосрочное приключение.

Предисловие. Релокация vs внутренняя эмиграция

Ре-ло-ка-ци-я — этот термин в последние месяцы расширил свой смысл и вытеснил более привычное слуху «эмиграция». Как правило, подобное решение не является собственноличным. Релоканты идут или даже бегут под влиянием внешних (и довольно драматических) факторов, почти всегда за кем-то и от чего-то, но редко к кому-то и для чего-то.

Альтернатива релокации — внутренняя эмиграция, уход от общественно-политической жизни, пассивный протест, добровольное сложение своих полномочий как гражданина, попытка виртуального выхода из системы. Идеальной средой обитания здесь становится любая противоположность мегаполиса — малые города, поселки городского типа, сёла-деревни, уединенный хутор.

Миграция в том или ином виде — многогранный процесс, связанный с географией, экологией, биологией, теорией эволюции, и особенно любопытный с точки зрения геополитических, социокультурных, экономических аспектов. Внутренняя эмиграция — это возможность нивелировать различия и противоречия между жителями как отдельно взятой страны, так и разных государств. Индивидуальный жест человека, вызвавший цепную реакцию и многократно повторенный другими, способен в перспективе менять облик не только больших городов, но и целых стран и континентов.

Ниже — не только череда умозаключений на основе информации из открытых источников, наблюдений и конкретных примеров, но и личный опыт. После десятилетия достаточно благополучной жизни в Москве наша ячейка общества перебралась в город Выборг (фин. Viipuri), абсолютно европейский город со средневековым прошлым, сложной историей, расположенный в Ленинградской области у самой российско-финской границы. О тех обстоятельствах, которые привели к такому решению, о бэкграунде дня сегодняшнего и немного о перспективе рассказывает это эссе.

forest1.jpg

В её глазах (2021, сериал)

Начало. Пандемия

Пандемия Сovid-19 беспрецедентна не столько по реальной угрозе для человечества (на этот счет все еще идут споры), сколько по длительности и масштабу ограничений, которые коснулись практически каждого. Особенно обесценилась жизнь в больших городах. Все те блага, которыми, не задумываясь об их эфемерности, пользовались их жители — развитая система общественного транспорта, разнообразные культурно-массовые мероприятия, огромное количество социальных связей, офисные опенспейсы, городские пространства и шоппинг-моллы, прочие променады и атриумы — оказались недосягаемы. Сначала элементарно закрыты для посещения, потом доступны с рядом условий: наличие СИЗ, отсутствие симптомов, соблюдение социальной дистанции и, в завершающей стадии — заветный qr-код. Право свободно перемещаться, дышать полной грудью, не думая о риске заражения, стало роскошью и залогом сохранения физического и ментального здоровья, спровоцировав отток определенной части городского населения. Тому благоприятствовал удаленный режим работы, веяние нового времени. Границы между рабочим и личным временем, между местом работы и средой обитания потеряли свои очертания.

Эрнст Юнгер, которого нельзя не упомянуть, приходит к следующим выводам в своем эссе «Уход в Лес» (М.: Ад Маргинем Пресс, 2021): «Когда Корабль погибает, его аптечка тонет вместе с ним. И тогда все зависит от других вещей, например, от того, может ли человек выдержать несколько часов в ледяной воде. Многократно привитая, чистоплотная, приученная к лекарствам команда с высоким средним возрастом имеет меньшие шансы чем та, которая всего этого лишена. Минимальная смертность в мирные времена не является критерием подлинного здоровья; она может внезапно, в одну ночь, обернуться своей полной противоположностью. Вполне возможно, она сама еще породит неизвестные доселе эпидемии. Тело народов стало уязвимым для болезней».

Было бы опрометчиво сравнивать высказывание Юнгера с доводами движения антиваксеров. Метафора гораздо шире и выходит за рамки частного мнения о фармакологических заговорах и о том, что лучше — естественный или искусственный иммунитет. Современное государство, заботливое и надзирающее, создало для своих граждан идеально комфортные безопасные условия, которые сделали их уязвимыми в условиях реальной угрозы, за пределами привычной уютной системы. Следовательно и само государство стало уязвимым.

Кризис перепотребления

Хэл Фостер в книге «Дизайн и преступление (и другие диатрибы)» (М.: V-А-С Press, 2014) в свою очередь цитирует «Гид по Гарвардской школе дизайна» Рема Колхаса:

«Гид описывает шопинг как паразитический организм, настолько успешный, что в итоге он сам превратился в хозяина. Книга начинается словами: ''Пожалуй, шопинг последняя из оставшихся форм социальной активности. При помощи целой артиллерии становящихся все более хищническими форм шопинг колонизировал — и даже заменил — практически каждый аспект городской жизни. Исторические городские центры, пригороды, улицы, а теперь еще и ж/д станции, музеи, больницы, школы, интернет и даже армия сегодня все они формируются механизмами и пространствами шоппинга. Церкви подражают торговым центрам, чтобы привлечь верующих. Аэропорты приносят огромные прибыли обращая путешественников в потребителей. Чтобы выжить музеи также обращаются к шопингу. Традиционный европейский город, когда-то пытавшийся сопротивляться шопингу, сегодня превратился в орудие американского консьюмеризма. Супермаркеты все больше начинают управлять движением внутри города''».

Формула «мир как супермаркет» достигает апогея своего абсурда в начале XXI века, в период пандемии коронавируса вовсе теряет смысл, и с улучшением эпидемиологической обстановки не обретает его заново. Практически те же ограничения — закрытие магазинов и отмены авиарейсов по принципу домино — мы увидели весной 2022 года в России. И пандемия, и специальная военная операция (если быть аккуратным, ответная реакция мира) привели к существенному сокращению трансграничной торговли и переосмыслению философии глобального консьюмеризма. Разумное потребление, рост ресейл-платформ, фудшеринг, прочий апсайклинг были лишь первыми робкими ласточками. Шоппинг как способ убийства времени и ресурса был переоценен, хотя заполнить образовавшийся вакуум оказалось под силу далеко не всем, особенно обитателям мегаполисов.

Переходя на частности, в Выборге магазины работают с перерывом на обед, нередко открыты до 17-18 часов вечера, воскресенье и вовсе может быть выходным по графику. Круглосуточная торговля отсутствует в принципе, и здесь предложение следует за спросом. Уход крупных брендов не изменил цикл потребления выборжан. Однодневные распродажи «в связи с ликвидацией» или выставки шуб в городском ДК проходят с прежней регулярностью. Закрытие границ и осложнение отношений на треке Россия — ЕС, конечно, существенно уменьшили торговый оборот с соседней Финляндией, но не прекратили его полностью. «Санкционка» и легендарный финский Fairy все еще в наличии, хотя и немного дороже.

forest2.jpg

Бартелеми Ловернь. Виипури. 1842–1852

Город и село

Резкая смена города на сельскую глушь, больше того — частный дом без удобств видится довольно отчаянным шагом. Неизбежными результатами станут поочередно разрушение привычного образа жизни, переоценка ценностей, новое мировоззрение. Мегалополисы стали благодатной почвой для почкования надстроечных квазибизнесов и услуг, сомнительных продуктов, выходящих далеко за границы базовой пирамиды потребностей. В более суровых условиях круг интересов сужается до масштабов этой самой пирамиды, а обеспечение потребностей поглощает избыток свободного времени, подаренный техническим прогрессом и ростом сферы нематериального производства.

Так, переехав в период турбулентности в старинную финскую усадьбу в выборгском районе молодая женщина, свободная от брачных связей, чайлд-фри, веган, с симпатиями к феминизму и далее по списку, скоро поймет для чего традиционно нужна была большая семья. Речь о постоянной сменяемости поколений, непрерывности технологического цикла внутри домовладения, когда каждый вносит посильный вклад для выживания себя и близких. Появятся невообразимые ранее трудности — недоступность привычной продуктовой корзины, отсутствие готовой «здоровой» еды «на вынос», не говоря о круглосуточной доставке, техническая невозможность сортировать мусор — один общий контейнер на 1 кв. км, необходимость самостоятельно обеспечивать отопление (колоть дрова) и горячую воду (топить баню). При этом подобная жизнь может в большей степени отвечать принципам заботы об окружающей среде и нахождения в гармонии с природой, нежели предыдущий conscious living.

Если для кого-то Уход в Лес переживается как попытка возвращения к крестьянским корням или возрождения дворянско-усадебной культуры, то мой выбор Выборга как потомка монгольских кочевников — опыт освоения новых земель. И, что для меня очень важно — подразумевает отказ от порой утомительного, но все еще привлекательного мегаполиса, но не от городского образа жизни. Выборгский замок, который в ясную погоду и светлое время суток я могу наблюдать из окна своей квартиры, — явственное напоминание о том, что городской традиции на этой земле сотни и сотни лет и далеко не каждый населенный пункт, обозначенный на карте литерой «г.», может похвастаться тем же.

forest3.jpg

Дарья Андреева, из личного архива

Знаки прошлого

Основанный в 1293 году шведскими рыцарями Выборг за свою многовековую историю был частью Швеции, Российской Империи, Финляндии, Советского Союза и Российской Федерации, пережил советско-финские войны и Великую Отечественную в ХХ веке. Территория исторического спора — как правило, мина замедленного действия, а периферийные регионы зачастую имеют более интенсивные связи с соседними государствами, нежели с федеральным центром. Однако сепаратистские тенденции в Выборге не сильны, как и в целом протестные настроения. Нацарапанная на стене надпись «Выборг не Россия» — скорее философское наблюдение в духе «Россия для грустных», нежели политический лозунг. Возрождение и популяризация финской культуры проходит довольно вяло в стиле «хюгге» и прочего «калсарикяннит» (фин. «напиваться в исподнем»). Более активных действий со стороны Финляндии инструментами мягкой силы пока не наблюдается.

Добавлю, что на Карельском перешейке до сих пор сильна память о войнах, почва буквально нашпигована металлическим останками: каски, гильзы, неразорвавшиеся снаряды, поисковые отряды постоянно проводят рейды и перезахоронения. Даже простая прогулка бодрым шагом по лесополосе или беглый скроллинг местных новостей дадут представление о том, насколько богат здешний культурный слой и насколько масштабны были зона боевых действий и потери живой силы и техники. Но разве кто-то когда учился на ошибках прошлого?

Аспекты безопасности

В лихолетье выбор места для жизни имеет ключевое значение. Уход в Лес ради того или иного представления о safe place таит в себе свои опасности.

Совсем не обязательно посреди сибирской тайги, иногда всего в несколько сотнях метров от окраинного жилого комплекса реально наступить на змею, возможно, ядовитую, а также встретить других не менее опасных диких зверей. При этом, абориген не разделит восторга горожанина при виде лося или лисы и желания немедленно потянуться за мобильным и выложить фото в публичный аккаунт.

Юваль Ной Харари, рассуждая о социальных сетях, подчеркивает какой непозволительной роскошью стала для нас невнимательность: «В прошлом люди не могли позволить себе такую невнимательность. Древним собирателям всегда приходилось быть начеку. Бродя по лесу в поисках грибов, они высматривали на земле характерные бугорки, они прислушивались к малейшему движения в траве, чтобы понять, не прячется ли там змея. Найдя гриб, они должны были очень внимательно разглядеть: съедобный или ядовитый. Члены современных благополучных сообществ не нуждаются в подобной внимательности, мы бродим среди полок супермаркета, одновременно отправляя сообщения со смартфона и покупаем тысячи видов продуктов, одобренных системой здравоохранения» (Цит. по «21 урок для XXI века», М:. Синдбад, 2019).

В то же время в городской среде внимательным приходится быть к вещам иного порядка. Речь об угрозах не только техногенного, но и идеолого-политического характера. Так, дикое животное, не знающее правил дорожного движения, рискует быть сбитым автомобилем, а «один пропущенный террорист может стоить вам жизни». Международный терроризм в самых его радикальных формах четко дал понять, что поле боя может развернуться внутри страны, жертвами могут стать гражданские, а вычислить противника и место будущего удара чрезвычайно сложно. Выход лишь в тотальной всеобщей бдительности. К сожалению, проблема терроризма сохраняется в новом обличии, а гремучая смесь пропаганды и конспирологии, фейков и сухих сводок спецслужб искажает призму восприятия обычного человека. В результате, бытовые инциденты воспринимаются как теракты, а реальные диверсии как преступная халатность.

В общественном транспорте, курсирующем между Выборгом и Санкт-Петербургом звучит новая мантра — уже не про Сovid-19: «С сохраняющейся опасностью диверсионно-террористических мероприятий обращайте внимание на забытые вещи» и это добавляет остросюжетности в ежедневную рутину. Городская агломерация — идеальная мишень с точки зрения наибольшего количества жертв и медийного резонанса, и одновременно именно здесь на каждом шагу службы и системы безопасности, камеры наблюдения, металлоискатели и сканеры. Технические средства для тотальной слежки — привилегия властей современных мегаполисов. Большой город = «большой брат», большая безопасность обеспечивается большим контролем.

Уход в Лес — это еще и один из способов уйти от обязательства отдавать свой долг государству, обеспечивающего своих граждан бесплатным образованием и медициной, социальными льготами и прочими гарантиями, в том числе, упомянутыми выше. Рейды в общественном транспорте и отслеживание уклонистов при помощи систем распознавания лиц происходили в городах-миллионниках, в них же закономерно был наиболее высокий уровень панических настроений, хотя масштабы частичной мобилизации в регионах, надо полагать, вполне сопоставимы. Многим знакома медийная история про айтишника, который поселился в лесном массиве на дереве, оборудовал себе офис в палатке, чтобы «переждать неблагоприятные времена».

Другой яркий сюжет в духе meanwhile in Russia из карельской деревни Шелтозеро, мобилизационные действия в которой провалились по причине отсутствия местных жителей, те ушли в лес по ягоды — и более архетипического занятия, чем сбор дикоросов, кажется, не придумать.

Рассматривая вероятности ядерного удара, военной интервенции или диверсий в пятикилометровой полосе, сложно судить, станет ли преимуществом или, наоборот, близость Выборга к европейской границе. Случиться может все, что угодно и где угодно, и благодаря новым медиа и пабликам в соцсетях, узнать об этом будет слишком легко — достаточно одного уведомления/свайпа/клика.

Разнообразны сценарии ядерной войны, о которой снова говорят почти всерьез — от взвешенных прогнозов think tanks до страшилок на Пикабу, и если наложить их один на другой, живого места на теле страны-континента не останется.

Бесспорно, большие города располагают всеми ресурсами для оказания помощи массово пострадавшим гражданам, а в деревнях и в мирное время фельдшера не дождешься, в случае «апокалипсиса» они могут стать зонами отчуждения, почти как в фильмах ужасов-антиутопиях. Города по умолчанию оснащены системой защитных сооружений — подземка, подвальные помещения. И можно легко вообразить себе урбан-проект по созданию комфортной городской среды на площади бомбоубежищ, в новой реальности оснащенных зонами для отдыха, кофе-станциями, wi-fi и usb-разъемами, или даже тематические бомбоубежища по примеру московских тематических поездов метро.

forest4.jpg

***

У кого же больше шансов на выживание в случае развития самых негативных сценариев — у крупных комьюнити или отколовшихся одиночек? Этот вопрос остается открытым в условиях тотальной непрогнозируемости происходящего и отсутствия прозрачных правил «игры». В условном Лесу можно обнаружить себя выжившим, когда «завтра кто-то, вернувшись домой, застанет в руинах свои города», но выживать — «следить за собой» придется исключительно самостоятельно, один на один с изменившим свой облик миром.

Благо, даже в сложившихся обстоятельствах право выбора образа жизни все еще сохраняется за индивидуумом. Идеальное комбо — опыт существования в мегаполисе (не только в благополучные периоды, но и чрезвычайные) + навыки практического выживания вдали от общества, в диких условиях.

Универсальный и бесценный набор знаний — определять стороны света по мху и считывать карту метрополитена с десятками линий и пересадочных узлов, ориентироваться по звездам и выбирать оптимальные маршруты при помощи алгоритмов Google, разводить костер без помощи спичек и оплачивать счет за газ по qr-коду, сохранять разнообразие социальных связей и с легкостью обходиться без них, комфортно чувствовать себя в информационном вакууме без подключения к Интернету и быстро находить нужную информацию, выделив ее из массы фейк-ньюс и прочей постправды, умение наблюдать и хранить молчание, способность формулировать мысли и при помощи эффективных каналов делиться ими и собственным опытом, в конце концов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся