Размышления над «Теорией дрона» из московского окна
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Рыцарь: Это телу моему страшно, а сам я не боюсь.
Фильм «Седьмая печать», режиссер Ингмар Бергман
В уютных местах, в тихие часы порой ожидают провоцирующие на размышления и тексты открытия. Так и случилось: воскресным утром после занятия йогой в реновированном с иголочки культурном пространстве Москвы мне попалась на глаза «Теория дрона» Грегора Шамаю (Теория дрона. Шамаю Г., Ad Marginem, 2020).
Книга, получившая заслуженное признание и переведенная на множество языков, увы, не затрагивает главу новейшей истории, что разворачивается на наших глазах. Политические мотивы тут ни при чем, дело в таймлайне — работа Шамаю увидела свет в
«Дроны действительно обращают в камень. Они сеют массовый террор, направленный на население в целом», констатирует автор «Теории дрона».
Утверждение жуткое, но уже не ужасающее. Дроны кардинальным образом повлияли на характер ведения боевых действий. Если сначала на щит поднимался лозунг об их точности и гуманности, скоро стало очевидно — жертвы среди гражданского населения неизбежны. Случайны они или злонамеренны — лишь вопрос угла зрения сторон. Сегодня беспилотники — это в том числе орудие для уничтожения гражданской инфраструктуры и запугивания мирных жителей за пределами зон БД.
— «ПВО РФ за сутки сбила 5 ракет ATACMS и 46 беспилотников ВСУ — сводка Минобороны РФ за 28 апреля 2024 г.»
Подобные сводки атак БПЛА на регионы Российской Федерации, среди которых порой и удаленные от границ Татарстан и Саратовская область, стали привычным ингредиентом порции утренних новостей. Что не означает отсутствие страха перед ними у обывателя. Телу всегда страшно, если ему что-то может угрожать. Природа соцсети эфемерна, но и иронична: вирусное видео семилетней давности «Попытка похищения землянина» не кажется таким забавным. На кадрах бродяга, едва ли в адекватном состоянии, отбивающий при помощи воображаемого оружия воображаемые же атаки квадрокоптера с камерой, которая безжалостно фиксирует этот фарс. Тревожный обыватель с горечью узнает в нем себя. Пользователи сети так описывают свои ночные кошмары, напоминающие римейк сериала «Черное зеркало»:
«...как будто бы дронизация конфликта вышла за все возможные пределы, и исчезла нормальная жизнь всех гражданских. Выход из дома, твои перемещения в окне, перебежки до других мест как будто постоянно пасут враждебные квадрокоптеры, от которых надо все время затемняться, маскироваться, не быть видным через окно».
В одном из московских офисов среди прочей оргтехники затесался детектор беспилотных летательных аппаратов «Булат». Вот он издает сигнал, на дисплее высвечивается аббревиатура «DJI» — название производителя обнаруженного аппарата, который используется не для атаки, а для аэросъемок. Принимая правила тактической игры, смотрим в окно в бинокль поверх крыш домов. Радиус действия «Булата» — полтора километра и информации о точном местоположении гипотетической угрозы он не даст, взамен предлагая общую информированность о ее наличии и тревожную
«Во многих отношениях дрон с помощью технологий стремится стать своеобразным воплощением фантазии о божественном оке», — замечает Грегуар Шамаю в главе «Надзирать и уничтожать».
Всевидящее око оказалось не более чем техническим изобретением. В полевых условиях можно попробовать скрыться от его пристального взгляда при помощи «плащей-невидимок», защищающих от дронов с тепловизионными камерами. Ассоциации с тем самым сказочным плащом логична, но обстоятельства сложно назвать сказочными. Так и средства радиоэлектронной борьбы наши предки наделили бы магической силой.
Дроны становятся невидимыми в буквальном смысле: китайский военпром апроприирует разработки США, заявляя об испытаниях невидимого для ПВО дрона-аналога американских RQ-1 Predator и MQ-9 Reaper с применением технологий малозаметности «стелс».
От постоянного наблюдения и возможного наказания, гнева небес не уйти ни на земле, ни в воде, ни под землей, ни одна из стихий не даст ощущения безопасности. Многообразие видов дронов, как и живых существ, велико: воздушные, подводные, наземные и подземные. Подземные имеют мало общего с червями из блокбастеров «Дюна» или «Дрожь земли», их применяют для перемещения в шахтах и туннелях и иных замкнутых пространствах. Один из примеров — созданные Израилем дроны с гиперспектральными камерами для навигации в огромной
Этимология дрона все же отсылает к летающим созданиям — насекомым и хищным птицам. «Drone» — англ. «трутень», самец пчелы, безобидное насекомое, лишенное жала, и одновременно назойливый монотонный звук, им издаваемый. Сегодня БПЛА называют «птичками» не только на жаргоне, среди официальных названий моделей — sky hawk, hawk (англ. ястреб) или просто predator — хищник, очевидно, хищная птица.
«Едва пробило полночь, прилетел сокол, ударился об ковёр и обернулся добрым молодцом», — популярный троп из русской народной сказки.
С той оговоркой, что метаморфозы человеческого тела не происходит, сознание словно перемещается в летательный аппарат. Здесь будет ближе легенда об ирландских оборотнях «wolfwalkers», гласящая о том, как души заколдованных людей покидают тело во время сна, превращаясь в волков. При желании можно сделать внушительную подборку традиционных сказок, фантастических сценариев, интерпретирующих ту же идею. Главное правило безопасности: душа не должна заблудиться. Беспилотный означает бестелесный, но бездушный. Хотя вопрос о посттравматическом стрессовом расстройстве операторов БПЛА остается дискуссионным, в силу отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью.
В 1964 г. инженер Джон В. Кларк, вероятно, впервые подробно описал преимущества беспилотного аппарата: тело остается на безопасном расстоянии, в то время как сознание переносится в управляемый механизм — единственный элемент, подвергаемый риску. Словосочетание «дрон-камикадзе» звучит как оксюморон, речь идет об аппарате. В то же время японские пилоты в определенной степени предвосхитили дроны в своей бескомпромиссной смертоносности. Среди других преимуществ дронов — в теории сколь угодно малый размер, неограниченный габаритами человеческого тела. В перспективе и микроскопические боевые единицы, похожие на опасных насекомых. Отмечается, что в случае массированного одновременного применения роя дронов средства противодействия могут оказаться недостаточно эффективны.
В древних священных писаниях всегда можно разглядеть знакомые аллюзии и сбывшиеся предсказания, стоит подложить под страницы фолиантов современную картинку и ключевые точки мистическим образом совпадут. Атаки дронов в разных точках земного шара — не те ли самые египетские казни: огненный град, мошки, песьи мухи, саранча, сеющие смерть с небес? И началась очередная (ибо мы давно сбились со счета) казнь...
— В ночь на 14 апреля 2024 г. Иран впервые в истории открыто атаковал Израиль, запустив по нему сотни ракет и беспилотников.
Утренняя перекличка в мессенджере с друзьями-релокантами. Уикенд не омрачен, все расслаблены, легкое удивление при чтении новостей, происходящих в режиме реального времени, повода для беспокойства нет: дроны «нестрашные», скорость их невелика и их успевают поразить прежде, чем вечеринка придет к завершению. Просто помни, где ближайшее убежище и собери тревожный чемоданчик на всякий случай. Мы здесь и сейчас живем в немногим отличающейся реальности, которая умело притворяется прежней, а может и остается ей с некоторыми поправками. Функционеры на местах действуют по-своему, законодательно вытесняя дроны из публичного поля и массового сознания.
— 22 апреля 2024 г. власти Санкт-Петербурга обнародовали проект постановления, запрещающего распространение любой информации в том числе фото и видеоинформации о последствиях применения беспилотников. В марте аналогичный запрет ввели власти Ленинградской и Курской областей.
Логика конспирации понятна, формулировка табу не нова — в любом пантеоне или тотемном бестиарии всегда отведено особое место тому, кого нельзя изображать и называть по имени.
Мегаполис в эти дни — мой Лес, пространство, чтобы часами блуждать и заблуждаться. Хотя Готем-Сити не менее опасен, чем лес дикий, среди суетливых теней, в бесчувственной толпе забываешь о смертности всего живого и бесконечном колесе Сансары. Неизбежность умирания скрывается черными мешками, перечеркивается дисклеймерами, размывается blur’ом на фотографиях с мест происшествий.
Генри Дэвид Торо в своем знаковом романе «Уолден, или Жизнь в лесу» отдает должное природе:
«На пути к моему дому лежала дохлая лошадь, и я иногда далеко обходил это место; но я видел в ней доказательство неистребимого аппетита и несокрушимого здоровья Природы, и это меня утешало. Меня радует, что Природа настолько богата жизнью, что может жертвовать мириадами живых существ и дает им истреблять друг друга: сколько нежных созданий она преспокойно перемалывает в своих жерновах — головастиков, проглоченных цаплями, черепах и жаб, раздавленных на дорогах; бывает даже, что проливается дождь из живых существ. При таком обилии случайностей мы должны понять, как мало следует придавать им значения. Мудрецу весь мир представляется непорочным. Яд, в сущности, не ядовит, и ни одна рана не смертельна. Сочувствие — весьма слабая позиция. Оно должно быть действенным. Шаблоны в нем нетерпимы.»
Генри Дэвид Торо. Уолден, или Жизнь в лесу. Пер. З. Александрова. М., «Наука», 1979.
Путь развития любого организма — бурный и жадный рост, пик формы, постепенное одряхление или болезнь, умирание, разложение и, наконец, исчезновение с лица Земли. К тому же, кажется, стремится и человеческая цивилизация, создавая все более совершенные средства поражения и истребления.
Иронично: в наши дни уход в Лес от дронизации общества уже не выход. Бердвотчинг или поход за первоцветами этой весной в стиле киберпанк:
— «В Подмосковных лесах обнаружили около десятка беспилотников после таяния снега. Скорее всего, эти „птички“ были подавлены средствами радиоэлектронной борьбы сообщили в управлении региональной безопасности Московской области.»
Вести себя с обнаруженным аппаратом следует практически как и с диким зверем: ретироваться на безопасное расстояние и ни в коем случае не пытаться потрогать, взять в руки или что-нибудь кинуть в него.
Символический нарратив о дроне испокон веков был вшит в архаику подсознания, события самой новейшей истории деконструировали этот миф и породили новый, органично вписывающийся в городскую среду и меняющий принцип взаимодействия с живой природой. Вывод неутешительный: технический прогресс, способный воплотить в жизнь чудо, зачастую превращает его в нечто чудовищное, наивные фантазии и мечты человечества оборачиваются кошмаром, пусть и повседневным, а от сказочного остается одна хтонь.
Иллюстрации медиахудожника Yoshi Sodeoka https://linktr.ee/yoshisodeoka