Понятие «Русский мир» (в сфере российско-украинских отношений) в контексте Концепции внешней политики Российской Федерации
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В связи с резко обострившейся геополитической и геоэкономической ситуацией в мире на первое место во внешне- и внутриполитических стратегиях государств вышло геостратегическое понятие «национальные интересы» (поскольку в суровых реалиях глобализации данное понятие теряет свой смысл в контексте узкокорпоративных интересов транснациональных корпораций).
Источник: Unsplash
Национальные интересы Российской Федерации в контексте внешнеполитической деятельности находят свое отражение в таких доктринальных документах, как Концепция внешней политики Российской Федерации (далее — Концепция) и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия).
Так, 31 марта 2023 г. впервые в тексте Концепции принято понятие Русского мира как культурно-цивилизационной общности, имеющей более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности.
Также в тексте Концепции приняты понятия «Исламский мир» и «дружественная исламская цивилизация». Автор настоящей статьи в своем материале «Проблема “Русского мира”: теория и историография» определяет «Русский мир» как культурно-исторический центр российской цивилизации.
Требуется сразу заметить, что до сих пор в академической науке нет окончательного определения понятия «Русский мир».
Об актуальности принятия такого определения президент Российской Федерации Владимир Путин заявил еще на Всемирном конгрессе соотечественников в 2001 г.: «Десятки миллионов людей, говорящих, думающих, а, может быть — что еще важнее, — чувствующих по‑русски, проживают за пределами Российской Федерации».
Дело в том, что по состоянию на 1991 год население всех республик СССР составляло 293 млн. Вследствие распада Советского Союза в странах ближнего зарубежья оказались 144 млн российских соотечественников и 25 миллионов представителей русской диаспоры. Поэтому, например, исторически сложившиеся родственные, экономические, культурные, идеологические, геополитические (и многие другие) связи между Россией и Украиной оказывают определяющее влияние на сферу защиты национальных интересов Российской Федерации, равно как и аналогичных интересов Украины — поскольку российско-украинские отношения имеют исторически глобальный характер. Ведь, русский и украинский народы (равно как и белорусский народ) имеют общие исторические корни со времен Древнерусского государства и составляют ядро Русского мира как такового (по сути, так называемый русский геостратегический «Хартленд»).
В контексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации защита интересов Русского мира представлена тем, что в 20 пункте 100 статьи Стратегии сказано, что «укрепление братских связей между русским, белорусским и украинским народами» — одна из целей внешней политики Российской Федерации для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепления национальной безопасности, упрочения позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира.
Необходимо заметить, что такое укрепление российско-украинских связей невыгодно Западному миру и особенно США, в стратегии национальной безопасности которых российская внешняя политика определяется как представляющая опасность американским национальным интересам.
Закономерно, что российскую цивилизацию, русский народ, русскую диаспору (наибольшая часть которой проживает в юго-восточных регионах Украины), российских соотечественников и сторонников России в странах мира доктор исторических наук Московского государственного университета имени Ломоносова Вячеслав Никонов определяет составляющими единое целое в определении понятия Русского мира, говоря, что «Русский мир полиэтничен, поликонфессионален и полисемантичен».
В условиях разворачивающегося российско-западного противостояния Стратегия национальной безопасности Украины определяет Россию как угрозу своей национальной безопасности, утверждая, что «на национальном уровне Российская Федерация остается военным противником Украины».
С точки зрения культурно-исторического единства русского и украинского народов в контексте понятия Русского мира, такая антироссийская позиция Украины является исторически суицидальной, что выгодно бенефициариям такого ракурса в лице стран НАТО. Российско-украинское (равно как и российско-белорусское и белорусско-украинское единство) — это основание ядра Русского мира как такового. Разумеется, что Соединенным Штатам такое единство Русского мира более чем невыгодно в силу того, что оно восстанавливает предпосылки для возрождения экономической и военно-политической мощи Российской Федерации на исторических примерах Древнерусского государства, Русского Царства, Российской империи, Советского Союза.
Поэтому понятие Русского мира (в сфере российско-украинских отношений) в контексте Концепции внешней политики Российской Федерации является базисом и фундаментом для защиты национальных интересов России в условиях глобализации и набирающей обороты так называемой новой холодной войны (одной из «горячих точек» которой является российско-украинское противостояние).
С целью усугубления раскола Русского мира в контексте российско-украинских отношений Западный мир всячески провоцирует дальнейший процесс «переписывания» истории.
Поэтому одной из целей СВО — денацификация, которая составляет основу победы над противником, поскольку идеологическая составляющая в военном деле исторически является основанием для того, чтобы противник не сопротивлялся, а добровольно сделал осознанный выбор в сторону союзных отношений с российской стороной.
Об идеологической составляющей, как определяющей, говорит также профессор Российской Академии Наук Леонид Фишман в научной статье «Идеология и Победа» (грант «Идеологические регуляторы в обеспечении общественного согласия и национальной безопасности в Российской Федерации: возможности и риски»).
Особенно денацификация относится к сфере «переписывания» истории, поскольку история в этом смысле стала политическим и геополитическим оружием. По сути, Запад с помощью «переписывания» украинской истории спровоцировал российско-украинский вооружённый конфликт. Это говорит о том, что историческая наука относится к сфере стратегии национальной безопасности. Поэтому изучение истории от школы до Академии Наук должно быть не только объективно с точки зрения научных законов, но и не нарушать основы национальной безопасности государства и общества.
Раскол культурно-исторической общности Русского мира в контексте российско-украинского конфликта также происходит в религиозной сфере (раскол между Русской Православной Церковью и Украинской Православной Церковью), научной сфере («переписывание» истории на академическом уровне), культурной сфере, а также наблюдается в межличностных отношениях между русскими и украинцами, родственных отношениях (миллионы людей имеют, например, русского отца и украинскую мать и наоборот).
В этом смысле российско-украинский конфликт имеет глобальный характер, характеризующий собой раскол Русского мира. В контексте политической сферы общества данный конфликт представляет собой противоречие между политическими элитами России и Украины. В контексте экономической сферы общества российско-украинский конфликт представляет собой всесторонний разрыв экономических отношений между Россией и Украиной. Например, в связи с прекращением военно-технических отношений между Россией и Украиной в сфере продолжения создания модификаций ядерной ракеты Р-36М2 «Воевода» производство Россия перенесла на свою территорию.
В контексте Концепции внешней политики Российской Федерации раскол общности Русского мира представлен тем, что вследствие продолжающейся с 20 февраля 2014 года (государственный переворот в Киеве) гражданской войны на Украине и начала Специальной военной операции России на Украине русскоязычные военнослужащие в большинстве своём насильно мобилизованные с украинской стороны и российские военнослужащие с российской стороны участвуют в братоубийственной (с точки зрения Русского мира) войне. Именно на данный факт обратил внимание в своей речи президент России Владимир Путин: «И то, что сейчас происходит, — это огромная трагедия, похожая на гражданскую войну между братьями, когда братья оказались по разные стороны».
Также в тексте Концепции внешней политики есть понятие «Исламский мир», на что обращает внимание директор Института международных отношений и управления МГИМО МИД России Александр Бобров в своей статье «Концепция внешней политики России 2023: стратегия многополярного мира»: «Так, до 2023 г. не использовалось понятие «Исламский мир» и «Евразийский континент» как отдельные региональные направления внешней политики России».
Крайняя необходимость таких культурно-исторических понятий (Русский мир, Исламский мир, Западный мир) обусловлены тем, что в настоящее время в мире происходит так называемая новая холодная война, имеющая гибридный характер (война, происходящая на всех фронтах).
Например, военный фронт — это российско-украинский вооружённый конфликт; идеологический фронт — это информационный фронт (в частности, историческая наука); экономический фронт — это санкционный режим; социально-экономический фронт — это уровень жизни населения и т.д.
Наиболее важным из данных фронтов является исторический, поскольку в постиндустриальном обществе информация правит миром. И, опираясь на исторический опыт, население делает выбор в пользу той или иной политической силы, реализующей те или иные социально-экономические программы, от которых зависит уровень жизни населения. Уровень жизни также зависит от демографической составляющей и здесь главную роль имеет демографический уровень русскоязычного населения, который и является той самой культурно-исторической общностью Русского мира. Поэтому от единства Русского мира зависит не только судьба российско-украинских отношений, но и уровень жизни русскоязычного населения России как государствообразующего народа. О государствообразующей роли русскоязычного населения России (входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации) гласит статья 68 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, понятие Русского мира (в сфере российско-украинских отношений) в контексте Концепции внешней политики Российской Федерации впервые определено в законодательной практике и это говорит о прогрессе в сфере защиты национальных интересов государствообразующего русскоязычного народа России в международных отношениях.