Совершенствование сотрудничества США и России в области политики безопасности и обороны
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Внешнеполитические отношения Российской Федерации и Соединенных Штатов, на протяжении всей истории их существования, являлись объектом пристального наблюдения со стороны мирового сообщества. C середины ХХ века от действий главных акторов биполярной системы зависели международная безопасность и стратегическая стабильность. Между странами складывались непростые отношения, иногда казалось, что вот-вот может начаться Третья мировая война. И все же, за каждым этапом ухудшения следовала определенная политическая «разрядка», способствующая смягчению международной повестки, снижению угроз и опасностей.
С момента распада СССР российско-американские отношения прошли три этапа развития. Первый – последнее десятилетие ХХ века – период «партнерства». Руководство Российской Федерации корректировало внешнюю политику государства на проамериканский вектор, основной задачей которой являлось развитие диалога с коллективным Западом. В тот момент, основным критерием данного позитивного этапа отношений играл образ России как демократического государства, стремящегося к проведению либеральных реформ[1].
Источник: сгенерировано ИИ
В течение десятилетия Россия и США подписали ряд соглашений в экономической и политической областях (Ванкуверская декларация), а также в сфере контроля за вооружениями (Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, СНВ-2). Укреплялось взаимодействие в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира».
С началом бомбардировки Югославии в 1999 г., и началом процедур по расширению Североатлантического альянса на Восток, отношения стали ухудшаться. Односторонние действия Вашингтона, реализуемые без поддержки Совета Безопасности ООН, явно указывали на геополитические амбиции США, направленные на установление гегемонии в международных процессах. «Партнерство ради мира» на практике функционировало далеко не на равноправной основе, а в ущерб национальным интересам Российской Федерации.[2]
Второй этап – период 2000-2013 гг. – характеризовался углублением противоречий, но сотрудничество продолжалось. Отношения в этот период развивались достаточно неоднозначно. С одной стороны, американцы предпринимали шаги, вызывающие осуждение российской стороны. Среди них: ввод военного контингента США в Ирак (2003 г.); второе расширение НАТО с вступлением в блок бывших стран СССР и Организации Варшавского договора (2004 г.); самопровозглашение независимости Республики Косово при поддержке США (2008 г.); грузино-южноосетинский конфликт (2008 г.), трактованный США как «агрессия» России против Грузии; гражданская война в Сирии (2011-2012 гг.).
С другой стороны, государства предпринимали совместные усилия в борьбе с терроризмом, что безусловно являлось одной из важнейших сфер для сотрудничества. После совершения террористического акта 2001 г., президенты РФ и США выступили с заявлением о решении направить совместные усилия на пресечение распространения международного терроризма. В 2002 г. создан Совет Россия – НАТО для налаживания взаимодействия в военной сфере, в этом же году подписан «Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов». Конец первого десятилетия XXI века ознаменовался подписанием «Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (СНВ-3). После длительного диалога, намеренно затягивавшегося американскими дипломатами, Россия все же становится членом Всемирной торговой организации в 2012 г.
Особое место в данном периоде занимает знаменитая речь президента РФ В.В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, в которой он изложил позицию Российской Федерации по основным международным вопросам и осудил действия Вашингтона на установления однополярной модели современного мира. Он дал негативную оценку процессу расширения НАТО на Восток и заявил, что приближение блока к российским границам Россия расценивает как непосредственную угрозу ее национальной безопасности.[3]
Третий этап – с конца 2013 года и по настоящее время – ознаменовался кризисом на Украине. Данные действия привели к проведению референдума по вопросу принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, образования Луганской и Донецкой Народных Республик, тем самым вызвав негативную реакцию со стороны Соединенных Штатов. Примечательно, что при наличии противоречий в предыдущие периоды, сотрудничество между РФ и США продолжалось. Но события на Украине ознаменовали первое в истории нынешнего века острое противостояние между державами. С началом проведения Специальной военной операции (СВО) на территории Украины в 2022 г., практически все двусторонние контакты были прерваны или приостановлены.
Сегодня «прокси-война» коллективного Запада в отношении Российской Федерации ведется всеми имеющимися силами и средствами и приобрела крупномасштабный характер, затронув практически все сферы жизнедеятельности. Количество вызовов и угроз для России имеет тенденцию к прогрессивному и последовательному росту.
Американский истэблишмент, осознавая потерю бесспорной лидирующей позиции, проводит политику по развязыванию и разжиганию конфликтов вдали от своих национальных границ. Основная задача – поддержание многочисленных конфликтов на территориях, непосредственно граничащих с потенциальными противниками, для реализации собственных национальных интересов. Ведущая роль США в построении «демократического мира» направлена не только на подчинение всего мира, но и на обогащение американских элит за счет предоставления огромного количества контрактов собственному военно-промышленному комплексу (ВПК). Примечательно, что во время президентства Дж. Байдена рост ВВП США превышал ранее прогнозируемый.
В период администрации Дж. Байдена, рост напряженности между Россией и США достиг своего пика. Вашингтон оказывал не только экономическое, но и военное давление на РФ за счет наращивания воинских контингентов в приграничных с РФ странах. Следует отметить, что в ходе реализации своего враждебного к России внешнеполитического курса США удалось практически полностью экономически подчинить Европу. В частности, экономика ее стран все менее конкурентная. Отказ от российских энергоресурсов вынуждает европейцев искать альтернативные пути поставок сырья и заключать контракты с американскими нефтедобывающими компаниями, в первую очередь в ущерб собственным национальным интересам. В качестве сопутствующей задачи решается вопрос о полном замещении советского вооружения в странах Восточной Европы на новые образцы американского ВПК. В отношении Украины, позиция руководства США свидетельствует о нацеленности новой администрации полностью переложить «бремя ответственности» на европейских коллег.
В данных условиях сложной международной обстановки Российской Федерации необходимо своевременно реагировать на все вызовы и угрозы ее национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности, принимать активное участие в формировании новых и поддержании ранее выработанных международных норм и принципов. В условиях формирования многополярного мира особое значение приобретает проведение Россией взвешенной политики в области обеспечения безопасности государства. Коллективный Запад на доктринальном уровне закрепил РФ в качестве основного военного противника, тем самым оправдывая перед своими налогоплательщиками повышение расходов на оборону, наращивание инфраструктуры военного назначения, а также повышение активности разведывательной деятельности вблизи российских границ.
События последних лет показывают, что за относительно короткий период национальные интересы и ценности Запада могут по-разному трактоваться и искажаться. Этот феномен заложен в основу западной политики, целью которой является создание виртуальной реальности не только для нации, но и для всего «западного меньшинства». Особую роль здесь играют государственные и общественные институты, с помощью которых реальность может трансформироваться до неузнаваемости.
Построение многополярного мира, по своей сути, началось с намерения США сохранить глобальное доминирование, в котором отчетливо демонстрируется превосходство «демократической нации» над остальным миром. Реакции стран, причем не только основных американских геополитических конкурентов – России, Китая, Ирана, КНДР, – очевидна. В 2023 году более 20 стран продемонстрировали желание вступить в БРИКС, затем и в ШОС, а также создать собственные международные институты.[4]
Возвращение в Белый дом республиканцев во главе с Д.Трампом и его амбициозной командой может сформировать новую американскую идеологию – «трампизм». Этому свидетельствуют намерения президента США войти в историю как выдающийся лидер, расширивший территориальные границы за счет присоединения Канады и Гренландии, или как минимум, получивший полный контроль над их важной инфраструктурой, доступом к полезным ископаемым и редкоземельным металлам. Дальнейшие действия США, несомненно, внесут существенный вклад в определение будущей архитектуры мирового устройства.
В течение последних 50 лет, одним из основных направлений сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами являлась область контроля над вооружениями, которая служила установлению наиболее стабильных и предсказуемых отношений. Реализация данных договоренностей действительно способствовала сдерживанию гонки вооружений и существенному сокращению ядерных сил обоих государств[5].
На данный момент стремление стран к повышению расходов на оборону свидетельствует о том, что данная сфера останется одной из приоритетных направлений сотрудничества между РФ и США. Обеспечение стратегической стабильности – важный вопрос для глобальной безопасности, за который, как и в XX веке, основную ответственность несут ядерные державы. В данном контексте официальные лица России и США могут не только возобновить диалог по действующим программам, но и активизировать свои усилия в поиске способов их укрепления.[6] Преодоление разногласий и прогресс в данной области несомненно, как и в прошлом, позитивно отразиться на российско-американских отношениях.
Следующим немаловажным направлением потенциального сотрудничества является совершенствование механизмов взаимодействия в сфере политики безопасности и обороны. В век цифровизации и развития искусственного интеллекта, а также увеличения киберугроз совместный диалог РФ и США необходим для совершенствования международно-правовой базы по регулированию этих областей, а также сохранения «контроля человека над машинами». Стоит отметить, что внешнеполитических подход США направлен на сохранение механизмов управления Интернетом. Американцы также признают, что обеспечить безопасность цифровой среды самостоятельно им не удастся. С этой целью Вашингтон рассматривает взаимодействие с остальными государствами по вопросу обеспечения международной информационной безопасности как важную составляющую национальной киберстратегии США.[7]
Взаимодействие в кибербезопасности, несомненно, новое и малоизученное направление сотрудничества. Способность противостоять киберугрозам стоит в списке приоритетных задач современных государств наравне с борьбой с терроризмом. Отсутствие диалога между странами осложняет решение данной задачи по нескольким причинам. Во-первых, прежде чем обсуждать решение данной проблемы необходимо выработать единый понятийно-категориальный аппарат. Во-вторых, остро стоит проблема в отсутствии диалога не только на официальном уровне, но также и на экспертном. Ведение дискуссий и обмен информацией способствовали бы разработке единых норм и правил, укреплению безопасности объектов важной военной и гражданской инфраструктуры, а также предотвращению использования современных технологий террористическими группами.
Еще одним перспективным направлением сотрудничества является добыча редкоземельных металлов (РЗМ), которые находят широкое применение в различных секторах промышленности. Согласно докладу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ в 2022 году, на территории России выявлено 18 месторождений с общими запасами РЗМ
в размере 28,7 млн. тонн (около 20 % от мировых запасов). Из-за дефицита технологий и стабильного рынка сбыта доля Российской Федерации в мировой добыче РЗМ составляет примерно 1 %. Помимо этого, месторождения расположены в регионах со сложными климатическими условиями, что значительно увеличивает потребность в значительном капиталовложении.
Для Вашингтона это исключительная возможность для реализации своих амбициозных планов по осуществлению «технологического рывка». Д. Трамп неоднократно заявлял, что США заинтересованы в РЗМ и других
ресурсах России. По его мнению, заключение «крупных сделок» благоприятно скажется на развитии обеих стран.
Исходя из краткого анализа можно заключить, что сотрудничество России и США является объектом пристального внимания всех субъектов системы международных отношений. На данный момент трудно представить реализацию странами совместных инициатив, приходу существенной «оттепели» в отношениях, которая послужит укреплению международной безопасности. Тем не менее, с приходом к власти администрации Д. Трампа, кажется, что пик напряженности в отношениях пройден. Восстановление диалога и заключение перспективных сделок Российской Федерации могло бы положительно отразится на состоянии обеих экономик. США имеют огромный опыт по добыче ценных ресурсов в разных уголках мира. Однако, не стоит забывать, что данный инструмент американская сторона активно использовала для продвижения своих собственных интересов и подчинению национальных правительств своему «демократическому пути развития». С учетом опыта двусторонних отношений между странами, Российской Федерации следует последовательно реализовывать намеченные планы, руководствуясь при этом собственными национальными интересами и закрепляя все это на официальных документах.
Литература:
- Мальков, В. Л. История межгосударственных отношений России и США в ХХ веке : монография / В. Л. Мальков. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 424 с.
- Иванов, И. С. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях: тактический шаг или стратегический выбор? / И. С. Иванов // Междунар. жизнь. – 2012. – № 9. – С. 19-26.
- Киселев, С. Г. На рубеже тысячелетий: геополитический «взрыв» и геополитическое возрождение России / С. Г. Киселев // Известия Сарат. ун-та. Социология. Политология. – 2020. – Т. 2. – вып 3. – С. 333-337.
- Чжэн Я. Значение китайско-российского стратегического сотрудничества для развития многостороннего взаимодействия в рамках ШОС и БРИКС // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 6. С. 89.
- Лизин, Д. В. Деструктивная роль США в вопросе договорной системы обеспечения глобальной безопасности / Д. В. Лизин // Вопросы политологии. – 2024. – Т. 14, № 11(111). – С. 4093-4102. – DOI 10.35775/PSI.2024.111.11.034. – EDN TPPWAI.
- Пиунов В. В., Штернов В. П. Анализ стратегических национальных приоритетов в стратегии национальной безопасности // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. №1 (52). С.21.
- Литвинов Д. А. Оценка политики России в области кибербезопасности и возможные варианты ее совершенствования // Вестник науки и образования. 2019. № 19-2 (73). С. 79.
[1] Мальков В. Л. «История межгосударственных отношений России и США в ХХ веке»
[2] Иванов И.С. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях: тактический шаг или стратегический выбор?»
[3] Киселев С. Г. «На рубеже тысячелетий: геополитический «взрыв» и геополитическое возрождение России»
[4] Чжэн Я. «Значение китайско-российского стратегического сотрудничества для развития многостороннего взаимодействия в рамках ШОС и БРИКС»
[5] Лизин Д. В. «Деструктивная роль США в вопросе договорной системы обеспечения глобальной безопасности»
[6] Пиунов В. В., Штернов В. П. «Анализ стратегических национальных приоритетов в стратегии национальной безопасности»
[7] Литвинов Д. А. «Оценка политики России в области кибербезопасности и возможные варианты ее совершенствования»