Блог Дмитрия Лизина

Совершенствование сотрудничества США и России в области политики безопасности и обороны

19 марта 2025
Распечатать

Внешнеполитические отношения Российской Федерации и Соединенных Штатов, на протяжении всей истории их существования, являлись объектом пристального наблюдения со стороны мирового сообщества. C середины ХХ века от действий главных акторов биполярной системы зависели международная безопасность и стратегическая стабильность. Между странами складывались непростые отношения, иногда казалось, что вот-вот может начаться Третья мировая война. И все же, за каждым этапом ухудшения следовала определенная политическая «разрядка», способствующая смягчению международной повестки, снижению угроз и опасностей.

С момента распада СССР российско-американские отношения прошли три этапа развития. Первый – последнее десятилетие ХХ века – период «партнерства». Руководство Российской Федерации корректировало внешнюю политику государства на проамериканский вектор, основной задачей которой являлось развитие диалога с коллективным Западом. В тот момент, основным критерием данного позитивного этапа отношений играл образ России как демократического государства, стремящегося к проведению либеральных реформ[1].

98f78439-227e-4a62-9c7c-44f7a59672d4.png

Источник: сгенерировано ИИ

В течение десятилетия Россия и США подписали ряд соглашений в экономической и политической областях (Ванкуверская декларация), а также в сфере контроля за вооружениями (Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, СНВ-2). Укреплялось взаимодействие в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира».

С началом бомбардировки Югославии в 1999 г., и началом процедур по расширению Североатлантического альянса на Восток, отношения стали ухудшаться. Односторонние действия Вашингтона, реализуемые без поддержки Совета Безопасности ООН, явно указывали на геополитические амбиции США, направленные на установление гегемонии в международных процессах. «Партнерство ради мира» на практике функционировало далеко не на равноправной основе, а в ущерб национальным интересам Российской Федерации.[2]

Второй этап – период 2000-2013 гг. – характеризовался углублением противоречий, но сотрудничество продолжалось. Отношения в этот период развивались достаточно неоднозначно. С одной стороны, американцы предпринимали шаги, вызывающие осуждение российской стороны. Среди них: ввод военного контингента США в Ирак (2003 г.); второе расширение НАТО с вступлением в блок бывших стран СССР и Организации Варшавского договора (2004 г.); самопровозглашение независимости Республики Косово при поддержке США (2008 г.); грузино-южноосетинский конфликт (2008 г.), трактованный США как «агрессия» России против Грузии; гражданская война в Сирии (2011-2012 гг.).

С другой стороны, государства предпринимали совместные усилия в борьбе с терроризмом, что безусловно являлось одной из важнейших сфер для сотрудничества. После совершения террористического акта 2001 г., президенты РФ и США выступили с заявлением о решении направить совместные усилия на пресечение распространения международного терроризма. В 2002 г. создан Совет Россия – НАТО для налаживания взаимодействия в военной сфере, в этом же году подписан «Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов». Конец первого десятилетия XXI века ознаменовался подписанием «Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (СНВ-3). После длительного диалога, намеренно затягивавшегося американскими дипломатами, Россия все же становится членом Всемирной торговой организации в 2012 г.

Особое место в данном периоде занимает знаменитая речь президента РФ В.В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, в которой он изложил позицию Российской Федерации по основным международным вопросам и осудил действия Вашингтона на установления однополярной модели современного мира. Он дал негативную оценку процессу расширения НАТО на Восток и заявил, что приближение блока к российским границам Россия расценивает как непосредственную угрозу ее национальной безопасности.[3]

Третий этап – с конца 2013 года и по настоящее время – ознаменовался кризисом на Украине. Данные действия привели к проведению референдума по вопросу принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, образования Луганской и Донецкой Народных Республик, тем самым вызвав негативную реакцию со стороны Соединенных Штатов. Примечательно, что при наличии противоречий в предыдущие периоды, сотрудничество между РФ и США продолжалось. Но события на Украине ознаменовали первое в истории нынешнего века острое противостояние между державами. С началом проведения Специальной военной операции (СВО) на территории Украины в 2022 г., практически все двусторонние контакты были прерваны или приостановлены.

Сегодня «прокси-война» коллективного Запада в отношении Российской Федерации ведется всеми имеющимися силами и средствами и приобрела крупномасштабный характер, затронув практически все сферы жизнедеятельности. Количество вызовов и угроз для России имеет тенденцию к прогрессивному и последовательному росту.

Американский истэблишмент, осознавая потерю бесспорной лидирующей позиции, проводит политику по развязыванию и разжиганию конфликтов вдали от своих национальных границ. Основная задача – поддержание многочисленных конфликтов на территориях, непосредственно граничащих с потенциальными противниками, для реализации собственных национальных интересов. Ведущая роль США в построении «демократического мира» направлена не только на подчинение всего мира, но и на обогащение американских элит за счет предоставления огромного количества контрактов собственному военно-промышленному комплексу (ВПК). Примечательно, что во время президентства Дж. Байдена рост ВВП США превышал ранее прогнозируемый.

В период администрации Дж. Байдена, рост напряженности между Россией и США достиг своего пика. Вашингтон оказывал не только экономическое, но и военное давление на РФ за счет наращивания воинских контингентов в приграничных с РФ странах. Следует отметить, что в ходе реализации своего враждебного к России внешнеполитического курса США удалось практически полностью экономически подчинить Европу. В частности, экономика ее стран все менее конкурентная. Отказ от российских энергоресурсов вынуждает европейцев искать альтернативные пути поставок сырья и заключать контракты с американскими нефтедобывающими компаниями, в первую очередь в ущерб собственным национальным интересам. В качестве сопутствующей задачи решается вопрос о полном замещении советского вооружения в странах Восточной Европы на новые образцы американского ВПК. В отношении Украины, позиция руководства США свидетельствует о нацеленности новой администрации полностью переложить «бремя ответственности» на европейских коллег.

В данных условиях сложной международной обстановки Российской Федерации необходимо своевременно реагировать на все вызовы и угрозы ее национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности, принимать активное участие в формировании новых и поддержании ранее выработанных международных норм и принципов. В условиях формирования многополярного мира особое значение приобретает проведение Россией взвешенной политики в области обеспечения безопасности государства. Коллективный Запад на доктринальном уровне закрепил РФ в качестве основного военного противника, тем самым оправдывая перед своими налогоплательщиками повышение расходов на оборону, наращивание инфраструктуры военного назначения, а также повышение активности разведывательной деятельности вблизи российских границ.

События последних лет показывают, что за относительно короткий период национальные интересы и ценности Запада могут по-разному трактоваться и искажаться. Этот феномен заложен в основу западной политики, целью которой является создание виртуальной реальности не только для нации, но и для всего «западного меньшинства». Особую роль здесь играют государственные и общественные институты, с помощью которых реальность может трансформироваться до неузнаваемости.

Построение многополярного мира, по своей сути, началось с намерения США сохранить глобальное доминирование, в котором отчетливо демонстрируется превосходство «демократической нации» над остальным миром. Реакции стран, причем не только основных американских геополитических конкурентов – России, Китая, Ирана, КНДР, – очевидна. В 2023 году более 20 стран продемонстрировали желание вступить в БРИКС, затем и в ШОС, а также создать собственные международные институты.[4]

Возвращение в Белый дом республиканцев во главе с Д.Трампом и его амбициозной командой может сформировать новую американскую идеологию – «трампизм». Этому свидетельствуют намерения президента США войти в историю как выдающийся лидер, расширивший территориальные границы за счет присоединения Канады и Гренландии, или как минимум, получивший полный контроль над их важной инфраструктурой, доступом к полезным ископаемым и редкоземельным металлам. Дальнейшие действия США, несомненно, внесут существенный вклад в определение будущей архитектуры мирового устройства.

В течение последних 50 лет, одним из основных направлений сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами являлась область контроля над вооружениями, которая служила установлению наиболее стабильных и предсказуемых отношений. Реализация данных договоренностей действительно способствовала сдерживанию гонки вооружений и существенному сокращению ядерных сил обоих государств[5].

На данный момент стремление стран к повышению расходов на оборону свидетельствует о том, что данная сфера останется одной из приоритетных направлений сотрудничества между РФ и США. Обеспечение стратегической стабильности – важный вопрос для глобальной безопасности, за который, как и в XX веке, основную ответственность несут ядерные державы. В данном контексте официальные лица России и США могут не только возобновить диалог по действующим программам, но и активизировать свои усилия в поиске способов их укрепления.[6] Преодоление разногласий и прогресс в данной области несомненно, как и в прошлом, позитивно отразиться на российско-американских отношениях.

Следующим немаловажным направлением потенциального сотрудничества является совершенствование механизмов взаимодействия в сфере политики безопасности и обороны. В век цифровизации и развития искусственного интеллекта, а также увеличения киберугроз совместный диалог РФ и США необходим для совершенствования международно-правовой базы по регулированию этих областей, а также сохранения «контроля человека над машинами». Стоит отметить, что внешнеполитических подход США направлен на сохранение механизмов управления Интернетом. Американцы также признают, что обеспечить безопасность цифровой среды самостоятельно им не удастся. С этой целью Вашингтон рассматривает взаимодействие с остальными государствами по вопросу обеспечения международной информационной безопасности как важную составляющую национальной киберстратегии США.[7]

Взаимодействие в кибербезопасности, несомненно, новое и малоизученное направление сотрудничества. Способность противостоять киберугрозам стоит в списке приоритетных задач современных государств наравне с борьбой с терроризмом. Отсутствие диалога между странами осложняет решение данной задачи по нескольким причинам. Во-первых, прежде чем обсуждать решение данной проблемы необходимо выработать единый понятийно-категориальный аппарат. Во-вторых, остро стоит проблема в отсутствии диалога не только на официальном уровне, но также и на экспертном. Ведение дискуссий и обмен информацией способствовали бы разработке единых норм и правил, укреплению безопасности объектов важной военной и гражданской инфраструктуры, а также предотвращению использования современных технологий террористическими группами.

Еще одним перспективным направлением сотрудничества является добыча редкоземельных металлов (РЗМ), которые находят широкое применение в различных секторах промышленности. Согласно докладу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ в 2022 году, на территории России выявлено 18 месторождений с общими запасами РЗМ
в размере 28,7 млн. тонн (около 20 % от мировых запасов). Из-за дефицита технологий и стабильного рынка сбыта доля Российской Федерации в мировой добыче РЗМ составляет примерно 1 %. Помимо этого, месторождения расположены в регионах со сложными климатическими условиями, что значительно увеличивает потребность в значительном капиталовложении.

Для Вашингтона это исключительная возможность для реализации своих амбициозных планов по осуществлению «технологического рывка». Д. Трамп неоднократно заявлял, что США заинтересованы в РЗМ и других
ресурсах России. По его мнению, заключение «крупных сделок» благоприятно скажется на развитии обеих стран.

Исходя из краткого анализа можно заключить, что сотрудничество России и США является объектом пристального внимания всех субъектов системы международных отношений. На данный момент трудно представить реализацию странами совместных инициатив, приходу существенной «оттепели» в отношениях, которая послужит укреплению международной безопасности. Тем не менее, с приходом к власти администрации Д. Трампа, кажется, что пик напряженности в отношениях пройден. Восстановление диалога и заключение перспективных сделок Российской Федерации могло бы положительно отразится на состоянии обеих экономик. США имеют огромный опыт по добыче ценных ресурсов в разных уголках мира. Однако, не стоит забывать, что данный инструмент американская сторона активно использовала для продвижения своих собственных интересов и подчинению национальных правительств своему «демократическому пути развития». С учетом опыта двусторонних отношений между странами, Российской Федерации следует последовательно реализовывать намеченные планы, руководствуясь при этом собственными национальными интересами и закрепляя все это на официальных документах.



Литература:

  1. Мальков, В. Л. История межгосударственных отношений России и США в ХХ веке : монография / В. Л. Мальков. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 424 с.
  2. Иванов, И. С. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях: тактический шаг или стратегический выбор? / И. С. Иванов // Междунар. жизнь. – 2012. – № 9. – С. 19-26.
  3. Киселев, С. Г. На рубеже тысячелетий: геополитический «взрыв» и геополитическое возрождение России / С. Г. Киселев // Известия Сарат. ун-та. Социология. Политология. – 2020. – Т. 2. – вып 3. – С. 333-337.
  4. Чжэн Я. Значение китайско-российского стратегического сотрудничества для развития многостороннего взаимодействия в рамках ШОС и БРИКС // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 6. С. 89.
  5. Лизин, Д. В. Деструктивная роль США в вопросе договорной системы обеспечения глобальной безопасности / Д. В. Лизин // Вопросы политологии. – 2024. – Т. 14, № 11(111). – С. 4093-4102. – DOI 10.35775/PSI.2024.111.11.034. – EDN TPPWAI.
  6. Пиунов В. В., Штернов В. П. Анализ стратегических национальных приоритетов в стратегии национальной безопасности // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. №1 (52). С.21.
  7. Литвинов Д. А. Оценка политики России в области кибербезопасности и возможные варианты ее совершенствования // Вестник науки и образования. 2019. № 19-2 (73). С. 79.

[1] Мальков В. Л. «История межгосударственных отношений России и США в ХХ веке»

[2] Иванов И.С. «Перезагрузка» в российско-американских отношениях: тактический шаг или стратегический выбор?»

[3] Киселев С. Г. «На рубеже тысячелетий: геополитический «взрыв» и геополитическое возрождение России»

[4] Чжэн Я. «Значение китайско-российского стратегического сотрудничества для развития многостороннего взаимодействия в рамках ШОС и БРИКС»

[5] Лизин Д. В. «Деструктивная роль США в вопросе договорной системы обеспечения глобальной безопасности»

[6] Пиунов В. В., Штернов В. П. «Анализ стратегических национальных приоритетов в стратегии национальной безопасности»

[7] Литвинов Д. А. «Оценка политики России в области кибербезопасности и возможные варианты ее совершенствования»

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся