Доктрина Трампа: укрепление лидерства США на мировой арене или возврат к изоляционизму
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Начало второго президентского срока Дональда Трампа для системы международных отношений стало серьезным вызовом. Впервые с момента окончания Холодной войны между Европой и США возникли существенные разногласия, которые по мнению одних экспертов могут привести к отказу от однополярного мира, по мнению других к хаотизации мировой политической системы. Однако действительно ли Дональд Трамп стремится отказаться от доминирующего положения своей страны или его действия, наоборот, направлены на возврат утерянных Америкой внешнеполитических позиций, остается большим вопросом. В представленной работе предпринята попытка определить соотношение между основными положениями доктрины Трампа и доминирующими на протяжении многих лет принципами формирования внешнеполитического курса США.
Источник: Reuters
Введение
Предсказуемо начало второго президентского срока Дональда Трампа и его первые шаги на внешнеполитической арене для европейских политиков стали «кошмарным сном», который воплотился наяву. Очевидно, масштаб внешнеполитической активности 47-го президента США практически никто в Европе предугадать не смог, о чем, в частности, заявил президент Финляндии Александр Стубб [4]. Угроза втягивания Европейского Союза в торговую войну, начало прямого диалога с Российской Федерацией, а также эпохальное выступление вице-президента Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции кардинальным образом изменили европейский политический дизайн, который шаг за шагом выстраивался на протяжении последний трех лет. Фактически, в условиях формирующейся новой геополитической реальности Америка стремится освободиться от ряда обязательства, в частности, в сфере обеспечения безопасности стран НАТО, и предоставить европейским элитам право самостоятельно определять свою судьбу. Разумеется, в условиях однополярной реальности, когда США выступают в роли гаранта безопасности для своих союзников, которые в свою очередь получили возможность сократить расходы на свою обороноспособность, самоустранение «державы номер один» чревато для них серьезными последствиями. Так, например, сенатор от штата Нью-Джерси демократ Энди Ким заявил, что эпоха, когда США выступали в роли гаранта стабильности и процветания западных стран, подходит к завершению и постепенно начинают набирать обороты силы, которые могут привести к дестабилизации политической и экономической ситуации на континенте [4]. Однако, возникает закономерный вопрос, действительно ли наблюдаемая тенденция настолько опасна для западной цивилизации, как об этом пишут многие зарубежные СМИ, или современный этап мирового политического развития по сущности является переходом от однополярного мира к многополярному?
Доктрина Трампа в контексте американской внешнеполитической традиции
Ответы на многие вопросы содержатся в речи вице-президента США Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности, которую следует рассматривать как презентацию программы нового американского внешнеполитического курса (доктрина Трампа). В соответствии с данной программой в ближайшее время от Соединенных Штатов Америки следует ожидать сокращение финансовых вложений в обеспечение обороноспособности европейских стран, а также военного контингента, расквартированного в Европе. В частности, вице-президент Д.Вэнс в своем выступлении в Мюнхене отметил, что в ближайшие годы европейским странам крайне важно добиться существенного прогресса в сфере обеспечения своей обороноспособности, а также взять на себя ответственность за будущее своего континента [2]. В свою очередь, председатель Военного комитета НАТО адмирал Джузеппе Каво Драгое заявил, что от США не следует ожидать выхода из Организации Североатлантического договора, однако вывод определенной части американского военного контингента вероятен [5].
Важно отметить, что Америка, в соответствии с доктриной Трампа, не отказывается от роли единственной сверхдержавы, контролирующей действия своих союзников в различных экономических и политических сферах. Предполагается, что за США сохранится роль первой демократии в мире, историческое прошлое которой дает ей право посредством экономических и политических методов защищать демократические ценности по всему миру. Данное утверждение во многом основано на критике европейских элит, которую высказал вице-президент Джей Ди Вэнс на Мюнхенской конференции. В частности, он отметил, что практика исключения крайне правых и крайне левых партий из политической жизни, а также преследование несогласных с проводимой политикой не соответствует фундаментальным ценностям демократии и призвал Европу бороться не с внешними врагами в лице России и Китая, а, в первую очередь обратить свое пристальное внимание на внутренний кризис [2].
Долгие годы, с момента окончания Второй мировой войны, американская внешняя политика базировалась на принципах, сформулированных в доктрине Трумэне 1947 года, в соответствии с которой Соединенным Штатам Америки следовало осуществлять поддержку странам, которые оказывают сопротивление агрессии со стороны вооруженного меньшинства или внешнему давлению со стороны иных субъектов мировой политики. В частности, 33-й президент Г.Трумэн, выступая перед Конгрессом 12 марта 1947 г. отметил, что для сохранения мирового лидерства Америке следует оказывать экономическую и финансовую помощь странам, которые противостоят влиянию блока недемократических государств. В свою очередь, отказ от поддержки системы безопасности европейских стран, с точки зрения администрации Г.Трумэна был чреват возникновением новых вызовов как стабильности мировой политической системе, так и благосостоянию американской нации [3]. Придерживаясь данных принципов на протяжении всех послевоенных лет Америка в определенной степени стала заложником обозначенных внешнеполитических принципов, в связи с тем, что отказ от помощи странам, противостоящим советскому блоку был чреват разбалансировкой всей мировой политической системы, последствия от которой могли оказать крайне негативное влияние на благосостояние американских граждан. Поэтому со времен правления Дж.Кеннеди предпринимались попытки переложить бремя расходов на поддержание демократии в мире на промышленно развитых союзников США. При этом параллельно на страны-реципиенты также пытались наложить обязательство по со-финансирование расходов на оборону [7, с. 370]. Однако кардинальным образом изменить ситуацию ни одному американскому лидеру, несмотря на перманентную официальную риторику поддержки единой и самодостаточной в военном плане Европы, не удалось. До сих пор, несмотря на разворачивающийся скандал, США остаются гарантом безопасности практически всех европейских стран.
Сопоставляя доктрины Трампа и Трумэна, может возникнуть ложное ощущение, что 47-й президент США наконец-то решил проявить политическую волю и отказаться от актива в виде европейских союзников, предоставив им право самостоятельно сформировать единые военно-политические структуры. Однако возникает закономерный вопрос, действительно ли бизнесмен Дональд Трамп готов пойти на создание конкурента как в мировой экономике (учитывая промышленный потенциал Европы), так и в пространстве международных отношений? Очевидно, что это в полной мере противоречит бизнес-логике, которой нынешний президент США неукоснительно придерживается. Нужно учитывать, что появление по-настоящему единой Европы неминуемо потребует значительных изменений в структуре и процессах функционирования НАТО. В частности, потребуется приспособление данного международного института к новой реальности альянса, основанного на двух в определенной степени равных партнерах, что неминуемо приведет к возникновению значительных как экономических, так и политических издержек для Соединенных Штатов Америки [6, с. 33]. Следовательно, можно прийти к выводу, что рост влияния на международной арене европейских стран не является целью администрации Дональда Трампа. Тогда возникает другой вопрос, какую цель действительно преследует американских лидер, выдвигая достаточно противоречивую концепцию переустройства всего мирового политического поля?
«Новый курс» администрации Дональда Трампа
Опыт исследования политики Дональда Трампа показал, что многие его действия следует оценивать с точки зрения экономической эффективности тех или иных действий, которая для предпринимателя на протяжении всего профессионального пути является альфой и омегой. Доказательством данного утверждения является то, что одним из первых его решений в рамках второго президентского срока становится проведение аудита расходов Пентагона, сокращение бюрократического аппарата, реорганизация дипломатического корпуса, что в полной мере соответствует решениям, которые принимают антикризисные управляющие крупных компаний, находящихся в затруднительном финансовом положении [1]. Следовательно, с большой долей вероятности, нынешнее противоборство действующей американской администрации с европейской политической элитой направлено скорее на укрепление доминирующего положения США в регионе, посредством политического подчинения воле действующего президента, а также ее переформатирования посредством поддержки альтернативных сил (например партии «Альтернатива для Германии» на выборах в Бундестаг). Важно отметить, что об этом говорит и Джей Ди Вэнс, когда критикует организаторов Мюнхенской конференции за отказ в аккредитации представителей крайне правых и крайне левых партий [2]. К этому также следует добавить и то, что исключив из переговоров с Российской Федерации представителей Европейского Союза, Дональд Трамп также существенно ослабил их позиции на международной арене, минимизировав их влияние на процесс урегулирования украинского конфликта. В свою очередь риторика первых лиц американского государства, направленная на призыв к увеличению военных расходов стран ЕС, скорее по сути является стремлением американской администрации в очередной раз попытаться переложить экономическое и финансовое бремя сверхдержавы на плечи своих младших союзников. Действительно, зачем платить за то, за что может заплатить другой?!
Заключение
Таким образом, доктрина Трампа по своей сути не является политикой, направленной на возврат Америки к изоляционизму, посредством отказа от доминирующего положения мире. Наоборот, концепция «Вернем Америке былое величие» подразумевает и восстановление лидирующих позиций США на международной арене, во многом которые были подорваны ближневосточным кризисом (операция Израиля в секторе Газа), поспешным выводов войск из Афганистана, который привел к восстановлению власти Талибана, а также экономическими проблемами, которые страна испытывала в период президентства Джо Байдена. Поэтому, доктрину Трампа следует рассматривать скорее как видоизмененную доктрину Трумэна, с той только разницей, что отныне американские интересы предполагается продвигать не только посредством мягких методов, но и с помощью давления как на союзников, так и на оппонентов, при одновременном сокращении вложений в оборонно-промышленный комплекс. Следовательно, новая американская администрация не стремится к установлению многополярного мира, а наоборот старается сохранить тот миропорядок, который был создан после Второй мировой войны, что аргументы западных экспертов относительно рисков для Европы делает несостоятельными. Нужно отчетливо понимать, что силы истории всегда обладают большим ресурсом, чем конкретные политические элиты, поэтому остановить эволюцию мировой политической системы в направлении многополярности Дональду Трампу с большой долей вероятности неудастся. Поэтому, установление многополярного мира является делом времени, однако какие потенциально риски будут с этим связаны – это уже тема для другой публикации.
Список источников:
- Commencing the reduction of the federal bureaucracy. Executive order. February 19, 2025 // The White House. URL:https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/02/commencing-the-reduction-of-the-federal-bureaucracy/ (дата обращения: 18.02.2025 г.)
- The Speech That Stunned Europe // FP. URL:https://foreignpolicy.com/2025/02/18/vance-speech-munich-full-text-read-transcript-europe/ (дата обращения: 18.02.2025 г.)
- Truman Doctrine (1947) // National archives (The U.S. National Archives and Records Administration). URL:https://www.archives.gov/milestone-documents/truman-doctrine (дата обращения: 16.02.2025 г.)
- Under Trump, a U.S. that once united Europe now pides it // The Washington Post. URL:https://www.washingtonpost.com/politics/2025/02/16/europe-trump-vance-munich/ (дата обращения: 16.02.2025 г.)
- US Won’t Quit NATO But May Pivot From Europe, NATO Admiral Says // Bloomberg. URL:https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-02-17/us-won-t-quit-nato-but-may-pivot-from-europe-nato-admiral-says?srnd=homepage-europe (дата обращения: 17.02.2025 г.)
- Бжезинский З.К. «Великая шахматная доска»: Международные отношения; Москва; 1998.
- Шенин С.Ю. Джон Кеннеди и "новые горизонты" американской помощи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. №3. С. 368-371.
Аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова
Блог: Блог Дмитрия Ребрикова
Рейтинг: 0