Блог Дарко Тодоровски

Один пояс, один путь и Сербия

1 ноября 2024
Распечатать
«Придерживайтесь новой дороги и старого друга» — это самое короткое и точное объяснение важности китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) для Сербии. Страны западные Балканы относятся к так называемому центральному коридору ОПОП, которому предстоит соединить порты на востоке Китая и Шанхай с центральной Азией, Ираном, Турцией, и, следуя через Балканские страны, выйти к центральной Европе: по аналогии с историческим коридором Шелкового пути. Через Балканы будет идти и морской коридор, через Суэцкий канал, порт Пиреа в Греции (контролируемый Китаем), следуя через Балканские страны в центральную и западную Европу.

DYP2PJYWEZIFTOWTOJCVM7ZWXE.jpg

Источник: Reuters

Сербия – окно Китая на Балканы

Центральное место в обоих коридорах на Балканах занимает Сербия и поэтому она выбрана «витриной» проекта ОПОП. В условиях ухудшения отношения между Китай и ЕС, Сербия как страна, которая не входит в ЕС и НАТО, но имеет договор о свободной торговле с ЕС намерен за счет помощи Китая осуществить эти геополитические амбиции.

Китай является вторым внешнеторговым партнером Сербии, а Сербия является экономически важной страной в Центральной и Восточной Европе для Китая. Внешнеторговый обмен между Сербией и Китаем в 2023 году составил 6,09 миллиарда долларов, из которых 1,2 миллиарда составил экспорт из Сербии. За последнее десятилетие экспорт Сербии в Китай увеличился в 152 раза, и за последние несколько года, начиная с 2019 года, он утроился.

В инициативе «Один пояс, один путь» Сербия играет значительную роль, прежде всего, благодаря исторически прекрасным дружеским отношениям с Китаем со времен Югославии, характеризующимся давними традициями дружбы, глубоким взаимным доверием и уважением. Сербия воспользовалась исторической возможностью, предоставленной ей благодаря своему геополитическому положению, а также политическим, экономическим и военным отношениям с Китаем, реализует свой национальные экономические цели и за короткий период времени стала Сербия пользуется поддержкой Китайской Народной Республики в сохранении своей территориальной целостности и суверенитета.

Китай активно наращивает прямые инвестиции и финансирует развитие дорожно-транспортных коридоров в государствах-участниках формата «17+1». В 2007 — 2019 гг. Китай инвестировал около 20 млрд долларов в страны формата «17+1» в развитие дорожно-транспортных коридоров. Большую часть этих инвестиций получила Сербия.

Республика Сербия и Китай тесно связаны в инфраструктурных проектах, а начало сотрудничества в этой сфере было положено в 2009 г., когда Сербия и Китай подписали Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в сфере инфраструктуры. С тех пор две страны работали над рядом транспортных и энергетических проектов, включая мосты, электростанции, автомагистрали и железные дороги.

 

Китайские проекты в Сербии

Из всех стран инициативы «17+1» двусторонние отношений между Сербии и Китайской Народной Республикой находятся на самом высоком уровне. По данным исследования FDI Markets, в 2019 г. Республика Сербия из всех стран-участниц механизма сотрудничества лидирует по объему инвестиций в инфраструктуру: возрождение высокоскоростной железной дороги Белград-Будапешт, строительство коридора 11 автодороги «Милош Велики», строительство автомагистрали Прельина-Пожега и строительство моста «Михайло Пупин» на Дунае. Высокоскоростная железнодорожная линия между Белградом и Будапештом напрямую установила бы связь между портом Пирей в Греции (находящимся под управлением китайской компании и странами Западной и Центральной Европы) с Западной Европой. Железная дорога, соединяющая столицы Венгрии и Сербии, протяженностью около 350 км, является первым согласованным проектом сотрудничества между Китайской Народной Республикой и 16 странами Центральной и Восточной Европы. При прогнозируемой скорости 200 км/ч время в пути между двумя городами сократится с восьми до трех часов. В начале 2022 г. в рамках этого проекта на территории Сербии была завершена и введена в эксплуатацию высокоскоростная железная дорога на участке Белград-Нови-Сад (всего 75 км). Основной интерес Сербии по интеграции своей железнодорожной сети в систему европейской железнодорожной сети постепенно реализуется благодаря китайским инвестициям.

В рамках китайских инфраструктурных проектов Китайская Народная Республика присутствует в Сербии не только в качестве инвестора, но и в качестве генерального подрядчика. Следует подчеркнуть, что в процессе проектирования, заключения контрактов и последующего строительства инфраструктурных проектов китайские компании строго соблюдали местные правила и законы, даже ЕС, и подлежали надзору со стороны местной сербской контролирующей группы.

Новые крупные китайские инфраструктурные проекты в Сербии на данный момент — Строительство перечисленных инфраструктурных проектов китайских компаний представляет собой важную движущую силу для дальнейшего развития экономики Сербии, поскольку они влияют на более широкое распространение продуктов и услуг, а также на качество жизни людей за счет облегчения транспорта.

Сегодня Китай является одним из важнейших инвесторов в Сербии, вкладывая средства в промышленность, заводы, индустриальные парки, автомобильную и железнодорожную инфраструктуру. Инвестиции Китая в Сербию в период 2010-2022 гг. составили $17,3 млрд, включая инвестиции и строительные работы, согласно данным Американского института предпринимательства. Согласно опросу, 75% сербов считают Китай дружественным, а 64% верят, что отношения между Сербией и Китаем улучшатся. Он показал, что 42% опрошенных положительно относятся к общественному порядку в Китае, а 72% молодых людей поддерживают китайские инвестиции в Сербию.

Прямые иностранные инвестиции Китая в Сербии в 2022 г. составили 1,4 миллиарда евро, что чуть меньше 1,44 миллиарда, вложенных в совокупности со стороны ЕС, и в 2023 г. Китай должен сравняться с ЕС, исходя из текущей тенденции, и Китай должен стать крупнейшим иностранным инвестором в Сербии.

Китай также привлекает Гонконг в качестве базы для прямых инвестиций в Балканы. По подсчетам ЕБРР, в период 2015–2016 гг. только из Гонконга в Сербию было перечислено 350 млн долларов прямых инвестиций.

Китайские компании инвестировали в Сербию 4,4 млрд долларов США в период 2014-2022 гг. Zijin Mining инвестировала в общей сложности 1,84 млрд долларов США четыре раза в 2018, 2019, 2020 и 2021 гг., хотя выкуп Freeport McMoran, у которой были права на разведку рудника Чукару Пеки, стоил 380 млн долларов США. Покупка металлургического завода в Смедерево компанией Hebei Steel через дочернюю компанию HBIS за 120 млн долларов США. Крупными инвестициями стали шинный завод Šangdong Linglong в Зренянине в размере 900 млн долларов. Этот инвестиционный отчет включает в себя строительство третьего блока ТЭЦ в Костолаце стоимостью 715 миллионов долларов США китайской компанией CMEC, филиалом Sinomah, хотя это строительство финансируется за счет кредита, погашаемого государством Сербия.

Китайские строительные и инфраструктурные компании, работающие над инфраструктурными проектами и дорогами в Сербии, используют около 60% местных материалов и ресурсов, а также рабочую силу из Сербии, и это лучший ответ на претензии прозападных неправительственных организаций, а также некоторые оппозиционные политики в Сербии, которые утверждают, что китайские компании используют китайскую рабочую силу и материалы из Китая. Сербия является одной из стран, наиболее активно участвующих в экономическом сотрудничестве с Китаем в Центральной и Восточной Европе.

В ходе саммита «Один пояс, один путь» в Пекине в октябре 2023 г. между Китаем и Сербией было которое поднимает сотрудничество на новый стратегический уровень. Соглашение охватывает 10 412 сербских и почти 9 000 китайских товаров, которые будут освобождены от таможенных пошлин.

Активизация дипломатической активности, всестороннее стратегическое партнёрство, продолжающееся сотрудничество по реализации большого количества проектов, а также новые аспекты экономического сотрудничества между Сербией и Китаем положили начало новому этапу в отношениях Белграда и Пекина, этапу процветания и развития, дружбы без границ на стратегическом уровне.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся