Один пояс, один путь и Сербия
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Источник: Reuters
Сербия – окно Китая на Балканы
Центральное место в обоих коридорах на Балканах занимает Сербия и поэтому она выбрана «витриной» проекта ОПОП. В условиях ухудшения отношения между Китай и ЕС, Сербия как страна, которая не входит в ЕС и НАТО, но имеет договор о свободной торговле с ЕС намерен за счет помощи Китая осуществить эти геополитические амбиции.
Китай является вторым внешнеторговым партнером Сербии, а Сербия является экономически важной страной в Центральной и Восточной Европе для Китая. Внешнеторговый обмен между Сербией и Китаем в 2023 году составил 6,09 миллиарда долларов, из которых 1,2 миллиарда составил экспорт из Сербии. За последнее десятилетие экспорт Сербии в Китай увеличился в 152 раза, и за последние несколько года, начиная с 2019 года, он утроился.
В инициативе «Один пояс, один путь» Сербия играет значительную роль, прежде всего, благодаря исторически прекрасным дружеским отношениям с Китаем со времен Югославии, характеризующимся давними традициями дружбы, глубоким взаимным доверием и уважением. Сербия воспользовалась исторической возможностью, предоставленной ей благодаря своему геополитическому положению, а также политическим, экономическим и военным отношениям с Китаем, реализует свой национальные экономические цели и за короткий период времени стала Сербия пользуется поддержкой Китайской Народной Республики в сохранении своей территориальной целостности и суверенитета.
Китай активно наращивает прямые инвестиции и финансирует развитие дорожно-транспортных коридоров в государствах-участниках формата «17+1». В 2007 — 2019 гг. Китай инвестировал около 20 млрд долларов в страны формата «17+1» в развитие дорожно-транспортных коридоров. Большую часть этих инвестиций получила Сербия.
Республика Сербия и Китай тесно связаны в инфраструктурных проектах, а начало сотрудничества в этой сфере было положено в 2009 г., когда Сербия и Китай подписали Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в сфере инфраструктуры. С тех пор две страны работали над рядом транспортных и энергетических проектов, включая мосты, электростанции, автомагистрали и железные дороги.
Китайские проекты в Сербии
Из всех стран инициативы «17+1» двусторонние отношений между Сербии и Китайской Народной Республикой находятся на самом высоком уровне. По данным исследования FDI Markets, в 2019 г. Республика Сербия из всех стран-участниц механизма сотрудничества лидирует по объему инвестиций в инфраструктуру: возрождение высокоскоростной железной дороги Белград-Будапешт, строительство коридора 11 автодороги «Милош Велики», строительство автомагистрали Прельина-Пожега и строительство моста «Михайло Пупин» на Дунае. Высокоскоростная железнодорожная линия между Белградом и Будапештом напрямую установила бы связь между портом Пирей в Греции (находящимся под управлением китайской компании и странами Западной и Центральной Европы) с Западной Европой. Железная дорога, соединяющая столицы Венгрии и Сербии, протяженностью около 350 км, является первым согласованным проектом сотрудничества между Китайской Народной Республикой и 16 странами Центральной и Восточной Европы. При прогнозируемой скорости 200 км/ч время в пути между двумя городами сократится с восьми до трех часов. В начале 2022 г. в рамках этого проекта на территории Сербии была завершена и введена в эксплуатацию высокоскоростная железная дорога на участке Белград-Нови-Сад (всего 75 км). Основной интерес Сербии по интеграции своей железнодорожной сети в систему европейской железнодорожной сети постепенно реализуется благодаря китайским инвестициям.
В рамках китайских инфраструктурных проектов Китайская Народная Республика присутствует в Сербии не только в качестве инвестора, но и в качестве генерального подрядчика. Следует подчеркнуть, что в процессе проектирования, заключения контрактов и последующего строительства инфраструктурных проектов китайские компании строго соблюдали местные правила и законы, даже ЕС, и подлежали надзору со стороны местной сербской контролирующей группы.
Новые крупные китайские инфраструктурные проекты в Сербии на данный момент — Строительство перечисленных инфраструктурных проектов китайских компаний представляет собой важную движущую силу для дальнейшего развития экономики Сербии, поскольку они влияют на более широкое распространение продуктов и услуг, а также на качество жизни людей за счет облегчения транспорта.
Сегодня Китай является одним из важнейших инвесторов в Сербии, вкладывая средства в промышленность, заводы, индустриальные парки, автомобильную и железнодорожную инфраструктуру. Инвестиции Китая в Сербию в период 2010-2022 гг. составили $17,3 млрд, включая инвестиции и строительные работы, согласно данным Американского института предпринимательства. Согласно опросу, 75% сербов считают Китай дружественным, а 64% верят, что отношения между Сербией и Китаем улучшатся. Он показал, что 42% опрошенных положительно относятся к общественному порядку в Китае, а 72% молодых людей поддерживают китайские инвестиции в Сербию.
Прямые иностранные инвестиции Китая в Сербии в 2022 г. составили 1,4 миллиарда евро, что чуть меньше 1,44 миллиарда, вложенных в совокупности со стороны ЕС, и в 2023 г. Китай должен сравняться с ЕС, исходя из текущей тенденции, и Китай должен стать крупнейшим иностранным инвестором в Сербии.
Китай также привлекает Гонконг в качестве базы для прямых инвестиций в Балканы. По подсчетам ЕБРР, в период 2015–2016 гг. только из Гонконга в Сербию было перечислено 350 млн долларов прямых инвестиций.
Китайские компании инвестировали в Сербию 4,4 млрд долларов США в период 2014-2022 гг. Zijin Mining инвестировала в общей сложности 1,84 млрд долларов США четыре раза в 2018, 2019, 2020 и 2021 гг., хотя выкуп Freeport McMoran, у которой были права на разведку рудника Чукару Пеки, стоил 380 млн долларов США. Покупка металлургического завода в Смедерево компанией Hebei Steel через дочернюю компанию HBIS за 120 млн долларов США. Крупными инвестициями стали шинный завод Šangdong Linglong в Зренянине в размере 900 млн долларов. Этот инвестиционный отчет включает в себя строительство третьего блока ТЭЦ в Костолаце стоимостью 715 миллионов долларов США китайской компанией CMEC, филиалом Sinomah, хотя это строительство финансируется за счет кредита, погашаемого государством Сербия.
Китайские строительные и инфраструктурные компании, работающие над инфраструктурными проектами и дорогами в Сербии, используют около 60% местных материалов и ресурсов, а также рабочую силу из Сербии, и это лучший ответ на претензии прозападных неправительственных организаций, а также некоторые оппозиционные политики в Сербии, которые утверждают, что китайские компании используют китайскую рабочую силу и материалы из Китая. Сербия является одной из стран, наиболее активно участвующих в экономическом сотрудничестве с Китаем в Центральной и Восточной Европе.
В ходе саммита «Один пояс, один путь» в Пекине в октябре 2023 г. между Китаем и Сербией было которое поднимает сотрудничество на новый стратегический уровень. Соглашение охватывает 10 412 сербских и почти 9 000 китайских товаров, которые будут освобождены от таможенных пошлин.
Активизация дипломатической активности, всестороннее стратегическое партнёрство, продолжающееся сотрудничество по реализации большого количества проектов, а также новые аспекты экономического сотрудничества между Сербией и Китаем положили начало новому этапу в отношениях Белграда и Пекина, этапу процветания и развития, дружбы без границ на стратегическом уровне.