Артём Лукин: Задачка про яблоки
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На рынках и в магазинах Владивостока богатый выбор яблок. В основном из Китая (подешевле), но также и из других стран (подороже). Я лично предпочитаю новозеландские – красивые и сочные. Отечественные яблоки встречаются на владивостокских прилавках нечасто. Впрочем, недавно появились краснодарские. Очень душисты и вкусны – не уступают американским (из штата Вашингтон) или новозеландским. Но цена кусается. Кубанские яблочки стоят 120 рублей кило. Фрукты же из Новой Зеландии – 100 рублей.
К чему это я о яблоках? К тому, что российской продукции очень нелегко конкурировать на рынках российского же Дальнего Востока с товарами, завозимыми из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не говоря уже о близком Китае, который недорого кормит и одевает дальневосточников, даже далекая Новая Зеландия прочно обосновалась здесь со своими качественными сельхозтоварами.
Получается, что вырастить и привезти яблоки из Новой Зеландии во Владивосток (через весь огромный Тихий океан!) выходит дешевле, чем произвести и доставить в тот же Владивосток фрукты с Кубани. Надо либо повышать эффективность российского сельского хозяйства, либо снижать железнодорожные тарифы. А скорее всего – и то другое, и вместе. Удастся ли это сделать и как скоро – большой вопрос.
А ведь грядет подписание соглашения о свободной торговле между Новой Зеландией и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана[1]. С его вступлением в силу и ликвидацией таможенных пошлин аграрная продукция страны Киви станет еще доступнее, причем не только для жителей Дальнего Востока, но и для всех россиян.
В силу скромных размеров новозеландской экономики импорт из этой страны вряд ли сильно подорвет позиции отечественных производителей. Собственно говоря, это одна причин, по которой Новую Зеландию и выбрали для того, чтобы на ней «потренироваться» и подписать первое соглашение России о беспошлинной торговле с государством за пределами СНГ.
Вопрос заключается в том, сможет ли Россия перейти к созданию зон свободной торговли с более крупными экономиками АТР. Сегодня мы – практически единственная страна региона, которая не имеет ни одного подобного соглашения со своими тихоокеанскими соседями. Еще в июле 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев заявил на совещании в Хабаровске о том, что это положение нужно исправлять и включиться в активно идущий в АТР процесс формирования зон свободной торговли[2]. Иначе есть очевидный риск остаться в экономической полуизоляции. Однако существует явная дилемма между стратегией интеграции России в АТР и потребностью защищать интересы отечественных отраслей, многие из которых сегодня не готовы конкурировать с промышленной и аграрной продукцией из-за рубежа. В общем, придется решать «задачку про яблоки».
Автор: Артём Леонидович Лукин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений, заместитель директора по науке, Школа региональных и международных исследований ДВФУ, artlukin@mail.ru
Коллективный блог экспертов ДВФУ
Блог: Россия и АТР: взгляд из Владивостока
Рейтинг: 33