Пандемия и авиация – как ИКАО справлялась с коронакризисом
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Несколько слов об ИКАО
ИКАО (Международная организация гражданской авиации / International Civil Aviation Organization) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, которое занимается координацией и регулированием гражданской авиации на мировом уровне. Основана в 1944 г Конвенцией о международной гражданской авиации. В ИКАО входят 193 государства.
Источник: charactermedia
Международная организация гражданской авиации разрабатывает стандарты и рекомендации для безопасности и эффективности воздушных перевозок и оказывает техническую помощь странам-членам в развитии и совершенствовании их систем авиации. Также ИКАО занимается сбором и анализом данных, и обменом информацией между государствами для обеспечения безопасности воздушных перевозок.
Например, ИКАО устанавливает международные стандарты для телефонных позывных для воздушных судов. Эти коды вызова (call signs) помогают идентифицировать и отслеживать воздушные суда по всему миру. Каждый код состоит из нескольких букв и/или цифр и уникален для каждого воздушного судна. Так, позывной для самолета, на борту которого находится президент Соединенных Штатов, звучит как “Air Force One”.
Потери в авиационном секторе в период COVID-19
Все подсектора понесли огромные убытки, за исключением экспедиторов и грузовых авиакомпаний, которые выиграли от роста спроса на грузовые авиаперевозки. Экономические последствия пандемии не обошли стороной даже таких ранее стабильных игроков, как аэропорты или авиапроизводители.
Производители понесли убытки в размере 12 млрд долл., поскольку испытывающие финансовые трудности авиакомпании сокращали количество заказов на новые самолеты и откладывали их поставку. Так, в 2020 г объем заказов на коммерческие самолеты снизился примерно на 55% по сравнению с предыдущим годом, а количество отложенных поставок увеличилось в 5 раз.
Экономические потери авиакомпаний в 2020 г составили 168 млрд. долл. Их доходы упали на 55%, отбросив этот сектор в номинальном выражении примерно на 16 лет назад.[1]
Компании, доходы которых в большей степени зависели от авиаперевозок, по-прежнему получали прибыль от грузовых и наполовину заполненных пассажирских рейсов и поэтому пострадали меньше, чем компании, в большей степени зависящие от пассажиропотока. Во время пандемии высокий спрос на грузовые авиаперевозки сначала был обусловлен поставками средств индивидуальной защиты и медикаментов, а затем – проблемами в морской логистике и стремительным ростом продаж в электронной коммерции.
Что касается гражданской авиации, то пандемия коронавируса вызвала самый масштабный в истории спад мирового пассажиропотока. Согласно отчетам Международной организации гражданской авиации, в 2020 г количество пассажиров сократилось на 60% (по сравнению с 2019 г), в 2021 – на 49% и в 2022 – на 29%.
Динамика мировых пассажирских перевозок с 1945 г по 2022 г[2]
Соответственно, ИКАО, как организация, представляющая гражданскую авиацию, столкнулась с беспрецедентным вызовом.
Среди ключевых мер, принимаемых ИКАО в ответ на коронакризис, можно выделить аналитические отчеты и рекомендации.
Аналитические отчеты ИКАО
За 3 года (с февраля 2020 г до апреля 2023 г) опубликовала 169 отчетов[3], связанных с анализом экономического воздействия COVID-19 на гражданскую авиацию. Рассмотрим 3 из них: самый ранний, медианный и последний.
Первый документ был опубликован 21 февраля 2020 г и касался предварительной оценки воздействия COVID-19 на внутреннюю авиацию в Китае (что относительно оперативно, поскольку ВОЗ объявила вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, только 30 января).
На иллюстрации показано, как ИКАО оценивала потенциальное сокращение доходов авиакомпаний в 1 квартале 2020 г – от 4.3 до 5.1. млрд долл. (в итоге потери составили 68-95 млрд долл.[4])
Прогноз ИКАО о потере доходов авиакомпаниями в 1 квартале 2020 г[5]
Медианный отчет опубликован 1 октября 2020 г. В нем подведены итоги августа и предварительные итоги сентября 2020 г. В целом, ИКАО дает пессимистичные прогнозы до конца года.
Например, здесь проиллюстрировано предполагаемое влияние пандемии на международные авиаперевозки за 2020 г в зависимости от региона (идет сравнение с первоначально запланированными показателями, до пандемии):
- Северная Америка: сокращение вместимости на 62-65%, снижение пассажиропотока от 116 до 121 млн, потеря доходов на 31-32 млрд долл.;
- Южная Америка: сокращение вместимости на 60-63%, снижение пассажиропотока от 84 до 87 млн, потеря доходов на 17 млрд долл.;
- Европа: сокращение вместимости на 60-62%, снижение пассажиропотока от 624 до 646 млн, потеря доходов на 88-91 млрд долл.;
- Африка: сокращение вместимости на 63-65%, снижение пассажиропотока от 58 до 60 млн, потеря доходов на 12-13 млрд долл.;
- Ближний Восток: сокращение вместимости на 63-65%, снижение пассажиропотока от 114 до 117 млн, потеря доходов на 20-21 млрд долл.;
- Азиатско-Тихоокеанский регион: сокращение вместимости на 71-74%, снижение пассажиропотока от 417 до 428 млн, потеря доходов на 87-89 млрд долл.
Можно отметить, что прогнозируемое сокращение вместимости в целом схоже по всем регионам (60-65%) кроме АТР (71-74%). А наибольшее сокращение пассажиропотока прогнозировалось в Европе (до 646 млн) и также АТР (до 428 млн). Предполагалось, что наименее всего пострадают Африка и Латинская Америка.
Предполагаемое влияние COVID-19 на международные пассажирские перевозки в разбивке по регионам в 2020 г[6]
Последний отчет вышел 27 апреля 2023 г под названием “Предварительные результаты за весь 2022 год”.
Согласно этим данным, в 2022 г (по сравнению с 2019 г) произошло сокращение количества пассажирских мест на 25%, общее сокращение количества пассажиров на 29% (1,280 млн), потеря валовых доходов в размере 175 млрд долл.
На данном графике показана динамика количества пассажиров в 2020/2021/2022 г по сравнению с 2019 г. Как видно, произошло “оживление” внутренних перелетов, однако международная авиация осталась практически на прежнем уровне.
Количество пассажиров по месяцам в 2020-21-22 г по сравнению с 2019 г[7]
Рекомендации ИКАО
Международная организация гражданской авиации суммарно выпустила 84 документа, посвященных рекомендациям в период пандемии COVID-19.
Самый первый был опубликован 9 марта 2020 г под названием “Руководство по экономическим и финансовым мерам по смягчению последствий вспышки коронавируса для авиации”. Руководство дополнялось вплоть до декабря 2020 г. Рассмотрим итоговую версию.
Во-первых, ИКАО выделила 7 принципов государственных экономических и финансовых мер:
- Четкое определение целей (в соответствии с общей бюджетной и денежно-кредитной политикой государства в ответ на пандемию);
- Оценка на основе данных (параметры должны включать в себя величину воздействия кризиса, финансовую ситуацию, экономические условия и условия на рынке труда, а также прямое и косвенное воздействие на связность сети воздушного транспорта с национальной экономикой);
- Всеобъемлемость и недискриминация (поддержка должна воздействовать на все сегменты на всех уровнях во всей авиационной цепочке создания стоимости, а также на поездки, туризм и торговлю);
- Целенаправленность и соразмерность (поддержка должна быть направлена на наиболее нуждающиеся предприятия; масштабы поддержки должны определяться в каждом конкретном случае и быть соразмерными степени ожидаемого воздействия и соответствующим экономическим выгодам);
- Транспарентность и консультации (все стороны должны иметь доступ к информации и четко понимать условия и критерии поддержки);
- Обеспечение надлежащего баланса между всеми заинтересованными сторонами (рекомендуется проявлять осторожность при осуществлении мер, предусматривающих оказание поддержки одной стороне за счет другой, и учитывать последствия этих мер для всех заинтересованных сторон);
- Ограничение по срокам (поддержка должна быть своевременной и ограниченной по срокам, установленным в соответствии с определенными целями и фактическими потребностями).
Во-вторых, ИКАО обозначила “практические” инструменты противодействию пандемии: меры государственной финансовой поддержки; меры государственной нормативно-правовой поддержки; меры поддержки надзорных функций государства; отраслевые финансовые меры и отраслевые эксплуатационные меры.
Рассмотрим подробнее меры государственной финансовой поддержки, предложенные ИКАО:
- Вливание капитала в виде дотаций. Пример – дотации Еврокомиссии в размере 11.7 млн евро на компенсацию авиакомпании Croatia Airlines ущерба от COVID-19;
- Долевое участие государства в акционерном капитале. Пример – поддержка Фондом Экономической Стабильности Германии рекапитализации авиакомпании Lufthansa, в рамках которой была сделан вклад до 5.7 млрд евро в активы компании;
- Государственные займы и гарантии по займам. Пример – правительство Египта дало гарантию по займам для авиакомпании Egyptair, аэропортов и аэронавигационных служб;
- Финансирование реструктуризации. Пример – авиакомпания South African Airways объявила о банкротстве и прекращении всех операций, после чего правительство ЮАР выделило средства на создание новой компании “из пепла” SAA;
- Эксплуатационные субсидии или дотации на конкретные маршруты. Пример – Еврокомиссия утвердила программу стимулирования авиакомпаний, осуществляющих полеты на/из Кипра;
- Субсидирование или гарантия заработной платы. Пример – Правительство Канады ввело в действие программу экстренного субсидирования заработной платы, чтобы побуждать работодателей удерживать и возвращать работников в штатное расписание;
- Общее уменьшение налоговой нагрузки. Пример – Министерство финансов Колумбии снизило ставки авансового подоходного налога на 2020 год до 0% в отношении пассажирских авиаперевозок;
- Сокращение налогов, сборов и пошлин, связанных с авиацией. Пример – на Филиппинах было отложено взимание сборов за посадку/взлет и пользование местами стоянки при выполнении внутренних и международных рейсов;
- Комплексный пакет мер финансовой поддержки. Пример – в США был принят пакет мер экономического стимулирования в размере 2.2 трлн долл. (закон CARES), в том числе на помощь авиационному сектору.[8]
После преодоления пандемии, уже в июне 2023 г ИКАО выпустила рекомендации в рамках “долгосрочного подхода к COVID-19 и повышению устойчивости авиационного сектора к будущим чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения”. Появление данного документа связано с тем, что в мае 2023 г ВОЗ объявила, что COVID-19 более не представляет собой чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения.
Основное содержание рекомендаций было следующим:
- Продолжать отменять санитарные меры, связанные с COVID-19, по согласованию с национальными органами общественного здравоохранения;
- Поощрять постоянную вакцинацию работников авиатранспортного сектора;
- Отменить требования о предъявлении подтверждения вакцинации от COVID-19;
- Открыть остающиеся закрытыми границы, или изучить возможность создания санитарных коридоров;
- Принимать активное участие в совещаниях рабочих групп ИКАО;
- Сотрудничать с органами общественного здравоохранения в проведении надзорных мероприятий.
Более того, в документе даны прогнозы, согласно которым ежеквартальные темпы роста к концу 2023 г превысят показатели 2019 г на 3 %.[9]
Выводы
Международная организация гражданской авиации – подразделение ООН, ответственное за координацию авиации на мировом уровне. За время пандемии COVID-19 практически все сектора авиации понесли огромные убытки, особенно сильно пострадала гражданская отрасль. Именно поэтому ИКАО предстояло столкнуться с труднейшими проблемами в рамках помощи государствам по спасению и восстановлению национальной авиации. Среди ключевых мер по противодействию коронавирусу были выделены аналитические отчеты и рекомендации, которые ИКАО оперативно публиковала с самого начала пандемии до ее окончания.
Список литературы
- О рекомендации ИКАО продолжать выполнять временные рекомендации по COVID-19 // Федеральное Агентство Воздушного Транспорта, 2023. URL: [ИКАО (favt.gov.ru)].
- Руководство по экономическим и финансовым мерам по уменьшению влияния вспышки коронавируса на авиацию // ИКАО, 2020. URL: [Russian.pdf (icao.int)].
- Bouwer J., Krishman V., Saxon S. Taking stock of the pandemic’s impact on global aviation // McKinsey & Company, 2022.
- Economic Impacts of COVID-19 on Civil Aviation // ICAO, 2022. URL: [Economic Impacts of COVID-19 on Civil Aviation (icao.int)].
- Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis // ICAO, 2023. P. 7. URL: [Coronavirus economic impact TH (icao.int)].
- Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis // ICAO, 2020. URL: [Coronavirus economic impact TH (icao.int)].
[1] Bouwer J., Krishman V., Saxon S. Taking stock of the pandemic’s impact on global aviation // McKinsey & Company, 2022. URL: [COVID-19's impact on the global aviation sector | McKinsey]. Date of viewing: 31.10.2023
[2] Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis // ICAO, 2023. URL: [Coronavirus economic impact TH (icao.int)]. Date of viewing: 31.10.2023.
[3] Economic Impacts of COVID-19 on Civil Aviation // ICAO, 2022. URL: [Economic Impacts of COVID-19 on Civil Aviation (icao.int)]. Date of viewing: 31.10.2023.
[4] Там же (3). Стр. 4.
[5] Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation // ICAO, 2020. URL: [PRES OBA/2514 Presentation (icao.int)]. P. 22. Date of viewing: 31.10.2023.
[6] Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis // ICAO, 2020. URL: [Coronavirus economic impact TH (icao.int)]. P. 11. Date of viewing: 31.10.2023.
[7] Там же (2). Стр. 7.
[8] Руководство по экономическим и финансовым мерам по уменьшению влияния вспышки коронавируса на авиацию // ИКАО, 2020. URL: [Russian.pdf (icao.int)]. Стр. 11-23. Дата просмотра: 01.11.2023.
[9] О рекомендации ИКАО продолжать выполнять временные рекомендации по COVID-19 // Федеральное Агентство Воздушного Транспорта, 2023. URL: [ИКАО (favt.gov.ru)]. Дата просмотра: 01.11.2023.
Студентка Факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ
Блог: Блог Елизаветы Фадеевой
Рейтинг: 0