Эволюция режима контроля за ракетными технологиями США
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В 1972 г. США признали опасность распространения ракет и конкуренции в космических запусках, выпустив меморандум NSDM-187, который запрещал экспорт технологий спутниковых ракет-носителей и требовал индивидуального рассмотрения экспортных запросов. Тем не менее, США продолжали предоставлять услуги по запуску другим странам по себестоимости.
Источник: chat.qwen.ai
В 1981 г. в США была создана межведомственная целевая группа для изучения распространения ракет и связанных технологий, с целью выработки рекомендаций по сдерживанию распространения ракет с ядерными боеголовками. В ноябре 1982 г. президент Р. Рейган подписал директиву о национальной безопасности № 70 (NSDD-70), устанавливающую политику США в данной области и направленную на изучение мер контроля, что положило начало переговорам с Великобританией, к которым позже присоединились Франция, Западная Германия, Италия, Канада и Япония. В июне 1983 г. прошла первая многосторонняя встреча семи первоначальных членов, а в марте 1985 г. они согласовали экспортные ограничения в рамках Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). 16 апреля 1987 г. РКРТ был учрежден в виде дипломатических нот, а осенью того же года США и Великобритания обвинили итальянскую компанию SNIA BPD в нарушении РКРТ из-за аргентинского проекта Кондор-2, что привело к давлению на Италию для прекращения продаж. В 1988 г. США возобновили экспорт технологий в SNIA после устранения опасений, и в Риме состоялось первое заседание группы по политике РКРТ, где обсуждались ракетные программы Аргентины, Бразилии и Израиля. Кроме того, началось обсуждение РКРТ с Советским Союзом. В 1989 г. США предложили законопроект H.R. 963 о контроле за ракетными технологиями, но он не прошел через комитет. Американские официальные лица также добивались сотрудничества от Китая и Советского Союза, однако последний выразил недовольство РКРТ. Попытки дальнейшего законодательного регулирования, включая законопроекты S. 1227 и S. 1421 по усилению санкций, столкнулись с противодействием администрации Буша.
В 1990 г. госсекретарь США Дж. Бейкер и министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе подтвердили соблюдение правил экспорта ракет, параллельно проводя переговоры о членстве Советского Союза в РКРТ. В последующие месяцы Конгресс принял закон «О контроле за ракетными технологиями», вводящий санкции за нарушения РКРТ. В мае 1991 г. США обратились к Китаю с призывом соблюдать РКРТ, но получили отказ. Президент Дж. Буш ввел санкции против Китая за продажу ракетных технологий М-11 и M-9 Пакистану. В сентябре США ввели санкции против южноафриканской компании ARMSCOR за распространение ракет с помощью Израиля. В октябре Израиль согласился соблюдать ограничения РКРТ, что привело к отмене санкций. В ноябре Дж. Бейкер объявил об устном согласии Китая придерживаться руководящих принципов РКРТ в обмен на отмену санкций, и к декабрю США заявили о снятии ограничений, если Китай внедрит гарантии против распространения ракет. В 1992 г. США планировали снять санкции с Китая, рассчитывая на его соблюдение РКРТ, и ввели санкции против Северной Кореи и Ирана за распространение ракет. Напряженность возникла с Россией и Индией из-за сделки по криогенным ракетным двигателям, что привело к санкциям против ISRO и Главкосмоса. В декабре появились обвинения в нарушении Китаем обязательств по РКРТ из-за поставок ракет Пакистану, что вызвало расследование. В 1993 г. США стремились скорректировать экспортную политику для укрепления отношений с Израилем. Проблемы с Китаем продолжались, и 27 сентября того же года президент У. Клинтон объявил о новой политике, направленной на поддержку расширения членства в РКРТ при жестком контроле над ракетными технологиями.
В конце XX в. экономические соображения начали влиять на экспортную политику, что привело к реформам при президентах Р. Рейгане и У. Клинтоне, направленных на либерализацию контроля при сохранении безопасности и модернизации системы, уравновешивающей национальную безопасность и торговые интересы.
Обзор режима контроля за ракетными технологиями
Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ)* был создан администрацией Р. Рейгана в ответ на обеспокоенность испытаниями ракет и ракетных комплексов, проведенными такими странами, как Южная Корея, Ирак и Индия. Его основной целью было снижение рисков распространения ядерного оружия путем регулирования передачи оборудования и технологий, которые могли бы помочь в разработке беспилотных систем, способных доставлять ядерное оружие. Со временем сфера действия РКРТ расширилась и стала охватывать все виды оружия массового уничтожения. Изначально в состав режима входили семь членов-основателей (G7), но с тех пор их число выросло до 35. Все пункты, регулируемые РКРТ, теперь входят в Список боеприпасов США (USML - The United States Munitions List).
РКРТ не является договором и не налагает никаких юридически обязательных положений на партнеров. Документы РКРТ включают руководящие принципы и приложение по оборудованию, программному обеспечению и технологиям, направленные на регулирование экспорта, связанного с ракетами. В руководстве изложены цели и правила для стран-членов, а в приложении предметы подразделяются на категорию I и категорию II. К товарам категории I, подлежащим самому строгому контролю, относятся современные ракетные системы и беспилотные летательные аппараты с дальностью полета более 300 км/500 кг, а также их производственные мощности и ключевые компоненты. Категория II охватывает другие ракетные системы и технологии с дальностью полета 300 км и более, предлагая партнерам большую гибкость при принятии решений о передаче.
Каждый партнер следует Руководству и Приложению к РКРТ на основе своих законов и по своему усмотрению. При возникновении вопросов партнеры проводят двусторонние консультации для обеспечения общего понимания.
Несмотря на то, что в соглашении не говорится о каких-либо правовых последствиях за нарушение принятых стандартов РКРТ, правительство Соединенных Штатов приняло законодательство, позволяющее вводить санкции против стран, экспортирующих товары, ограниченные РКРТ.
Сложность РКРТ заключается в добровольных рамках, отсутствии механизмов принуждения и консенсусном процессе принятия решений, что ограничивает его эффективность в контроле за распространением ракет на фоне растущего потенциала таких стран, как Китай, Индия и Иран. США выразили обеспокоенность ограничениями режима, что привело к изменениям в их собственной экспортной политике и поддержке вооруженных сил Южной Кореи, а также Австралии в свете региональных угроз, демонстрируя постоянную проблему согласования целей нераспространения с меняющимися интересами национальной безопасности.
Изменения экспортной политики в ракетной сфере США с 2020 г.
24 июля 2020 г. администрация США обновила экспортную политику в отношении беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на 2018 г., что повлияло на один из ключевых секторов американских инноваций. Пересмотр позволяет правительству применять национальную свободу действий в отношении РКРТ, классифицируя отдельные БПЛА категории I со скоростью менее 800 км/ч как категорию II, но при этом придерживаясь строгих процедур проверки в соответствии с экспортной политикой США и руководящими принципами РКРТ. Это изменение было направлено на модернизацию соблюдения обязательств РКРТ и удовлетворение безопасности и коммерческих потребностей союзников.
В середине 2022 г. Госдепартамент предложил пилотную программу Открытой генеральной лицензии (OGL - Open General Licence) для упрощения экспорта с союзниками АУКУС (Австралия, Великобритания, США), вдохновившись законом о реформе экспортного контроля 2018 г. и системой OGL Великобритании. OGL направлена на ускорение ретрансфера и реэкспорта определенных оборонных изделий для стран, входящих в Национальную технологическую и промышленную базу (NTIB - National Technology and Industrial Base), но сфера ее применения ограничена. В настоящее время OGL охватывает только техническое обслуживание и ремонт несекретных оборонных изделий, которые не фигурируют в Приложении к РКРТ США, исключая новые приобретения или возможности для совместных разработок. Поэтому многие представители промышленности считают OGL ограниченными и недостаточно используемыми, что указывает на необходимость их пересмотра для повышения эффективности трехстороннего сотрудничества. Хотя передача существующих американских технологий может быть упрощена, значительные системные изменения в экспортном контроле США требуют от партнеров АУКУС согласия в отношении содействия подлинной оборонной интеграции, а не просто ускорения текущих процессов.
28 июня 2024 г. представитель от 4-го избирательного округа штата Мичиган Б. Хёйзенга предложил закон о пересмотре контроля за ракетными технологиями H.R.8892, призывавший изменить некоторые положения, касающиеся двусторонних соглашений и оборонного торгового сотрудничества АУКУС в соответствии с законом о контроле за экспортом оружия, а также в других целях. Этот законопроект был внесен 11 июля 2024 г. на предыдущей сессии Конгресса, но не прошел голосование.
3 января 2025 г. администрация Дж. Байдена выпустила меморандум по национальной безопасности, в котором пересмотрела политику США в области контроля за экспортом ракет, в частности, в отношении режима контроля за ракетными технологиями.
Последнее обновление смягчает четыре важнейших аспекта американской политики, сохраняющейся с сентября 1993 г.:
- Расширенный экспорт ракет: Новая политика обеспечивает большую гибкость при экспорте военных ракет категории I РКРТ, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и космических ракет-носителей (SLV - Satellite Launch Vehicle) в отдельные страны с сильными системами экспортного контроля, отменяя предыдущие ограничения на экспорт категории I в страны, не являющиеся членами РКРТ.
- Поддержка программ стран-членов: Обновленная информация поощряет экспорт США в военные ракетные программы стран-членов РКРТ, которые ранее не поддерживались США до создания РКРТ, теперь позволяя оказывать помощь «определенным» программам в странах-партнерах, соблюдающих правила.
- Экспорт программ SLV: Политика облегчает поддержку программ SLV как в странах РКРТ, так и в странах, не входящих в РКРТ, с сильным экспортным контролем, отходя от прежней позиции «не поощрять» в отношении новых программ SLV.
- Проблема взаимозаменяемости: Разрешая экспорт в программы, не входящие в РКРТ, и продолжая запрещать экспорт военных ракет в эти страны, обновление бросает вызов устоявшемуся мнению о том, что баллистические ракеты и космические ракеты-носители взаимозаменяемы, что может ослабить усилия США по сдерживанию распространения ракет в таких государствах, как Иран и Северная Корея.
Реакция экспертов и официальных лиц на правки в реализации РКРТ США
Решение США вызвало критику за потенциальное ослабление режима, предоставляя больше возможностей для обхода намерений соглашения.
Так, Р. Стол, эксперт в области контроля над вооружениями и старший вице-президент Центра Стимсона, считает, что решение США подрывает международные нормы и ставит экономические выгоды выше национальной безопасности и прав человека. Она отметила, что это изменение политики вряд ли расширит доступ США на рынок в тех областях, где уже доминируют такие страны, как Китай и Израиль, особенно с учетом того, что акцент смещается в сторону небольших БПЛА, на которые не распространяются определенные ограничения. Это решение может осложнить отношения США с международными партнерами и еще больше изолировать страну от ее союзников.
Д. Кимбалл, исполнительный директор Ассоциации контроля над вооружениями (ACA - Arms Control Association), выразил обеспокоенность ростом продаж беспилотников дальнего радиуса действия, отметив, что крупные производители добиваются ослабления требований режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), чтобы продавать свою продукцию в различные страны.
С другой стороны, есть те, кто видит в поправках РКРТ США преимущество. Р. Купер, бывший помощник госсекретаря по военно-политическим вопросам, заявил о необходимости реформы в ответ на быстро меняющиеся технологии. Он подчеркнул, что с увеличением распространения технологий, особенно в Китае, и растущим спросом на беспилотные летательные аппараты как в военной, так и в коммерческой сферах, политика США должна быть скорректирована для обеспечения национальной безопасности.
По мнению бывшего советника по национальной безопасности США Дж. Салливана новый стандарт позволяет расширить сотрудничество с союзниками и партнерами США, чтобы увеличить производство и доступность передовых ракет, тем самым укрепляя коллективную оборону и сдерживание. Эта инициатива направлена на повышение оперативной совместимости высокоточных управляемых боеприпасов между союзниками и одновременное ограничение доступа к передовым ракетным технологиям для злоумышленников.
Также, ситуацию прокомментировали с российской стороны. Григорий Машков, посол по особым поручениям МИД РФ, выразил мнение, что оценки американских представителей, рассматривающих действия Китая в ракетной сфере как угрозу, основаны на стремлении США к глобальному доминированию, что приводит к попыткам вовлечь Китай в диалог для контроля ракетного процесса. Смена политического руководства в США не изменит отношение страны к своим обязательствам в рамках РКРТ, поскольку двусторонний консенсус сосредоточен на экономических интересах, и американская администрация будет продолжать смягчать ограничения на экспорт тяжелых БПЛА для повышения своей конкурентоспособности на рынке. В связи с этим, Россия внимательно следит за ситуацией с поставками американских крылатых ракет «Томагавк» (англ. Tomahawk) в Австралию в рамках сделки АУКУС и считает, что это может нарушить режим контроля за ракетными технологиями и подорвать ее интересы и безопасность в регионе.
Заключение
Исторически сложилось так, что США были ключевой движущей силой усилий по контролю над вооружениями, используя свое положение основного поставщика для влияния на экспортные ограничения. Когда создавалась система экспортного контроля, она была направлена на то, чтобы ограничить передачу технологий американского правительства конкурирующим государствам.
В течение нескольких десятилетий США последовательно развивали и изменяли свою экспортную политику в области ракетных технологий, начиная с осознания опасности распространения ракет в 1970-х годах и заканчивая недавними корректировками под руководством администрации Байдена. Создание режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ) стало реакцией на растущие угрозы со стороны стран, разрабатывающих ракеты, способные доставлять ядерное оружие. С течением времени США стремились сбалансировать свои национальные интересы в области безопасности и экономические соображения, что привело к периодическим пересмотрам политики, включая упрощение экспортных процедур для союзников и поддержку программ ракетных технологий.
Однако эти изменения вызвали разногласия среди экспертов и официальных лиц. Некоторые рассматривают новые меры как потенциальное ослабление международного контроля и угрозу для национальной безопасности, в то время как другие подчеркивают необходимость адаптации к быстро меняющимся технологиям и условиям на международной арене.
В целом, прослеживается сложность и противоречивость политики США в области ракетного контроля, где баланс между национальной безопасностью и экономическими интересами становится все более проблематичным.
В ответ на изменения в РКРТ и действия США, Россия может сосредоточиться на мониторинге международной политики и оценке потенциальных угроз, активно участвовать в международных форумах по контролю над вооружениями с инициативами, такими как мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности, а также рассмотреть потенциальную возможность формирования альянса для создания многополярного баланса сил. Кроме того, необходимо инвестировать в оборонные технологии и оптимизировать экспортную политику. Важно также позиционировать Россию как государство, соблюдающее международные нормы, что поможет укрепить её статус на международной сцене. Эти меры позволят России адаптироваться к изменяющимся условиям и смягчить последствия действий США.
* Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) – неформальное объединение государств в целях ракетного нераспространения, в рамках которого вырабатываются ориентиры экспортного контроля за товарами и технологиями соответствующего профиля. РКРТ создан в 1987 г., в настоящее время насчитывает 35 стран: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Индия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония.