Блог Ивана Захарова

Франция и Африка: перезагрузка или рокировка?

20 августа 2024
Распечатать

Рождение и эволюция «Франсафрик»

К 1960-м гг. французская колониальная империя вошла в кризисное состояние. С одной стороны, колониальные войны в Алжире и Индокитае подорвали глобальные позиции Франции, поэтому она с трудом удерживала свои владения в Африке. С другой стороны, две сверхдержавы, США и СССР, конкурировать с которыми ослабленная войной Франция могла с большим трудом, проводили антиколониальную политику. Поэтому в 1960 г. руководству страны во главе с Ш. де Голлем пришлось признать независимость африканских колоний.

French-troop-in-Mali.jpg

Источник: citypeopleonline.com

Фактически же Франция не собирались покидать регион, удержание которого было важно для сохранения ее стратегической автономии на международной арене. Африка обладала всеми ресурсами, необходимыми для реализации плана Ш. де Голля по созданию системы национальной обороны, оснащенной ядерными силами. Более того, быстро растущая экономика Франции требовала новых рынков сбыта и дешевых энергоресурсов, которыми богаты африканские недра.

Поэтому по инициативе Ш. де Голля была создана новая постколониальная система взаимоотношений между Францией и африканскими странами — «Франсафрик». Суть ее состояла в том, что Франция сохраняла косвенный военно-политический и экономический контроль над своими бывшими владениями, используя их для поддержания своего статуса великой державы. Взамен Франция становилась гарантом безопасности африканских государств и их лидеров, многие из которых пришли к власти в результате путчей или узурпации власти. Для функционирования выстроенной системы французские лидеры на протяжении десятилетий нередко прибегали к таким «грязным» методам, как подкуп государственных деятелей, политические убийства, проведение военных операций, навязывание кабальных договоров, и многим другим.

На современном этапе проект «Франсафрик» находится в состоянии турбулентности. За последние годы несколько африканских стран (ЦАР, Мали, Буркина-Фасо и Нигер) вышли из-под французского влияния и начали движение к реальной независимости, разорвав связи с французскими компаниями и денонсировав оборонные соглашения. На развитие событий по этому сценарию повлияла неудачная операции «Бархан», основной целью которой была фактически не борьба с терроризмом и защита населения, а охрана месторождений полезных ископаемых. Также значение возымело появление новых игроков на континенте и возвращение старых. В частности, одним из них стала Россия, которая после некоторого перерыва снова активно включилась в происходящее на Африканском континенте, предлагая выгодные условия для сотрудничества.

Потеря влияния в Африке заставила Париж задуматься о реорганизации всей системы отношений с африканскими партнерами.

Очередной новый старт

За время своего президентства Э. Макрон уже не раз заявлял об обновлении африканской политики, настоящая цель которой — сохранение французского влияния на континенте и в мире. В очередной раз он представил контуры новой политики во время конференции послов, прошедшей после военного переворота в Нигере летом 2023 г.

Прежде всего президент обозначил ту роль, которую должна играть Франция в рамках обновленной стратегии. По его убеждению, Пятой республике необходимо стать равноправным партнером для африканских стран, отказавшись от любых форм патернализма и адаптировав свое военное присутствие под нужды африканцев. Вместо удержания сферы влияния посредством прямого вмешательства Париж будет стремиться в тесном сотрудничестве с демократическими силами Африки решать не только военные, но и экономические, и социальные задачи, чтобы конкурировать с «неоимпералистическими» силами (подразумевая Россию и Китай) и удовлетворять взаимные интересы.

Среди более предметных идей, озвученных Э. Макроном во время его выступления в Елисейском дворце, можно выделить несколько предложений. Во-первых, Франция намерена изменить формат присутствия своих вооруженных сил в Африке. По представлению первого лица, военные базы продолжат функционировать, но изменят свой профиль, став учебными центрами для местных вооруженных сил. В дополнение к словам президента закон о военном планировании гласит, что Франция нацелена на сокращение численности своих контингентов и организацию только временных операций для решения конкретных задач по требованию африканских партнеров.

Во-вторых, французское руководство собирается приложить усилия, чтобы улучшить имидж Пятой республики в глазах африканского населения. Для достижения поставленной цели предлагается сделать упор на развитие отношений с гражданским обществом. Теперь Франция будет взаимодействовать не только с государством и бизнесом, но и с различными общественными силами. Одновременно с этим должны выделяться деньги на поддержку независимой африканской журналистики, чтобы противостоять пропаганде держав-конкурентов.

Наконец, Э. Макрон подчеркнул важность дальнейшего развития экономического сотрудничества с Африкой. По мнению французского президента, необходимо перейти от дотаций к «солидарным инвестициям», которые станут выгодны и Франции, и африканским странам. Более того, продолжит работу проект «Выберите Африку», инициированный французским Агентством по развитию (AFD) еще в 2019 г. для поддержки как средних, так и малых африканских инновационных предприятий.

Подытоживая вышесказанное, можно заметить, что африканская программа Э. Макрона и его правительства не претерпела значительных изменений с 2017 г. Они предлагают тот же набор абстрактных идей без четко прописанного плана их реализации. Причем многие из инициатив расходятся с действиями Парижа и не соответствуют заявленным целям (например, стремлению к благополучию африканских стран или невмешательству в их дела).

Кадры решают все

Для координации нового (старого) курса на должность специального посланника президента Франции в Африке был назначен 73-летний Ж.М. Бокель. Прежде всего перед ним была поставлена задача провести консультации с лидерами африканских государств, чтобы определить статус, формат и миссию французских баз, согласно новой политики.

Примечательно, что бывший министр по вопросам сотрудничества в кабинете Н. Саркози еще в 2008 г. выступил с критикой «Франсафрик», за которую его сняли с должности. Он заявил, что «Франсафрик» умирает, а африканские страны не получают от этого проекта никакой выгоды. Возможно, на мнение Ж. М. Бокеля о франко-африканских отношениях также повлияла личная трагедия. Его сын, офицер французской армии, разбился при столкновении двух вертолетов в Мали.

Поэтому его назначение, вероятно, должно было символически продемонстрировать, что Франция кардинально меняет свою политику в Африке.

Старые схемы за новыми словами

Вопреки официальной позиции Парижа о поддержке гражданского общества и готовности слушать разные точки зрения, Франция, как и прежде, отдает приоритет переговорам с правительствами, которые считаются недемократическими в западной прессе. Причина проста — они готовы идти на любые уступки ради сохранения своей власти.

Так, с момента своего назначения в начале 2024 г. Ж.М. Бокель успел посетить Чад, где встретился с руководителем страны И.Д. Итно, пришедшем к власти после убийства своего конкурента, двоюродного брата Я.Д. Джеру. Посланник президента выразил поддержку лидеру страны и оценил его способность справляться с различными угрозами, подтвердив тем самым легитимность режима И.Д. Итно со стороны Франции. Ж.М. Бокель также заявил о том, что лидер Чада позволит французским военным остаться на территории страны, «адаптировавшись к новым военным вызовам».

Помимо этого, делегация из Габона во главе с генералом Б.О. Нгемой, свергнувшим своего предшественника А.Б. Ондимбы, была принята в Елисейском дворце самим президентом Э. Макроном. Руководители двух стран обсудили совместные экономические проекты и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество в разных областях. При этом габонские представители поддержали идею о сохранении французских войск на территории страны в соответствие с новыми принципами.

Одновременно Франция сохраняет напряженные отношения с теми странами, которые не собираются во всем ей подчиняться. Так, за последние месяцы французский МИД приостановил выдачу виз гражданам Мали и закрыл единственное посольство в Нигере.

Вместе с дипломатическими шагами французское руководство предприняло ряд других мер по изменению своего положения в Африке, которые продолжают отвечать лишь французским интересам, несмотря на заявления о первостепенности интересов африканцев. Так, хотя было принято решение сократить число французских солдат и офицеров, размещенных в Африке, с 2300 до примерно 600 человек, Франция создала новое африканское командование во главе с бригадным генералом П. Ианни, который вступил в должность 1 августа 2024 г. Важно отметить, что П. Ианни­­­ ­­­­­— специалист по распространению влияния и информационной войне. Его назначение наглядно показывает, что Франция серьезно настроена на борьбу в информационном пространстве. Остается открытым вопрос: какую выгоду эта борьба несет самим африканцам?

Кроме того, теперь целый спектр задач предполагается решать на более конфиденциальном уровне: используя наемников вместо кадровых военных. В подтверждение последнего стало известно, что охраной стратегически важного порта Абиджан в Кот-д’Ивуаре займется частная французская военная компания GEOS. Именно через Абиджан французские компании ведут торговлю сразу с несколькими странами: Ганой, Гвинеей, и Либерией. Привлечение наемников взамен регулярной армии — это уже проверенный Францией способ для менее заметного и дорогостоящего вмешательства в дела африканских государств. Например, известен отряд Боба Денара, который французские спецслужбы использовали для организации нескольких госпереворотов без предварительной продуманной подготовки.

Единственным существенным улучшением во франко-африканских отношениях стало углубление сотрудничества в области обучения африканских военных. Так, представители французских и габонских вооруженных сил открыли школу военного управления на французской базе в Либревиле, столице Габона.

Таким образом, о кардинальной перезагрузке отношений между Францией и Африкой речь не идет. В очередной раз руководство Пятой республики пытается построить «Франсафрик» с человеческим лицом», в рамках которого Франция не просто удовлетворяет свои корыстные интересы, но и помогает развиваться африканским странам, уважая их суверенитет. Однако на практике французские власти продолжают возвращаться к старому проверенному временем курсу, лишь внося в него незначительные изменения.

Россия, которая оказывает существенную помощь Буркина-Фасо и Нигеру в их усилиях по борьбе с международным терроризмом и не имеет за собой колониального прошлого, в таких условиях видится более надежным партнером и гарантом безопасности для африканских стран, чем Франция.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся