Балканский разворот Франции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В прошлом участие Франции в балканской политике было отмечено присутствием французских военных в составе сил НАТО в Косово и миротворческого корпуса ООН в Боснии. Также Пятая республика способствовала сближению стран ЕС с балканскими странами на Загребском саммите в 2000 г., а затем играла роль посредника во время конфликта в Северной Македонии в 2001 г. За последующие почти два десятилетия интерес к Балканам у французских властей угас, но с приходом к власти Э. Макрона он возобновился с новой силой. Движимая конкуренцией с Россией и Турцией, стремлением к обеспечению своей энергетической безопасности и желанием расширить свое влияние в Европе Пятая республика начала реорганизацию отношений со странами региона.
Источник: Reuters
Франция и Западные Балканы: новое начало
В апреле 2019 г. вскоре после берлинского саммита лидеров стран Западных Балкан, организованного Э. Макроном и А. Меркель, французское правительство опубликовало стратегию по многовекторному развитию отношений со странами этого региона. Наиболее примечательными стали положения, которые предполагают постепенное военно-политическое и экономическое сближение через обучение офицеров из западно-балканских стран во Франции, привлечение стран Западных Балкан для участия в совместных военных операциях и финансирование разных проектов со стороны Французского агентства по развитию (AFD).
В дальнейшем на основе принятого документа французские власти начали налаживать тесное сотрудничество со всеми странами региона. За время своего президентства Э. Макрон добился начала переговоров между Болгарией и Северной Македонией, подписал договор о стратегическом партнерстве с Хорватией о поставке истребителей «Рафаль» и поддержал Албанию и Черногорию в их переходе на использование возобновляемых источников энергии. Однако, прежде всего он начал втягивать в орбиту французского влияния Сербию, самую крупную страну Западных Балкан, претендующую на членство в ЕС.
Ставка на Сербию
Для улучшения отношений с Белградом официальный Париж нацелился на полное урегулирование конфликта между Косово и Сербией, о чем Э. Макрон объявил во время своего визита в Сербию летом 2019 г. На пресс-конференции он подчеркнул, что Сербия не станет частью ЕС до тех пор, пока не будут нормализованы отношения с Косово.
Однако в этом направлении Франции не удалось преуспеть: организованный в 2020 г. саммит Сербия-Косово в Париже не привел к значимым результатам. Предложенный в 2022 г. Францией совместно с Германией план, который подразумевает вступление Косово в ООН без формального признания независимости со стороны Сербии, а также создание Сообщества сербских муниципалитетов в Косово, был отвергнут обеими сторонами. Сербия бы фактически признала независимость Косово, что для неё было неприемлемо, тогда как Косово отказалось идти на создание параллельных правительству сербских национальных структур.
Тем не менее Пятая республика успешно организовала сотрудничество с Сербией в других стратегически важных областях. Так, Франция наращивает свое военно-политическое влияние в Сербии за счет экспорта вооружений, что традиционно считается эффективным инструментом для установления отношений с различными странами мира со временем Ш. Де Голля. В 2019 г. Сербия купила зенитно-ракетные комплексы «Мистраль», а в 2024 г. приобрела у Франции 12 истребителей 4-го поколения «Рафаль» для замены устаревших российских МиГ-29, тем самым вытесняя Россию в качестве одного из главных поставщиков вооружений для сербской армии. Э. Макрон назвал сделку «исторически важной» для отношений между Францией и Сербией.
Энергетическая безопасность также стала одной из главных сфер сотрудничества двух стран. Франция, заинтересованная в уменьшении зависимости Сербии от России не только в военной, но и в энергетической сфере, подписала с правительством страны меморандум о взаимопонимании в области мирного атома весной 2024 г. После этого в сербском парламенте началось рассмотрение законопроекта о снятии запрета на строительство АЭС, который до сих пор обсуждается.
Кроме развития атомной энергетики французское руководство, озабоченное нехваткой критически важного сырья, делает ставку на добычу лития из сербских недр, необходимого для производства аккумуляторов. Уже летом 2024 г. страны подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве по его разведке и добычи. Для этого сербское правительство разрешило местной компании Rio Tinto начать разработку литиевых месторождений, несмотря на протесты экологов.
Ко всему прочему, французские компании строят Белградское метро –высокорентабельный и стратегический проект для сербской столицы, на поддержку которого правительство Франции выделило 454 млн. евро. Еще одной важной французской инвестицией в развитие сербской инфраструктуры стало подписание контракта об передаче аэропорта Белграда (крупнейшего в Балканском регионе) на 25 лет под управление французской компанией Vinci. Кроме этого, Французское агентство по развитию ежегодно выделяет Сербии средства для проведения различных реформ. Так, в 2023 г. оно выделило стране 570 млн. евро.
Исходя из вышесказанного становятся понятны цели, которые преследует Франция, налаживая отношения с Сербией. Франция стремится интегрировать Сербию в ЕС и стать для неё главным партнером вместо России, которая благодаря сербским властям обходит санкции ЕС и продолжает поставлять газ в некоторые европейские страны через трубопровод «Балканский поток». В подтверждение этой точки зрения Э. Макрон заявил в сербской прессе, что Белград больше не может балансировать между ЕС и Россией и ему пора сделать выбор с кем продолжать сотрудничество.
Франция и Греция: средиземноморский союз
Ещё одной страной Балкан, удостоенной внимания Парижа, стала Греция, с которой Францию объединяют выход к Восточному Средиземноморью и напряженные отношения с Турцией.
Следует начать с того, что Франция исторически считает Восточное Средиземноморье своей зоной влияния. Поэтому в разное время президенты Пятой республики разрабатывали различные проекты для наращивания политического влияния в регионе (Барселонский процесс при Ж. Шираке, Средиземноморский союз при Н. Саркози) и для обеспечения энергетической безопасности через добычу средиземноморского газа. Э. Макрон не стал исключением, поэтому он объявил о стремлении установить Pax Mediterranea, систему регионального сотрудничества, где Франция играла бы ведущую роль.
С этим замыслом Франция, как и другие страны ЕС, поддерживает строительство Восточно-Средиземноморского трубопровода, который сможет поставлять газ через Грецию в Южную и Юго-восточную Европу, снижая её зависимость от российского газа. Более того, французская компания Total имеет лицензию на добычу газа в греческих водах.
Турция же реализует доктрину «Голубая родина» (Mavi Vatan), придуманную ещё в 2006 г. адмиралом Д. Гюрденизом. Согласно этой концепции, турецкое государство ставит своим приоритетом расширение водных владений в Средиземном, Черном и Эгейском морях до 462 тыс. км2 и защиту собственных национальных интересов на международной арене. В частности, турецкие власти нацелены на разведку газовых месторождений, даже если это противоречит политике других стран, в первую очередь Греции и Кипра. Так, Турция не признает морские границы греческих островов и Кипра, оспаривая Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 г., согласно которой обитаемые острова уравниваются в правах с материковыми территориями, вне зависимости от их размера.
Такой подход Турции в отношении региона нередко приводил к пограничным инцидентам. Последний случился летом 2020 г., когда турецкие корабли вошли в территориальные воды Греции вблизи острова Кастелоризо, а греческие власти привели флот в полную боевую готовность.
В свою очередь Франция поддержала Грецию, усилив военное присутствие в Средиземном море и отправив несколько своих истребителей на Кипр, с которым подписано оборонное соглашение. Таким образом французские власти одновременно продемонстрировали важность Греции в своей энергетической политике и готовность выступить против турецких амбиций.
Эти события привели к тому, что в 2021 г. президент Франции и премьер-министр Греции подписали оборонное соглашение. В соответствии с ним Франция обязывается оказать немедленную военную помощь Греции в случае нападения третьей страны, даже если эта страна входит в один из альянсов. Так был обозначен явно антитурецкий характер соглашения. Кроме того, именно Греция стала первым европейским заказчиком французских истребителей «Рафаль».
Как и Сербия, Греция играет важную роль в энергетической политики Франции, которая стремится не дать Турции завладеть газовыми месторождениями в Средиземном море и уменьшить роль российского газа в европейских поставках.
Дальнейшие перспективы присутствия Франции на Балканах
Несмотря на некоторые успехи в расширении своего влияния на Балканах, Франция не способна стать главным партнером для стран региона.
Во-первых, экономическое присутствие Франции почти не заметно. На сегодняшний день Германия остается главным торговым партнером для всех балканских стран, кроме Черногории и Албании. При этом немецкий – второй после английского по количеству изучаемых иностранный язык на Балканах.
Во-вторых, Россия до сих оказывает серьезное влияние на балканские страны. Так, она почти на 100% покрывает потребности Сербии, Северной Македонии и Боснии и Герцеговине в обеспечении газом. Одновременно же Россия усиливает свое присутствие в социокультурном пространстве Балкан, используя мягкую силу в виде СМИ и православной церкви.
Наконец, перед Францией сейчас стоят более важные проблемы, такие как потеря влияния в Африке (традиционной зоны французских интересов) и отсутствие значимого экономического роста.
Таким образом, новая балканская политика Франции в ближайшей будущем вряд ли приведет её к лидерству на полуострове. Тем не менее, наладив сотрудничество с государствами региона, официальный Париж сможет укрепить свою энергетическую безопасность и получить выгоду от реализации различных экономических проектов и экспорта вооружений.