Первая миротворческая операция ОДКБ в Казахстане
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
События января 2022 года в Казахстане и их причины
В январе 2022 г. отдельные регионы Казахстана оказались охваченными волной протестов и демонстраций. Можно назвать следующие причины недовольства протестующего населения: повышение цен на газ, экономическая нестабильность, снижение уровня жизни, рост инфляции.
Источник: Unsplash
По словам президента Казахстана К.-Ж. Токаева, к массовым беспорядкам и попытке государственного переворота в Казахстане в январе 2022 г. привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества.
Толчком к началу протестов послужило существенное повышение цен на сжиженный газ 1 января 2022 г. Протестующие требовали снижения цен на газ и продовольственные товары, повышения уровня жизни, увеличения размера минимальной пенсии и заработных плат.
Протесты продолжались с 4 по 11 января 2022 г. Большое количество людей вышло на улицы с целью добиться социально-экономических и политических изменений. С самым сильным сопротивлением столкнулась столица Казахстана Алма-Ата. Таких протестов страна не наблюдала с декабря 1986 г., когда Казахстан стал свидетелем демонстраций антикоммунистически настроенной молодежи.
В январе 2022 г. первые демонстрации начались на западе страны. Митинг 4 января сопровождался арестами, а также применением слезоточивого газа полицией. За протестами последовало отключение интернет-связи в различных частях Казахстана. В ночь с 4 на 5 января 2022 г. властями Казахстана в ряде городов и областей было введено чрезвычайное положение, которое продлилось до 19 января 2022 г.
Постепенно протесты охватили и юг страны. Увеличивалось число участников митингов. Так, в протестах в Алма-Ате 5 января приняло участие уже более трех тысяч человек. Демонстранты, вооруженные гранатами и щитами, сжигали здания, организовывали погромы магазинов и торговых центров. В частности, была сожжена алматинская резиденция главы Казахстана, разгромлены здание государственного телеканала «Казахстан» и офис телеканала «Мир», захвачены здание Департамента полиции Алматы и аэропорт Алма-Аты.
Сообщалось, что в протестах принимали участие профессионально обученные люди, применяющие особые методы против сотрудников правоохранительных органов. Более того, сопротивление силам правопорядка оказывали группы людей из зарубежных стран, особенно в самые напряженные периоды забастовок.
Слаженность действий и оперативный захват протестующими стратегически важных объектов свидетельствуют о том, что работа мятежников координировалась. Интересен и тот факт, что у демонстрантов отсутствовал явный лидер, направляющий их деятельность и дававший четкие команды. Эксперты в области международных отношений и безопасности считают, что конечной целью участников массовых забастовок был государственный переворот и захват власти.
Операция ОДКБ в Казахстане
5 января 2022 г. президент Казахстана К.Ж. Токаев обратился к странам ОДКБ с просьбой оказать поддержку Казахстану в «преодолении террористической угрозы», назвав текущие события в стране «террористическим актом внешних сил, представляющим угрозу безопасности Казахстана». В своем заявлении К.Ж. Токаев отметил, что в сопротивлении принимают участие вооруженные группировки, прошедшие тщательную подготовку за рубежом.
Лидеры ОДКБ согласились оказать помощь Казахстану и действительно спасли страну в возникшей трудной ситуации. Основной формой вовлечения ОДКБ в урегулирование кризиса стало совместное военное вмешательство. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявил, что своей главной задачей ОДКБ ставит восстановление порядка, защиту мирных граждан, нормализацию гуманитарной ситуации, стабилизацию политической ситуации и внутреннего правопорядка. Мандат Совета Безопасности ООН не требовался, так как, согласно уставным документам ОДКБ, разрешение на проведение операций по поддержанию мира требовалось только в случае, если операция проводится в стране, не являющейся участником ОДКБ.
Операция ОДКБ по поддержанию мира продолжалась с 6 по 19 января 2022 г. Активная ее фаза пришлась на 7–13 января. 13 января К.Ж. Токаев объявил о постепенном снятии чрезвычайного положения в разных регионах Казахстана и выводе сил ОДКБ с территории страны.
Степень вовлеченности стран-участниц
Естественно, все страны — участницы ОДКБ по-разному отнеслись к необходимости проведения операции по поддержанию мира в союзническом государстве. Также различалась и степень участия каждой в миссии в Казахстане. В страну были введены вооруженные миротворческие силы таких стран — участниц ОДКБ, как Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан. С. Зась заявил, что всего в Казахстан будет направлено 2,5 тыс. человек и 250 единиц военной техники.
От Белоруссии была направлена 5-я отдельная бригада специального назначения и 103-я воздушно-десантная Витебская бригада. 7 января 2022 г. было принято решение об участии в операции контингента Киргизии. Парламент Киргизии принял постановление об отправке для участия в операции 150 военных, а также 19 единиц военной техники. 6 января подразделения вооруженных сил Армении получили разрешение принять участие в операции ОДКБ. Около 100 армянских военнослужащих было направлено в Казахстан. Таджикистан отправил около 200 военных (Табл. 1).
Таблица 1. Степень участия отдельных государств — членов ОДКБ в операции в Казахстане в январе 2022 г.
Страна |
Численность населения на начало 2022 г., млн чел |
Количество направленных военнослужащих, человек | Условный коэффициент участия (значение столбца 2 разделить на значение столбца 1) |
Количество направленных единиц техники, шт. |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Россия | 145,5 | 3 000 | 20,6 | около 80 боевых самолетов |
Белоруссия | 9,3 | 500
| 53,8 |
-
|
Армения | 2,96 | 100 | 33,8 | - |
Киргизия | 7,04 | 150 | 21,3 | 8 единиц бронетехники и 11 автомобилей |
Таджикистан | 9,89 | 200 | 20,2 | - |
Источник: составлено автором на основе общедоступных данных
Наибольшее участие в абсолютных цифрах (количество военнослужащих и военной техники) приняла Российская Федерация. В то же время, принимая во внимание условный коэффициент участия, определяемый как отношение количества направленных военнослужащих к численности населения соответствующей страны, можно сделать вывод, что весьма активное участие в операции принимали Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан.
Россия направила наибольшее количество военнослужащих и военной техники, что обусловлено следующими обстоятельствами: большая численность населения России, заинтересованность российской стороны в урегулировании внутриполитического конфликта в Казахстане, а также высокий уровень военно-технической оснащенности, численность войск и бронетехники страны.
Что касается других стран, принявших участие в миссии ОДКБ, их степень вовлеченности в конфликт также зависела от численности населения, количества вооруженных сил, уровня военно-технического развития. Однако крайне важно отметить, что все страны были объединены общим желанием добросовестно выполнить обязательства, вытекающие из Устава ОДКБ, согласно которому государства-члены обязуются оказывать поддержку друг другу в случае возникновения угрозы территориальной целостности и безопасности одной из сторон договора.
Вечером 5 января 2022 г. К.Ж. Токаев выступил с обращением, а уже в ночь с 5 на 6 января власти ОДКБ приняли решение о направлении миротворческих войск в Казахстан. Председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ Никол Пашинян выступил с заявлением о готовности сил ОДКБ выполнить свои союзнические обязательства в соответствии со статьей 4 Устава ОДКБ и разрешить ситуацию. 6 января 2022 г. войска были подготовлены для начала миссии по поддержанию мира.
Роль ОДКБ в урегулировании кризисной ситуации в Казахстане и результаты миссии
Уже на третий день после ввода войск ОДКБ ситуация в Казахстане стабилизировалось. Власти ОДКБ проявили себя как надежные и оперативно действующие партнеры. Миротворческий контингент ОДКБ, в свою очередь, продемонстрировал профессионализм и высокую скорость выполнения поставленных задач. ОДКБ действовала в рамках международного права и текущих международно-правовых соглашений.
Существуют разные оценки вмешательства ОДКБ в казахский внутренний кризис. МИД России 6 января 2022 г. сделал заявление, в котором была отмечена важная роль России в урегулировании ситуации в дружественной стране. Российская сторона намеревалась оказать всевозможную поддержку Казахстану с целью избежать вспышек насилия и дестабилизации обстановки. МИД России также выразил намерение поддерживать контакты с казахской стороной на постоянной основе. Из этого можно сделать вывод о том, что добрососедские отношения с Казахстаном являлись одним из приоритетов внешней политики России.
Критики ОДКБ вспоминают схожую ситуацию в Киргизии в 2010 г., когда страну также охватила волна протестов и демонстраций. Но в отличие от ситуации в Казахстане тогда руководство ОДКБ приняло решение ограничиться гуманитарной помощью Киргизии, но не вводить войска в страну, несмотря на обращение президента Киргизии к лидерам ОДКБ с просьбой о помощи. Возникает вопрос, почему в случае с Казахстаном последовала столь быстрая реакция союзников и оказание помощи, а в ситуации с Киргизией от лидеров организации последовал отказ от вмешательства в возникшую ситуацию? Представляется, что это может быть обусловлено ухудшением к 2010 г. отношений между Россией как наиболее влиятельным членом ОДКБ и Киргизией, вызванное внешнеполитическими метаниями и сближением Киргизии с США.
В целом можно сделать вывод о том, что вмешательство стран — участниц ОДКБ однозначно положительно повлияло на внутреннюю обстановку в Казахстане. Протесты прекратились, стабилизировалась продовольственная обстановка, снизился уровень напряженности в разных городах страны.
Что касается изменений в структуре власти после событий в Казахстане, следует отметить, что влияние бывшего президента страны Н. Назарбаева и его семьи в Казахстане сократилось. С 2019 г. страну возглавляет К.Ж. Токаев, однако предыдущий президент Казахстана Назарбаев к 2022 г. сохранял большое влияние в стране.
За январскими событиями в Казахстане последовал ряд реформ политического и социально-экономического характера. Так, было принято решение о создании Конституционного суда Казахстана, который призван укрепить защиту прав и свобод граждан страны. Также К.Ж. Токаев объявил о переходе на смешанную пропорционально-мажоритарную систему проведения выборов. Президент выступил с инициативой по усилению роли парламента. Эти изменения закреплялись поправками в Конституцию, принятыми 5 июня 2022 г. В Казахстане сменилось достаточно большое количество чиновников, некоторые полномочия президента были переданы в пользу законодательной и судебной власти.
Президент К.Ж. Токаев предложил принять меры по снижению цен на продовольственные товары, изменению налоговой политики, повышению уровня жизни граждан. Также были начаты реформы в области образования. К.Ж. Токаев заявил об открытии филиалов российских университетов (МГТУ им. Н.Э. Баумана и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) в Казахстане. Была подчеркнута важность активизации работы российских культурных центров в регионах Казахстана.
Также необходимо отметить, что проведение миротворческой операции привело к укреплению военно-технического потенциала самой ОДКБ с учетом бесценного опыта организации и проведения миротворческой операции. Можно сказать, что ОДКБ доказала свою эффективность на практике.
Cтудентка факультета международных отношений МГИМО МИД России
Блог: Блог Юлии Яковенко
Рейтинг: 0