Блог Комрона Одибоева

Перспективы энергетического сотрудничества между Россией и Туркменистаном

5 марта 2024
Распечатать

Развитие российской энергетической политики в Центральной Азии

На сегодняшний день развитие энергетического вектора в российской внешней политике как никогда занимает одну из ведущих позиций. Такого рода тенденция отвечает тем вызовам и угрозам, которые сложились на современном геополитическом пространстве вокруг России. Попытка коллективного Запада изолировать Москву на ее западных границах создает условия для развития российской политики «Поворот на Восток», где важным остается формирование прочных топливно-энергетических отношений с государствами Азии.

AA12XWxg.jpg

Источник: kremlin.ru

«Поворот на Восток стал естественным продолжением и практическим воплощением принятой Россией на вооружение внешнеполитической философии многополярности, в рамках которой она видит себя одним из глобальных полюсов силы» - отмечают академик РАН Анатолий Торкунов и эксперт РСМД Дмитрий Стрельцов.

Задачи укрепления энергетической безопасности России делают необходимой реализацию политики диверсификации энергетического сотрудничества, помимо существующих контактов в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. В этом направлении стратегическое значение для России имеет развитие энергетического взаимосотрудничества со странами Центральной Азии. В ходе саммита Россия-Центральная Азия в 2022 году, президент России В. В. Путин неоднократно отмечал важность кооперации с регионом для развития взаимовыгодных отношений в направлении поддержания энергетической безопасности центральноазиатского региона. С момента распада Советского Союза со всеми постсоветскими государствами данного региона Москва заключила ряд соглашений в области развития топливно-энергетического диалога.

Прочные позиции в энергетической среде Казахстана сохраняют такие российские компании как «Лукойл» и «Роснефть». Данные корпорации развивают инвестиционную политику в Республике, работают над совместными с казахстанской стороной проектами по георазведке и разработке новых месторождений. Крупным энергетическим проектом остается «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), где в рамках проекта работают нефтепроводы Тенгиз-Новороссийск и Атырау-Самара.

В казахстанской газовой среде активно ведет свою работу
российско-казахстанская кампания СП «КазРосГаз», где российскую сторону представляет «Газпром». Крупной сетью АЗС в Республике располагает компания с российским капиталом «Газпром нефть – Казахстан».

Немаловажным остается продвижение транзитных программ через казахстанскую территорию российской нефти и газа в третьи страны. В январе 2023 года стороны продлили до 2034 года договор по транзиту российской нефти в Китай через Казахстан по трубопроводу Атасу – Алашанькоу. Ведутся переговоры по сооружению транзитной трубопроводной системы по поставкам российского газа в Иран.

В Узбекистане ведет свою деятельность российская компания «Лукойл Оверсиз», которая совместно с узбекистанскими корпорациями реализовала в 2018 году проект строительства «Кандымского газоперерабатывающего комплекса». Параллельно развивается инициатива проекта «Юго-Западный Гиссар», который направлен на разработку нефтяных месторождений. Россия остается важным инвестором в проектах по развитию в энергетическом направлении районов Аральского моря. Активно свою деятельность в газовом секторе Узбекистана ведет российская компания «Газпром». Основными векторами ее деятельности являются инвестиции, георазведка и разработка новых месторождений.

Киргизстан и Таджикистан являются привлекательными направлениями для развития российской энергетической политики. В Киргизстане ведет свою деятельность российская компания «Газпром нефть – Азия». Данная компания имеет в Киргизстане ряд заводов различного типа, сеть АЗС, а также работает в области разработки новых месторождений. С 2014 года «Газпром нефть» является монополистом в области импорта и разработки природного газа в Киргизстане и ведет работу над реализацией проекта создания магистрального газопровода «Бухарский газоносный район - Ташкент-Бишкек-Алматы». Крупнейшим оператором нефтепродуктов с 2014 года в регионе является российская компания «Роснефть».

В Таджикистане с начала 2000-х годов работают такие российские компании как «Газпром ЭП Интернешнл Сервисиз Б. В.» и «Газпром нефть – Таджикистан». Данные корпорации реализуют свою деятельность в области разработки месторождений, переработки энергоресурсов и владеют сетью АЗС.

7 октября 2023 года был запущен проект, сформировавший «Тройственный газовый союз» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. В рамках данного проекта будет реализовываться поставка российского газа по трубопроводу «Средняя Азия – Центр» в Узбекистан через территорию Казахстана. Этот проект заложил основу дальнейшему развитию российской энергетической политики в Центральной Азии и создал условия для реализации поставок российских энергоресурсов в соседние регионы.

Формирование и развитие российско-туркменистанского энергетического диалога 

Российско-туркменистанское сотрудничество в энергетической сфере имеет важное значение не только в центральноазиатском регионе, но и оказывает влияние на развитие данной отрасли на глобальном уровне. Крупные залежи энергоресурсов на территории Республики и выгодное географическое положение между Востоком и Западом делают Ашхабад ключевым игроком в топливно-энергетической среде. И для России имеет стратегическое значение развитие энергетического сотрудничества с Туркменистаном.

С начала 2000-х годов стороны вели совместную работу по поставкам газа из Туркменистана и дальнейшего его транзита через российскую территорию в Европу. В 2003 году в ходе визита президента Туркменистан С. Ниязова в Москву, стороны подписали соглашение сроком на 25 лет на поставки туркменистанского газа по газовой ветке «Средняя Азия-Центр».

Несмотря на стремление Москвы и Ашхабада совместно развивать энергетическую отрасль, между сторонами местами формировались отличные взгляды на дальнейшую кооперацию. Такого рода ситуация возникает из-за ряда особенностей российско-туркменистанского энергетического диалога. Во-первых, нейтральный статус Туркменистана создает условия, когда, развивая энергетический диалог с Россией, Ашхабад старается не быть втянутым в военно-политические процессы региона (которые по бо́льшей части инициируется с российской стороны) и тем более не быть задействованным в геополитическом противостоянии между Москвой и Западом.

Во-вторых, энергетическое сотрудничество между сторонами сталкивается со сложностями в виду соперничества ряда крупных внерегиональных игроков, таких как США, КНР, ЕС и Турции, за влияние в регионе. Этот процесс формирует условия, которые в той или иной степени ослабляют лидирующие энергетические позиции России в регионе, и создает препятствия в продвижении российских инициатив и проектов по развитию энергетического диалога с Ашхабадом.

В-третьих, ухудшение российско-украинского диалога в 2014 году привело к замораживанию транзита российского газа по территории Украины в Европу, что в свою очередь значительно сократило закупки туркменистанского энергоносителя в России.

Мировой экономический кризис 2008 года оказал негативное влияние на энергетическое сотрудничество сторон. Нерентабельность цен на нефть и газ в кризисный период привела к пересмотру контрактов России с Туркменистаном по поставкам газа (по инициативе российской компании «Газпром»). И хотя к 2010 году Москве и Ашхабаду удалось восстановить объем поставок, действия «Газпрома» оставили негативный осадок в отношениях.

Остается замороженной многосторонняя российская инициатива о строительстве «Прикаспийского газопровода». Еще в 2007 году Россия, Казахстан и Туркменистан подписали соответствующие соглашения о формировании совместного проекта. Целью ставился транзит природного газа в Россию из месторождений в Туркменистане, Казахстане и на Каспийском море. Несмотря на заинтересованность Туркменистана и Казахстана в проекте, российская инициатива к 2012 году была заморожена в виду общей сложной геополитической и экономической обстановки в регионе. Попытки президента Туркменистана Г. Бердымухамедова восстановить проект в 2015 году не увенчались успехом.

Однако в эти годы Россия и Туркменистан параллельно активно реализуют совместные проекты по разработке 21-ого нефтяных месторождений в Каспийском море. С участием российских компаний идет строительство трубопровода Малай–Багтыярлык. Прочные позиции занимают такие российские компании, такие как «Татнефть» и «Лукойл». Несмотря на эти положительные тенденции, ежегодные поставки газа в 2015 году сократились с 11 млрд. куб. м. до 4 млрд. куб. м. А в 2016 году «Газпром» из-за возникших разногласий в рамках ценовой политики полностью отказался от поставок туркменистанского газа в Россию.

Реанимировать ситуацию стороны пытались в ходе визита президента России В. В. Путина в Туркменистан в 2017 году. Был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Туркменистаном. Параллельно с этим был проведен ряд переговоров, где в том числе речь шла о состоянии энергетического сотрудничества. Встреча лидеров послужила толчком к восстановлению газового диалога между сторонами. В 2018 году состоялся визит руководителя «Газпрома» А. Миллера в Туркменистан, что привело к тому, что в 2019 году «Газпром» подписал с Ашхабадом контракт сроком на 5 лет на поставки в Россию до 5,5 млрд куб. м. газа в год.

Стоит отметить, что Туркменистан в энергетической сфере стремится к диверсификации. Начиная с 2000-х годов Ашхабад постепенно принимает участие в ряде инициатив без российского участия. Одним из таких проектов является строительство трубопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Проект был согласован в 2010 году. Его активно лоббировали США с целью ослабить экономическое и политическое присутствие России в регионе. Но, начиная с 2017 года строительство газопровода остается в

замороженном состоянии из-за ухудшения геополитической обстановки в регионе. Несмотря на то, что новое руководство Афганистана изъявило желание восстановить переговоры, на данный момент ни одна из сторон не проявила активную заинтересованность.

Аналогично остается нереализованным проект «Транскаспийского газопровода». Газовую ветку планировалось использовать для поставок природного газа из месторождений в Туркменистане и Казахстане по дну Каспийского моря в Азербайджан, а далее направлять газ в «Южный газотранспортный коридор» (сокр. «Набукко»). Все это было направлено на обход России в транзите природных ресурсов из Азии в Европу, и активно лоббировалось со стороны США и ЕС. Проведенные встречи в рамках Совместного комитета ЕС-Туркменистан в 2021 году и трехстороннего саммита Туркменистан-Азербайджан-Турция в 2022 году не привели к инициативам восстановления строительства «Транскаспийского газопровода».

Активно ведутся поставки туркменистанского газа в Иран. В 1997 году был построен газопровод «Корпедже – Курткуи» с ежегодной пропускной способностью газа в 8 млрд. куб. м. В 2010 году Ашхабад и Тегеран запустили вторую энергетическую ветку «Довлетабад – Серахс – Хангеран», по которой Туркменистан экспортирует в Иран около 14 млрд. куб. м. природного газа в год.

Ключевым импортером туркменистанского газа на сегодня является Китай. В 2009 году Ашхабад и Пекин запустили две газовые ветки «A» и «B», а позже они были дополнены третьей веткой «C». Энергетические ветки проходят по территориям Казахстана и Узбекистана и формируют систему газопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай». По данному трубопроводу Туркменистан экспортирует в КНР около 40 млрд. куб. м. природного газа в год. В 2014 году лидеры Туркменистана и КНР подписали соглашение о строительстве четвертой линии «D», что сформирует газопровод «Туркменистан-Узбекистан-Таджикистан-Киргизстан-Китай». Пропускная способность будет составлять 25 млрд. куб. м. газа в год.

Перспективы укрепления энергетического взаимосотрудничества между Москвой и Ашхабадом в 2022-2024 гг.


Несмотря на начало в феврале 2022 года Специальной Военной Операции (СВО) по защите территориальной целостности и суверенитета России, российско-туркменистанский диалог не подвергся сильной эрозии.
Ашхабад продолжил реализовывать энергетическое сотрудничество с Москвой.

Весной 2022 года в рамках первого Межпарламентского форума стран Центральной Азии и Российской Федерации состоялась встреча председателя Совета Федерации России В. Матвиенко с новоизбранным президентом Туркменистана С. Бердымухамедовым. Глава российской делегации высоко оценила заинтересованность Туркменистана в сохранении и развитии энергетического диалога с Россией и подчеркнула все более глубокую заинтересованность крупных российских компаний развивать свою деятельность в Республике.

Летом 2022 года состоялась встреча на высшем уровне между президентом России В. В. Путиным и президентом Туркменистана С. Бердымухамедовым. Стороны подписали Декларацию об углублении партнерства. Параллельно велись переговоры по вопросам топливно-энергетического сотрудничества. Российский лидер отметил постоянный рост товарооборота между странами, где значительную часть составляет диалог в области энергетики. В. Путин подчеркнул важность деятельности «Газпрома» в импорте туркменистанского газа в Россию, выделил деятельность «Лукойла» в совместных проектах по разработке месторождений нефти на Каспийском море и положительно отозвался о более широком присутствии российской компании «Татнефть» в Республике.

Осенью 2022 года бывший президент Туркменистана, а ныне председатель верхней палаты туркменского парламента Народного совета
Г. Бердымухамедов нанес визит в Россию, где провел переговоры с председателем Совета Федерации России В. Матвиенко. Председатель Совета Федерации глубоко оценила взаимосотрудничество Москвы и Ашхабада, которое имеет широкий потенциал к дальнейшему развитию. В частности, было отмечено сотрудничество в торговле и экономике, где приоритетным направлением остается энергетика. Двусторонний диалог в этой области и координация совместных усилий на международной арене отвечают интересам обоих государств.

Телефонные переговоры между главами России и Туркменистана, которые состоялись 17 января 2023 года, оказали положительное влияние на итоги встречи, которая прошла в Ашхабаде 19 январе между Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А. Новаком и Заместителем Председателя Кабинета министров Туркменистана
Ш. Абдрахмановым. В ходе переговоров стороны обсудили перспективы углубления энергетического сотрудничества. В частности, А. Новак отметил заинтересованность российских компаний в развитии нефтегазовой инфраструктуры в Республике и углублении совместной деятельности по разработке новых месторождений углеводородов на Каспийском море.

Уже 15 февраля 2023 года состоялся визит главы «Газпром» А. Миллера в Туркменистан, где он провел переговоры с президентом Республики С. Бердымухамедовым и председателем верхней палаты туркменского парламента Народного совета Г. Бердымухамедовым. Подробности встречи не были опубликованы ни со стороны «Газпрома», ни со стороны руководства Ашхабада. Можно предположить, что речь шла о возможности продления пятилетнего контракта на поставки туркменистанского газа в Россию, подписанного в 2019 году. К тому же, возможно, шла координация российских предложений, которые были представлены Ашхабаду в ходе контактов сторон в январе 2023 года.

Однако Туркменистан выразил свою озабоченность на фоне начала поставок в Узбекистан с октября 2023 года российского газа по газопроводу «Средняя Азия-Центр» (САЦ). Еще в августе 2023 года МИД Туркменистана опубликовал заявление, где подчеркнул, что идеи российской стороны постепенно расширять газовый союз и развивать в рамках проекта дальнейшие поставки российского газа в Китай, с учетом того, что часть газопровода САЦ пролегает по туркменистанской территории, задевают интересы Ашхабада. В виду этого, уже в ноябре 2023 года Россия и Туркменистан начали переговоры с целю урегулирования ситуации.

Вывод

Подводя итоги, стоит отметить, что на сегодняшний день Россия стремится к укреплению своей восточной внешнеполитической стратегии. Эта инициатива направлена на поиск новых партнеров и союзников в условиях постоянной эрозии диалога со странами коллективного Запада. Важным фактором в этой области является формирование прочных энергетических контактов.

В последнее время те вызовы и угрозы, которые возникли для России после начала СВО и подрывом «Северных потоков» в 2022 году, делают необходимым диверсификацию направлений политики «Поворот на Восток». Помимо существующего энергетического сотрудничества со странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Россия начала активно укреплять диалог со странами Центральной Азии.

Туркменистан остается важным актором в энергетическом секторе Центральной Азии. Ашхабад отличается крупными запасами энергоресурсов и выгодным географическим положением. И инициатива укрепления энергетической безопасности делает необходимым для России укреплять сотрудничество с Туркменистаном. Заметно, что у сторон существует достаточно прочная база энергетического диалога, но в тоже время сохраняются некоторые препятствия на пути к более тесному контакту.

Несмотря на современную сложную геополитическую региональную и международную обстановку и с учетом наличия беспокойств в Ашхабаде в связи с формированием «Тройственного энергетического союза», у России и Туркменистана все же сохраняется достаточно прочный переговорный потенциал. Встречи различного уровня, которые проходили в 2022-2023 гг. делают очевидным, что Москва и Ашхабад заинтересованы в дальнейшем укреплении энергетического диалога. Способность сторон к поиску компромиссов, что неоднократно подтверждалось в ходе формирования и укрепления российско-туркменистанских двусторонних отношений, будет способствовать позитивному урегулированию споров в ходе переговоров по энергетической повестке в 2024 году.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся