Диалог России и Молдавии на фоне молдавских выборов 2024 года
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Статья подготовлена в соавторстве с Денисом Ленькиным, аспирантом ИМИ МГИМО МИД России.
Угроза сталкивания Молдавии с Россией со стороны коллективного Запада
С момента распада Советского Союза отношения между Россией и Молдавией оказались на исторически низком уровне. Такого рода ситуация возникла в связи с разным подходом сторон к урегулированию приднестровского вопроса. Несмотря на наличие соответствующего Соглашения о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровском регионе Молдавии от 1992 года и Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 1997 года, Кишинев выступает за полный вывод российского миротворческого контингента из Приднестровья и отказывается налаживать отношения с Тирасполем с учетом мнения жителей, которые населяют данный регион. Осложнят обстановку политика давления со стороны Кишинева в отношении автономной территории Гагаузии, население которой поддерживает независимую политику Молдавии и выступает за укрепление отношений с Россией.
С 1990-х годов отношения сторон развивались с разной скоростью: то Кишинев стремился более активно интегрироваться в постсоветские инициативы в рамках СНГ и ЕАЭС, то наступал период охлаждения диалога. Данный процесс происходил в связи с политикой Молдавии, с одной стороны, стать частью ЕС, с другой — сохранить торговый баланс с Россией (это ключевой фактор торгово-экономической и энергетической стабильности Молдавии). Полный отказ от поиска компромисса по урегулированию приднестровского вопроса (провал «Плана Козака», «Плана Ющенко» и формата «5+2») и приход к власти в 2020 году проевропейской Партии действия и солидарности во главе с президентом Майей Санду свели к минимуму российско-молдавские контакты, которые продолжают деградировать и по сей день.
Рост противостояния между Россией и коллективным Западом достиг своего апогея на фоне начала Специальной военной операции в феврале 2022 года. С развитием военно-стратегической обстановки на западных границах России, с учетом невозможности достижения поставленных недружественными странами к концу 2024 года целей и задач по дестабилизации и ослаблению Москвы по украинскому треку, возникает угроза со стороны НАТО и Евросоюза создать новые очаги конфронтации на постсоветском пространстве. Об этом заявил директор ФСБ России Александр Бортников в ходе встречи в рамках Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ в Астане в октябре 2024 года. По словам главы ФСБ, коллективный Запад, особенно в лице Великобритании, стремится расширить зону конфликта на Белоруссию и Молдавию. Стоит отметить, что за последние несколько лет Кишинев кратно увеличил свои расходы в военной отрасли и стремится привести свою Национальную армию к натовским стандартам.
Фото: Reuters
Российско-молдавские отношения и СВО
На начальном этапе эскалации обстановки вокруг российско-украинских отношений в феврале 2022 года руководство Молдавии заняло достаточно неоднозначную позицию. С одной стороны, парламент страны ввел режим ЧП (действует до сих пор) на всей территории Республики, что вследствие привело к прекращению авиасообщения с Россией. Дополнительно блокировались и штрафовались российские или связанные с Россией СМИ, которые «неправильно» освещали события после начала СВО. Также участились случаи дискриминации русскоязычного населения. С другой стороны, не раз подчеркивалось, что в Кишиневе не видят угрозы в лице России и что страна не будет поддерживать антироссийские санкции, сохраняя свой нейтральный статус.
Позиция официальных властей Молдовы начала претерпевать изменения в апреле 2022 года, что совпало с процессом рассмотрения заявки на членство в ЕС, поданной в марте 2022 года. Выборочно были поддержаны антироссийские санкции. Были запрещены георгиевская лента, символы «Z» и «V», а также демонстрация советских фильмов о Великой Отечественной войне.
Проверкой на антироссийскость стала попытка эскалации приднестровского конфликта. Обстановку усугублял тот факт, что ввиду наличия режима ЧП были усилены блокадные меры Приднестровья, а секретарь СНБОУ Алексей Данилов ещё в марте предлагал открыть «второй фронт» в Приднестровье, что помогло бы неонацистскому режиму в Киеве в противостоянии с Москвой. Однако молдавская сторона не решилась пойти на открытую конфронтацию, что было напрямую связано с сохранявшейся зависимостью Кишинева от российского газа. Было заявлено, что военная обстановка на Украине не представляет военной угрозы для Молдавии, что страна не будет оказывать военную поддержку украинской стороне.
Параллельно с этим развивалась проевропейская политика Молдавии. В очередной раз под сомнение было поставлено соблюдение нейтралитета, отмена которого могла бы позволить начать поставки оружия из ЕС. Началось противостояние правящей партии действия и солидарности с оппозиционными силами: было заведено уголовное дело на бывшего президента и лидера партии социалистов Игоря Додона, а также на вице-председателя партии «Шор» Марину Таубер. Майя Санду данной политикой заявила о готовности заплатить любую политическую цену для членства Молдавии в ЕС, что было подтверждено её скорым визитом в Киев.
Осенью 2022 года молдавское руководство отметило, что граждан Молдавии, которые поддерживают СВО и принимают в ней активное участие на стороне России будут привлекать к ответственности, вплоть до лишения гражданства. Российский фактор был назван одним из катализаторов протестного движения в стране против действующего руководства, особенно в Гагаузской автономии. Хотя оно было предопределено объективными причинами: преследованием оппозиции и социально-экономическим кризисом. Неуступчивость Майи Санду привела к спаду рейтингов правящей партии и в соседних регионах Молдавии.
В последующем позиция Кишинева постепенно радикализировалась, проявляя все больший антироссийский характер. 2023 года начался с разразившегося политико-дипломатического размежевания на фоне высылки российского дипломата из Кишинева, а позже в качестве ответной меры стало объявление персоной нон грата молдавского консула в Москве. Негативное влияние оказал отказ пустить в Молдавию главу Татарстана Рустама Минниханова, что позже привело к ассиметричной реакции с российской стороны, когда был введен запрет на въезд в Россию ряду высокопоставленных молдавских чиновников.
Полемика усугубилась после ряда заявлений премьер-министра Молдавии Дорина Речана, который объявил о стремлении укреплять отношения с НАТО на фоне СВО для защиты безопасности страны от российской угрозы. Однако в большей степени негативную динамику современным российско-молдаванским отношением придавало объявление о запрете на въезд в Молдавию для российского лидера В. Путина.
В целом СВО стала поводом для сворачивания Молдавией сотрудничества с Россией, а также встраивания в ряды русофобски настроенных стран Восточной Европы. Так, Кишинев прекратил закупать удобрения у российских поставщиков, чем нанёс удар по собственному агропромышленному комплексу, поскольку 75% удобрений страна получала из России. Это коснулось и российского газа, от которого Молдавия с декабря 2022 года «перестала зависеть». Отказ от услуг «Газпрома» напрямую связан с огромным долгом Молдовы перед российской компанией, который Кишинев в установленной форме не собирается выплачивать. Такая негибкая политика привела к углублению социально-экономического кризиса в стране и резкому ухудшению уровня жизни населения.
Молдавия поддержала все антироссийские резолюции Генеральной ассамблеи ООН и стал инициатором возобновления 11-й чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи ООН в феврале 2023 года, во время которой и принимались эти резолюции по украинской тематике. Молдавия присоединилась к 80% антироссийских санкций. Еще в декабре 2022 года была отозвана лицензия на вещание у шести русскоязычных телевизионных каналов, а одиннадцать каналов были оштрафованы за отсутствие телевещания на румынском языке.
В последнее время приднестровский фактор в очередной раз становится фактором дестабилизации диалога между Москвой и Кишиневом. Были приняты поправки в Уголовный кодекс Молдавии, предусматривающие тюремный срок за сепаратизм. С января 2024 года ввозимые на территорию непризнанной республики товары начали облагаться пошлинами, при том, что после решения Украины закрыть свою границу с Приднестровьем Молдавия осталась единственным транспортным коридором. Такие действия в Тирасполе воспринимались как подрыв мирного урегулирования. Появлялись сообщения о подготовке терактов в Приднестровье. Более того, поступали противоречивые сведения о планах Кишинева на непризнанную республику: согласно одной из версий они готовы бросить на произвол судьбы приднестровцев, чтобы вступить в ЕС, по другой — они готовят военную операцию по реинтеграции региона в составе Молдавии. В любом исходе событий Тирасполь остается в непростой внешнеполитической обстановке.
Предвыборная обстановка и антироссийская полемика в Молдавии
Особую сложность ситуации придаёт тот факт, что в 2023 году Молдова вошла в новый электоральный цикл: в ноябре 2023 года состоялись местные выборы, в октябре 2024 года пройдут президентские выборы, а в июле 2025 года — парламентские. В обстановке глубокого политического и социально-экономического кризиса молдавские власти решили взять на вооружение антироссийскую риторику для укрепления собственных позиций в органах власти.
Так, первой проверкой заданной установки стали выборы в местные органы власти, прошедшие в ноябре 2023 года. Правящие силы готовились основательно: помимо запрета русскоязычных СМИ, было преследование пророссийской оппозиции, связанной в первую очередь со скандальным олигархом Иланом Шором. Так, в июне 2023 года была запрещена партия «Шор», а в октябре, за сутки до голосования была снята партия «Шанс», которую связывают с олигархом. Однако несмотря на предпринятые меры по «ограничению российского влияния» результаты оказались не утишающими для правящей партии «Действие и солидарность»: им удалость завоевать лишь 32% мандатов. Не менее скромные результаты продемонстрировала и крупнейшая оппозиционная партия — Партия социалистов Республики Молдова: она получила 21% мандатов. В этой связи можно сделать некоторые промежуточные выводы: во-первых, ни одна из сторон не смогла получить внушительный административный ресурс для предстоящих президентских и парламентских выборов; во-вторых, проевропейские настроения по-прежнему сильнее в Молдавии, чем пророссийские; в-третьих, если не сложится единый фронт оппозиции, то с высокой степенью вероятности на предстоящих президентских и парламентских выборах победу вновь одержат правые прозападные силы.
Таким образом, на предстоящие в октябре 2024 года президентские выборы возложена куда более ответственная задача – сохранение правящего режима во главе с Майе Санду. Для привлечения сторонников было объявлено о проведении референдума о вступлении в ЕС, причём в один и тот же день с президентскими выборами. Антироссийская риторика приобрела воинственный характер: в декабре 2023 года была утверждена новая Стратегия национальной безопасности, где Россия и «её прокси» названы главной угрозой «для государственности, демократии и процветания страны». Был увеличен военный бюджет на 68% (составляет 0,55% ВВП).
Следующим логическим шагом стало преследование российских «прокси». Это коснулось пророссийского крыла оппозиции — молдавских партий, связываемых с Иланом Шором, которым, объединившимся в блок «Победа», отказали в регистрации кандидата; руководства Гагаузии, чью автономию активно сокращают (Евгенией Гуцул не пускают в правительство Молдавии); Партии социалистов Республики Молдова, на которых открыты уголовные дела; бывшего премьер-министра Василия Тарлева, придерживающегося «пророссийских» взглядов. Также это коснулось и проевропейского крыла оппозиции: Европейской социал-демократической партии не дали зарегистрировать своего кандидата, который мог подорвать монополию Майи Санду на проевропейском фланге. Активно блокировались «пророссийские» и российские источники информации — от СМИ до мультиков.
Не остается в стороне и нелегитимный киевский режим. В августе 2024 года в ряде молдавских СМИ появилась информация со ссылкой на скрытый источник с украинской стороны, что существует вероятность российского вмешательства в ход октябрьских выборов в Молдавии. Это будет только на руку Майи Санду и её партии. Данный фактор в очередной раз демонстрирует, что недружественные России страны Запада еще больше стремятся дестабилизировать геополитическую обстановку в регионе, стравливая Молдавию с Россией.
Молдавия и коллективный Запад
Антироссийская риторика способствовала интенсификации политики евроинтеграции. Так, в июне 2022 году Молдова наравне с Украиной получила статус кандидата в ЕС, а в декабре 2023 году Евросоюз дал старт официальному началу переговоров о вступлении Молдовы в ЕС, несмотря на то что не все выдвинутые Брюсселем перед Кишиневом требования были выполнены. По замыслу властей Молдавии, интеграция в европейские структуры должна идти параллельно с постепенным выходом из всех соглашений в рамках СНГ и самой организации.
Стоит подчеркнуть, что на 20 октября 2024 года намечены не только президентские выборы, но и проведение конституционного референдума о присоединении Молдавии к ЕС. В этом контексте европейские страны активно проводят консультации с правительством Майи Санду и поддерживают ее антироссийскую риторику, что неоднократно подчеркивалось высокопоставленными чиновниками в ЕС.
Параллельно наблюдается «синхронизация» и «синергетическое развитие» внешних связей с Украиной, Румынией и США. Так, были предоставлены и продлены скидки для провоза украинской продукции через территорию Молдовы. Молдавия передала Румынии свой энергетический комплекс, который был впоследствии объединен с украинским для обеспечения Киева электроэнергией.
Показательным является визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Молдавию 29 мая 2024 года. Визит был запланирован в преддверии саммита НАТО в Чехии, который должен был проходить 30–31 мая. В ходе переговоров глава американского внешнеполитического ведомства выразил свою поддержку молдавскому внешнеполитическому курсу Майи Санду, намекая на продолжение развития антироссийской риторики. Кишиневу было выделено около 50 млн долларов на поддержания потенциала Республики перед лицом российской угрозы. Дополнительно Вашингтон предоставил Молдавии 85 млн долларов на развитие молдавской энергетики, что, вероятнее всего, направлено на снижение зависимости Кишинева от российских энергоресурсов, которые в том числе поступают через территорию ПМР.
Вывод
Таким образом, российско-молдавские отношения после начала СВО постепенно ухудшались ввиду продвижения евроинтеграционных процессов, что в итоге подвело Кишинев к солидаризации с Киевом, встраиванию в антироссийскую повестку коллективного Запада, нападкам на более или менее пророссийские движения в стране, а также к оказанию давления на форпост России в регионе — Приднестровье. Вследствие этого возникла угроза превращения Молдавии в новое поле боя между Западом и Россией. Итоги выборов 20 октября покажут, станет ли Молдавия новым инструментом Запада в борьбе против России или же сохранит свою идентичность и независимость.
Аспирант кафедры дипломатии МГИМО МИД России
Блог: Блог Комрона Одибоева
Рейтинг: 0