«Дипломатия садов и растений» в контексте «мягкой» силы Китая
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Авторы: Ксения Табаринцева-Романова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений УРФУ, член УрО РАПН, член УрО АЕВИС
Лю Инъин, магистрантка первого курса кафедры теории и истории международных отношений УРФУ
Культурная дипломатия Китая привлекает все больше и больше исследователей. Помимо зеленого чая, шелка, панд и драконов (стереотипные элементы о китайской культуре) страна славится садами. Создание «зеленых островков» в других государствах стало неотъемлемой частью «мягкой» силы страны. Одновременно с «садовой» дипломатией лидерами реализуется «зеленая» и цифровая повестки.
Источник: Unsplash
Идею «садовой» дипломатии одним из первых использовал журналист Economist для описания истории взаимодействия США и Японии. В 1970-х гг. во время обострения торговой напряжённости между государствами, японские власти помогли создать сад в Миссури и — в честь двухсотлетия Америки в 1976 г. — отправили десятки бесценных бонсай в Национальный дендропарк в Вашингтоне. В этом подарке искусно сочетались щедрость, напоминание о долгой истории Японии и прозрачный намёк (среди крошечных деревьев была сосна, пережившая атомный взрыв в Хиросиме)[1]. Постепенно такой вид дипломатии стал использоваться и при описании китайской внешнеполитической деятельности.
Китайская дипломатия садов и растений представляет собой уникальную форму культурной дипломатии, которую Пекин активно использует для продвижения «мягкой» силы и укрепления международных отношений и продвижения собственных культурных ценностей. Она заключается в создании китайских садов за рубежом, обмене редкими растениями, проведении выставок цветов и других экологических мероприятий, что способствует формированию положительного образа Китая в мире. Так, в 2011 г. Государственное управление лесного хозяйства КНР и Министерство сельского хозяйства США договорились о совместном создании классического китайского сада на территории площадью около 12 акров в границах Национального дендрария в Вашингтоне. Китай пообещал предоставить около 22 сооружений, классические китайские произведения искусства и мебель, а также ландшафтный дизайн и альпийские горки, в то время как Соединённые Штаты обеспечат подготовку территории и обслуживание готового сада[2].
Концепция китайской дипломатии садов и растений связана с глубоко укорененными культурными традициями Китая, где сады символизируют гармонию между человеком и природой, а также философию конфуцианства и даосизма. Использование садов как дипломатического инструмента позволяет Китаю выстраивать культурные мосты, одновременно продвигая свою политическую и экономическую повестку.
Китайская традиция создания садов, таких как знаменитые императорские сады в Пекине или сады Сучжоу, является неотъемлемой частью его культурного наследия. В XXI в. эта традиция преобразуется в инструмент культурного обмена. Например, Китай активно участвует в международных выставках, таких как Экспо 2010 в Шанхае, где садовые инсталляции использовались для демонстрации экологических решений и традиционных китайских ценностей.
Китайские сады, построенные в США, Европе, Австралии и других странах, демонстрируют традиционные элементы китайской архитектуры, философии и искусства. Например, китайский сад в Нью-Йорке стал символом долгосрочного сотрудничества Китая и США; В Германии сад в Дюссельдорфе олицетворяет китайско-немецкую дружбу; Китайский сад дружбы в Сиднее, который стал символом двусторонних отношений и привлек туристов со всего мира[3]. Эти проекты часто сопровождаются культурными мероприятиями и визитами китайских официальных лиц. Не только способствуют улучшению восприятия Китая за рубежом, но и служат площадками для образовательных программ, продвижения китайского языка и культуры. Так, в парке Чжуншань, расположенном к западу от Запретного города, в настоящее время проходит ежегодный Фестиваль тюльпанов. Изначально парк был построен в 1420 г. во времена династии Мин и использовался как священное место для молитв. Парк был открыт в 1940 г., а в 1977 г. в честь установления официальных дипломатических отношений между Нидерландами и Китаем были высажены тюльпаны, подаренные принцессой Нидерландов Беатрикс.
В 2021 г. Королевское садоводческое общество Великобритании приступило к созданию одного из крупнейших садовых проектов в Европе, посвященных огромному вкладу китайских растений в развитие садов по всему миру и особенно в Великобритании. Рододендроны, примулы, гортензии, азалии и пионы — довольно привычные растения, но это лишь некоторые из тысяч растений, которые появились в Китае, а теперь распространились по всему миру. Сад Бриджуотер площадью 154 акра в Солфорде был создан на средства местной китайской общины и фонда, основанного китайским бизнесменом Ли Кай Хуном.
Кроме того, сады помогают Пекину продвигать философию «общего будущего человечества» через экологическое просвещение и культурный обмен. Они создают пространство для межкультурного диалога, где китайская дипломатия подчёркивает важность гармонии человека и природы, основываясь на традиционных концепциях даосизма и конфуцианства. Например, в 2020 г. Пекинский ботанический сад стал примером такой дипломатии. В нём есть абрикосовый сад таджикско-китайской дружбы, заложенный в год Олимпийских игр в Пекине. Известный китайский дипломат Чжан Дэгуан назвал его уникальным примером «мягкой» силы и олицетворением креативной, «абрикосовой» дипломатии. Дипломат отметил, что абрикос пришёл в Центральную Азию из Китая, а современный Таджикистан по праву называют «абрикосовым раем»: на плодородных землях страны представлены почти 30 разнообразных сортов абрикоса, многие из которых уникальны и больше нигде на планете не встречаются[4].
В апреле 2019 г. в Пекина прошла крупнейшая (на территории 500 футбольных полей, что в 495 раз больше, чем выставка цветов в Челси) выставка садоводства в честь празднования 70-летия КНР, где было представлено более 1000 сортов китайских цветов, 100 садов в помещении и на открытом воздухе, а также павильоны, в которых представлены более 80 стран. Выставка садоводства, которую организаторы назвали «выставкой у подножия Великой Китайской стены», стала крупнейшим международным мероприятием, которое Китай проводит после Олимпийских игр 2008 г. На её подготовку ушло более шести лет. Китай представил выставку как дипломатическую победу: в ней приняли участие более 100 стран и международных организаций, в том числе Россия, Франция, Германия и Великобритания. Ватикан, восстанавливающий отношения с Пекином, разорванные в 1951 году, принял приглашение. США не объявили о своём участии[5].
Также в рамках цветочной дипломатии, например, во время встречи Путина и Си Цзиньпина в мае 2024 г., в центре композиции разместили растение антуриум, которое в Китае считается символом гостеприимства и создаёт доброжелательную, миролюбивую атмосферу[6].
В 1978 г. в Китае начали реализовывать программы по посадке деревьев, призванные уменьшить количество песчаных бурь. Официальные данные показывают, что с тех пор площадь лесов в Китае увеличилась с 12% до 22% (со 115 млн га до 208 млн га). Данные НАСА показывают, что Китай и Индия являются мировыми лидерами по озеленению за последние 20 лет, на их долю приходится треть всей дополнительной листвы, появившейся в период с 2000 по 2017 гг. Китайский фонд «Зелёный Китай» стремится к 2030 г. создать три полосы из тополей, простирающиеся от северо-западного Китая до стран Центральной и Западной Азии, включая Пакистан, Казахстан, Иран и Турцию. Частные компании, такие как Alibaba, также участвуют в проектах по посадке деревьев. Ant Forest вознаграждает пользователей платформы Alipay, позволяя им выращивать виртуальное дерево на своих мобильных телефонах, когда они делают выбор в пользу экологичных способов передвижения, например, ездят на велосипеде вместо автомобиля. При достаточном количестве баллов дерево действительно может укорениться в пустыне. Компания Alipay пообещала инвестировать 200 млн юаней (28 млн долларов США) в борьбу с опустыниванием вдоль «Пояса и пути»[7].
И в качестве заключения отметим, что за звание национального цветка Китая боролись три претендента: пион, лотос и цветок сливы. Напомним, что несмотря на то, что в 1964 г. цветок сливы был признан национальным[8], в 2019 г. Китайская ассоциация цветоводов (CFA) провела онлайн-опрос, чтобы узнать мнение общественности. По итогам пион[9] занял первое место, набрав почти 80% голосов. Цветущая слива заняла второе место с большим отрывом, набрав всего 12%, за ней следуют орхидея, лотос и хризантема. Таким образом, «цветочная» политика и дипломатия Китая вызывает интерес среди исследователей и политиков и отражает современные тренды глобальной повестки. Глубокий символизм цветов и садов и желание «переназначить» национальный цветок свидетельствуют об укреплении позиций и имиджа Китая на мировой арене.
[1] Chinese garden diplomacy // https://www.economist.com/united-states/2014/06/28/chinese-garden-diplomacy
[2] The U.S.-China Chinese Garden Project at the U.S. National Arboretum // https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/01/154947.htm
[3] Абрикосовая дипломатия // http://www.kitaichina.com/rbestxinwen/202004/t20200415_800201093.html
[4] 习式“花园外交” // https://www.chinatimes.net.cn/article/45709.html
[5] Flower power: China digs for diplomacy with world's largest gardening show // https://www.theguardian.com/world/2019/apr/28/flower-power-china-digs-for-diplomacy-with-worlds-larg...)
[6] 习近平同俄罗斯总统普京在中南海小范围会晤https://baijiahao.baidu.com/s?id=1799283046326021080&wfr=spider&for=pc
[7] Forty years of tree-planting in China: successes and failures // https://climate-diplomacy.org/magazine/environment/forty-years-tree-planting-china-successes-and-fai...
[8] Критерии отбора: история выращивания в Китае, изысканная красота и массовость.
[9] В 1988 г. Китай выпустил набор марок в честь 10-й годовщины подписания договора о дружбе с Японией. На одной из парных марок из этого набора почтовая служба выбрала пион в качестве национального цветка Японии.
К.филол.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений УРФУ, член УрО РАПН, член УрО АЕВИС
Блог: Блог Ксении Табаринцевой-Романовой
Рейтинг: 0