Милитаризация космоса и многополярный мир: новые вызовы и тенденции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Александр Нанов (Болгария)
Холодные просторы вселенной не должны становиться ареной ещё более холодной войны.
Дж. Ф. Кеннеди
Процесс освоения космического пространства характеризуется ярко выраженной цикличностью и зависит в большой степени от состояния международных отношений в определённый исторический период. Во времена Холодной войны стремление осваивать космическое пространство было по большому счёту результатом непримиримого соперничества между Соединёнными Штатами Америки и Советским Союзом. Но почему космосу был назначен статус нового пространства соревнования между двумя сверхдержавами? Причины тому комплексны.
Источник: Unsplash, NASA
Во-первых, ещё в 1930-х годах XX века были проанализированы возможности, которые освоение космического пространства даёт для приобретения значительного военного преимущества. Уроки Второй мировой войны доказали важность задачи преодоления вражеской системы ПРО. Сразу после окончания войны были начаты научные исследования, которые анализировали возможности использования космического пространства для преодоления систем ПРО. Отсюда 2 мая 1946 г. американская корпорация RAND[1] разработала отчёт о научно-исследовательской работе «Предварительный проект экспериментального космического корабля для полётов вокруг Земли» (Preliminary Design of an Experimental World-Circling Spaceship).[2] Рассматривались и варианты совершенствования собственной системы ПРО посредством размещения её компонентов в космическом пространстве. Практическим результатом этих планов стала «Стратегическая оборонная инициатива» (далее – СОИ) администрации Президента США Рональда Рейгана 1984 г.[3]
Соперничество в военной области между США и СССР было самое ожесточённое, а средства, выделяемые на вооружение в этот период, составляли значительную часть бюджета этих стран. Оппоненты не могли себе позволить отставание от соперника в области вооружения. Сохранение стратегического паритета в вооружениях считалось conditio sine qua non для самого существования страны. После подробных комплексных анализов советские и американские военные стратеги пришли к идентичному выводу: для обеспечения конкурентоспособности вооружённых сил космическое пространство является ключевым.
Во-вторых, успехи в освоении космоса – это вопрос национального престижа и гордости. Во времена Холодной войны космическое пространство превратилось не просто в арену соперничества между советской и американской научными школами, но и в арену идеологической борьбы. Первенство в космосе валидировало и доказывало бы истинность и верховенство определённой политической, социальной и экономической идеологии.
После распада Советского Союза освоение космического пространства ушло на второй план. В мире появились надежды, что эра жёсткого противостояния между государствами и идеологиями закончилась и началась эра международного сотрудничества, в том числе и в космосе. Некие зачатки кооперативного освоения космоса между двумя космическими державами появились ещё в 1970-х годах[4], но глобальные программы сотрудничества по освоению космоса начали появляться только в 1990-х годах.[5] Так, 17 июня 1992 г. президенты России и США Б. Н. Ельцин и Дж. Буш-старший подписали в Вашингтоне Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.[6] 5 октября 1992 г. НАСА и Роскосмос запустили совместную программу «Мир-Шаттл». Согласно этой программе, российские космонавты доставлялись на станцию «Мир» американскими космическими кораблями многоразового пользования «Спейс Шаттл», а американским астронавтам предоставлялась возможность использовать российскую орбитальную станцию для проведения научных экспериментов.[7] Появился ещё ряд совместных научных и коммерческих космических программ, но самым значимым международным проектом по исследованию космоса стала Международная космическая станция (далее – МКС).
Первые идеи о создании международной космической станции озвучили генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семенов. В 1993 г. эта идея была представлена российскими учёными НАСА и в этом же году, хотя и с большим трудом, она была принята Конгрессом США. 29 января 1998 г. было подписано соглашение о создании международной гражданской космической станции между правительствами США, России, Канады, Японии и государств-членов Европейского космического агентства.[8] В России соглашение было ратифицировано Федеральным законом № 164-ФЗ от 29 декабря 2000 г. и вступило в силу 27 марта 2001 г.
МКС стала самой посещаемой орбитальной станцией в истории космонавтики: только в течение первых 10 лет функционирования её посетили боле двухсот космонавтов. На её борту проведены сотни научных экспериментов в уникальных космических условиях.
Однако период кооперативного освоения космоса продлился недолго. К началу 2000-х риторика противостояния в космическом пространстве отметила своё возвращение. В 2002 г. администрация Президента США Джорджа Буша-Младшего объявила о выходе США из Договора о ПРО. Этот серьёзный шаг был предпринят неслучайно. Он был связан с планами США создать глобальную систему противоракетной обороны. Выход из Договора о ПРО также означал снятие категорического запрета на размещение в космическом пространстве компонентов системы противоракетной обороны. В следующие годы НАТО начало осуществление программы ПРО “European Phased Adaptive Approach (EPAA)”. Эта программа включала как ПРО радар в Кюреджике (Турция) и командный центр на военно-воздушной базе Рамштайн (Германия), так и размещение в Девеселу (Румыния) и Редзиково (Польша) американских систем ПРО “Aegis Ashore”.[9]
Другим документом, характеризирующим новую эру противостояния в космосе, является Национальная космическая политика США, принятая директивой Президента Дж. Буша-Младшего в августе 2006 г.[10] Этот документ содержал ряд противоречивых политических деклараций, таких как: «не допущение, в случае необходимости, противникам использования своего космического потенциала, если это противоречит интересам США.»[11] Президентская директива также уполномочивала министра обороны «разрабатывать потенциал, планы и варианты для обеспечения свободы действий в космосе и, если ему указано, не допустить такую свободу противникам».[12] Такое недопущение во всех случаях подразумевает применение военной силы. При этом Соединённые Штаты оставили за собой определение того, кто является их противником, какие действия других стран являются враждебными и направленными против американских интересов, о каких именно интересах идёт речь и т.д.[13] В директиве также указывалось, что США не поддержат инициативы международного регулирования космического пространства, которые будут ограничивать Соединённые Штаты в использовании космоса. Это значило, что США были принципиально против любых дальнейших ограничений в космическом пространстве, в том числе военных. Неизменные позиции американских представителей в органах ООН придерживаются этой политики.
Следующая космическая политика США была принята в 2010 г. администрацией Президента Барака Обамы.[14] Тон этой политики был немного мягче по сравнению с политикой 2006 г. В ней указывалось, что Соединённые Штаты готовы рассмотреть предложения и концепции по контролю над вооружениями, если последние будут подлежать верификации и повысят национальную безопасность США и их союзников.
При администрации Президента США Дональда Трампа, однако, военная риторика по отношению к космосу снова усилилась. Созданы были космические силы США как отдельный клон вооружённых сил[15], а НАТО вышла с декларацией от том, что альянс будет рассматривать космическое пространство в качестве оперативного пространства этой военной организации.[16]
Вышеописанные циклы в освоении космоса и его милитаризации полностью совпадают с геополитическими изменениями на международной арене, связанными с перераспределением соотношения сил на мировой арене, с образованием новых «полюсов» политической, экономической, военной и научно-технологической силы в международных отношениях. Для целей данного эссе будем использовать теорию «полярности» в международных отношениях, согласно которой структура международных отношений может быть «однополярной», «биполярной» или «многополярной» в зависимости от того, сколько существует в мире «полюсов» политической, экономической, научно-технической, военной и идеологической мощи.[17]
В период Холодной войны структура международных отношений определялась как биполярная, с полюсами – СССР и США. После распада СССР в течение одного десятилетия у Соединённых Штатов Америки практически не было конкурентов на мировой арене, как в экономическом, так и в политическом, военном, научно-техническом, и идеологическом планах. Этот период часто определяется учёными как однополярный.[18] Однако в начале 2000-х начался процесс уравнивания сил.
Россия сумела остановить дальнейшее развитие экономического кризиса 1990-х годов и начала постепенно восстанавливать и укреплять свою экономику и вооружённые силы, потушила конфликт на северном Кавказе и всё решительнее начала заявлять свои позиции на мировой арене. Военные успехи в борьбе против терроризма в Сирии, а также успехи в области медицины и борьбы с новой коронавирусной инфекцией[19] повысили международный авторитет и влияние страны.
В Китае в начале 2000-х начался процесс колоссального экономического роста, который позволил также нарастить военный и научно-технический потенциал страны. В последнем десятилетии китайское производство претерпело качественные изменения: страна начала производить высокотехнологичные товары, а уровень цифровизации экономики превысил отметки в самых развитых западных странах.[20] Китай осуществил масштабные инфраструктурные проекты как транспортные[21], так и информационные.[22] Он также значительно усилил своё геополитическое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Африке и т.д.[23]
Вышеописанные процессы в России и в Китае, а также развитие таких стран как Индия и Бразилия дают основание многим учёным говорить о переходе к так называемому «многополярному миру».[24] Эти процессы привели также к обострению соперничества и борьбе за господство в мировых делах. Но если в годы Холодной войны это соперничество было между двумя сверхдержавами (США и СССР), то сейчас в нем много игроков – США, Китай, Россия, Индия, Европейский Союз. Уравнивание сил, сопровождающегося постепенным формированием новых полюсов политического влияния и последовавшей битвой за господство в мировых делах, привело к превращению космоса в один из главных стратегических приоритетов государств. Это совершенно естественно: как в годы Холодной войны, так и сегодня страны осознают, что «ключ к мировому богатству и власти переместился в космос».[25]
Связь между военной и космической деятельностями государств, а также зависимость военной активности от структуры международных отношений хорошо иллюстрируются графиком изменения военных расходов США в процентах валового внутреннего продукта страны в последних 60 лет.
Военные расходы США как процент ВВП страны с 1960 по 2020 гг. (рис. 1):[26]
График показывает, что самые высокие проценты военных затрат США совпадают с разгаром космической гонки в 1960-х годах. Пик военного бюджета США был достигнут в 1967 г. – 9,41%. Как известно, в 1967 г. был подписан Договор по космосу. В десятилетия после подписания этого договора военные расходы США постоянно сокращались и достигли дна периода Холодной войны в 1978 г. (4,94%). Период снижения военных расходов США совпал с попытками сотрудничества в космосе (например, совместный полёт космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» 1975 г.). После этого периода военный бюджет США начал снова расти, достигая 6,81% в 1983 г., когда была объявлена «Стратегическая оборонная инициатива» президента Рейгана. Сразу после распада СССР военные расходы США резко сократились и достигли самого низкого показателя за весь рассматриваемый период в 1999 г. – 3.08%. После 1999 г. началось десятилетие увеличения военного бюджета США, который отметил свой самый высокий показатель за период после Холодной войны в 2010 г. В этом десятилетии сменилась власть в России, страна начала постепенно укреплять свои позиции на мировой арене, а Китай усилено развивал свой космический потенциал, в том числе военный. В 2007 г. Китай даже провёл успешное испытание противоспутникового оружия и стал третей страной, обладающей такими возможностями.[27]
Логично, что и проект МКС подошёл к концу.[28] Китай запустил свою собственную многомодульную пилотируемую орбитальную станцию «Тяньгун»[29], а Россия объявила о своих планах запустить национальную орбитальную станции РОСС.[30] Новых крупных и по-настоящему международных проектов в сфере освоения космоса на данный момент нет. Амбициозные космические проекты разделились по блоковому принципу. Таким образом, Россия и Китай подписали соглашения о совместной лунной орбитальной станции и о базе на Луне.[31] Независимо от них свою лунную орбитальную станцию будут строить и страны Запада (НАСА, Канадское космическое агентство, Японское космическое агентство, Европейское космическое агентство).[32] Западный проект по освоению Луны «Артемида» не будет включать Россию и Китай.[33]
Переход к многополярной структуре международных отношений усилил конкуренцию и соперничество в мировых делах. Повысилась политическая напряжённость и военная риторика. Интересы мировых «полюсов» различаются во многих областях, в том числе в «горячих точках» как Ближний восток, Южно-Китайское море, Украина, Нагорный Карабах. Конфронтационная политика США в сочетании с обладанием этой страной самой крупной военной спутниковой группировкой могут стать стимулом для конкурентов развивать противоспутниковый потенциал, как это продемонстрировали Китай и Индия. В этой обстановке переход на вторую степень милитаризации космического пространства (размещение в космосе обычного оружия) становится реальной угрозой.
Список литературы
Документы
Международные договоры
1. Соглашение между правительством Канады, Правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения, 29 января 1998 года / Treaties and Other International Acts Series 12927, Department of State, United States of America. URL: https://www.state.gov/12927 (дата обращения: 28.05.2023).
2. Соглашение между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях / Бюллетень международных договоров, N 8, август, 2008 г.
Национальное законодательство и иные национальные нормативно-правовые акты
3. S.1215 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 // Официальный вебсайт Конгресса Соединённых Штатов Америки [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1215/text (дата обращения: 27.05.2023).
4. National Space Policy of the United States of America // Официальный вебсайт Управления космической торговли Соединённых Штатов Америки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.space.commerce.gov/policy/national-space-policy/#:~:text=The%20National%20Space%20Policy... (дата обращения: 28.05.2023).
5. U.S. National Space Policy // US Homeland Security Digital Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hsdl.org/?abstract&did=466991 (дата обращения: 28.05.2023).
Литература
Монографии, учебники и учебные пособия
6. Космическое оружие: дилемма безопасности / А. Г. Арбатов [и др.]; под. ред. Е. П. Велихова [и др.]; Комитет советских учёных в защиту мира, против ядерной угрозы. – издательство «Мир», Москва, 1986.
7. Космос: оружие, дипломатия, безопасность / под. ред. А. Арбатова, В. Дворкина; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Москва, 2009.
8. Россия и международная безопасность в космосе / отв. ред. А. А. Кокошин; науч. ред. А. Д. Богатуров, издательство «Красанд», Москва, 2013.
9. Современные международные отношения и мировая политика / под. ред. А. В. Торкунова. – издательство «Просвещение», Москва, 2004.
Научные статьи
на русском языке
10. Байков А.А., Богатуров А.Д., Фененко А.В. Российско-американское взаимодействие в космосе. Тенденции и результаты формирования международного режима // Международные процессы, 2013, № 2 (33), С. 57.
11. Богданов А. Н. «Американская однополярность» и системный баланс сил в начале XXI в. // Вестник СПбГУ, 2015, сер. 6, выпуск 2, С. 96.
12. Верещагин С.Г. Геополитический баланс сил в XXI в.: переход от однополярного мира к великому переселению народов в Европу. – Теория и практика общественного развития, 2015, № 19, с. 122.
13. Деречин А. Г., Жарова Л. Н., Синявский В. В., Солнцев В. Л., Сорокин И. В. Международное сотрудничество в сфере пилотируемых полётов. Часть 1. Исторический обзор // Космическая техника и технологии № 1 (16), 2017, С. 12-31.
14. Исторический обзор // Космическая техника и технологии № 1 (16), 2017, С. 12-31.
15. Козлов А. Мир в 2030 году: однополярность или многополярность мира? // Бизнес. Общество. Власть. – 2008, № 2, с. 47-65.
16. Пантин В. И., Лапкин В.В. Трансформации политических пространств в условиях перехода к полицентричному миропорядку. // Полис. Политические исследования. – 2018, № 3. с. 47-66.
на иностранных языках
17. Barnet T. United States National Space Policy, 2006 & 2010 // Florida Journal of International Law, vol. 23, 2011, p. 284.
18. Campanella, Miriam. Тhe Shift to East: China, US Dollar, and the New Multipolar World. – The Federalist Debate, 2018, № 3.
19. Shackelford, Scott J. Governing the Final Frontier: A Polycentric Approach to Managing Space Weaponization and Debris. - American Business Law Journal, 2014, Volume 51, Issue 2, p. 430.
20. Schneider W. China, 5G, and Dominance of the Global “Infosphere” // Hudson Institute, Briefing memo, September 2019 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hudson.org/research/15290-china-5-g-and-dominance-of-the-global-infosphere (дата обращения: 27.05.2023).
21. Tiboris M. Addressing China’s Rising Influence in Africa // The Chicago Council of Global Affairs, May 2019 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thechicagocouncil.org/research/policy-brief/addressing-chinas-rising-influence-africa (дата обращения: 27.05.2023).
22. Xiao Ke, Justin Yifu Lin, Caihui Fu, Yong Wang. Transport Infrastructure Development and Economic Growth in China: Recent Evidence from Dynamic Panel System-GMM Analysis // Sustainability, MDPI, Open Access Journal, vol. 12 (14), 2020 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ideas.repec.org/a/gam/jsusta/v12y2020i14p5618-d383739.html (дата обращения: 27.05.2023).
Электронные ресурсы, интернет-ресурсы
23. Алексеев А. Космическое новоселье: как Россия готовится к «переезду» на новую орбитальную станцию [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/2021424355-VmQur.html (дата обращения: 27.05.2023).
24. Военные расходы США как процент ВВП // Официальный вебсайт Всемирного банка [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2019&locations=US&name_de... (дата обращения: 29.05.2023).
25. Официальный сайт государственной корпорации Роскосмос. Раздел «Международное сотрудничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/22885/ (дата обращения 29.05.2023).
26. Россия выйдет из проекта МКС после 2024 года // Официальный сайт «РИА Новости» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20220726/kosmos-1805056116.html (дата обращения: 27.05.2023).
27. Россия и Китай подписали меморандум о создании лунной станции // Официальный вебсайт Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/30248/ (дата обращения: 29.05.2023).
28. Россия отказалась от крупномасштабного участия в проекте окололунной станции США // Официальный вебсайт Информационного агентства России «ТАСС» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/kosmos/9695781 (дата обращения: 29.05.2023).
29. Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса // Официальный вебсайт Информационного агентства России «ТАСС» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9171179 (дата обращения: 29.05.2023).
30. A Brief History of RAND, официальный вебсайт организации РЭНД: https://www.rand.org/about/history/a-brief-history-of-rand.html.
31. Ballistic Missile Defence // Официальный сайт Организации Североатлантического договора (НАТО), [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_49635.htm (дата обращения: 29.05.2023).
32. Digital China: Powering the Economy to Global Competitiveness. – McKinsey Global Institute, December 2017 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/china/digital-china-powering-the-economy-to-global-compet... (дата обращения: 27.05.2023).
33. Gateway // Официальный вебсайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nasa.gov/gateway (дата обращения: 29.05.2023).
34. NATO’s approach to space // Официальный сайт Организации Североатлантического договора (НАТО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_175419.htm (дата обращения: 29.05.2023).
[1] Независимая неправительственная организация для военных исследовании и разработки. Подробнее см.: https://www.rand.org/about/history/a-brief-history-of-rand.html.
[2] Россия и международная безопасность в космосе / отв. ред. А.А. Кокошин; науч. ред. А.Д. Богатуров, издательство «Красанд», Москва, 2013, С. 7; https://www.rand.org/pubs/special_memoranda/SM11827.html.
[3] Космическое оружие: дилемма безопасности / А. Г. Арбатов [и др.]; под. ред. Е. П. Велихова [и др.]; Комитет советских учёных в защиту мира, против ядерной угрозы. – издательство «Мир», Москва, 1986, С. 11.
[4] Например, знаменитый совместный полёт космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» 1975 г.
[5] Байков А. А., Богатуров А. Д., Фененко А. В. Российско-американское взаимодействие в космосе. Тенденции и результаты формирования международного режима // Международные процессы, 2013, № 2 (33), С. 57.
[6] Соглашение между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902116834 (дата обращения: 27.05.2023).
[7] Деречин А. Г., Жарова Л. Н., Синявский В. В., Солнцев В. Л., Сорокин И. В. Международное сотрудничество в сфере пилотируемых полётов. Часть 1. Исторический обзор // Космическая техника и технологии № 1 (16), 2017, С. 12-31.
[8] Соглашение между правительством Канады, Правительствами государств-членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901778188 (дата обращения: 27.05.2023).
[9] Ballistic Missile Defence [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_49635.htm (дата обращения: 27.05.2023).
[10] U.S. National Space Policy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.org/irp/offdocs/nspd/space.html (дата обращения: 27.05.2023).
[11] Op. cit.
[12] Op. cit.
[13] Barnet T. United States National Space Policy, 2006 & 2010 // Florida Journal of International Law, vol. 23, 2011, p. 284 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://activityinsight.pace.edu/tbarnet/intellcont/UNSNSP%2020062012-1.pdf (дата обращения: 27.05.2023).
[14] National Space Policy of the United States of America [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://history.nasa.gov/national_space_policy_6-28-10.pdf (дата обращения: 27.05.2023).
[15] S.1215 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1215/text (дата обращения: 27.05.2023).
[16] NATO’s approach to space [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_175419.htm (дата обращения: 27.05.2023).
[17] В данном параграфе эта концепция международных отношений представлена в упрощённом виде для иллюстрации цикличности и перехода к периоду дестабилизации в мировой политике в целом и в космических отношениях в частности. Детальный анализ этой теории с её условностями и методологическими спорами уходят за границы данного эссе. Подробнее см. Современные международные отношения и мировая политика / под. ред. А. В. Торкунова. – издательство «Просвещение», Москва, 2004.
[18] Богданов А. Н. «Американская однополярность» и системный баланс сил в начале XXI в. // Вестник СПбГУ, 2015, сер. 6, выпуск 2, С. 96.
[19] Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9171179 (дата обращения: 27.05.2023).
[20] Digital China: Powering the Economy to Global Competitiveness. – McKinsey Global Institute, December 2017 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/china/digital-china-powering-the-economy-to-global-compet... (дата обращения: 27.05.2023).
[21] Xiao Ke, Justin Yifu Lin, Caihui Fu, Yong Wang. Transport Infrastructure Development and Economic Growth in China: Recent Evidence from Dynamic Panel System-GMM Analysis // Sustainability, MDPI, Open Access Journal, vol. 12 (14), 2020 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ideas.repec.org/a/gam/jsusta/v12y2020i14p5618-d383739.html (дата обращения: 27.05.2023).
[22] Schneider W. China, 5G, and Dominance of the Global “Infosphere” // Hudson Institute, Briefing memo, September 2019 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hudson.org/research/15290-china-5-g-and-dominance-of-the-global-infosphere (дата обращения: 27.05.2023).
[23] Tiboris M. Addressing China’s Rising Influence in Africa // The Chicago Council of Global Affairs, May 2019 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.thechicagocouncil.org/research/policy-brief/addressing-chinas-rising-influence-africa (дата обращения: 27.05.2023).
[24] Верещагин, Сергей Григорьевич. Геополитический баланс сил в XXI в.: переход от однополярного мира к великому переселению народов в Европу. – Теория и практика общественного развития, 2015, № 19, с. 122; Козлов, Александр. Мир в 2030 году: однополярность или многополярность мира? – Бизнес. Общество. Власть, 2008, № 2, с. 48; Пантин, Владимир Игорьевич, Лапкин, Владимир Валентинович. Трансформации политических пространств в условиях перехода к полицентричному миропорядку. – Полис. Политические исследования. 2018, № 3. с. 47-66; Campanella, Miriam. Тhe Shift to East: China, US Dollar, and the New Multipolar World. – The Federalist Debate, 2018, № 3.
[25] Shackelford, Scott J. Governing the Final Frontier: A Polycentric Approach to Managing Space Weaponization and Debris. - American Business Law Journal, 2014, Volume 51, Issue 2, p. 430.
[26] Графика доступна на интернет-сайте Всемирного банка: https://data.worldbank.org/indicator/MS.MIL.XPND.GD.ZS?end=2019&locations=US&name_de... (дата обращения: 27.05.2023).
[27] Космос: оружие, дипломатия, безопасность / под. ред. А. Арбатова, В. Дворкина; Московский центр Карнеги. – Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), Москва, 2009, С. 76.
[28] Россия выйдет из проекта МКС после 2024 года [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20220726/kosmos-1805056116.html (дата обращения: 27.05.2023).
[29] Базовый модуль, «Тянхэ», был запущен 21 апреля 2021 года.
[30] Алексеев А. Космическое новоселье: как Россия готовится к «переезду» на новую орбитальную станцию [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/2021424355-VmQur.html (дата обращения: 27.05.2023).
[31] Россия и Китай подписали меморандум о создании лунной станции [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/30248/ (дата обращения: 27.05.2023).
[32] Gateway [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nasa.gov/gateway (дата обращения: 27.05.2023).
[33] Россия отказалась от крупномасштабного участия в проекте окололунной станции США [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/kosmos/9695781 (дата обращения: 27.05.2023).
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0