Евразийский поворот России в условиях формирования многополярности: ориентиры и реальность
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Маматханов Родион Султанмуратович, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
Евразийское направление внешней политики России всегда распространялось на всё постсоветское пространство и иногда на некоторых ближневосточных и восточноазиатских акторов (Турция, Иран, Афганистан и Монголия). Данное внешнеполитическое направление России, которому уделяли не слишком большое внимание, всегда было составной частью комплексной азиатской политики РФ. Однако начало нового этапа соперничества США и их союзников с Россией в 2022 г. вновь актуализировало вопрос о возрождении евразийского поворота в российской внешней политике среди отечественных политиков. В частности, в новой Концепции внешней политики Российской Федерации отражены основные контуры евразийской стратегии России:
Источник: Unsplash
Во-первых, Российская Федерация характеризует себя в качестве самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, которая сплотила русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира[1].
Во-вторых, Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания[2].
В-третьих, в целях своего собственного устойчивого развития и процветания, преобразования ближнего зарубежья в зону мира и добрососедства, а также формирования более широкого интеграционного контура в Евразии РФ будет выстраивать взаимовыгодные экономические отношения прежде всего с государствами-членами ЕАЭС и странами, заинтересованными в развитии экономических отношений с Россией[3].
В данный момент возрождение евразийства во внешней политике России продиктовано ещё и ориентацией РФ в сторону построения справедливой многополярной системы международных отношений. Иными словами, окончательная переориентация России с Евроатлантики на Евразию и желание консолидировать евразийские силы, особенно постсоветские страны, выступают в качестве инструментов, с помощью которых Россия сможет внести весомый вклад в создание многополярности. В частности, косвенно об этом недавно говорил Президент РФ В.В. Путин, заявляя о том, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) становится одним из центров формирующейся многополярности: «С удовлетворением отмечаю, что сотрудничество в рамках Евразийского союза продолжает укрепляться, и наше объединение последовательно утверждается в качестве одного из самостоятельных и самодостаточных центров формирующегося многополярного мира»[4].
Евразийский поворот России в современных условиях стал не просто вынужденным, а необратимым. Российская Федерация, как никогда, настроена на формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического пространства в Евразии. Однако, как показывают нынешние экономические и военно-политические реалии в Евразии, успешно реализовать обновлённую евразийскую стратегию России будет непросто по следующим причинам.
Во-первых, институты многостороннего сотрудничества в Евразии, например, СНГ, ЕАЭС и ОДКБ, сегодня показывают свою несостоятельность из-за отсутствия какой-либо объединяющей идеи. Последние заявления Армении о возможном выходе из ОДКБ[5], а также слабая активность Евразийского экономического союза и Содружества независимых государств только показывают кризис данных интеграционных образований.
Во-вторых, в Евразии обосновались определённые акторы, которые напрямую конкурируют с Россией за влияние в регионе. К таким странам можно отнести США, Китай, Турцию и Иран. США осуществляют военно-политическую поддержку Армении и Казахстана, продавая им оружие, привлекая к участию в военных учениях и отправляя своих военных инструкторов в данные страны, (с 2003 г. в Казахстане проводятся военные манёвры «Степной орёл» с участием некоторых стран НАТО: США и Великобритании; в 2023 г. Армения планирует принять участие в двух учениях командования сухопутных войск США в Европе – KFOR (Силы Косово) и Sabre Junction).
Китай стал ведущим торговым партнёром всех стран Евразии. Особенно крепки экономические отношения КНР со среднеазиатскими странами. При этом КНР наращивает своё влияние при помощи кредитов, которые вгоняют страны-заёмщики в долговую яму, а также строительства и покупки местной инфраструктуры в рамках программы «Пояс и путь».
Турция и Иран являются одними из активных игроков в том же нагорно-карабахском конфликте. Турция является ведущим экономическим и военным спонсором Азербайджана, а Иран – Армении.
В-третьих, сама концепция евразийства крайне непопулярна среди государств Евразии. У России пока что не выходит создать какую-либо выгодную идею, с помощь которой можно было объединить под своим лидерством страны Евразии, особенно постсоветские. Евразийство непонятно и непопулярно, а советская идентичность уничтожена под корень. В этой связи проблемы и вносят институты мягкой силы России, которые работают не совсем эффективно. Например, «Русские центры» Фонда «Русский мир» хоть и обучают жителей Закавказья и Средней Азии русскому языку, открывают для них русскую культуру, но количество людей в странах данных регионов, которые хотели бы уехать в Россию, осуществлять взаимовыгодный экономический/межкультурный/политический диалог или просто положительно относиться к самой РФ, сильно не увеличивается.
Для эффективной реализации евразийского поворота внешней политики России необходимо разработать для других акторов чёткий и привлекательный идеологический концепт, подкреплённый весомыми экономическими достижениями самой Российской Федерации, а также убедить евразийские страны в том, что прежнего мирового порядка, каким мы его знали во главе с США, больше не будет уже никогда. России необходима консолидация евразийских сил под своим началом, потому что такое мощное объединение может стать одной из ведущих сил в построении справедливого многополярного мироустройства. Однако пока некоторые лидеры постсоветских стран будут заявлять о том, что ДНР и ЛНР – квазигосударственные образования, а ОДКБ выходит из их страны, то о каком-либо возрождении евразийства речи и быть не может.
В итоге вопрос об идеологическом аспекте в евразийском направлении политики России пока что остаётся открытым, потому что современная практика создания и развития наднациональных интеграционных институтов и проектов исключительно на экономической основе терпит крах. Яркими подтверждениями в данный момент выступают не только интеграционные институты Евразии, но и Европы (ЕС), чьи лидеры заявили о необходимости перехода к новой модели сотрудничества и разработке конкретной объединяющей идеи, например, концепции европейского суверенитета или стратегической автономии. В данный момент отсутствие идеологической стержневой основы у евразийства не сможет привести к созданию интегрированного экономического и политического пространства в Евразии, которое бы стало одним из будущих основ новой многополярной системы международных отношений.
Список источников и литературы
1. Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией» // Информационное агентство ТАСС. – 2023. – URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17810443
2. Путин заявил, что ЕАЭС становится одним из центров многополярного мира // Информационное агентство ТАСС. – 2023. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17842713
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Администрация Президента России. – URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf
[1] Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Администрация Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf (дата обращения 27.05.2023).
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Путин заявил, что ЕАЭС становится одним из центров многополярного мира // Информационное агентство ТАСС. 2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17842713 (дата обращения 27.05.2023).
[5] Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией» // Информационное агентство ТАСС. 2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17810443 (дата обращения 27.05.2023).
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0