Культпросвет на весь белый свет
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Лысенко Алексей Владимирович, проект-менеджер АНО исследований и социальной дипломатии «Международный центр ФАЛКОГРУП»
В эпоху глобализации особую актуальность приобретает вопрос взаимосвязи международных отношений и возникающей при этом стереотипизации восприятия их участников.
Для более глубокого понимания того, как Россия воспринимается за рубежом, необходимо обратить внимание на понятие «стереотип». Этот термин широко используется в гуманитарных науках и определен американским социологом У. Липпманом как упрощенное представление о реальности в сознании людей. Хотя точное определение «стереотипа» до сих пор не существует, есть несколько общепринятых черт, которыми руководствуется научное сообщество[1].
Во-первых, стереотипы формируются культурой и менталитетом народа, определяя его взгляды на мир. Во-вторых, стереотипы воспроизводятся автоматически и являются одновременно оценкой и психологической установкой. В-третьих, стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, но при рассмотрении чужой культуры преобладают негативные характеристики, поскольку все чужое и отличное кажется непонятным и вызывает неоднозначные эмоции[2].
Кроме того, стереотипы часто являются предубеждениями, вызванными незнанием или неприятием чужой культуры и традиций. Это приводит к неточным и даже ошибочным представлениям о стране. Социально-исторический опыт взаимодействия между странами также является фактором формирования этнокультурных стереотипов. Например, стереотип о России как опасном враге и агрессоре возник еще в XIX в., когда Российская империя стала мощной державой, способной отстаивать свои национальные интересы.
Ключевую роль в формировании стереотипов играют политическая и духовная элита страны, а также манипулятивная медиапропаганда. Например, советским гражданам навязывались представления о западном образе жизни, которые оказались неверными после «открытия железного занавеса»[3].
Фото: ru.russki.lu
В целом, этнокультурные стереотипы восприятия чужой страны можно определить, как стереотипы, которые путем редуцирования и минимизирования менталитета, образа жизни и поведения народа, его культурных особенностей и этнических черт, максимально обобщенно характеризируют их. На сегодняшний день наиболее часто встречающимся представлением относительно России является стереотип о стране как мировом агрессоре, «империи зла», несмотря на то, что на протяжении всей своей истории большинство войн, в которых ей доводилось участвовать, начинала не она, чаще ей приходилось защищать свои национальные интересы. Стоит заметить, что ни в XIII веке русские не собирались идти походом на католическую Европу, ни в XVII веке не стремились захватить польские земли, наоборот — поляки пошли на Москву, ни в XIX веке, когда изгоняли наполеоновскую армию, ни в XX веке, когда воевали против фашизма, ни в XXI веке, когда поддержали крымчан в их стремлении вернуться на историческую Родину — ни в один из перечисленных периодов времени русские не действовали в качестве опасного врага, каким представляется в глазах зарубежных народов[4]. Однако многие государства используют привычный стереотип в попытках заставить Россию действовать в их интересах, забыв о своих, национальных.
Следующим стереотипом восприятия России за рубежом является представление о недемократическом государстве с авторитарным режимом правления. Подобное восприятие стало следствием самого факта существования авторитарно-репрессивного государства, которое функционировало на протяжении четырех столетий российской истории. Аналогичного этатистского постоянства в странах Европы и Нового Света не было, что обусловило коренное различие политических культур, взаимоотношений между государством и обществом, понимания человеческих прав в России и западном обществе. Именно поэтому страна в течение уже долгого периода времени воспринимается как резко отличающийся социум, не вписывающийся в либерально-демократические, плюралистические, гражданские рамки зарубежных сообществ.
Ввиду того, что государство в России было всегда всевластным (крепостное право отменено только в 1861 году, а в 1920-30-х годах население было снова «закрепощено»), народ, терпящий веками и десятилетиями подобное положение дел, не мог не быть рабски покорным. А поскольку время от времени «взрывался бунтами и революциями», то ему также были присуще элементы бунтарства и мятежничества. По мнению многих аналитиков, именно так сложилась модель непредсказуемого, иррационального поведения российского народа (согласно основным канонам закона психологии о компенсационной реакции на чрезвычайную зажатость), один из стереотипов современности[5].
Несмотря на то, что бремя истории оставляет значительный след в восприятии и интерпретации фактов, связанных с российским государством, представления о русской культуре носят наиболее точный и правдивый характер по сравнению со стереотипными оценками, упомянутыми ранее. Так, иностранцы, как правило, знают о великом наследии русской культуры, олицетворяя его с литературными произведениями таких классиков, как Достоевский, Чехов, Толстой, музыкальными композициями гениального Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, театральными постановками Большого и Мариинского театров, а также балетными спектаклями и оперными ариями на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Зарубежные любители спорта соотносят спортивные успехи России с такими именами современности, как Федор Емельяненко — борец, четырехкратный чемпион мира по смешанным искусствам; Мария Шарапова — известная теннисистка, экс-первая ракетка мира; Евгений Плющенко — двукратный олимпийский чемпион по фигурному катанию. Кроме того, перечисляя культурные стереотипы восприятия России, следует также упомянуть произведения изобразительного искусства русских художников с мировым именем —полотна И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, М.З. Шагала, К.С. Малевича.
Наконец, образ России за рубежом воспроизводится посредством этнокультурных представлений бытового характера. В первую очередь, это пространственные стереотипы относительно географии страны: даже воображая необъятную территорию российского государства, образ современного русского человека сводится к москвичам и петербуржцам, а такие названия, как Казань, Иркутск или остров Сахалин, отсутствуют в сознании типичных представителей зарубежной аудитории. Помимо этого, будучи мало осведомленными в отношении климатических условий, иностранцы воспринимают Россию как «царство вечной мерзлоты», что нередко оказывает значительное влияние на атрибуцию поведения гостей страны. К тому же, зачастую бытовые представления имеют предметный характер, каждому из которых соответствует своеобразный символ России. За этими стереотипами закрепились определенные русские образы, которые являются результатом чувственно-философского восприятия российской действительности: это «баня», «водка», «шапка-ушанка» и «медведь».
Так, несмотря на то, что Российская Федерация встала на новую ступень своего исторического развития, зарубежное общество до сих сор соотносит стереотипы прошлого с современной Россией. Именно будучи сильно привязанной к историческим представлениям, иностранная аудитория не может взглянуть на Россию по-новому.
Разрушение стереотипов о России требует многогранного подхода, в котором участвуют различные заинтересованные стороны, включая правительства, СМИ, образовательные учреждения и отдельных людей. Вот некоторые механизмы, которые могут помочь в борьбе со стереотипами и их преодолении:
1. Программы культурного обмена: поощрение программ культурного обмена между Россией и другими странами может способствовать взаимопониманию и предоставить опыт из первых рук, который поможет преодолеть стереотипы. Эти программы могут включать обмен студентами, проживание артистов и сотрудничество профессионалов.
2. Многообразие СМИ и сбалансированное освещение событий: поощрение разнообразных точек зрения при освещении событий в России в СМИ может помочь противостоять предвзятым представлениям. Поощрение журналистов к тому, чтобы они представляли сбалансированный взгляд на культуру, историю и общество страны, может бросить вызов существующим стереотипам и обеспечить более тонкое понимание.
3. Образование и разработка учебных программ: включение точной и полной информации о России в учебные программы может помочь развеять стереотипы с самого раннего возраста. Преподавание богатого культурного наследия России, ее вклада в науку и искусство, а также ее сложной истории может дать более точную и нюансированную картину.
4. Взаимодействие с общинами российской диаспоры: российская диаспора играет важную роль в формировании представлений о России. Взаимодействие с этими общинами, понимание их различных точек зрения и продвижение позитивных аспектов российской культуры и общества может помочь в борьбе со стереотипами и устранить пробелы в понимании.
5. Усилия в области публичной дипломатии: правительства и организации могут инвестировать средства в инициативы в области общественной дипломатии для продвижения более точного и позитивного образа России. Эти усилия могут включать культурные мероприятия, выставки, фестивали и кампании в СМИ, которые подчеркивают разнообразие и богатство российской культуры, традиций и достижений.
6. Устранение неверных представлений посредством диалога: поощрение открытого и уважительного диалога между россиянами и людьми из других стран может помочь устранить заблуждения и побороть стереотипы. Платформы для дискуссий, дебатов и форумов могут предоставить возможности для содержательных бесед и обмена мнениями.
7. Расширение возможностей независимых мнений: поддержка независимой журналистики, аналитических центров и организаций гражданского общества, которые продвигают непредвзятый анализ и предоставляют альтернативные версии, может помочь бросить вызов доминирующим стереотипам и способствовать более сбалансированному пониманию России.
Важно отметить, что разрушение стереотипов — это долгосрочный процесс, требующий постоянных усилий и сотрудничества. Он включает в себя развитие диалога, эмпатии и готовности бросить вызов предвзятым мнениям с обеих сторон.
[1] Lippman W. Public Opinion – N.Y. , 1950 - P.67
[2] Орлова О. Г. Стереотипы о России и русских. -Кемерово: Кемеровский университет ,2011, с. 44.
[3] Романова А. П. Чужой как монстр: образ России в западном дискурсе. - Каспийский регион: политика, экономика культура. 2015-№4- с. 244
[4] Быстренко В. И. Россия и Европа-устойчивость стереотипов, влияющих на международные отношения. - Наука и мир.2015-№10- с.122
[5] Игрицкий Ю. И. Россия и Запад: корни стереотипов. // Сборник статей «Россия и внешний мир: диалог культур». – М.: Институт российской истории РАН, 1997. – с. 173
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0