Как исправить «облик народа»: стереотипы восприятия России и россиян за рубежом
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Токольдошев Дастан Канатбекович, научный сотрудник и ведущий эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете
За многие годы становления российской государственности особенности культурно-исторического развития народов, населяющих территорию современной России, создавали почву для возникновения в представлении мировой общественности особенного имиджа, закрепленного за страной. Во многом подобный процесс начинает обрастать некоторым количеством устойчивых стандартизированных представлений о менталитете, культуре и быте народов РФ, часто называемых стереотипами[1].
Источник: Overseadia
К слову, формирование так называемого «облика народа» характерно и в отношении ряда других народов и стран и не является уникальным феноменом, связанным только с населением России. Так, в современном мире весьма распространено представление об американцах как об исключительно свободолюбивых и зажиточных по мировым меркам людях, о немцах как о педантичном и трудолюбивом народе, о японцах как о еще более педантичной и при этом весьма креативной нации и т.д.
Иногда стереотипы носят вполне безобидный нейтральный смысл, подчеркивающий, пусть и в достаточно гипертрофированном виде, отличительные особенности какого-либо государства и того или иного населения в контексте его достижений в различных сферах. Однако зачастую стереотипное восприятие народов и стран может носить и негативную коннотацию. Так, к примеру, помимо подчеркнутого стремления к порядку и слаженности рабочего процесса тем же немцам приписывается отсутствие (либо по меньшей мере избыточная сложность) чувства юмора[2], что часто становится объектом иронии в массовой культуре. Американцы же в представлении мировой общественности помимо образа богатых патриотов своей родины носят и так называемый «ярлык» любителей нездоровой пищи и потребительского отношения ко всему своему окружению, что также отражено в кинематографе, популярной литературе и многих других элементах массовой культуры.
Если же рассуждать о стереотипах, связанных непосредственно с восприятием того или иного рассматриваемого государства как актора современных международных отношений, то и в данной плоскости наблюдается широкое разнообразие «ярлыков» и «клише», навешиваемых на определенную страну с учетом ее политического курса и активности на международной арене. Наглядным примером могут послужить стереотипы о Советском Союзе как о непредсказуемой угрозе и вероятном участнике гипотетической войны с западным миром, сформировавшиеся и транслировавшиеся в США после окончания Второй мировой войны и начала Холодной войны[3]. В современности же примерно похожий образ недружественного, но пока еще не объявленного полноценным врагом государства в представлении коллективного Запада носит и Российская Федерация. Не так давно Министерство обороны США и вовсе прямо обозначило РФ в качестве актуальной угрозы[4], что лишь закрепило за российским государством стереотип постоянно стремящегося к политической конфронтации и военному антагонизму непредсказуемого соперника.
Популярные стереотипы о России и россиянах
Принимая во внимание обозначенный факт наличия тех или иных стереотипов и предрассудков о каждой стране и каждом народе мира, можно перечислить наиболее распространенные, зачастую даже клишированные мнения о России и людях, населяющих ее территорию. Так, к самому распространеному предрассудку о стране и ее жителях можно отнести стереотип о пристрастии к злоупотреблению спиртным. Данная тема является если не основной, то по меньшей мере одной из ключевых в создании образа россиян в широком, масс-медийном пространстве. Во множестве художественных фильмов, телесериалов, компьютерных игр и анимационных сатирических произведений образ среднестатистического россиянина (как правило, представителя русского этноса) всегда тесно переплетен с употреблением алкоголя.
Стоит признать, что данная тема (выпивание спиртных напитков) максимально отражена и в самих российских элементах массовой культуры (художественные фильмы, телесериалы и телевизионные шоу), что, в свою очередь, может стать основанием для предположения о том, что именно внутренняя медийная среда дала повод развить эту тему до масштабов характерной черты населения и транслировать ее в качестве общераспространенного стереотипа о россиянах и, в частности, о русском народе. Однако так или иначе данный стереотип все же несет достаточно негативный смысл и по большому счету выставляется в качестве повода для высмеивания населения, неспособного, в представлении мировой общественности, решать множественные проблемы бытового или делового характера без прибегания к распитию водки.
Не менее распространенным клише, доходящим по своим масштабам до абсурдного навешивания негативного ярлыка, является сформировавшееся мнение о России как о стране, вынашивающей идеи полного захвата контроля над всем мировым пространством. Выражаемый в разных формах, каждый связанный с данной темой стереотип в конечном счете сводится к формированию идеи, согласно которой Россия в любой момент готова начать захватывать окружающий мир и предпринять ради этого все доступные военные и экономические средства. Отдельного внимания заслуживает тот занятный факт, что львиная доля обозначенных стереотипов сводится к предрассудку о стремлении РФ возродить СССР.
Новую волну популярности данного стереотипа вызвали события, связанные с развертыванием специальной военной операции на территории Украины. Трактуемое исключительно в качестве «экспансии» рядом европейских государств и самими США, данное обстоятельство с подачи официальных лиц украинского государства подкрепляет убежденность граждан Европы и Америки в том, что РФ якобы на самом деле ставит перед собой задачу захвата территорий и расширения своего влияния*[5].
Еще одним весьма распространенным стереотипом является мнение, согласно которому Российская Федерация представляет собой лишь глобального экспортера стратегического сырья, не стремящегося к развитию полноценного производства на собственной территории. Очень часто обозначенное мнение сводится к созданию для страны образа «мировой бензоколонки» (именно таким словосочетанием бывший сенатор США Джон Маккейн охарактеризовал внешнеполитическую активность России в 2014 г.[6]).
Разумеется, подобное утверждение о России не является объективной оценкой ее внешнеполитической и макроэкономической активности. Однако, несмотря даже на факт поступательного роста экономики и промышленного производства РФ[7], подобный стереотип все еще частично закреплен за страной, и созвучные с мнением бывшего американского сенатора идеи время от времени всплывают во многих зарубежных и оппозиционных СМИ.
Возможные способы избавления от стереотипов и улучшение имиджа страны
В целях избавления от предрассудоков и навешивания негативных и дискредитирующих ярлыков можно прибегнуть к контрмерам, направленным на создание диаметрально противоположного имиджа страны и народа. Предлагаемые в качестве механизмов борьбы с негативными стереотипами в основном базируются на активной работе с массовой культурой и транслированием сильных и позитивных качеств в призме телевидения, популярной литературы и деятельности средств массовой информации.
Для основательной борьбы с распространенным мнением о присущей россиянам тяге к употреблению алкогольных напитков возможно создание и продвижение образа «здоровой нации» через интенсификацию проведения (и распространение теми же СМИ) спортивно-оздоровительных мероприятий в школах и университетах, популяризацию здорового питания для самого населения страны и последующее закрепление в общественном сознании важности поддержания здорового образа жизни. В конечном счете просвещение по вопросам необходимости поддержки собственного здоровья внутри страны со временем вполне может стать отличительной чертой в восприятии населения России за рубежом. В этом отношении дополнительной выгодной активностью гипотетически может стать и основанное на закрепленном за населением страны образе здоровой нации создание кинопродукции, сериалов и телевизионных шоу, доступ к которым будут иметь и жители других государств мира.
В целях борьбы с устоявшимся мнением о стремлении России вести борьбу за глобальный диктат можно прибегнуть к распространению посредством СМИ официальной позиции МИДа и смежных структур, учреждению необходимых площадок и форумов, на полях которых возможно построение более тесного контакта между представителями политических, информационных и общественных организаций по всему миру и российскими сотрудниками диппредставительств и органов, ответственных за формирование стратегии внешней политики РФ.
Избавление от клише «мировой бензоколонки» и вовсе напрямую потребует активности, связанной с постепенным, поэтапным развитием и диверсификацией производства внутри страны. Данная задача справедливо может быть названа сложной, так как напрямую затрагивает экономическое развитие государства и потребует сравнительно долгого периода времени. Однако, учитывая отмеченный ранее прирост показателей производства, а также беря во внимание фактор санкционного давления, оказываемого рядом бывших западных экономических партнеров, перспективы дальнейшего развития производства товаров внутри страны вполне можно назвать реалистичными. С уходом некоторых зарубежных производителей для России актуализировались вопросы занятия освободившейся ниши производства собственными, отечественными корпорациями, а также вопросы укрепления взаимодействия с новыми партнерами по совместной реализации производственных проектов[8].
В то же время пользу товаров и продуктов, произведенных в России, также можно широко освещать в СМИ, кино, сериалах и прочих элементах масскульта. Широкое освещение их выгодных качеств и характеристик, в теории, способно создать и закрепить в сознании мировой общественности факт, согласно которому Россия - государство с большим потенциалом к развитию своего собственного производства и реализующее его во множестве социоэкономических сфер.
[1] Чеканова С.А. Роль стереотипов в межкультурном общении/С.А. Чеканова// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки: Научно-практический журнал. Выпуск №12. - М.: Научные технологии, 2017. - С. 263-265.
[2] Эми Макферсон, BBC Travel. Почему нам кажется, что у немцев нет чувства юмора (09.08.2017) // Сайт агентства BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-tra-40877830 (дата обращения: 03.07.2023).
[3] Котеленец Е.А. Образ советского Союза в мире: факторы и динамика восприятия // Вестник РУДН. История России. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovetskogo-soyuza-v-mire-faktory-i-dinamika-vospriyatiya (дата обращения: 03.07.2023).
[4] Китай - главная угроза, Россия - актуальная проблема: США опубликовали три стратегических документа (28 октября 2022) // Сайт агентства BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features-63431804 (дата обращения: 03.07.2023).
[5] Ссылка на источник, освещающий политические события с позиции украинской власти*. Russia Might Want to Invade Other Countries, Ukraine’s Zelenskyy Warns (22.04.2022) // Voanews. URL: https://www.voanews.com/a/russia-might-want-to-invade-other-countries-ukraine-s-zelenskyy-warns-/654... (дата обращения: 03.07.2023).
[6] Маккейн: «Россия – это бензоколонка, пытающаяся выдать себя за страну» (27.03.2014) // Агентство «Голос Америки». URL: https://www.golosameriki.com/a/mccain-calls-russia-gas-station-masquerading-as-a-country/1880240.htm... (дата обращения: 03.07.2023).
[7] Промышленное производство в России показывает высокие темпы роста (02.07.2023) // Агентство «Версия». URL: https://versia.ru/promyshlennoe-proizvodstvo-v-rossii-pokazyvaet-vysokie-tempy-rosta (дата обращения: 03.07.2023).
[8] Китай стремится перенести как можно больше производства автомобилей в Россию (15.06.2023) // Портал IXBT. URL: https://www.ixbt.com/news/2023/06/15/kitaj-stremitsja-perenesti-kak-mozhno-bolshe-proizvodstva-avtom... (дата обращения: 03.07.2023).
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0