Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Lifestyle-глобализация: влияние трансграничных факторов образа жизни на идентичность населения Беларуси

13 ноября 2024
Распечатать

Автор: Рябченко Никита Юрьевич, выпускник Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Человек во всякое время являет собою то,

на что обращено его мгновенное внимание.

Время — ценнейший ресурс человеческой жизни, а внимание — сквозное, определяющее свойство нашей психики. То, как мы употребляем своё время и на что направляем своё внимание, в конечном счёте формирует нашу картину мира, идентичность и образ жизни. В аспекте распоряжения временем и вниманием глобализация изменила реальность для миллиардов людей, окружив их невиданной материальной, информационной и алгоритмической инфраструктурой повседневной жизни. И независимо от остаточного уровня глобальной связанности уже порождённый этой инфраструктурой образ жизни будет генератором новой идентичности в Беларуси и в мире.


1030909943_0_0_0_0_1920x0_80_0_0_f0c11e9cd11ebd7f2686886d37514f8b.jpg

Источник: sportsweek.org 

Идентичность любой социальной группы начинается с того, чем составляющие эту социальную группу индивиды наполняют свой суточный фонд времени, «как и чем» они живут, что составляет их распорядок дня. В зависимости от фазы развития (архаичной, традиционной, индустриальной или формирующейся когнитивной фазы), на протяжении истории фонд времени большинства трудящегося населения мира наполнялся неодинаково и во многом был обусловлен уровнем развития технологий.

В этом отношении то, что можно назвать жизненным укладом, в решающей мере задаётся массово доступной людям техносферой, определяющей особенности проживания, питания, повседневного быта, производства и потребления благ, организации досуга, физического передвижения, связи с окружающим миром и межличностного общения.

Глобализация в узком понимании этого слова (как процесс, связанный главным образом с развитием и массовым внедрением компьютерных телекоммуникационных технологий начиная с 1980-х гг.), привела к созданию всемирной производственной, распределительной и потребительской инфраструктуры V технологического уклада.

В свою очередь, циркулирующие по этой инфраструктуре глобальные потоки — образов и слов, предметов и вещей, способов действия — напрямую, хотя и в неравной мере, формируют и жизненный уклад, и идентичность миллиардов людей во всему миру, определяя реальное наполнение их суточного фонда времени. Далее попробуем понять, какое влияние эти потоки уже оказали и будут оказывать на население Беларуси и его идентичность.

Образы и слова — об информационных потоках глобализации

Современное население Беларуси живёт в окружении образов и слов, текстов и идей, созданных потенциально в любой «подключённой» точке мира и доставляемых через инфраструктуру глобальной телекоммуникационной связанности. Более того, если визуальные и музыкальные образы (информация первой сигнальной системы психики) в принципе не имеют языковых границ и изначально общедоступны вне зависимости от создавшей их культуры, то слова, тексты и идеи, выраженные на естественных языках (информация второй сигнальной системы), благодаря развитию технологий нейромашинного перевода в настоящее время становятся мгновенно доступны даже тем, кто не владеет соответствующим языком страны их происхождения.

Описанная ситуация существенно отличается от той информационной среды, в которой поколения белорусского населения сменяли друг друга на протяжении XIX-XX вв. — в период формирования национального самосознания и когнитивного кода белорусов в ранней, а затем развитой индустриальной фазе развития.

Так, в XIX веке в силу естественных причин в этой информационной среде преобладали образы и слова в основном местного, локального происхождения, свойственные сельской крестьянской культуре, а большая часть населения оставалась безграмотной, не имея возможности приобщиться к мировому культурному наследию прошлого и настоящего. Впоследствии, уже в XX веке население Беларуси перешло в состояние всеобщей грамотности, в его информационную среду стали проникать и образы, и переводные тексты из других частей света, однако преобладающий информационный фон белорусского общества всё ещё составляли образы, созданные в Советском Союзе и странах мировой системы социализма (МСС), и слова русскоязычной культуры последних двух столетий.

Теперь же, в XXI веке в эпоху глобальных информационных потоков население Беларуси преимущественно воспринимает образы и слова, несущие смыслы зачастую очень далёкие от местной, локальной повестки белорусской повседневности, будучи созданными в мировых центрах киноискусства, музыкальной индустрии, современной литературы. Например, работница белорусской швейной фабрики или учитель физики в сельской школе сегодня могут наравне с белорусской программисткой или инженером-биотехнологом из столицы смотреть те же турецкие сериалы, читать ту же китайскую научную фантастику и слушать тот же онлайн-концерт из Венской оперы.

Взятые в совокупности, эти глобальные потоки образов и слов оказывают ощутимое влияние на традиционную идентичность, характерную для белорусского населения XIX-XX вв., диверсифицируя и размывая её: доиндустриальные, преимущественно крестьянского происхождения образы и слова, равно как и те, что появились в индустриальной фазе развития на пространстве СССР и МСС, теряют монополию в информационной среде, всё больше уступая место трансграничным образно-словесным потокам современности. В результате возникает широкий общедоступный спектр идентичностей, а в формировании идентичности конкретного индивида снижается роль коллективных стереотипно-шаблонных факторов и возрастает роль личного выбора и индивидуальной культуры обращения с информацией.

Предметы и вещи — о материальных потоках глобализации

Материальная среда повседневной жизни в Беларуси также заметно преобразилась под влиянием глобальных потоков современности. Со времён расцвета индустриальной эпохи, в которой во многом сформировалась коллективная ментальность белорусов, мир вещей, сфера производства и потребления материальных благ претерпели качественные изменения. Эти изменения относятся как к характеру, содержанию материальных потоков, сопровождающих повседневную жизнь людей, так и к происхождению этих потоков, к тем кодам материальной культуры, которые они в себе заключают.

Если в XIX веке предметно-вещный мир белорусского населения составляли по преимуществу традиционные предметы одежды и домашнего обихода, орудия крестьянского труда местного ремесленного изготовления, а в XX веке главным образом фабрично изготовленная одежда, личные письменные принадлежности, электромеханические приборы и бытовая техника со строго заданной функцией, в основном местного происхождения, крупносерийного массового производства СССР и стран МСС, то предметно-вещный мир XXI века в V технологическом укладе имеет кардинальные отличия, непосредственно влияющие на идентичность потребителей благ.

В 2020-е годы современных белорусов окружает прежде всего единая экосистема электронных устройств с цифровым программным управлением и сетевой информационной связанностью: от того универсального персонального метаустройства, которым стал некогда мобильный (по сути, радио-) телефон, до цифровых браслетов, часов, планшетов и мониторов, «подключённой» бытовой техники и средств индивидуальной мобильности. Именно эта экосистема электронных устройств объективно составляет преобладающую часть предметно-вещной среды населения Беларуси, причём не слишком варьирующуюся для городского и сельского населения.

Разумеется, помимо описанной экосистемы люди пользуются множеством «аналоговых» личных вещей, начиная от предметов гардероба и заканчивая музыкальными инструментами или спортивным инвентарём. Однако здесь, в мире аналоговых вещей, равно как и в случае с экосистемой электронных устройств, немаловажную роль в контексте идентичности играет фактор их происхождения. При современном уровне развития технологий и мирового объединения узкоспециализированного труда практически ни один товар не производится исключительно в одной местности силами местного сообщества: как правило, в технологическом процессе задействованы факторы производства из нескольких стран, а порой из разных частей света.

В силу этих особенностей предметно-вещного мира современности значительной трансформации подвергается и та составляющая белорусской идентичности, которая связана с материальной стороной повседневной жизни. Редки случаи, в которых гражданин Беларуси мог бы намеренно пользоваться исключительно или преимущественно предметами и вещами строго белорусского производства, стремясь выражать тем самым некие патриотические чувства. Большинство населения страны, как и в других уголках мира, предпочитает окружать себя наиболее удобными, функциональными, эстетически красивыми и экономически доступными предметами и вещами.

 

Последние же в XXI веке вновь происходят из мировых центров материального производства, ведущим из которых, по многим позициям уже заместив континентальную Европу, стали страны Юго-Восточной и Восточной Азии во главе с Китаем. Соответственно, материальные потоки глобализации также делают идентичность населения Беларуси более универсалистской и человекоцентричной, менее привязанной к местной, строго национальной производственно-распределительной инфраструктуре.

 

Способы действия — об алгоритмических потоках глобализации

Наряду с информационной и материальной составляющими, которые принесли с собой качественное обновление местной идентичности, глобализация имеет также и алгоритмическую составляющую, открывая для населения Беларуси ранее недоступные способы действия в самом широком смысле этого слова.

Опережающее развитие компьютерных телекоммуникационных технологий, получившее приоритет в рамках нынешней концепции глобализации, и в особенности начало эры беспроводного мобильного Интернета с мгновенной интерактивностью сделало возможным принципиально иную организацию труда и отдыха, иные виды коммуникации и деятельности, иное наполнение суточного фонда времени.

Так, вместо традиционной работы с документами в кабинете госучреждения возможны создание, обработка и итоговая подготовка любой знаковой, текстовой и графической информации не выходя из дома, с мгновенной передачей её либо на последующие этапы технологического процесса, либо конечному заказчику. 

В свою очередь, вместо традиционного поиска нужных товаров последовательно в каждом универмаге города возможен глобальный поиск и мгновенный заказ интересующего товара в экосистеме электронной торговли, с доставкой в местный стандартизированный пункт выдачи, работающий при минимальной логистике и минимальных операционных издержках.

В аспекте организации досуга вместо традиционного посещения отдельно библиотеки, парка, кинотеатра или концертного зала возможно расположиться на открытом воздухе с единым персональным метаустройством в любом удобном месте своего населённого пункта, проведя часть времени за чтением книги и статей, другую часть — за онлайн-киносеансом с друзьями, а третью — за совместным обсуждением прямой трансляции из Sydney Opera House или Московской консерватории.

Наконец, мгновенная глобальная телекоммуникационная связанность позволяет поддерживать достаточно частую, регулярную и при необходимости близкую связь с респондентами из любой части света, что придаёт иное качество сфере мультикультурного межличностного общения.

Весь спектр описанных возможностей, имеющихся сегодня у населения Беларуси и обусловленных алгоритмической инфраструктурой глобализации, которая поддерживает глобальные потоки новых способов действия, представляет собой очередной весомый фактор преобразования белорусской идентичности. В 2020-х годах человек, живущий в Беларуси, по своему жизненному укладу, способам действия и использованию суточного фонда времени принципиально ничем не отличается от сопоставимого по общекультурному развитию человека, живущего в любой другой стране мира, не затронутой масштабными бедствиями (войны, природные катастрофы, etc.) и имеющей аналогичный уровень «подключённости» к глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре.

 

Целостный образ жизни в основе трансграничной идентичности

Порождённая более 30 лет назад процессом глобализации на фоне перехода человечества в V технологический уклад, синергия глобальных потоков образов и слов, предметов и вещей, способов действия открыла для миллиардов людей в разных уголках планеты возможность выстраивать ранее никогда не существовавший целостный образ жизни — одновременно весьма индивидуальный и достаточно универсальный для сетевого сопряжения и сонастройки с единомышленниками из любой «подключённой» точки мира.

В контексте идентитарных исследований и идентитарной практической  политики такой целостный образ жизни, поддерживаемый информационной, материальной и алгоритмической инфраструктурой глобализации, представляет собой беспрецедентный феномен новейшего исторического времени (англ. recent history) и, вероятно, один из решающих факторов омоложения индивидуальной и коллективной идентичности, включая мировосприятие, самоосознание и самоотождествление населения Беларуси.

 

***

Таким образом, на рубеже 2-й четверти XXI века в Беларуси, как и во многих других культурно и технологически развитых странах мира, объективно существует новая трансграничная идентичность той личностно развивающейся части населения, которая активно взаимодействует с информационными, материальными и алгоритмическими потоками глобализации. Эта новая идентичность имеет свои определяющие характеристики: индивидуальная система координат, универсализм, высокая адаптивность, низкая восприимчивость к территориально-историческим повествованиям (дискурсам и нарративам), ориентация на сетевое профессиональное и досуговое взаимодействие в малых группах.

Имея в виду, что описанная идентичность свойственна людям, в наибольшей мере нацеленным на реализацию своего потенциала личностного развития, а задача полноценной реализации человеческого потенциала населения (задача качественной демографии) становится главной стратегической задачей всякой страны при переходе к VI технологическому укладу и когнитивной фазе развития, носителей такой идентичности целесообразно воспринимать как ценный ресурс внутренней и внешней политики государства.

Следовательно, лучшей внутриполитической стратегией в отношении новой идентичности населения Беларуси может стать позиционирование современной белорусской государственности как гаранта полноценного доступа к информационной, материальной и алгоритмической инфраструктуре глобализации, а также активного субъекта развития национальных инновационных сегментов этой инфраструктуры, нацеленного на повышение качества жизни, защиту и объемлющую фоновую поддержку целостного образа жизни носителей такой новой идентичности.


 

Литература

 

  1. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Москва: Прогресс, 1977. 368 с.
  2. Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И.С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Весь мир, 2023. 512 с.
  3. Исследование: понятие «дабрабыт» объединило в себе главные ценности белорусов // Белорусский институт стратегических исследований. URL: https://bisr.gov.by/my-v-smi/issledovanie-ponyatie-dabrabyt-obedinilo-v-sebe-glavnye-cennosti-belorusov (дата обращения: 08.06.2024).
  4. Лашук И.В. Трансформация ценностей белорусского общества / И.В. Лашук // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2022. № 1. C. 103-112.
  5. Достаточно общая теория управления: постановочные материалы учебного курса Факультета прикладной математики — процессов управления СПбГУ. М.: Концептуал, 2018. 464 с.
  6. Международные отношения: грани настоящего и будущего / под ред. И.С. Иванова, И.Н. Тимофеева, Е.О. Карпинской, Е.А. Солодухиной, С.М. Гавриловой; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2023. 472 с.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся