Lifestyle-глобализация: влияние трансграничных факторов образа жизни на идентичность населения Беларуси
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Рябченко Никита Юрьевич, выпускник Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Человек во всякое время являет собою то,
на что обращено его мгновенное внимание.
Время — ценнейший ресурс человеческой жизни, а внимание — сквозное, определяющее свойство нашей психики. То, как мы употребляем своё время и на что направляем своё внимание, в конечном счёте формирует нашу картину мира, идентичность и образ жизни. В аспекте распоряжения временем и вниманием глобализация изменила реальность для миллиардов людей, окружив их невиданной материальной, информационной и алгоритмической инфраструктурой повседневной жизни. И независимо от остаточного уровня глобальной связанности уже порождённый этой инфраструктурой образ жизни будет генератором новой идентичности в Беларуси и в мире.
Источник: sportsweek.org
Идентичность любой социальной группы начинается с того, чем составляющие эту социальную группу индивиды наполняют свой суточный фонд времени, «как и чем» они живут, что составляет их распорядок дня. В зависимости от фазы развития (архаичной, традиционной, индустриальной или формирующейся когнитивной фазы), на протяжении истории фонд времени большинства трудящегося населения мира наполнялся неодинаково и во многом был обусловлен уровнем развития технологий.
В этом отношении то, что можно назвать жизненным укладом, в решающей мере задаётся массово доступной людям техносферой, определяющей особенности проживания, питания, повседневного быта, производства и потребления благ, организации досуга, физического передвижения, связи с окружающим миром и межличностного общения.
Глобализация в узком понимании этого слова (как процесс, связанный главным образом с развитием и массовым внедрением компьютерных телекоммуникационных технологий начиная с 1980-х гг.), привела к созданию всемирной производственной, распределительной и потребительской инфраструктуры V технологического уклада.
В свою очередь, циркулирующие по этой инфраструктуре глобальные потоки — образов и слов, предметов и вещей, способов действия — напрямую, хотя и в неравной мере, формируют и жизненный уклад, и идентичность миллиардов людей во всему миру, определяя реальное наполнение их суточного фонда времени. Далее попробуем понять, какое влияние эти потоки уже оказали и будут оказывать на население Беларуси и его идентичность.
Образы и слова — об информационных потоках глобализации
Современное население Беларуси живёт в окружении образов и слов, текстов и идей, созданных потенциально в любой «подключённой» точке мира и доставляемых через инфраструктуру глобальной телекоммуникационной связанности. Более того, если визуальные и музыкальные образы (информация первой сигнальной системы психики) в принципе не имеют языковых границ и изначально общедоступны вне зависимости от создавшей их культуры, то слова, тексты и идеи, выраженные на естественных языках (информация второй сигнальной системы), благодаря развитию технологий нейромашинного перевода в настоящее время становятся мгновенно доступны даже тем, кто не владеет соответствующим языком страны их происхождения.
Описанная ситуация существенно отличается от той информационной среды, в которой поколения белорусского населения сменяли друг друга на протяжении XIX-XX вв. — в период формирования национального самосознания и когнитивного кода белорусов в ранней, а затем развитой индустриальной фазе развития.
Так, в XIX веке в силу естественных причин в этой информационной среде преобладали образы и слова в основном местного, локального происхождения, свойственные сельской крестьянской культуре, а большая часть населения оставалась безграмотной, не имея возможности приобщиться к мировому культурному наследию прошлого и настоящего. Впоследствии, уже в XX веке население Беларуси перешло в состояние всеобщей грамотности, в его информационную среду стали проникать и образы, и переводные тексты из других частей света, однако преобладающий информационный фон белорусского общества всё ещё составляли образы, созданные в Советском Союзе и странах мировой системы социализма (МСС), и слова русскоязычной культуры последних двух столетий.
Теперь же, в XXI веке в эпоху глобальных информационных потоков население Беларуси преимущественно воспринимает образы и слова, несущие смыслы зачастую очень далёкие от местной, локальной повестки белорусской повседневности, будучи созданными в мировых центрах киноискусства, музыкальной индустрии, современной литературы. Например, работница белорусской швейной фабрики или учитель физики в сельской школе сегодня могут наравне с белорусской программисткой или инженером-биотехнологом из столицы смотреть те же турецкие сериалы, читать ту же китайскую научную фантастику и слушать тот же онлайн-концерт из Венской оперы.
Взятые в совокупности, эти глобальные потоки образов и слов оказывают ощутимое влияние на традиционную идентичность, характерную для белорусского населения XIX-XX вв., диверсифицируя и размывая её: доиндустриальные, преимущественно крестьянского происхождения образы и слова, равно как и те, что появились в индустриальной фазе развития на пространстве СССР и МСС, теряют монополию в информационной среде, всё больше уступая место трансграничным образно-словесным потокам современности. В результате возникает широкий общедоступный спектр идентичностей, а в формировании идентичности конкретного индивида снижается роль коллективных стереотипно-шаблонных факторов и возрастает роль личного выбора и индивидуальной культуры обращения с информацией.
Предметы и вещи — о материальных потоках глобализации
Материальная среда повседневной жизни в Беларуси также заметно преобразилась под влиянием глобальных потоков современности. Со времён расцвета индустриальной эпохи, в которой во многом сформировалась коллективная ментальность белорусов, мир вещей, сфера производства и потребления материальных благ претерпели качественные изменения. Эти изменения относятся как к характеру, содержанию материальных потоков, сопровождающих повседневную жизнь людей, так и к происхождению этих потоков, к тем кодам материальной культуры, которые они в себе заключают.
Если в XIX веке предметно-вещный мир белорусского населения составляли по преимуществу традиционные предметы одежды и домашнего обихода, орудия крестьянского труда местного ремесленного изготовления, а в XX веке главным образом фабрично изготовленная одежда, личные письменные принадлежности, электромеханические приборы и бытовая техника со строго заданной функцией, в основном местного происхождения, крупносерийного массового производства СССР и стран МСС, то предметно-вещный мир XXI века в V технологическом укладе имеет кардинальные отличия, непосредственно влияющие на идентичность потребителей благ.
В 2020-е годы современных белорусов окружает прежде всего единая экосистема электронных устройств с цифровым программным управлением и сетевой информационной связанностью: от того универсального персонального метаустройства, которым стал некогда мобильный (по сути, радио-) телефон, до цифровых браслетов, часов, планшетов и мониторов, «подключённой» бытовой техники и средств индивидуальной мобильности. Именно эта экосистема электронных устройств объективно составляет преобладающую часть предметно-вещной среды населения Беларуси, причём не слишком варьирующуюся для городского и сельского населения.
Разумеется, помимо описанной экосистемы люди пользуются множеством «аналоговых» личных вещей, начиная от предметов гардероба и заканчивая музыкальными инструментами или спортивным инвентарём. Однако здесь, в мире аналоговых вещей, равно как и в случае с экосистемой электронных устройств, немаловажную роль в контексте идентичности играет фактор их происхождения. При современном уровне развития технологий и мирового объединения узкоспециализированного труда практически ни один товар не производится исключительно в одной местности силами местного сообщества: как правило, в технологическом процессе задействованы факторы производства из нескольких стран, а порой из разных частей света.
В силу этих особенностей предметно-вещного мира современности значительной трансформации подвергается и та составляющая белорусской идентичности, которая связана с материальной стороной повседневной жизни. Редки случаи, в которых гражданин Беларуси мог бы намеренно пользоваться исключительно или преимущественно предметами и вещами строго белорусского производства, стремясь выражать тем самым некие патриотические чувства. Большинство населения страны, как и в других уголках мира, предпочитает окружать себя наиболее удобными, функциональными, эстетически красивыми и экономически доступными предметами и вещами.
Последние же в XXI веке вновь происходят из мировых центров материального производства, ведущим из которых, по многим позициям уже заместив континентальную Европу, стали страны Юго-Восточной и Восточной Азии во главе с Китаем. Соответственно, материальные потоки глобализации также делают идентичность населения Беларуси более универсалистской и человекоцентричной, менее привязанной к местной, строго национальной производственно-распределительной инфраструктуре.
Способы действия — об алгоритмических потоках глобализации
Наряду с информационной и материальной составляющими, которые принесли с собой качественное обновление местной идентичности, глобализация имеет также и алгоритмическую составляющую, открывая для населения Беларуси ранее недоступные способы действия в самом широком смысле этого слова.
Опережающее развитие компьютерных телекоммуникационных технологий, получившее приоритет в рамках нынешней концепции глобализации, и в особенности начало эры беспроводного мобильного Интернета с мгновенной интерактивностью сделало возможным принципиально иную организацию труда и отдыха, иные виды коммуникации и деятельности, иное наполнение суточного фонда времени.
Так, вместо традиционной работы с документами в кабинете госучреждения возможны создание, обработка и итоговая подготовка любой знаковой, текстовой и графической информации не выходя из дома, с мгновенной передачей её либо на последующие этапы технологического процесса, либо конечному заказчику.
В свою очередь, вместо традиционного поиска нужных товаров последовательно в каждом универмаге города возможен глобальный поиск и мгновенный заказ интересующего товара в экосистеме электронной торговли, с доставкой в местный стандартизированный пункт выдачи, работающий при минимальной логистике и минимальных операционных издержках.
В аспекте организации досуга вместо традиционного посещения отдельно библиотеки, парка, кинотеатра или концертного зала возможно расположиться на открытом воздухе с единым персональным метаустройством в любом удобном месте своего населённого пункта, проведя часть времени за чтением книги и статей, другую часть — за онлайн-киносеансом с друзьями, а третью — за совместным обсуждением прямой трансляции из Sydney Opera House или Московской консерватории.
Наконец, мгновенная глобальная телекоммуникационная связанность позволяет поддерживать достаточно частую, регулярную и при необходимости близкую связь с респондентами из любой части света, что придаёт иное качество сфере мультикультурного межличностного общения.
Весь спектр описанных возможностей, имеющихся сегодня у населения Беларуси и обусловленных алгоритмической инфраструктурой глобализации, которая поддерживает глобальные потоки новых способов действия, представляет собой очередной весомый фактор преобразования белорусской идентичности. В 2020-х годах человек, живущий в Беларуси, по своему жизненному укладу, способам действия и использованию суточного фонда времени принципиально ничем не отличается от сопоставимого по общекультурному развитию человека, живущего в любой другой стране мира, не затронутой масштабными бедствиями (войны, природные катастрофы, etc.) и имеющей аналогичный уровень «подключённости» к глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре.
Целостный образ жизни в основе трансграничной идентичности
Порождённая более 30 лет назад процессом глобализации на фоне перехода человечества в V технологический уклад, синергия глобальных потоков образов и слов, предметов и вещей, способов действия открыла для миллиардов людей в разных уголках планеты возможность выстраивать ранее никогда не существовавший целостный образ жизни — одновременно весьма индивидуальный и достаточно универсальный для сетевого сопряжения и сонастройки с единомышленниками из любой «подключённой» точки мира.
В контексте идентитарных исследований и идентитарной практической политики такой целостный образ жизни, поддерживаемый информационной, материальной и алгоритмической инфраструктурой глобализации, представляет собой беспрецедентный феномен новейшего исторического времени (англ. recent history) и, вероятно, один из решающих факторов омоложения индивидуальной и коллективной идентичности, включая мировосприятие, самоосознание и самоотождествление населения Беларуси.
***
Таким образом, на рубеже 2-й четверти XXI века в Беларуси, как и во многих других культурно и технологически развитых странах мира, объективно существует новая трансграничная идентичность той личностно развивающейся части населения, которая активно взаимодействует с информационными, материальными и алгоритмическими потоками глобализации. Эта новая идентичность имеет свои определяющие характеристики: индивидуальная система координат, универсализм, высокая адаптивность, низкая восприимчивость к территориально-историческим повествованиям (дискурсам и нарративам), ориентация на сетевое профессиональное и досуговое взаимодействие в малых группах.
Имея в виду, что описанная идентичность свойственна людям, в наибольшей мере нацеленным на реализацию своего потенциала личностного развития, а задача полноценной реализации человеческого потенциала населения (задача качественной демографии) становится главной стратегической задачей всякой страны при переходе к VI технологическому укладу и когнитивной фазе развития, носителей такой идентичности целесообразно воспринимать как ценный ресурс внутренней и внешней политики государства.
Следовательно, лучшей внутриполитической стратегией в отношении новой идентичности населения Беларуси может стать позиционирование современной белорусской государственности как гаранта полноценного доступа к информационной, материальной и алгоритмической инфраструктуре глобализации, а также активного субъекта развития национальных инновационных сегментов этой инфраструктуры, нацеленного на повышение качества жизни, защиту и объемлющую фоновую поддержку целостного образа жизни носителей такой новой идентичности.
Литература
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Москва: Прогресс, 1977. 368 с.
- Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / отв. ред. И.С. Семененко; ИМЭМО РАН. Москва: Весь мир, 2023. 512 с.
- Исследование: понятие «дабрабыт» объединило в себе главные ценности белорусов // Белорусский институт стратегических исследований. URL: https://bisr.gov.by/my-v-smi/issledovanie-ponyatie-dabrabyt-obedinilo-v-sebe-glavnye-cennosti-belorusov (дата обращения: 08.06.2024).
- Лашук И.В. Трансформация ценностей белорусского общества / И.В. Лашук // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2022. № 1. C. 103-112.
- Достаточно общая теория управления: постановочные материалы учебного курса Факультета прикладной математики — процессов управления СПбГУ. М.: Концептуал, 2018. 464 с.
- Международные отношения: грани настоящего и будущего / под ред. И.С. Иванова, И.Н. Тимофеева, Е.О. Карпинской, Е.А. Солодухиной, С.М. Гавриловой; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2023. 472 с.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0