Возможно ли диалоговое партнёрство Россия - АСЕАН?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Фадеева Алина Витальевна, Санкт-Петербургский государственный университет, Кафедра международной журналистики
Сегодня страны Юго-Восточной Азии находятся в каком-то смысле между двух огней. В экономической сфере все они прочно связаны с Китаем, в политической и военной многие поддерживают тесные отношения с США. Государства АСЕАН надеются сохранить баланс и избежать ситуации, в которой им придётся принимать ту или иную сторону. Этот тезис возник в ходе онлайн-конференции Валдайского клуба и Внешнеполитического сообщества Индонезии «Рост региональной мультиполярности и важность центральной роли АСЕАН в регионе Юго-Восточной Азии[1]» [8], состоявшейся ещё в июле 2020 года. Однако многие вопросы, поднятые тогда экспертами, остаются актуальными и сейчас. Как Россия и АСЕАН могут укрепить своё партнёрство сегодня, когда в геополитическом пространстве нарастает напряжённость?
Источник: Flickr
История вопроса
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. пятью странами: Сингапуром, Малайзией, Таиландом, Индонезией и Филиппинами. В 1976 г. присоединился Бруней, а в 1990-е гг. – Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма.
Российская Федерация получила статус партнера АСЕАН в рамках регионального диалога в ходе совещания министров иностранных дел этой организации 20-21 июля 1996 году в Джакарте (Индонезия).
Одним из основополагающих документов Ассоциации является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор)[2], к которому в 2004 году присоединилась Россия. Подписание данного договора создало благоприятные условия для взаимного диалога и расширения возможностей РФ в деятельности АСЕАН. С 2005 г. российско-асеановский диалог имеет официальный статус «развитого и всеобъемлющего[3]».
Таким образом, отношения Российской Федерации и АСЕАН близятся к рубежу в 30 лет.
Формы и механизмы диалога
В настоящее время структура диалоговых механизмов российско-асеановского партнерства включает в себя: ежегодные встречи министров иностранных дел России и стран АСЕАН, совещания старших должностных лиц по политическим вопросам (на уровне заместителей министров иностранных дел), по экономическим вопросам и по энергетике, совместные рабочие группы по торгово-экономическому и научно-технологическому сотрудничеству, по противодействию терроризму и транснациональной преступности.
Основными органами, координирующими практическое взаимодействие, являются Совместный комитет сотрудничества и Совместный планово-распорядительный комитет.
К основным механизмам сотрудничества России и АСЕАН относятся:
- Совместный комитет сотрудничества России и АСЕАН (СКС) и Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК). В их задачи входит повышение эффективности текущей работы, а также выявление перспективных направлений развития отношений между РФ и ассоциацией. Комитеты дают рекомендации органам государственной власти сторон диалога, рассматривают и утверждают мероприятия и программы сотрудничества.
- Финансовый фонд диалогового партнерства РФ - АСЕАН. Его средства используются для реализации мероприятий и программ, утвержденных СКС, в то время как управление фондом осуществляет СПРК.
- Московский комитет АСЕАН в составе послов стран - членов ассоциации в России. Комитет проводит встречи с российскими дипломатами и участвует в реализации инициатив, направленных на развитие отношений диалогового партнерства.
- Деловой совет Россия - АСЕАН. Эксперты совета анализируют экономическую ситуацию в странах региона, дают оценку приоритетных направлений сотрудничества, способствуют созданию переговорных площадок, а также занимаются подбором бизнес-партнеров и содействуют работе торгово-промышленной палаты РФ в Юго-Восточной Азии.
- Центр АСЕАН при МГИМО МИД России. Основная задача Центра – реализация совместных научных проектов и исследований, расширение гуманитарных обменов, контактов между представителями академических кругов и НПО России и государств Юго-Восточной Азии. Кроме того, Центр организует работу таких диалоговых площадок, как Молодежные саммиты Россия-АСЕАН и Университетские форумы.
Прогнозы
В текущих условиях, когда глобализационная модель исчерпала свои возможности, появилась идея о формировании новой структуры или даже, как выразился Дмитрий Биричевский, директор Департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел России, новой философии[4] на евразийском континенте, которая будет способна объединить различные региональные площадки. По выражению Президента В.В. Путина, всё это складывается в Большое Евразийское партнерство (БЕП)[5]. Идея формирования БЕП – объединить ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Как и инициатива «Пояса и пути», БЕП не ограничивается только экономикой, она – культурно-нравственная, цивилизационная.
Поскольку Ассоциация рассматривается в качестве опоры для создания новой геополитической парадигмы можно предположить, что существует значительный прогресс в развитии двусторонних отношениях между Российской Федерацией и АСЕАН, но не только.
Взятие курса на сближение регионов на территории евразийского континента подтверждается чередой ключевых событий, которые можно расположить в хронологическом порядке следующим образом:
2005 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН;
2016 г. саммит России-АСЕАН в Сочи, где обсуждалась возможность налаживания взаимовыгодного сотрудничества между ЕАЭС, АСЕАН и ШОС, что было поддержано государствами Юго-Восточной Азии.
2018 г. саммит Россия-АСЕАН в Сингапуре, где был заключен Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и АСЕАН.
2020 г. Совета глав государств ШОС, где было принято решение о подписании Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и ЕЭК.
2021 г. Заседания СГГ ШОС в Душанбе, где был подписан соответствующий Меморандум.
2022 г. Министерское совещание Россия-АСЕАН в Пномпене, где было выражено намерение углублять экономическое сотрудничество между Россией и АСЕАН через имплементацию «дорожной карты» торгового и инвестиционного сотрудничества на 2021-2025 гг., а также рабочей программы по ее реализации
2023 г. Министерское совещание Россия-АСЕАН в Джакарте, где были рассмотрены перспективы дальнейшего расширения связей АСЕАН с Евразийским экономическим союзом и Шанхайской организацией сотрудничества в интересах налаживания широкого интеграционного взаимодействия на пространстве Большой Евразии.
Через призму данных событий, можно отметить прогресс в развитии не только российско-асеановского взаимодействие, но и в отношении с ранее упомянутыми объединениями, которые станут ядром многопрофильной кооперационной структуры – Большое Евразийское партнерство.
Выводы
В ходе неглубинного аналитического исследования можно сделать вывод, что новые формы диалогового партнёрства (дипломатической коммуникации с другими странами, в основе которой лежит система так называемых «диалогов» осуществляемых посредством министерских встреч, совещаний и рабочих групп), будут направлены на укрепление дипломатических связей между участниками разных региональных коалиций. Предусматриваемые БЕП траектории сотрудничества: сеть международных торговых и инвестиционных соглашений; общее транспортное пространство; единая сеть экономических коридоров и зон развития; цифровое измерение; энергетическое пространство; финансовое измерение, – ложатся в основу совместных проектов. Как например, в 2024 году Российская Федерация получила статус партнера АСЕАН по цифровому диалогу, что свидетельствует о предприятии дальнейших шагов по расширению сотрудничества в этой области. В связи с этим, Государства-члены Ассоциации поддержали идею регулярных консультаций Россия-АСЕАН в цифровой сфере. Данный факт пусть и поверхностно, но отражает суть будущих взаимодействий в новом формате сотрудничества стран.
Источники информации
- Вступительное слово Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на Министерском совещании Россия-АСЕАН, Джакарта, 13.07. 2023. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1896669/ (дата обращения: 10.05.2024).
- Гасымов Н. Эксперты «Валдая» назвали трех самых перспективных для России партнеров в АСЕАН, 04.09.2023. Ведомости. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/09/04/993236-eksperti-valdaya-nazvali-treh-samih-per... (дата обращения: 10.05.2024).
- Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902289313 (дата обращения: 10.05.2024).
- Заявление МИД России по итогам совещания министров иностранных дел России и АСЕАН, 04.08.2022.МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1825104/ (дата обращения: 10.05.2024).
- Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова боснийско-сербскому телеканалу «АТВ», Москва, 5.05.2024. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1948079/ (дата обращения: 10.05.2024).
- Колдунова Е.В. Россия – АСЕАН: пределы и возможности экономического партнёрства, 29.08.2022. Международный дискуссионный клуб «Валдай». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-asean-predely-i-vozmozhnosti// (дата обращения: 10.05.2024).
- Колдунова Е.В. Юго-Восточная Азия и Россия в поисках новой взаимосвязанности, 14.02.2024. Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yugo-vostochnaya-aziya-i-rossiya-v-poiska... (дата обращения: 10.05.2024).
- Королёв А. Дипломатия азиатского оленька: АСЕАН в эпоху «новой биполярности». 22.09.2020. Международный дискуссионный клуб «Валдай». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/diplomatiya-aziatskogo-olenka/ (дата обращения: 10.05.2024).
- О заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам участия Российской Федерации в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), 18.04.2024. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1945019/ (дата обращения: 10.05.2024).
- О Совещании старших должностных лиц Россия-АСЕАН на уровне заместителей министров иностранных дел, 26.04.2024. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1946559/ (дата обращения: 10.05.2024).
- Потемкина В. Дракон расправил крылья: как Китай преодолевает санкции, бросая вызов IT-гегемонии Запада? 06.05.2024. Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/v-potemkina/drakon-raspravil-krylya-kak-kitay-preodolevaet-sanktsii-... (дата обращения: 10.05.2024).
- Пресс-релиз по итогам 22-го заседания Совместного комитета сотрудничества Россия-АСЕАН, 04.04.2024. Постоянное представительство РФ при Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asean.mid.ru/ru/news/press_reliz_po_itogam_22_go_zasedaniya_sovmestnogo_komiteta_sotrudniche... обращения: 10.05.2024).
- Продвижение экономических интересов России в странах Восточной Азии: рабочая тетрадь № 72. 2022/Е.А. Канаев, О.А. Данилова, А.С. Пятачкова, М. А. Терских и др.; под ред. Е. О. Карпинской, С. М. Гавриловой]; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2022. — 140 с.
- SOCHI DECLARATION of the ASEAN-Russian Federation Commemorative Summit to Mark the 20th Anniversary of ASEAN-Russian Federation Dialogue Partnership. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea5ceb5c6a892098ec20dba23afb7204/Declaration_Sochipdf (дата обращения: 10.05.2024).
[1] Королёв А. Дипломатия азиатского оленька: АСЕАН в эпоху «новой биполярности». 22.09.2020. Международный дискуссионный клуб «Валдай». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/diplomatiya-aziatskogo-olenka/ (дата обращения: 10.05.2024).
[2]Договор был подписан 24 февраля 1976 года в Индонезии и заложил основу сотрудничества стран – участниц АСЕАН, определив будущий формат организации. Страны АСЕАН выразили единое мнение относительно региональной безопасности, вопросов суверенитета и мирного урегулирования конфликтов (Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902289313 (дата обращения: 10.05.2024).
[3] В 2005 году создан Финансовый фонд Диалогового партнерства (ФФДП), куда Российская Федерация вносит ежегодные взносы (с 2011 года – ежегодно 1,5 млн. долл. США). За счет средств ФФДП осуществляется совместная проектная деятельность (Вступительное слово Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на Министерском совещании Россия-АСЕАН, Джакарта, 13.07. 2023. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1896669/ (дата обращения: 10.05.2024).
[4]Дмитрий Биричевский: Идея формирования БЕП – объединить ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, 19.10.2023. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/briks/1910237/ (дата обращения: 10.05.2024).
[5] О российской инициативе Большого Евразийского партнерства, 15.06.2023. МИД РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/materialy-o-v... (дата обращения: 10.05.2024).
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0