Россия и Китай: кибербратство или дружба по несчастью?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Чирко Алиса Александровна, редактор и эксперт журнала «Российское военное обозрение», Москва
| В сентябре 2024 года безвременно ушла из жизни наша коллега Алиса Чирко. Она была не просто участником Лаборатории аналитики ИАМП, а настоящим сердцем и душой ее проектов. К сожалению, её жизнь оборвалась слишком рано. Сегодня мы публикуем одно из ее последних эссе. |
Говоря о сотрудничестве России и Китая в области информационной безопасности следует отметить, что обе страны на данном этапе развития двусторонних отношений выступают с партнёрских позиций. На сегодняшний день видна схожесть подходов этих двух государств к оценке угроз и вызовов, которые исходят из информационной среды. Это объясняется тем, что на протяжении последних тридцати лет и Москва и Пекин испытывают примерно одинаковый прессинг со стороны США и стран т.н. «коллективного Запада»: кибератаки, попытки подорвать цифровой суверенитет, обвинения в хакерских атаках, и как итог – масштабную гибридную войну, о которой заявляется почти открыто. В этой ситуации важно понять, является ли такое сотрудничество наших стран ситуативным явлением из-за наличия общего противника, или действительно долгосрочным и перспективным стратегическим партнёрством.
Источник: Unsplash
Одним из ключевых документов, регулирующих отношения России и Китая в информационной среде, является Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности[1]. Заключенное в 2015 году, это соглашение предусматривает совместное реагирование на основные угрозы международной информационной безопасности (МИБ) и противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в военно-политических, криминальных и террористических целях, а также для подрыва государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела. Несмотря на рамочный характер данного документа, его положения позволяют проследить однозначный вектор российско-китайского подхода к межгосударственному взаимодействию в области МИБ, направленный на демилитаризацию глобального информационного пространства и установление справедливых равноправных норм, регулирующих поведение стран в цифровой среде.
Аналогичный подход превалирует и у остальных государств-членов организаций БРИКС и ШОС, в рамках которых также проходит российско-китайское сотрудничество в области МИБ. Старт был дан в Астане в июле 2005 года на полях V саммита глав стран-членов ШОС, а уже через год на саммите этой организации в Шанхае Россия и Китай подписали «Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности», которое стало первым документом о сотрудничестве в области информационной безопасности в рамках ШОС. Именно в рамках этого документа была впервые на международном уровне заявлена позиция о том, что злонамеренное применение ИКТ может привести к последствиям, аналогичным результатам применения оружия массового уничтожения, что обуславливает необходимость международного-правового регулирования поведения государств в информационном пространстве и полной демилитаризации цифровой среды. На основе этого документа было разработано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения МИБ, подписанное в 2009 году в Екатеринбурге[2]. Помимо ШОС и БРИКС Россия и Китай активно сотрудничают в ООН в рамках Рабочей группы открытого состава (РГОС) – в мае 2024 года Китай поддержал российскую инициативу по запуску глобального межправительственного реестра контактных пунктов для обмена информацией о компьютерных инцидентах[3].
Помимо дипломатического трека, Россия и Китай успешно взаимодействуют и в сугубо технических аспектах информационной безопасности. Так, в 2014 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между российским Координационным центром национального домена сети Интернет и китайской регистратурой национальных доменов CNNIC[4]. Согласно этому документу, при возникновении технических проблем или компьютерных инцидентов обе стороны будут поддерживать работоспособность российского и китайского сегментов Интернета, а также обеспечат техническую поддержку сайтов доменных зон .ru, .рф и .cn. В 2017 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между российской «Лабораторией Касперского» и Администрацией киберпространства Китая[5], в рамках которого стороны договорились об обмене информацией о сетевых угрозах и киберинцидентах на территории КНР, а также о проведении тренингов для технических специалистов в области информационной безопасности.
В 2020 году Россия и Китай разработали совместную «Дорожную карту российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020-2025 годов»[6]. Для сферы МИБ этот документ примечателен тем, что определяет в качестве приоритетных областей для сотрудничества цифровые технологии, системы обработки больших данных, искусственный интеллект, информатику и телекоммуникации.
Нельзя не отметить важность сотрудничества России и Китая в информационно-психологическом измерении ИБ. Обе страны стали жертвами наступательных информационных операций со стороны США ещё в 2020 году, когда Пентагон запустил кампанию по дискредитации российских и китайских вакцин от Covid-19 в глазах мирового сообщества и собственного населения[7]. С этой целью были задействованы несколько сотен аккаунтов в сети X (бывшем Twitter) и проведены более 300 спланированных медиа-атак. Сегодня же информационная война против Москвы и Пекина ведётся на максимально высоком уровне, формальными поводами для США здесь стали тайваньский вопрос и СВО России на Украине.
Примечательно, что Россия и Китай придерживаются примерно одинаковых решений, чтобы защититься от деструктивного информационного воздействия и защитить национальный цифровой суверенитет. Приоритетом для обоих государств здесь является разработка национальных платформ и защищенного интернета, а также национальных социальных сетей и мессенджеров. Китай в этом вопросе ушёл чуть дальше – там с 2000 года действует т.н. файервол, то есть система, которая блокирует доступ к внутреннему интернет-пространству. Кроме того, в Китае разработано довольно большое количество собственных цифровых платформ, соцсетей и мессенджеров, популярных среди населения как внутри государства, так и за его пределами: WeChat, TikTok, Douban, Youku и др. Россия же только после начала СВО была вынуждена заблокировать иностранные соцсети Facebook* и Instagram* (*запрещены на территории РФ), оставив в качестве альтернативы только отечественные площадки ВКонтакте, Одноклассники и видеохостинг Rutube. Что касается файервола, опыт отдельных блокировок Роскомнадзора показал, что такая практика вряд ли встретит понимание у российских пользователей и положительно воздействует на Рунет; скорее всего данная система полноценно в РФ использоваться не будет. Однако такое незначительное расхождение не помешает России и Китаю наладить широкое взаимодействие в области совместного противостояния информационно-психологическим угрозам.
К сожалению, стоит отметить, что в отличие от сотрудничества в информационно-технической сфере, в данной области есть недоработки. Так, ещё в 2018 году научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем агентства «Синьхуа» Шэн Шилян подчёркивал, что в Китае не хватает специалистов со знанием русского языка, в связи с чем информацию о России китайскому читателю приходится получать от западных источников, которые зачастую подают её в искажённой форме[8]. По мнению эксперта, чтобы исправить ситуацию необходимо совместно готовить переводчиков, журналистов и иных компетентных специалистов.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в основе российско-китайского сотрудничества в области МИБ заложены более глубокие смыслы нежели просто наличие общего недруга и внешнего давления. В первую очередь, это изначально комплексный характер подхода к информационным угрозам: использование ИКТ в военных целях, террористические угрозы, и кибератаки на значимые инфраструктурные объекты, и возможность дестабилизации политической и экономической ситуации за счёт распространения дезинформации посредством интернет-ресурсов. Плюс такого совместного подхода в том, что он минимизирует политизацию кибератак. Нельзя сказать, что в отношениях России и Китая совсем не существует компьютерных инцидентов: и российская и китайская сторона неоднократно проводили расследования и публиковали отчёты о деятельности хакерских группировок, известных своей принадлежностью к Пекину или Москве. Однако, как отмечают эксперты[9], проблема кибершпионажа не политизируется и не эскалируется на высокий уровень, а решается в рабочем порядке. Конечно можно говорить о том, что это вынужденная мера в рамках текущего дипломатического мейнстрима, однако вероятнее, такая тенденция между нашими странами продолжится и в дальнейшем, просто потому что она отвечает уже твёрдо сформированному взгляду и российских и китайских властей на информационную безопасность в целом. Равноправное, многостороннее и регулируемое на основе справедливой ответственности каждого актора устройство глобального информационного пространства гораздо выгоднее и России и Китаю при любых внешних обстоятельствах, даже если в будущем они сложатся иначе. В международных прогнозах нежелательно апеллировать к терминам вроде «друзья» или «братья» и руководствоваться излишним оптимизмом, однако на текущий момент с большой долей вероятности можно предположить, что Россия и Китай уверенно и твёрдо двигаются по пути полноценного и долгосрочного стратегического партнёрства.
[1] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 8 мая 2015 года // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608100001?rangeSize=1 (дата обращения: 27.05.2024).
[2] Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/902289626 (дата обращения: 17.06.2024).
[3] Официальный представитель МИД России М.В.Захарова о запуске глобального межправительственного реестра для обмена информацией о компьютерных атаках/инцидентах // МИД РФ URL: https://germany.mid.ru/ru/press-centre/news/ofitsialnyy_predstavitel_mid_rossii_m_v_zakhjarova_o_zapuske_globalnogo_mezhpravitelstvennogo_reestra/ (дата обращения: 15.06.2024).
[4] Memorandum of Understanding between China Internet Network Information Center (CNNIC).CN and Coordination Center for Country-Code Top Level Domains.RU // D-Russia.ru URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2014/11/rus-chin-memor.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
[5] «Лаборатория Касперского» и Управление кибербезопасности КНР договорились о сотрудничестве // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/4779835 (дата обращения: 23.06.2024).
[6] Дорожная карта российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020-2025 годов // Министерство образования и науки РФ URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/d8c/vfjupwjwbdy5e746blwqwnp7b2v8caeh.pdf (дата обращения: 15.06.2024).
[7] Pentagon ran secret anti-vax campaign to undermine China during pandemic // Reuters URL: https://www.reuters.com/investigates/special-report/usa-covid-propaganda/ (дата обращения: 17.06.2024).
[8] Россия и Китай: совместная война против фейк-ньюс // Международный дискуссионный клуб "Валдай" URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-kitay-voyna-feyk-nyus/ (дата обращения: 22.06.2024).
[9] Oleg Shakirov "Cyber Espionage Among Friends" // Packets from Cyberia URL: https://fromcyberia.substack.com/p/cyber-espionage-among-friends (дата обращения: 02.06.2024).
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0