Дегуманизация России: исторический экскурс и стратегия преодоления
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Захарьев Ярослав Олегович, член редколлегии ВАК журнала «Экономика Центральной Азии»
Одной из важных составляющих процесса построения стабильных взаимовыгодных международных отношений на базе действовавших ранее периодов, либо начинающихся с чистого листа, является система понимания и представления, которая складывается о государстве у партнеров различной степени заинтересованности и самостоятельности в контексте принятия решений.
Источник: Unsplash
Россия за многовековую историю международных отношений с различными странами сформировала определенный имидж и систему представлений о себе. Одной из важнейших проблем в устойчивости стереотипов выступает проблема достоверности заявленных данных иностранцев в контексте соотношения объективной реальности и идеологических обоснований в именно таком курсе данных стран-партнеров в рамках комплексных международных отношений.
В различных государствах мира Россия воспринимается как в системе исторически развивающихся столетиями стереотипов, как педалируемых в иностранных государства, так и нивелируемых во времени и пространстве в рамках курсов внешнеполитических отношений с нашим государством. Другими словами, имидж любого иностранного государства формируется властями стран таким образом, чтобы это было выгодно правящим кругам для их целей и задач. Часто это зависит от культуры восприятия любой страной иных народов, исходя из действующей идеологии, самобытности менталитета, религии, морали, добросовестных и бесчестных отношений к иным участникам международных отношений. Таким образом механизмы восприятия России населением и/или его группами-гражданами других стран происходит по заложенной правящими кругами траектории. Следует отметить, что в самой России этот процесс весьма стихийный и идет скорее снизу, чем спускается популяции сверху от ступеней образования и общей истории до иных форм давления. Таким образом у классов и страт есть возможность создать свое понимание о зарубежных странах не столько из навязываемых государством установок, сколько из иных источников: личное общение, генетика (перенос климата, еды, условий содержания, болезней, флоры и фауны), традиции и др.
Если разделять зарубежные страны в контексте видов формирования стереотипов различных видов: положительные, нейтральные, изменчивые, негативные, то следует отметить ключевой фактор самостоятельности каждого государства или его ведомости в рамках некого курса.
Первичный исторический имидж России (Гипербореи), как некого положительного государства, располагавшегося на территории нашего государства заложен в трудах древнего мира: Ригведе, Махабхарате, хрониках Диодора Сицилийского и Плиния старшего, древнегреческой мифологии и истории пантеона богов, в котором часть высших существ прямо заявлены, как пришедшие из данной страны: Аполлон и Артемида Гиперборейские.
В более поздние периоды с развитием коммуникативной среды с различными народами стал наблюдаться креп преобладания информации о формировании международных отношениях с Русью у государств Северной, Центральной и Восточной Европы (как части Византии), а также Арабского Халифата (VII-XII вв.). Наиболее существенной культурной экспансией в европейские державы, на фоне церковного раскола, стали браки дочерей Ярослава Мудрого, фрагменты культурного наследия которого были обнаружены сначала Петром Первым во время визита во Францию (Реймское евангелие Анны Ярославны, которые почти тысячу лет как никто не мог прочитать, т.к. оно было на старославянском, а в европейских государствах по ХIII-XIV вв. господствовала деградация в форме культуры устного жеста вместо полноценных письменных носителей в среде светских правителей). Больший объем был обнаружен и вывезен П.П. Дубровским во время Великой Французской революции, включая Велесову книгу. Поскольку в среде европейских правителей не было культуры чтения, уже к третьему поколению (Людовик Толстый годы правления 29 июля 1108 — 1 августа 1137гг.) все знания о Руси и ее культуры, не без усилий римской католической церкви ввиду зависимости именно королей от коронаций и признания папами (приоритет папа-цезаризма) были утрачены. Идентичный процесс происходил в Норвегии и Венгрии, хотя условно норвежский и шведский языки по-прежнему очень близки к вологодскому диалекту русского языка, несмотря на латиницу. Когда и кто уничтожил культурное наследие литературных памятников, отданных в приданное Елизаветы Ярославны (в Норвегию, позже в Данию), и Анастасии Ярославны (в Венгрию), остается загадкой. А факт полного уничтожения не оспорим.
Разнообразие массива информации продиктовано спецификой соотношения выгод и культурных конфликтов в воспринятии в то время всех народов иностранных государств по самым разнообразным критериям от непохожести языков и внешнего облика до полной неспособности к коммуникативному пространству, ввиду радикальных культурных различий. Для Руси выгоды от построения стабильных международных отношений всегда превосходили недостатки в глазах историков и иных лиц, даже тех, кто формировал негативный образ государства в заявленном периоде. Богатство ресурсами нашей страны заставляло различные народы мира налаживать стабильные пути взаимодействия с государством. Однако если в Европе, на Арабском востоке и Персии наблюдалась детерминанта языковой и исторической преемственности, даже при ликвидации государств и новообразования новых, то на территориях Центральной Азии, Западной Сибири, Восточной Сибири, современной Монголии шли активные процессы формирования и пресечения этносов без письменных традиций, что значительно усложняет возможности и по настоящее время понять, насколько были эффективны или плохи отношения с уже несуществующими этносами и странами, с которыми в некий период времени наша страна имела те или иные отношения.
К ХIII-XIV вв. с ростом неудач экспансии на Ближнем Востоке, римская католическая церковь инициирует попытки демонизации некатолических европейских народов: полностью уничтожаются прусы. Объявляется серия Северных крестовых походов в других направлениях, утверждаются немецкие католические ордена на территориях современных прибалтийских стран. Победа Александра Невского над шведами 1240 года и ливонским орденом в 1242 году прекращает активную экспансию католических держав в контексте военной и миссионерской экспансии.
Дальнейший этап демонизации и фальсификации российской истории с точки зрения западных историков происходил в конце XV - середине XVI вв. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», помимо явных небылиц про домашних варанов, изображал русское государство антагонистичным европейскому менталитету.
Не меньших «успехов» в демонизации России на фоне реальных зверств в Англии, Испании, Франции, Священной Римской империи в ходе гонений, казней и религиозных войн достигли англичане, установившие торговые отношения с Московским государством 1553 году. В Англии 1560х гг. шли параллельно три процесса демонизации наладившей государственное управления Марии I Тюдор: для обеления легитимности престолонаследия -Елизаветы I; Филиппа II (мужа Марии, т.к. Испания была соперницей Англии и поддерживала Марию Стюарт в ее претензиях на английский трон) и русского государства с фальсификациями массовых казней в Пскове и Новгороде не существующих масштабов по численности населения. К этому добавлялись крайне слабые институты переводчиков, что эпитет «грозный» превратило в «ужасный» и далее. Знаменитые «водка повсюду с пьяными медведями» именно с легкой руки горе-историков английского происхождения вошли во всю историческую литературу Соединенного королевство по начало XXI века и даже не думает быть переписана. Расчеловечивание (дегуманизация) - излюбленный прием оправдания геноцида в протестантской культуре с целью оправдать захват чужих ресурсов - сформировался именно к данному периоду и применялся во всех попытках захвата чужих ресурсов англичанами, позже Германией, США, Нидерландами, Бельгией (несмотря на католичество, но с мощным нидерландским влиянием протестантских установок в системе управления). Для понимания реальных зверств правителей Западной Европы стоит отметить число вынесенных и подписанных смертных приговоров Елизаветой Тюдор: 82000, из них 10000 дети до 10 лет - за бродяжничество в рамках продолжения действия закона о нищих, изданного ее отцом Генрихом VIII. Он лично подписал приговоры о смертной казни 76000 подданных (включая детей до 10 лет - около 7000). На этом фоне Мария Кровавая, наладившая государственное управление, законодательство и торговые связи, казнила лишь 3000 бунтующих именно дворян-оппозиционеров. В Испании Карл V и его сын Филипп II во всех королевствах и колониях отдали приказы о казни свыше 200 000 подданных от Австрии до Юкатана. Так называемый западными историками Иван IV Грозный отдал 476 приказов о казнях оппозиции. Правомерность его подозрений и действий в отношении казни оппозиции подтвердилась в ходе раскопок и анализа костей последних Рюриковичей, носивших следы многолетнего отравления мышьяком, ртутью и иными тяжелыми металлами.
Другой излишней демонизацией как в западной, так и в отечественной историографии была т.н. монгольская экспансия, последствия которой были явно гипертрофированы: русские княжества платили средства денежного и человеческого ресурса, но не входили в состав Монгольской империи, позже Золотой орды. В отличие от Чингисхана, который полностью уничтожал сопротивляющиеся народы - государство Западное Ся, империя Цзинь и Хорезм - его внуки Батый и Хубилай проводили гораздо более мягкую политику с сохранением государственности. Археологические раскопки опровергли массовую русско-монгольскую метисацию населения русских княжеств, что также опровергает псевдозападные идеи татаризации (в понимании Запада, падения и деградации) русской цивилизации. Помимо сохранения культуры, языка и постепенной консолидации из феодальной раздробленности, монгольская империя была при Хубилае 1260-1294 гг. образовательным центром административно-хозяйственного управления для высших представителей знати всех народов, а также возможностью быстрого роста по социальным лифтам для любых людей внутри и вне. Феномен венецианской семьи Поло, а также оставленные Марко Николо подробные воспоминания говорили о стремлениях даже западных европейцев найти себе место при этом могущественнейшем государстве. Так, например, дворянка из Бургундии была выдана замуж за золотых дел мастера из рязанской земли, что не составляло конфликта в происхождении ввиду пожалованной мужчине должности. Так и русские князья, оправляясь по конец XIII века в уже отделившуюся де-юре и де-факто Орду, вовсе не ограничивались выплатами средств и пребыванием в статусе заложников на период времени: они проходили обучение технологиями управления того периода времени в контексте процессуальных аспектов обычного права, которое опять же сводилось горе-историками запада к «секир-башке по любому поводу», но в реальности составляло комплекс крайне сложных гражданско-правовых отношений, где уголовные преступления составляли менее 20%, а гражданско-правовые, прежде всего торговые, около 80%.
Сложный источниковый анализ можно проводить через комплексный анализ отечественных памятников: летописей (включая критический в адрес весьма подредактированной летописи Нестора) и хроник, зарубежных источников на арабским, греческим и в значительно меньшей степени западноевропейских языках.
Отдельным сюжетом проходит отношения с Китаем и вариативность стереотипов восприятия очередного варварского государства в контексте разных маршрутов шелкового пути (VIII-XI вв), периода взаимодействия русского государства с империей Мин, Албазинской войны ХVII века, российско-маньчжурских отношений периода Цин, российско-китайских отношений 1911-1937 гг, периодов 1949-1953, 1954-1978, 1980-1992, 1992-1999, 1999- по н.в. с деталями периодов правления Цзяна Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина.
Российско-вьетнамские отношения сохранили модель уважения и почтения вопреки уходу РФ из Юго-Восточной Азии в 1990-х с полным сохранением положительного имиджа страны вопреки давлению из вне (США и КНР). Не случайно Россия именуется «прекрасной» во вьетнамском языке. Советско-вьетнамские отношения развивались в контексте исключительных взаимовыгодных вариантов и многократно подвергались испытаниям на прочность. Погибшие героически вьетнамские военные-комсомольцы во время битв под Москвой в 1941 году увековечены в российской историографии, в СССР издавался массив детской и юношеской литературы вьетнамских классиков для ознакомления школьников и лиц младшего возраста с культурами народов мира. Во время Вьетнамской войны помощь Советского союза была оценена крайне высоко и поддерживается по настоящее время исторически (музеи, учебники, беседы в кругах научной интеллигенции и деловых кругах). Даже вопреки курсу страны в 2000-2010-х гг., ориентированного на Европу и США, вьетнамцы смогли пролоббировать создания ряда совместных российско-вьетнамских проектов на разнообразных платформах от атомной энергетики и культурных центров, включая деловой аспект комплекса деловой активности «Ханой-Москва», который был создан из полулегального «Черкизона», где перманентные вооруженные конфликты во вьетнамском и китайском секторе, помимо бед и убийств в кавказском, создавали скорее негативную напряженность и формировали имидж РФ, как государства не способного дать уединенное место для вьетнамской деловой активности. Т.е. не Россия, а Вьетнам сам поддерживал позитивный образ нашей страны.
РФ крайне недооценивает положительную роль СРВ и должна делать в разы больше для создания положительного облика данного государства в глазах россиян. У нас мало эффективных союзников, величайшая глупость отталкивать тех немногих тяготеющих к нам без требования дотаций, донаций и иных.
Достаточно более переменчивую позицию в стереотипах России занимают Монголия и КНДР. Обе страны получили изрядную помощь в 1950-1980-е гг., однако проблема восприятия в последующие периоды населением претерпевала определенные трансформации, задаваемые руководством стран и внешними акторами. Так, несмотря на налаженное здравоохранение, промышленность и социальное обеспечение в периоды Чойбалсана – Цэденбала (1929-1984 гг.), когда не без помощи жены последнего - Цэдэнбал-Филатовой - имидж Советского союза, а после России был положительным, приход к власти прозападных лидеров воскресил в слабых формах образ покоренного ордой неполного народа, к которому можно предъявить территориальные претензии. К счастью, данный курс в Монголии был подавлен вспышками эпидемий, которые начались из-за упразднения советской системы здравоохранения. Разжечь антироссийский фронт в Монголии в полном объеме западным спецслужбам не удалось. К 2000-м годам, несмотря не слабое влияние в промышленном и финансовом секторе МНР, Россия сохранила имидж надежного партнера и соседа.
В Корейской Народной Демократической Республике трансформация имиджа России после распада СССР претерпела несколько этапов в начале 1990-х- начале 2000-х гг. Чтобы отвлечь население после преодоления общегосударственного бедствия - голода 1995-1999 гг. - не без поддержки КНР были изданы новые учебники с картой территориальных претензий Пхеньяна к РФ в пределах Приморского края. Мотивом служило то, что до депортации корейцев в Центральную Азию 1937 года, там проживал большой процент этноса. Однако после активной разнообразной помощи РФ данные тезисы сверху были несколько свернуты. России оказалась выгодна корейская рабочая сила, которая не загрязняла почвы и не оседала нелегальными диаспорами, как делали китайцы. Сами корейцы не могли оставаться в России или сбежать в третьи страны ввиду опасений за безопасность семей. Поскольку положительное влияние РФ не противоречило политике Китая в отношении Северной Кореи, Пекин также сократил риторику давления на руководство КНДР в контексте формирования негативного имиджа России.
В рамках отношений России и Китая в контексте китайского восприятия мира в целом образ нашей страны, как любой иностранной, действует в парадигме китайских стратагем. Все государства вне КНР - варвары, этой концепции 5000 лет, ввиду того, что 3000 лет страну действительно окружали государства и их конфедерации более низкого уровня развития, чем Китай.
Однако, во время правления последней маньчжурской императрицы Цы Си была предпринята беспрецедентная акция решения проблем голодающего населения страны путем импорта продовольственных линеек из Российской империи. Прежде всего пшеницы вместо риса, как ключевой крупы массового потребления. Несмотря на это Боксерское восстание привело к ухудшению положения россиян в империи, разрешившееся разгромом ухэтуаней.
Создание пророссийской зоны влияния в Маньчжурии, включая комплекс проектов вокруг КВЖД по 1940-е гг. создал в маньчжурско-китайской массовой среде если не положительный образ русских, то, на фоне зверств японцев, не настолько отторгающий. Более того, по 2000-е гг. китайцы ухаживали за бездетными потомками российской эмиграции, оставшимися в Дунбее (Маньчжурия, н.в. провинция Хэйлунцзян). Претерпевало изменения и иероглифическое наименование России в китайских хрониках ХVII - начала ХХ вв. Понятие «Русские» (за отсутствием «р» в китайском) обозначалось звуками иероглифов, пока к 1700-м гг. не стало устойчивым 俄国 (э го), второй иероглиф «го» подразумевал высшее уважение к варварскому иностранному государству. Суффикс почтения был утрачен в 1992 году и не восстановлен по настоящее время. Так в контексте географических названий Китай дает понять населению, кто из варваров приоритетный партнёр.
Зарубежные сценарии продвижения позитивного влияния в мире и регионах:
1. Концепция Турана турецкого правительства Эрдогана. Она направлена на тюркоязычные регионы Российской Федерации от Якутии до Татарстана и Крыма, Азербайджан, СКФО РФ, Центральную Азию, менее Монголию, Бурятию (РФ) и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.
Цель - фондовые культурные центры, образовательные, торгово-экономические программы, продвигающие турецкий язык, культуру, финансирование по дополнительным каналам распространения данных. Критика: расходы серьезно подрывают бюджет Анкары. Наличие других международных игроков, теснящих влияние Турции.
2. Иранская программа фарсоязычного мира. Она охватывает страны и регионы родственные фарси: регион распространения хинди в Индии, Таджикистан, часть Афганистана и Пакистана. В особой зоне влияния суверенный Азербайджан и яблоко раздора с Турцией, крепко закрепившейся в военно-политическом секторе.
Критика: мазхаб ИРИ шиитский, тогда как Таджикистан в системе суннитского ханафитского мазхаба, а территории Афганистана и Пакистана ханафиты и исмаилиты ( вид шиизма со смесью трибальных институций обычного права разного толка приоритета данного над нормативным мусульманским и гражданским правом). Территории хинди в Индии имеют население, исповедующее в большей массе индуизм. Невозможность продвигать эффективное влиянии ИРИ связано также с дефицитом финансов, на фоне религиозно-идеологических противоречий, описанных выше.
3. Израильская модель продвижения влияния, в основном представляет собой культурные центры и лобби интересов национального бизнеса, разнообразных форм с индивидуальным подходом к каждому государству, где реализуется такой курс.
4. Американская модель: широчайшая и агрессивнейшая модель продвижения своих интересов в совокупности финансовых, культурных, военных, экспортных, социальных, медийных и прочих институций. Массовость их заметна в любом регионе мира. Культура цветных революций с возведением лояльных режимов США.
Критика: наиболее затратная, постепенно сходящая на нет технология, поскольку не приносит населению после цветных революций никаких благ.
5. Английская модель: базируется на базе резидентуры Ми-6, капиталов ТНК и ТНБ.
6. Ватиканская модель: миссионерское продвижение католичества где только можно, включая финансовые вливания в экономику или теневой сектор.
7. Китайское влияние реализуется через совокупность образовательных, финансовых программ. Т.н. курсы повышения квалификаций, Институты Конфуция, школы и занятия под сертификаты HSK (уровень китайского языка) при культурных центрах и иных организациях подряда.
Сценарии продвижения российского влияния в мире:
Любой внешнеполитический курс с целью продвижения и формирования положительного имиджа каждой страны - особо затратное и длительное во времени мероприятие. В этой связи с целью оптимизации бюджета и статей меняющихся расходов, необходимо создать различные кластеры критического присутствия с целью реализации целей внешней политики:
А) Страны, наиболее благоприятно относящиеся к РФ: Вьетнам, Куба, Беларусь, Малайзия, Никарагуа, Венесуэла, Сирия, Шри-Ланка, Египет, Мьянма, Сербия.
Для закрепления и расширения положительного влияния и успехов необходимо наращивание масштабов связей культурно-исторических, финансово-кредитных, сельскохозяйственных, фармакологических организаций.
Б) Страны - актуальные партнеры ввиду новой архитектуры многополярного мира (новые центры силы): Иран, Турция, Узбекистан, Казахстан, Южная Корея, Венгрия, Бразилия, ЮАР и Намибия, Мексика. Развитие стандартных программ по крупным городам помимо столиц.
В) Страны где ослабело или деградирует положительное отношение к России: Болгария, Румыния, Таджикистан, Киргизия, Лаос, Камбоджа, Алжир, Марокко, Чили, Новая Зеландия. Для понимания объема и качества программ требуется сбор данных аналитиками «в полях».
Г) Страны с принципиально враждебным отношением к России: Канада, Австралия, ЕС (без Венгрии и Болгарии), США.
Д) Страны, находящиеся под серьезным давлением США в реализации внешнеполитического курса в адрес РФ: Уругвай, Колумбия, Сингапур, Япония, ряд развивающихся стран ЮТР, Тунис и др.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0