Экономическая зависимость Приднестровья
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Шедько Филипп, Санкт-Петербургский Государственный университет
Источник: novostipmr.com
Цели исследования:
1. Исследовать экономическую ситуацию в Приднестровье и выявить основные факторы, влияющие на его развитие.
2. Проанализировать меры, принимаемые региональными и международными акторами для поддержки/воспрепятствованию экономического развития Приднестровья.
3. Оценить последствия зависимости экономики Приднестровья для стабильности и устойчивости.
Гипотеза исследования: экономика ПМР сильно зависима от ЕС, Украины и Молдовы, что делает регион уязвимым объектом манипуляций и площадкой для использования дипломатии принуждения.
ПМР — индустриально-аграрное непризнанное государство, в котором, в отличие от многих непризнанных государств, сосредоточена большая часть промышленности бывшей МССР. Уникальность ПМР заключается еще и в том, что на протяжение всего периода своего развития ПМР удалось сохранить основную промышленную базу и ядро своего промышленного потенциала.
Промышленно развитая территория ПМР – одновременно и ее проклятие. Известно, что благодаря концентрации промышленного потенциала экономика ПМР характеризуется высокой степенью открытости и интенсивности внешнеэкономической деятельности. Экономика ПМР состоит из крупных предприятий и зависит от экспорта на рынки ЕС, Молдовы, Украины и других внешнеэкономических партнеров и постоянно сталкивается с вынужденными ограничениями. Велика роль нерыночного сектора экономики [Отчет Фонд им. Фридрих Эберта, 2005, с.5]. Рынки сбыта находятся за границей, что не позволяет выручке оставаться в ПМР и стимулировать развитие экономики.
С политико-географической точки зрения ПМР до недавнего времени находилась ближе всех возможных точек эскалации к территории ЕС. В рамках Европейской политики соседства Молдова является ассоциированным членом ЕС с 2014 года. 23 июня 2022 года Молдова официально получила статус кандидата в члены ЕС. Более того, между ЕС и Молдовой существует Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA). В связи с этим ЕС и Кишинев заинтересованы в углублении партнерства, однако серьезным препятствием остается вопрос территории непризнанной ПМР. ЕС развивает все более тесные отношения с Молдовой, переходя от сотрудничества к постепенной экономической интеграции. Стоит также отметить, что ПМР зажато между проевропейской Молдовой и проевропейской Украиной.
Экономика ПМР сильно зависит от экспорта, который в первую очередь направляется в ЕС и Молдову. По данным Приднестровского статистического комитета, на долю ЕС приходилось 43,8% всего экспорта ПМР в 2020 году, а на Молдову - 30,2%. Эта зависимость от экспорта в соседние страны является результатом ограниченного доступа региона к международным рынкам из-за его непризнанного статуса.
Так, по итогам января-ноября 2021 года внешнеторговый оборот республики находился на уровне 2 293,9 млн долларов США, при этом стоимость экспортных продаж составила 850,1 млн долларов США (+48,0%), импортных поставок (с учетом сделок физических лиц) оценивались в 1 443,8 миллиона долларов. Отрицательное сальдо операций сложилось в размере -593,7 млн долларов против -364,7 млн долларов в январе-ноябре 2020 года1.
В этот же период основными потребителями приднестровского экспорта были:
· Молдова - 32,0% от общего объема экспорта или $272,3 млн;
· Польша — 14,7%, или $125,3 млн;
· Украина — 13,8%, или $116,9 млн;
· Румыния — 10,7%, или 91,2 млн долларов [Отчет Минэкономразвития ПМР, 2021];
На основании этих данных представляется, что зависимость ПМР от внешних рынков остается критической. Только на Польшу и Румынию приходится 25,4% экспорта ПМР. Если добавить к этим цифрам экспорт в Украину и Молдавию, то 71,2% экспорта ПМР поставляется в страны с диаметрально противоположной внешней политикой.
Что касается импорта, то он почти на треть превышает экспорт. Значительную часть в структуре импорта составляет импорт сырья для черной металлургии, топливно-энергетических продуктов, продуктов питания.
Основная часть импорта в указанный период:
· Российская Федерация - 43,9% от общего объема импорта, или 633,9 млн долларов США в стоимостном выражении (рост на 71,3% по сравнению с январем-ноябрем 2020 г.) Россия занимает ключевое положение из-за поставок газа, питающего промышленность ПМР, в т.ч. Днестровская ГРЭС (принадлежит России);
· Румыния – 14,2%, или 205,6 млн долларов (рост в 2,2 раза);
· Украина – 12,5%, или $179,9 млн (+23,5%);
· Республика Молдова - 10,5%, или $151,6 млн (рост в 1,5 раза) [Отчет Минэкономразвития ПМР, 2021].
При этом «по итогам 2022 года внешнеторговый оборот, по данным статистики, увеличился на 25% и составил 3 221 млн долларов США (против 2 586 млн долларов США в 2021 году). При этом из-за превышения импорта над экспортом дефицит торгового баланса за 2022 год составил - 1 744 млн долларов США (против - 708 млн долларов США в 2021 году)2.
«Реализация AA/DCFTA ЕС-Молдова в приднестровском регионе постоянно отслеживалась и сообщалась в ЕС. В 2022 году 64% левобережного экспорта пришлось на ЕС, что на 10% больше, чем в 2021 году» [Ежегодный отчет EUBAM, 2022]. Более того, ЕС продолжал оставаться ведущим поставщиком товаров, на долю которого приходилось 50% всего импорта ПМР.
Более того, ЕС, Молдова и Украина неоднократно использовали зависимое экономическое положение ПМР. Еще в начале 2000-х годов исследователи из ЕС и Молдовы упоминали, что «ЕС также должен оказать давление на Украину, чтобы убедиться, что Киев соблюдает соглашения, заключенные с Кишиневом, и останавливает на своих границах товары, произведенные компаниями, не зарегистрированными в Молдове» [Врубель, 2004]. Неоднократно упоминалось, что дальнейшая интеграция Молдовы в ЕС должна повысить мотивацию экономической элиты ПМР к тесной интеграции с остальной частью Молдовы, чтобы расширить свой доступ к рынку сообщества. Постепенно это экономическое и социальное давление заставит политические элиты региона выработать новый подход, учитывая, что интересы экономических элит ПМР будут все больше вступать в противоречие с геополитическими интересами России [Прохницкий, 2013].
Для реализации этой политики «в 2006 году Республика Молдова и Украина ограничили внешнеэкономическую деятельность ПМР. Транзит продукции возобновился только после регистрации экономических агентов ПМР в Республике Молдова. По оценкам экспертов, двойное таможенное оформление и налогообложение для хозяйствующих субъектов ПМР оборачивались ежегодными убытками в сотни миллионов долларов [Ватаман, 2015, с.238]. Было отмечено, что, если ПМР хочет воспользоваться более либеральным торговым режимом Молдовы с ЕС, его компании должны иметь постоянную регистрацию в Молдове. Также в ЕС действуют свои правила происхождения товаров, в связи с чем представители таможенных органов Молдовы допускаются на территорию ПМР для проверки правил происхождения (правда, без униформы). С декабря 2015 года также действует «дорожная карта» ПМР-ЕС, предусматривающая поэтапное введение бессрочного режима свободной торговли. По состоянию на 2021 год этот статус распространялся на 70% экспортно-импортных отношений между ПМР и ЕС.
Для продолжения эффективного сотрудничества ЕС и Молдова предлагают ПМР соблюдать следующие правила:
· приведение производственных процессов в соответствие с европейскими требованиями и стандартами (например, санитарными и фитосанитарными нормами, требованиями к внешнему виду и упаковке, определенными требованиями к качеству и т. д.);
· регистрация в Государственной регистрационной палате Молдовы;
· разрешение и облегчение доступа представителей Таможенной службы Молдовы к производственным подразделениям компаний;
· сотрудничество с контролирующими и контролирующими органами Кишинева [Прохницкий, 2013].
В 2020 году ситуация осложнилась «банковским кризисом, возникшим, когда Кишинев заблокировал банковские счета приднестровских хозяйствующих субъектов» [Шевчук, 2020]. В этом же году Молдова ввела запрет на пересечение молдавско-украинской границы для транспортных средств с приднестровскими номерными знаками: приднестровцы должны были получить нейтральные номера, однако подводным камнем стала необходимость получения при этом молдавских водительских удостоверений, которые выдаются исключительно при предъявлении молдавского паспорта или вида на жительство [Шевчук, 2020]. К февралю данный кризис был погашен, но для экспортных приднестровских товаров получение нейтральных номеров остается обязательным. Таким образом, продолжается политика паспортизации населения ПМР через введение точечных ограничений.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что соседи ПМР используют дипломатию экономического принуждения, делают ПМР более склонной к сотрудничеству через экономическую зависимость. В 2006 году ЕС предложил приднестровским экономическим агентам торговые преференции в обмен на регистрацию в РМ, и Кишинев получил инструменты контроля и давления на экономические элиты ПМР, а ЕС подсадил эти элиты на иглу европейских рынков сбыта. В 2016 году вступило в силу соглашение DCFTA, и ЕС смог шантажировать ПМР необходимостью его заключения. ЕС активно использует инструмент «взаимодействия без признания», постепенно завоевывая экспортный рынок ПМР, что с уверенностью можно назвать европеизацией урегулирования конфликта. «Европеизация относится к процессу, посредством которого ЕС использует свое нормативное влияние для обеспечения стабильности и развития в целевых странах. Этот процесс достигается за счет реализации трех механизмов: условности, социализации и извлечения уроков. Условность включает в себя сочетание стимулов и сдерживающих факторов, которые изменяют баланс затрат и выгод страны, поощряя принятие политики, совместимой с ЕС. Социализация — это долгосрочный процесс постоянного взаимодействия между ЕС и страной-мишенью, ведущий к постепенному приведению элит и населения в целом к ценностям и стандартам ЕС. Наконец, извлечение уроков — это рационалистический подход к социализации, когда местные элиты проводят политику, основанную на «историях успеха» ЕС в других странах. Этот многогранный подход к европеизации служит для ЕС средством влияния на формирование политики в целевых странах» [Монтесано, 2016, с.4].
Нынешний конфликт между Россией и Украиной также, очевидно, наложит существенные ограничения на импорт из РФ, что, в свою очередь, усилит кризис в ПМР. В частности, «закрытие границы Украины с Российской Федерацией и Беларусью и временная приостановка деятельности пунктов пропуска (ПП) на центральном участке молдавско-украинской границы повлияли на цепочку поставок товаров из/в ПМР и породил новые пути и рынки сбыта» [Ежегодный отчет EUBAM, 2022]. Несмотря на то, что Россия сохраняет за собой миротворческий контингент и имеет прямое влияние через субсидирование цен на энергоносители, у ПМР остается все меньше возможностей для самостоятельных и односторонних действий. В связи с этим для сохранения ПМР как самостоятельного субъекта необходима постоянная поддержка со стороны Российской Федерации. Также за последние годы стало очевидным, что экономическое взаимопроникновение сторон, справедливое разделение в сферах собственности и финансов, исключение административно-политического давления на процесс экономической реинтеграции – единственный путь постепенного приведения конфликтующие стороны к сближению и мирному сосуществованию [Отчет Фонд им. Фридрих Эберта, 2005, с.25]. Только на этой основе, на основе тактики малых шагов возможно поступательное решение проблем правового и политического статуса ПМР. Любые попытки применения мер экономического давления и принуждения ведут к еще большему напряжению и затягиванию урегулирования конфликта.
1. Ватаман И. В. «Внешняя торговля Приднестровья: состояние, проблемы, перспективы развития». (2015)
2. Влияние УВЗСТ ЕС-Молдовы на экономику Приднестровья: количественная оценка по трем сценариям, BE Berlin Economics GmbH. www.get-moldau.de/download/policypapers/2013/2013.06.04_DCFTA%20Transnistria_en.pdf ;
3. Врубель. Я. Европейский союз и Молдова, Яцек Врубель, 2004 г.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pdc.ceu.hu/archive/00002229/01/eu_and_md.pdf?fbclid=IwAR0ozlFqB4JTK66xTaPbBO3dGDR_ymn0rZ9DR5 ;
4. Вутен А., «Экономическая взаимозависимость и мир в странах с переходной экономикой», 1 мая 2007 г. CUREJ: Электронный журнал исследований бакалавриата, Пенсильванский университет, https://repository.upenn.edu/curej/70;
5. Гартцке, Э., Ли, К., Бемер, К., Дюшен, Э., Маккормик, Дж., Митчелл, Н.Дж. и Шнайдер, Г. (1999 г.), «Инвестирование в мир: экономическая взаимозависимость и международный конфликт». », Журнал Международной организации по исследованию мира, Vol. 36 № 2, стр. 391-438, доступно по адресу: https://pages.ucsd.edu/~egartzke/publications/gartzkeetal_io_01.pdf ;
6. Дегтерев Д. А. Субъекты международных конфликтов нового поколения: атрибуты, иерархия, особенности моделирования / Д. А. Дегтерев // Власть. - 2017. - № 1. - С. 117–125. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-mezhdunarodnyh-konfliktov-novogo-pokoleniya-atributy-ierarhiya-osobennosti-modelirovaniya
7. Ежегодный отчет миссии Европейского союза по приграничной помощи Молдове и Украине за 1 декабря 2021 г. – 30 ноября 2022 г. https://eubam.org/wp-content/uploads/2023/02/EUBAM-Annual-Report-2022.pdf ;
8. Каливас Статис Н. «Новые» и «старые» гражданские войны: действительное различие? // Мировая политика. - 2001. - № 1 (54). - п. 99-118. - Режим доступа: https://www.ncl.ac.uk/media/wwwnclacuk/schoolofhistoryclassicsandarchaology/Kalyvas%20New%20and%20Old%20Civil%20Wars.pdf ;
9. Кемоклидзе Н. и Вольф С. (2019): Торговля как мера укрепления доверия в затяжных конфликтах: сравнение примеров Грузии и Молдовы, Eurasian Geography and Economics, DOI: 10.1080/15387216.2019.17025 67;
10. Коупленд, Д.С. (1996). Экономическая взаимозависимость и война: теория торговых ожиданий. Международная безопасность, 20(4), 5–41. doi:10.1162/isec.20.4.5;
11. Кузнецов И.И. Проблемы конфликтов «нового поколения»: оценки и прогнозы / И.И. Кузнецов, В.М. Сергеев. // Аналитические записки НКСМИ МГИМО (У) МИД РФ. - 2008. - 5 (34). - С. 1–28. — Текст: прямой; Панова В.В. Современные западные исследования международных конфликтов//Международные процессы. - 2005. - Том 3. - № 2 (8). - стр. 110–121. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17014127 ;
12. Монтесано, Франческо Саверио и ван дер Тогт, Тони и Звирс, Воутер. (2016). Европеизация Молдовы: ЕС на правильном пути?
13. Мэнсфилд, Эдвард Д. и Брайан М. Поллинз, ред. Экономическая взаимозависимость и международный конфликт: новые взгляды на непрекращающуюся дискуссию. Издательство Мичиганского университета, 2003 г. https://doi.org/10.3998/mpub.11952 ,
14. Отчет о деятельности Министерства экономического развития Приднестровской Республики по итогам 2021 года: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mer.gospmr.org/otkrytoe-ministerstvo/otchyot-o-deyatelnosti.html ;
15. Приднестровье и Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле: маленький камень, который переворачивает большую тележку?, Политические Записки, 2-Я Серия, № 1, Валериу Прохницкий, Адриан Лупушор, Кишинев, 2013 г.
16. Рынок Приднестровья и его влияние на политику и экономику Республики Молдова.— Киев: Фонд им. Фридрих Эберт, региональное представительство в Украине, Беларуси и Молдове, 2005 г.
17. Сайт Торгово-промышленной палаты Приднестровья: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tiraspol.ru/o-pridnestrove/ekonomicheskiy-potentsial/
18. Таниус М.Э. (2019 г.), «Влияние экономической взаимозависимости на вероятность конфликта между государствами: пример «американо-китайских отношений на Тайване с 1995 г.»», Review of Economics and Political Science, Vol. 4 № 1, стр. 38-53. https://doi.org/10.1108/REPS-10-2018-010;
19. Тудорою, Т. 2012 г., «Европейский союз, Россия и будущее замороженного конфликта в Приднестровье», East European Politics & Societies, vol. 26, нет. 1, стр. 135-161
20. Фокина, Людмила. (2017). Молдова: состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Постсоветские проблемы. 4. 96-108. 10.24975/2313-8920-2017-4-2-96-108;
21. Шевчук Н.В. Транспортная проблема в приднестровском урегулировании: «принудительная дипломатия» вместо «тактики малых шагов». Евразийская Интеграция: экономика, право, политика. 2020;(1):103-108. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2020-1-103-108 ;
Приложения:
Прил. 1: Динамика внешнеторгового оборота ПМР, млн долларов США
Прил. 2. Динамика товарооборота Приднестровья за 25 лет (1996-2021 гг.), млн долларов США
1 - См. прил. 1
2 - См. прил. 2
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0