Голливудские фильмы как источник стереотипов о России и русских
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Семенова Кристина Станиславовна, НКО SDSN Youth Russia
Информационная эпоха принесла с собой как глобализацию, так и множество других радикальных изменений, которые затрагивают все сегменты социальной жизни, включая средства массовой информации, являющиеся одним из наиболее эффективных способов донесения информации до широкой международной среды. Кроме того, если предположить, что медиа играют существенную роль в век цифровых технологий, их можно воспринимать как отличительный феномен культуры, позволяющий влиять на общественное сознание и формировать его, а также манипулировать им. В целом, возникает стремительное развитие межкультурного общения как возможности для обеспечения культурных контактов в их широком понимании.
Источник: Кинопоиск (к/ф "Красная жара")
Кинематограф является эффективным средством воздействия (будь то политического или идеологического) на аудиторию, поэтому он представляет собой интересный материал для изучения стереотипов. Посредством кинематографа формируются актуальные смыслы и ценности, создающие образы мира, общепринятые массовым сознанием как желаемый/потенциальный или нежелательный/предотвратимый образ жизни. Рассматриваемые в этом свете, кинематографисты и зрители представляют собой континуум согласованных участников кинодискурса; другими словами, невозможно предложить зрителю оценку или образ, с которыми он ранее не был бы знаком: «Образы и культурные традиции не возникают у молчаливого и пассивного населения и не нисходят на молчаливое и пассивное население, они всегда выражают сформировавшиеся идентичности в силу исторических обстоятельств».
Американские фильмы, в которых представлены образы России и русских, неоднократно становились предметом изучения; результаты таких исследований были представлены в работах как публицистического, так и научного культурологического характера. Например, в период Золотого века Голливуда (между 1930-ми и началом 1950-х годов) русским и СССР уделялось мало внимания со стороны американских кинематографистов, но в то же время Голливуд не мог игнорировать «красную угрозу». В это время будут выходить пропагандистские фильмы, в которых русские представлены как опасный враг, от которого необходимо защищать Соединенные Штаты и их идеалы.
Антисоветские настроения усилились в 1980-х годах, на фоне войны в Афганистане и ускоренной гонки вооружений. В 1983 году президент Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Апофеозом «советофобии» стал фильм «Красный рассвет» (1984), в котором рассказывается о том, как СССР и страны социалистического лагеря напали на Соединенные Штаты. Однако, вскоре после распада СССР на его руинах началось строительство капитализма. Формы этого процесса были пугающими, а сам капитализм был очень диким для Запада. Россия снова стала восприниматься как угроза «цивилизованному миру».
Том Брук, автор статьи Би-би-си «Голливудские стереотипы: почему русские всегда плохие мальчики?» (2014), использует термин «демонизация отдельной нации». Среди прочего, он приводит пример того, как Голливуд был вынужден отказаться от демонизации Китая по чисто финансовым причинам. Рынок кинопроката КНР является вторым по величине в мире после Северной Америки, и кинокомпании не хотят рисковать прибылью, раздражая китайских зрителей. Так, в ремейке вышеупомянутой военной драмы «Красный рассвет» (2012) впервые появились китайские войска, атакующие Соединенные Штаты, но во время съемок их спешно заменили северокорейскими: один из продюсеров понял, что иначе фильм не выйдет на рынок КНР. Джо Квиннан в своей статье «Товарищи по оружию: почему плохие парни всегда русские на большом экране» (The Guardian, 2016) обращает внимание на то, что Голливуду удается избегать обвинений в политической некорректности, даже если русские герои отрицательные, в то время как появление представителей других этнических групп в роли злодеев вызывает возмущение у западной общественности.
Cуществует несколько стереотипных клише о русских, а именно:
- исторический период: любой период времени с 1917 по 1991 год, СССР, США, другие страны (такие фильмы как: «Армагеддон» (1998), «Враг у ворот» (2001), «Солт» (2010));
- Контраст мебели предметов домашнего обихода: скромные дома и предметы быта советских персонажей, роскошные дома и предметы быта западных персонажей («Война Чарли Вилсона» (2007), «День независимости» (1996), «Огненный Лис» (1982));
- - изображение «российской реальности»: квазиреалистичные или гротескные изображения жизни людей в России («Красная жарa» (1988), «орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» (2013), «Красный Октябрь» (1990)).
Можно также привести обобщенный пример западной версии изображения событий фильма, где есть упоминания русских и России:
- Нью-Йорк - современный яркий мегаполис, уютный и комфортабельный, демократичный и динамичный плавильный котел национальностей и культур. А по другую сторону океана находится Москва, темный, угрюмый город с длинными очередями у входов в магазины и военными патрулями на улицах.
- персонажи, их ценности, идеи, одежда, телосложение, словарный запас, мимика, жесты: положительные персонажи являются носителями демократических идей; отрицательные персонажи являются носителями бесчеловечных, милитаристских идей. Персонажи разделяют не только социальный, но и материальный статус. Советских персонажей часто показывают грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно хмурыми лицами, активными жестами и неприятным тембром голоса;
- существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить свои античеловеческие идеи в жизнь;
- возникшая проблема: жизни положительных персонажей, как и жизни целых стран, находятся под угрозой;
- поиск решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными;
- решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.
Более того наиболее важными понятиями и ценностями, которые раскрываются в американском художественном кино, в котором присутствуют русские персонажи, являются: демократия, свобода, целостность и безопасность США.
Также среди ранее упомянутых стереотипов о России и русском народе в новом материале встречаются только следующие два: геополитический — «агрессивность»; социальный — «преступность».
Наконец, есть такое явление, как искажение российской действительности, которое возникает при использовании стереотипа России и русских в дискурсе американских художественных фильмов. В этой функции стереотип действует как застывшее, нединамичное изображение; он подобен картинке, фотографии или коллажу — простому визуализированному представлению объекта. Однако, будучи помещенным сюжет он становится нелепым и неадекватным, потому что не развивается вместе с сюжетом, не соответствует тому, как события могли бы развиваться естественным образом, или возможному/реальному ходу вещей.
Соответственно стереотипы голливудских фильмов «выпадают» из дискурса; они застывает и существует как картинка вне времени и вне сюжета. Это явление вызывает ощущение неестественности, недоверие к фильму, неприятие образа и, как следствие, неприятие фильма в целом. Таким образом, только подлинная исследовательская позиция, стремление вернуть стереотипу его жизненность, вписать его в истинные социальные и культурные условия могут позволить создателям художественных фильмов избежать отторжения продукта на мировом рынке и конфликтов в межкультурной коммуникации.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0