Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Роль молодежи и гражданского общества в формировании будущего международных организаций и глобального управления (Молодежи и гражданское общество в будущем)

20 марта 2025
Распечатать

Автор: Ляман Бакуви, организация «Молодые дипломаты Азербайджана», Баку

Международные отношения как явление относятся к взаимным политическим, экономическим, социальным и аналогичным взаимодействиям наций. Государства, представляющие нации, считаются ведущими игроками в поддержании этих взаимодействий. Однако сегодня международные отношения не рассматриваются исключительно как государственно-ориентированные. Другими субъектами, поддерживающими международные отношения и создающими взаимодействие, являются международные организации. Особенно в 21 веке, когда глобализация быстро распространяется и обретает глобальное влияние, существование международных организаций стало более заметным. Они стремятся внести вклад в коллективное решение глобальных проблем. Хотя их власть ограничена, некоторые международные организации стали более могущественными, чем некоторые национальные государства. Существование международных организаций в глобальной системе делает их предметом любопытства.

simon-maage-tXiMrX3Gc-g-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Что такое международные организации, как они формируются, каковы их типы и цели, а также как с ними обращаются? Международная организация способствует регулярному взаимодействию между ее членами через национальные границы. Это организация отдельных лиц, групп или правительств как минимум из двух разных стран, с формальным или неформальным институциональным аппаратом, которая сотрудничает в сфере безопасности, экономики и социальной сферы. Государства могут стремиться защищать свои интересы через международные организации, обмениваться информацией и обеспечивать гармоничное действие соответствующих субъектов в глобальном масштабе.

Международные организации делятся на три типа членства. Это межправительственные организации, международные неправительственные организации и гибридные организации. Организации, созданные правительствами, являющимися представителями государств, по официальному соглашению, называются межправительственными организациями.

Межправительственные организации могут использоваться взаимозаменяемо с международными организациями. Официальные соглашения между правительствами регулируют отношения членов и определяют юридические процедуры того, как организация будет работать. Государства участвуют в межправительственных организациях добровольно. Они участвуют в процессах принятия решений в организации, оказывая финансовую поддержку. Хотя первые примитивные образцы международных организаций были созданы в греческих городах-государствах и детально продуманы европейскими мыслителями, свою нынешнюю форму они приняли в рамках западной государственной системы уже в XIX веке. После Французской революции и наполеоновских войн правительства великих держав, желавших сохранить имперский порядок в Европе и предотвратить внутренние восстания, объединились и инициировали процесс европейской гармонизации в политическом сотрудничестве.

Хотя Первая мировая война нарушила эту гармонию, в начале 20 века государства проводили различные встречи для разработки правил, регулирующих вооружение и ведение войны. Эти встречи организовывала Лига Наций (MC), она стала предшественником Организации Объединенных Наций (ООН), крупнейшей международной организации, существующей в настоящее время.

Международные организации не создаются исключительно по политическим мотивам. ООН были созданы для выработки общей политики против экономических кризисов, нарушения прав человека, неравенства в развитии и деградации окружающей среды.

ООН, Организация Североатлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС) являются наиболее известными межправительственными организациями.

Международные неправительственные организации являются частными организациями. Их членами являются отдельные лица и группы. Они могут получать поддержку от правительств для финансового финансирования. Здесь формируется структура гражданского общества глобального масштаба. Она не основана на каком-либо договоре, как межправительственные организации. Неправительственные организации, представляющие мягкую силу, сосредоточены на демократизации, глобальной гражданственности, правах человека, проблемах окружающей среды, социализации, социальной политике, проблемах голода и вызовах будущего. Их цель – добиться глобальной осведомленности. Они участвуют в международной системе, предоставляя консультации, собирая информацию, предлагая правила и стандарты и устанавливая цели на будущее. Они поднимают интересующие их вопросы посредством лоббистской деятельности. Прямо или косвенно они могут оказывать давление на правительства. У них есть потенциал действовать быстрее, чем государства в решении проблем и разработке политики. Причиной этого является отсутствие в их структуре бюрократии. Они также умеют мобилизовать общественное мнение. Green Peace и Amnesty International — всемирно известные неправительственные организации.

Существует категорическое различие между межправительственными организациями и неправительственными организациями; но это различие не должно означать, что они не могут работать вместе.

Третий тип этих организаций, работающих вместе, представляет собой гибридные международные организации. Примерами гибридных организаций являются Международный комитет Красного Креста, Всемирный союз охраны природы и природных ресурсов, Международный научный совет, Международная ассоциация воздушного транспорта.

Неправительственные организации, как правило, являются некоммерческими. Однако в неправительственных экономических организациях основной целью является повышение экономического благосостояния компании или организации. Такие организации называются транснациональными компаниями. В зависимости от статуса членства организации могут быть универсальными или ограниченными/регионально ограниченными. В универсализме членство открыто для всех государств или отдельных лиц и групп. ООН, межправительственная организация, является наиболее универсальной организацией в мире. Южный Судан стал последним 193-м членом ООН.

Международная организация здравоохранения столь же универсальна, как и ООН, и ее членами являются почти все государства мира. ЕС, Лига арабских государств, Африканский союз, Британское Содружество, ОПЕК и НАТО имеют ограниченное членство. Они ограничены конкретными целями в соответствии с различными географическими, экономическими или другими критериями. Универсальность и ограничения также применимы к неправительственным организациям, но неправительственные организации обычно создаются и управляются западными и промышленно развитыми странами. Основная причина этого заключается в том, что граждане государств с культурой гражданского и открытого общества осознают и полны решимости найти решения глобальных проблем с помощью неправительственных организаций. У лиц из других государств часто могут возникнуть проблемы с участием в организационной деятельности из-за экономической несостоятельности и ограничений их собственных государств.

Несмотря на такие причины, неправительственные организации создаются в мировом масштабе и продолжают свою деятельность. Они пессимистично относятся к способности международных организаций действовать самостоятельно. Например, они нередко считают, что международные организации следует поддерживать только в том случае, если они укрепляют безопасность государства или приносят государству общую пользу.

Особо могущественные государства, которые доминируют в международной системе, поддерживают подобные организации для расширения или консолидации своих сфер влияния. Их цель состоит в том, чтобы узаконить свою гегемонию и доминирующее положение.

Другие государства также могут использовать эти организации для достижения своих целей, поскольку они имеют право голоса в нынешней системе. Это помогает распределять издержки, которые возникают по мере расширения сферы влияния великих держав. Действуя под девизом «Один за всех, все за одного», НАТО обеспечивает разделение затрат, действуя сообща против противоборствующих государств в случае войны. НАТО также является международной организацией, используемой США, великой державой мирового масштаба, для расширения своей военной гегемонии.

Либеральная теория допускает конфликты, которые могут существовать между государствами, но также утверждает, что может быть достигнуто и сотрудничество. Она позитивно смотрит на совместную работу обществ. Государства являются представителями каждого национального сообщества, и если они будут работать вместе, они смогут создать гармонию интересов в глобальном масштабе.

Одним из важных инструментов, которые необходимо использовать для обеспечения этой гармонии, являются международные организации. В отличие от реалистов, либералы смотрят на международные организации оптимистично. Международные организации являются важными участниками международных отношений. По мнению либералов, государства должны поддерживать эти организации не только для консолидации собственных интересов, но и для улучшения дипломатии, сотрудничества и международного мира с другими государствами. Мирный обмен товарами, услугами и идеями будет формировать международные отношения посредством экономического и социального взаимодействия. Коллективная работа через организации, а не работа каждого государства по какому-либо вопросу самостоятельно, увеличит успех и создаст взаимозависимость. Например, существование Всемирного банка порождает политику, которая поддерживает развитие, одновременно защищая интересы бедных слоев населения.

Увеличение взаимозависимости между государствами и достижение этого с помощью международных организаций принесут процветание и богатство, а также обмен информацией и мир. В этом процессе международные организации будут способствовать развитию общих норм и международного права. Либералы определяют первую примитивную форму мирового правительства, которую они в идеале хотели бы создать как межправительственные организации. Межправительственные организации со временем будут развиваться и превращаться в надправительственные или наднациональные организации.

Марксисты рассматривают международные отношения на экономической основе. Основное внимание уделяется классовому анализу между государствами. Основное внимание уделяется функционированию капитализма, моделям производства и политике экономических держав в глобальном масштабе. По мнению марксистов, отношения между государствами продолжаются в условиях экономического и политического неравенства. Они описывают международные организации как инструменты, которые узаконивают это неравенство. Непрерывность отношений между центральными государствами, представляющими капиталистический мир и поддерживающими его процветание, и государствами вокруг него, обреченными на нищету, обеспечивают международные организации. По мнению марксистов, международные организации служат глобальному капитализму и узаконивают его.

Определить влияние международных организаций на национальную социальную политику сложно из-за многоаспектности этого влияния и множества различных его проявлений. Кажется, что текущие исследования в этой области пытаются дифференцировать различные влияния и каналы влияния международных организаций на социальную политику.

В ближайшие годы вопрос о том, в какой степени международные организации играют/могут играть роль в достижении глобальной социальной справедливости, будет по-прежнему оставаться одним из наиболее важных в политических дебатах.

Преобладают три общие точки зрения на то, как следует отслеживать влияние идей на политику: «ковариатный анализ», «процедура адаптации» и «мониторинг процесса». Кратко их можно резюмировать следующим образом.

В 21 веке страны повышают уровень взаимодействия, что приводит к одновременному возникновению как возможностей, так и кризисов. Чтобы преодолеть эти кризисы и найти решения проблем, сотрудничество и дипломатия должны стать эффективными. На данный момент международные организации рассматриваются как элементы этой эффективности от торговли до безопасности, от экономики до здравоохранения. Они разрабатывают политику и порождают новые идеи на будущее, решая множество вопросов, от права до транспорта.

Еще одна область, в которой можно оценить важность международных организаций — социальная политика. Похоже, эти организации в последние годы стали более эффективными в определении и реализации политики и обеспечении определенных стандартов на национальном уровне, особенно в таких областях, как занятость, социальное обеспечение, образование и здравоохранение. Понимание международной социальной политики возникло как результат усилий по экономическому и социальному развитию после Первой мировой войны, и достигло иного измерения после 1980 года. Можно видеть, что международные организации развивались качественно и количественно в ходе процесса, называемого глобализацией. В центре дискуссий о международных организациях находятся такие вопросы, как то, в какой степени организации выполняют свои учредительные цели, имело ли место какое-либо отклонение от этих целей, и какова будет или должна быть их роль в ближайшие годы? Также высказывается критика в отношении того, что в международных организациях доминируют такие страны, как США.

Несмотря на всю эту критику, неоспоримым фактом является то, что международные организации являются важными игроками, особенно в области социальной политики. Важнейшей областью дискуссии, касающейся международных организаций, является смена парадигмы в сфере социальной политики в последние годы. После 1980-х годов, но главным образом в 2000-е годы, мы стали свидетелями формирования различных механизмов управления, в которых помимо международных межправительственных организаций в игру вступили международные неправительственные субъекты. Ориентированное на государство понимание «международной социальной политики» постепенно смещается к пониманию «глобальной социальной политики», ориентированное на управление и сотрудничество. Изменение этой парадигмы можно увидеть в исследованиях, изучающих отношения между международными организациями и социальной политикой в 1990-е и 2000-е годы. В Турции ориентированное на МОТ доминирование подхода международной социальной политике продолжается. Глобальная перспектива социальной политики начала развиваться недавно, поэтому существует потребность в исследованиях, которые изучат организации с многомерной точки зрения.

Молодые люди будут формировать будущие общества, рождать лидеров и лиц, принимающих решения, и значение сознательной молодежи очень велико. Сознательная молодежь – это молодые люди, знающие себя и свое окружение, имеющие мировоззрение, критически мыслящие, уверенные в себе и социально ответственные. Эти молодые люди – инновационные и эффективные люди, которые чутко реагируют на проблемы общества и находят решения. Сознательная молодежь способствует как социальным успехам, так и индивидуальным успехам. Молодые люди, чувствительные к социальным проблемам, создают более справедливое и демократическое общество, способствуя социальному миру. Необходимо прилагать усилия во всех слоях общества для воспитания сознательной молодежи. В этом отношении важную роль играют система образования, семьи, неправительственные организации и государственные учреждения. Система образования должна не только давать молодым людям знания и навыки, но и развивать их мировоззрение и социальную ответственность. Неправительственные организации и государственные учреждения могут повысить осведомленность молодых людей о социальных проблемах и обеспечить их активное участие. Сознательные молодые люди должны быть чувствительны к мировым проблемам. Изменение климата, расизм, бедность и многие другие проблемы — это лишь некоторые из многих текущих проблем в современном мире. Молодые люди должны понять эти проблемы и оценить, что они могут сделать, чтобы минимизировать их воздействие. Такие мероприятия, как волонтерская работа и кампании в социальных сетях, могут помочь молодым людям повысить свою осведомленность и добиться перемен. Быть сознательным – это не просто индивидуальное усилие. Важно пропагандировать осознанные мысли и поведение в обществе и школах. Школы могут предоставить учащимся подходящую среду для осознанного мышления и обучения.


Использованная литература

Ачар А., Севинч И. (2005) «В Центральной организации государственного управления Турции после 1980 г.

«Исследования реформ», журнал Института социальных наук Сельчукского университета, (13), с. 19-38.

Адыгюзель, О., Озтюрк, Ю.К. (2011) «Две реформы в процессе организационных изменений Гибридизация концепции: подход позитивного исследования в процессном консалтинге»,

Журнал Института социальных наук Университета Сулеймана Демиреля, 13 (1), стр. 119-144.

Акдоган, А. (2008 г.) «Участие в новых законах о местном самоуправлении», Бюллетень 64 (декабрь 2008), стр. 17-27.

Актан, К.С. (2005а) «21. XXI век и конституционные демократии», Демократия, полиархия и Демарши, Ред.: C.C. Актан, с. 357-367.

Актан, CC (2005b) «Демократия и хорошее управление», Демократия, полиархия и демархия, Сборники: C.C. Актан (Конья: Чифтлик Китабеви), стр. 371-390.

Актан, К.С. и Дичилер, Д. (2005) «Основная критика в адрес демократии», Демократия, полиархия и демархия / Ред.: К.К. Актан, с. 57-105.

Эллисон, П.Б. (2011) Мотивация тайного покупателя и наличие мотивацииу Краундинг, Университет Центральной Флориды.

Арнштейн, С.Р. (1969) «Лестница гражданского участия», Журнал Американского Институт проектировщиков, 35 (4), с. 216-224.

Айкач, Б. (2001) «Кризис и антикризисное управление в государственном управлении», Университет Гази.

И.И.Б.Ф. Журнал, 3 (2), стр. 123-132.

Грейфф, П. (2000) «Совещательная демократия и групповое представительство», Социальная теория и практика, 26 (3), стр. 397-415.

Геэнно, Дж. М. (1998) Конец демократии (пер. Мехмет Эмин Озкан)

Гюлер, Биргюль Айман (1994), «Дисциплина в поисках своего объекта: государственное управление», Государственное управление. Журнал менеджмента, 27, (4), стр. 3-19.

Гюлер, Б.А. (2006), «Определение рабочей области управленческого мышления», Рабочая записка, Март 2005 г. – январь 2006 г.

Гюндоган, Э. (2010) «Управление: концепция, теория и измерения», Управление, под ред.: А. Чукурчайыр, Т. Эроглу и Х.Э. Угуз (Конья: Агир Китабеви), стр. 13-56.

Гюзельсары, С. (2003) «Неолиберальная политика и модель управления», Государственное управление. Журнал, 26 (2), с. 17-34.

Хабермас, Дж. (1992) На пути к рациональному обществу (пер. А. Чигдем-М. Кучук)

Хабермас, Дж. (1987) Философские дискурсы современности, Polity Press: Кембридж.

Хабермас, Дж. (2012) Быть «Другим», Жизнь с «Другим», (Пер. İlknur Aka), Япы Кредитные публикации: Стамбул.

Хансен, К.М. (1999) «Совещательный опрос», Конференция COS-Элиты и демократия в Копенгагене.

Харрисон, О. (1993) Технологии открытого пространства: Руководство пользователя, Берретт-Келер: Сан. Франциско.

Харви, Дж. Б. (1988) «Парадокс Абилина: управление соглашением» Организационная динамика, Лето, стр. 17–43.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся