Стереотипы восприятия постсоветской России русскими из стран СНГ, механизмы их улучшения
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Алексеева Анастасия, аспирант Дипломатической академии МИД России
Данный вопрос стоит начать рассматривать в разрезе исторической ретроспективы. Так, дата 29 декабря 1922 года знаменательна тем, что был подписан договор об образовании СССР.
В начале строительства Советского Союза у русского населения не было сплоченности, так как изначально использовались марксистско-ленинские идеи, отвергающие всякое сплочение за Родину. Ситуация изменилась при изменении советской идеологии именно в сторону патриотизма. В этот момент, в народе началась зарождаться самоотверженная любовь к Отчизне. Народ начал сплачиваться, появилась цель построить социалистическое государство. Люди становились патриотами советской страны.
Источник: Sputnik
Однако, после ряда денонсирующих заявлений стран-участниц относительно данного договора, 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР от данного договора официально отказались. Соответственно, и отношение людей к СССР и его преемнице – России – менялись в зависимости от политической обстановки, которая напрямую создавала настроение людей. Так и после распада Советского Союза изменилось отношение русского народа к России, а также к таким понятиям как «Родина» и «патриотизм»[1].
Вне зависимости от того, где находится русский народ, гражданами какой страны они (русские) являются, его этнической Родиной будет Россия. В особенности, это важно для тех русских, которые в связи с распадом Советского Союза оказались за границами нынешней России.
Если раньше национально-политическая стратегия СССР была направлена на интернационализацию, то теперь страны постсоветского пространства стараются создавать внутри условия для сохранения своих основополагающих наций в качестве лидирующих. Активно создаются программы, способные стать привлекательными для возвращения или предотвращения отъезда этноса с родных земель. Например, в Казахстане имеется программа для возвращения оралманов, этнических казахов и членов их семей на историческую территорию[2]. Благодаря таким усилиям, по состоянию на первую половину 2023 года, в Республику вернулось 4 575 этнических казахов[3].
В России же имеется одна из программ - программа по добровольному переселению в приоритетные регионы России. В данной программе не делается разделения на русских и иные нации, но есть важное условие об обязательном владении русским языком[4].
Также, есть отдельная статья 33.1. Федерального закона РФ «гражданстве Российской Федерации»[5], которой устанавливаются условия, при которых иностранный гражданин может быть признан носителем русского языка. Вследствие такого признания, иностранный гражданин может получить гражданство России.
Советским Союзом была создана позитивная платформа взаимоотношений между разными народами, в особенности отношения русского населения к стране. И на сегодняшний день стоит отметить, что проведение такой переселенческой политики в России, как преемнице СССР, не направлено исключительно на русских, так как страна является многонациональным государством и открыта для всех. Ввиду чего, представляется вполне интересной идея создания программы возвращения на этническую Родину именно русского народа. Подобная программа способна повысить положительное отношение к России, в первую очередь, русских людей и вызвать уважение со стороны иных государств, которые продвигают подобные программы для своих наций.
Но также стоит отменить, что на восприятие России влияют и иные аспекты. Так, после распада СССР, данная идеология патриотизма канула в лету, осталась некая ностальгия, и не смотря на общность советской истории, этнические нации вполне логично начали занимать более лидирующие – иерархические – положения по отношению к иным нациям. Но всё же межнациональная терпимость друг к другу на данных территориях сохраняется, что способствует обеспечению политической стабильности регионов. Но данная терпимость иногда дает трещины. По наблюдениям, в некоторых странах с возрастанием веса этнических наций отходят на второй план иные нации, в особенности русские. Несмотря на внешнюю стабильность и доброжелательность к ним, периодически проявляются национальные трения. Так, вполне естественно в некоторых странах постсоветского пространства предоставить должность, тем более руководящую, гражданину идентичной национальности, например, казаху в Казахстане, таджику в Таджикистане, чем русскому. Такая ситуация – это повседневная неофициальная реальность. Также, интересен следующий пример. До 1989 года в Конституции КазССР русский и казахский языки были почти равноценными в самой Республике, но в связи с проводимой тогда политикой приоритет отдавался русскому языку. Но после принятия в 1989 году новой Конституции, главным государственным языком Казахстана стал только казахский[6]. Это вполне нормальное, естественное историческое развертывание событий, когда нация, обретя полноценную независимость, юридически отделившись от союзного государства в своей политике, начинает заявлять о себе. Но к сожалению, несмотря на добрые намерения государственных деятелей, понимающих весь спектр международных отношений, придерживаться мультинациональной политики, в самом народе иногда начинают небольшими очагами возникать недопонимания на почве различия национальностей.
Именно этот факт является основным в формировании национального патриотизма русского народа, живущего за пределами России на территориях бывших советских республик, в отношении своей этнической Родины. Идея национального патриотизма ранее нашла свое отражение в размышлениях философа Я. Коллара, который интересно выразил свою мысль касательно данной темы: «…Отечество мы можем легко найти..., но нацию и язык – нигде и никогда»[7]. Лукиан отмечал: «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все»[8]. Отсюда следует, что для русского народа, находящегося за рубежом, особенно важно сохранение его ценностей.
Для соотечественников за рубежом существуют программы переселения как семьями, так единолично при наличии определенных условий. Но также существует и часть русского населения, которая, находясь на постсоветском пространстве и проявляя вполне позитивное восприятие по отношению к России и проводимой ею политике, не желает релоцироваться на ее территорию. В данной ситуации причины исключительно субъективны ввиду того, что русское население бывшего СССР на сегодняшний день имеет возраст старше 40-50 лет. Эти люди более чем привыкли к тому месту и окружению, где находятся. Тем более, как было сказано выше, небольшие притеснения русских случаются нечасто.
На сегодняшний день стоит обеспокоиться иным фактором, влияющим на восприятие русскими России за рубежом, а именно тем, что с момента проведения СВО реальное отношение как русских, так и иных народов к России на постсоветском пространстве в определенной степени изменилось. Причина тому вполне банальна. На территориях некоторых данных государств меньше стали использовать российские СМИ, а в сети интернет всё больше появляется видео-роликов, формирующих антироссийское настроение. Стоит отметить, что влияние Запада, точнее его давление на политических деятелей данных стран, также заставляет держаться их отчасти в нейтралитете, хотя они и стремятся сохранить не просто дружеские, а братские отношения с Россией.
Во времена Советского Союза на территории данных государств проводилась партийно-идеологическая пропаганда в том числе посредством СМИ[9], которая способствовала возникновению патриотических чувств еще с детского возраста. Как следствие, основным механизмом формирования достойного отношения к России народов данных стран, в особенности русского этноса, стоит проводить через СМИ. Но пользоваться стоит не только официальными источниками. Зачастую более эффективно могут работать неофициальные, но популярные интернет-ресурсы.
Еще одним важным механизмом является влияние известных личностей, имеющих социальный вес в конкретных странах и на межгосударственном пространстве. Таковыми лицами могут являться не только политики, но и деятели искусства. Но не стоит относить к такому влиянию относить исключительно яркие речи в части политической поддержки. Более весомых результатов можно добиться, привлекая данных лиц к внедрению новых проектов, улучшающих жизнь простых граждан на данных территориях. Например, для того, чтобы русские за рубежом знали какие программы переселения в Россию имеются, как возможно им обустроится на новом месте, как их воспримут их новые соотечественники, возможно, стоит оглашать через таких известных лиц.
Также, образовательные программы очень хорошо зарекомендовали себя в данной сфере, формируя положительное отношение русских к России. К их числу можно отнести как программы по обмену, так и помощь в поступлении в российские университеты. Самым активным в данной сфере на сегодняшний день является Российское общество «Знание»[10]. Благодаря ему многие, но в большинстве своем русские студенты поступают в российские ВУЗы.
Таким образом, есть большая вероятность сформировать у русского населения постсоветского пространства, а также у иных народностей, еще более достойное отношение к России и нивелировать отрицательное восприятие, которое, на самом деле, не так велико. При использовании указанных инструментов более чем возможно провести целенаправленную государственную политику для возрождения русского патриотизма и поддержания того положительного отношения русских к своей этнической Родине, которое имеется в странах СНГ на сегодняшний день.
Именно сегодня этот вопрос как никогда актуален, важен и более, чем вероятен к воспроизведению, ввиду того, что период подъема «русского духа» происходит именно в самые сложные ситуации для страны.
[1] Харина Г.П. Патриотизм в русской культуре (текст опубликован на сайте https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-russkoy-kulture).
[2] Официальный сайт Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации (https://www.kazembassy.ru/rus/diaspora/tekushaya_deyatelnost/?cid=0&rid=1151). Дата обращения 05.07.2023.
[3] Казахстанский новостной интернет-портал Тенгриньюс (https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/skolko-kandasov-vernulos-v-kazahstan-s-nachala-goda-495955/#:~...)
[4] Официальный сайт Президента России (http://www.kremlin.ru/acts/bank/49097). Дата обращения 06.07.2023.
[5] Официальный интернет-портал правовых актов (http://pravo.gov.ru/). Дата обращения 05.07.2023.
[6] Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 22 сентября 1989
года «О языках в Казахской ССР» (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005765&pos=4;-59#pos=4;-59). Дата обращения 06.07.2023.
[7] Философия любви, 1990:559.
[8] Лукина Самосадский. Сочинения. Похвала Родине. (https://librebook.me/lukian_samosatskii__sochineniia/vol6/1). Дата обращения 03.07.2023.
[9] М.А. Ешев. Патриотизм в советской и постсоветской России. (текст статьи опубликован на сайте https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-sovetskoy-i-postsovetskoy-rossii). Дата обращения 04.07.2023.
[10] Официальный сайт Российского общества «Знание». (https://znanierussia.ru/). Дата обращения 05.07.2023.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0