Традиционные ценности Узбекистана в современном обществе, какие они?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Пулатова Диёра Фарход кизи, Узбекский государственный университет мировых языков
В Узбекистане огромное внимание уделяют традиционным ценностям, и, минуя столетия, такие ценности, как семья, образование и добрососедство остаются неизменными приоритетами. Традиционно, с момента обретения независимости, в Узбекистане каждому календарному году дается название, дабы сфокусировать основное внимание на ту или иную сферу. Например, текущий 2023 год был назван «Годом заботы о человеке и качественного образования». Данное решение оглашается президентом страны на ежегодном выступлении с посланием к Олий Мажлису Республики Узбекистан. Олий Мажлис – это парламент, он двухпалатный, как и в большинстве стран мира.
Источник: Unsplash
Возвращаясь к приоритетным направлениям на текущий год, была запланирована кардинальная реформа школьного образования, в частности повышение авторитета учителя в обществе и «улучшение их условий труда и жизни»[1] Помимо этого, в этом году отменили платную аренду учебников школьникам всех классов и ввели бесплатное школьное питание в республике, что также характеризует целенаправленное реформирование обозначенного сектора в названии года. В целом же многие школьные предметы и учебники пересматриваются, и происходит постепенное введение новых предметов, отвечающих требованиям времени. Особенно учитывая тот факт, что в республике почти все сферы жизни общества переходят на цифровые технологии, пропускная способность Интернет серверов также увеличивается, что обуславливает наличие грамотных специалистов в сфере информационно-коммуникативных технологий на рынке труда.
Образование – это достаточно большая сфера, которая охватывает дошкольное, школьное, специальное профессиональное, высшее и пост вузовское обучение. Следовательно, для каждого этапа обучения есть собственная нормативно-правовая база, регламентирующая развитие и реформирование определенного этапа. Наиболее близкая мне сфера - это вузовское и пост вузовское образование, поэтому хотелось бы отдельно отметить, как от традиционной фразы «ученье – свет!» и сходных фраз, каждый раз повторяемых в семьях, ценность образования и знаний закрепилась на уровне государственных программ. Для наглядной демонстрации считаю необходимым уделить особое внимание наличию пункта об образовании во всех современных государственных стратегиях, в «Стратегии действий по 5 приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах» одним из приоритетных направлений было выделено развитие сферы образования и науки.[2]
Следующим документом является нынешняя «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-20226 годы», в которой детально, попунктно обозначены все цели реформирования всей системы образования республики. Примечательно и то, что в этот раз прописаны и международные рейтинги престижа вузов, в которые определенным 10 вузам республики необходимо попасть «из расчета их потенциала и специфики».[3]
Выбор данных стратегий неслучаен, они регламентируют как внутригосударственное развитие, так и внешнеполитический курс страны, что, на мой взгляд, еще раз свидетельствует о ключевой роли образования в ментальности народа. Конечно же есть и отдельный закон об образовании в нескольких редакциях и прочие постановления кабинета министров, также направленных на внедрение новшеств и реформ. Вывод о стремлении к реформации системы образования напрашивается сам собой, однако не стоит забывать, что понятие «реформа» не всегда идет в пейоративной коннотации, особенно в моей стране, ведь еще в 2017 году был обозначен принцип «реформы не ради реформ, а в интересах народа».
Учитывая, что, стратегии, по сути, выступают дорожными картами реформ, то следует добавить, что социальная сфера, присутствующая в них, также подразумевает упрочнение роли семьи как «ячейки» общества. Здесь подразумеваются как льготы молодым семьям на ипотечные кредиты, так и сокращение бюрократических проволочек, связанных со вступлением в брак, очередями в детские сады и школы. С этого года, например, с рождения ребенок попадает под опеку дошкольного и школьного образовательного учреждения по месту жительства. Отдельной темой является упрочнение позиций женщин в обществе всё в рамках укрепления института семьи. Женщина считается не просто «хранительницей домашнего очага», но и самой первой учительницей для своего ребенка, поэтому подход к роли женщины в обществе все же был модернизирован. Здесь имеется ввиду как раз образование женщин. Отныне девушки обучаются в магистратуре бесплатно. Также в республике празднуется «День женщин в науке», что звучит, на первый взгляд, необычно для восточной страны. Однако прогрессивность мышления нам не чужда.
Рассматривая добрососедство как традиционную черту народа, считаю важным обозначить, что добрососедство из культурной особенности превратилось в принцип ведения внешней политики. Принцип ведения «добрососедской» политики с сопредельными государствами отражен не только в стратегиях, но и на официальном сайте правительственного портала Республики Узбекистан.[4] Из чего можно заключить, что главным приоритетом внешней политики государства является регион Центральной Азии. Вопросы государственной безопасности коренным образом зависят от безопасности в регионе, что и объясняет пристальное внимание к региональной политике. Однако принцип добрососедства не исключает и партнерство вне сферы безопасности. Узбекистан также заинтересован в укреплении региональной торгово-экономической кооперации, развитии региональной транспортно-транзитной инфраструктуры, обеспечении рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии и экологической устойчивости региона.
В целом Узбекистан проводит взаимовыгодную и конструктивную внешнюю политику, основываясь на национальных интересах страны со всеми странами мира. На сегодняшний день в Ташкенте осуществляют свою деятельность 44 посольства зарубежных государств, 1 генеральное консульство, 8 почетных консулов, 17 представительств международных организаций, 13 представительств международных межправительственных и правительственных организаций иностранных государств, 1 торговое представительство с дипломатическим статусом.[5] Этот факт также позволяет говорить о толерантности и открытости к диалогу в сфере международной политики государства, толерантность тоже может трактоваться как национальная черта.
В заключении, хочу добавить, что традиционные ценности – это обширный и емкий термин, в рамках которого можно бесконечно долго перечислять добродетели, однако ограничиваясь форматом данной работы, я решила выделить только три, по моему разумению, главных историко-культурных приоритета. Без образования нет будущего, а семья – это первоначальный этап в жизни каждого человека, ведь именно здесь формируются базовые знания, умения и навыки, а соседи – это часть жизни любого узбекистанца. В Узбекистане все жители на протяжении веков живут в «махаллях», но для нас это не просто орган самоуправления граждан, а социальна жизнь. Многие соседи в многоэтажных домах живут стенка в стенку поколениями!
[1] Речь Мирзиёева Ш.М., статья на сайте информационного агентства «Подробно»: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/v-2023-godu-v-uzbekistane-startuet-kardinalnaya-reforma-shkolnogo-...
[2] Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» официальный сайт юридической документации РУз. https://lex.uz/ru/docs/3107042
[3] Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» официальный сайт юридической документации РУз. https://lex.uz/ru/docs/5841077#5843303
[4] Правительственный портал Республики Узбекистан https://gov.uz/ru/pages/international_relations
[5] Там же
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0