Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Традиционные ценности Узбекистана в современном обществе, какие они?

24 июля 2023
Распечатать

Автор: Пулатова Диёра Фарход кизи, Узбекский государственный университет мировых языков

В Узбекистане огромное внимание уделяют традиционным ценностям, и, минуя столетия, такие ценности, как семья, образование и добрососедство остаются неизменными приоритетами. Традиционно, с момента обретения независимости, в Узбекистане каждому календарному году дается название, дабы сфокусировать основное внимание на ту или иную сферу. Например, текущий 2023 год был назван «Годом заботы о человеке и качественного образования». Данное решение оглашается президентом страны на ежегодном выступлении с посланием к Олий Мажлису Республики Узбекистан. Олий Мажлис – это парламент, он двухпалатный, как и в большинстве стран мира.

jk-baseer-PnsPdukZj40-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Возвращаясь к приоритетным направлениям на текущий год, была запланирована кардинальная реформа школьного образования, в частности повышение авторитета учителя в обществе и «улучшение их условий труда и жизни»[1] Помимо этого, в этом году отменили платную аренду учебников школьникам всех классов и ввели бесплатное школьное питание в республике, что также характеризует целенаправленное реформирование обозначенного сектора в названии года. В целом же многие школьные предметы и учебники пересматриваются, и происходит постепенное введение новых предметов, отвечающих требованиям времени. Особенно учитывая тот факт, что в республике почти все сферы жизни общества переходят на цифровые технологии, пропускная способность Интернет серверов также увеличивается, что обуславливает наличие грамотных специалистов в сфере информационно-коммуникативных технологий на рынке труда.

Образование­ – это достаточно большая сфера, которая охватывает дошкольное, школьное, специальное профессиональное, высшее и пост вузовское обучение. Следовательно, для каждого этапа обучения есть собственная нормативно-правовая база, регламентирующая развитие и реформирование определенного этапа. Наиболее близкая мне сфера - это вузовское и пост вузовское образование, поэтому хотелось бы отдельно отметить, как от традиционной фразы «ученье – свет!» и сходных фраз, каждый раз повторяемых в семьях, ценность образования и знаний закрепилась на уровне государственных программ. Для наглядной демонстрации считаю необходимым уделить особое внимание наличию пункта об образовании во всех современных государственных стратегиях, в «Стратегии действий по 5 приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах» одним из приоритетных направлений было выделено развитие сферы образования и науки.[2]

Следующим документом является нынешняя «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-20226 годы», в которой детально, попунктно обозначены все цели реформирования всей системы образования республики. Примечательно и то, что в этот раз прописаны и международные рейтинги престижа вузов, в которые определенным 10 вузам республики необходимо попасть «из расчета их потенциала и специфики».[3]

Выбор данных стратегий неслучаен, они регламентируют как внутригосударственное развитие, так и внешнеполитический курс страны, что, на мой взгляд, еще раз свидетельствует о ключевой роли образования в ментальности народа. Конечно же есть и отдельный закон об образовании в нескольких редакциях и прочие постановления кабинета министров, также направленных на внедрение новшеств и реформ. Вывод о стремлении к реформации системы образования напрашивается сам собой, однако не стоит забывать, что понятие «реформа» не всегда идет в пейоративной коннотации, особенно в моей стране, ведь еще в 2017 году был обозначен принцип «реформы не ради реформ, а в интересах народа».

Учитывая, что, стратегии, по сути, выступают дорожными картами реформ, то следует добавить, что социальная сфера, присутствующая в них, также подразумевает упрочнение роли семьи как «ячейки» общества. Здесь подразумеваются как льготы молодым семьям на ипотечные кредиты, так и сокращение бюрократических проволочек, связанных со вступлением в брак, очередями в детские сады и школы. С этого года, например, с рождения ребенок попадает под опеку дошкольного и школьного образовательного учреждения по месту жительства. Отдельной темой является упрочнение позиций женщин в обществе всё в рамках укрепления института семьи. Женщина считается не просто «хранительницей домашнего очага», но и самой первой учительницей для своего ребенка, поэтому подход к роли женщины в обществе все же был модернизирован. Здесь имеется ввиду как раз образование женщин. Отныне девушки обучаются в магистратуре бесплатно. Также в республике празднуется «День женщин в науке», что звучит, на первый взгляд, необычно для восточной страны. Однако прогрессивность мышления нам не чужда.

Рассматривая добрососедство как традиционную черту народа, считаю важным обозначить, что добрососедство из культурной особенности превратилось в принцип ведения внешней политики. Принцип ведения «добрососедской» политики с сопредельными государствами отражен не только в стратегиях, но и на официальном сайте правительственного портала Республики Узбекистан.[4] Из чего можно заключить, что главным приоритетом внешней политики государства является регион Центральной Азии. Вопросы государственной безопасности коренным образом зависят от безопасности в регионе, что и объясняет пристальное внимание к региональной политике. Однако принцип добрососедства не исключает и партнерство вне сферы безопасности. Узбекистан также заинтересован в укреплении региональной торгово-экономической кооперации, развитии региональной транспортно-транзитной инфраструктуры, обеспечении рационального и комплексного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии и экологической устойчивости региона.

В целом Узбекистан проводит взаимовыгодную и конструктивную внешнюю политику, основываясь на национальных интересах страны со всеми странами мира. На сегодняшний день в Ташкенте осуществляют свою деятельность 44 посольства зарубежных государств, 1 генеральное консульство, 8 почетных консулов, 17 представительств международных организаций, 13 представительств международных межправительственных и правительственных организаций иностранных государств, 1 торговое представительство с дипломатическим статусом.[5] Этот факт также позволяет говорить о толерантности и открытости к диалогу в сфере международной политики государства, толерантность тоже может трактоваться как национальная черта.

В заключении, хочу добавить, что традиционные ценности – это обширный и емкий термин, в рамках которого можно бесконечно долго перечислять добродетели, однако ограничиваясь форматом данной работы, я решила выделить только три, по моему разумению, главных историко-культурных приоритета. Без образования нет будущего, а семья – это первоначальный этап в жизни каждого человека, ведь именно здесь формируются базовые знания, умения и навыки, а соседи – это часть жизни любого узбекистанца. В Узбекистане все жители на протяжении веков живут в «махаллях», но для нас это не просто орган самоуправления граждан, а социальна жизнь. Многие соседи в многоэтажных домах живут стенка в стенку поколениями!


[1] Речь Мирзиёева Ш.М., статья на сайте информационного агентства «Подробно»: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/v-2023-godu-v-uzbekistane-startuet-kardinalnaya-reforma-shkolnogo-...

[2] Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» официальный сайт юридической документации РУз. https://lex.uz/ru/docs/3107042

[3] Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» официальный сайт юридической документации РУз. https://lex.uz/ru/docs/5841077#5843303

[4] Правительственный портал Республики Узбекистан https://gov.uz/ru/pages/international_relations

[5] Там же

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся