Вступление Узбекистана в ЕАЭС
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Мамадалиева Тахмина Тохиржон кизи, докторант Университета мировой экономики и дипломатии, Ташкент, Узбекистан
Известно, что Узбекистан является наблюдателем в Евразийском экономическом союзе. Соответствующее решение принято 11 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета, участие в котором принял президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Президент подчеркнул, что страны ЕАЭС являются основными, естественными торговыми партнерами Узбекистана. В частности, за последние годы объём взаимного товарооборота страны с государствами объединения вырос почти в два раза, с отдельными странами — даже в условиях пандемии коронавируса. Также созданы тысячи совместных предприятий с участием инвестиций государств ЕАЭС. Однако, несмотря на существенный экономический рост, правительство Узбекистана не спешит стать страной-участником ЕАЭС.
Источник: cronos.asia
В условиях перехода мира к многополярности в определенной степени все большую роль играют региональные союзы. ЕАЭС является динамично развивающим молодым интеграционным объединением. Интеграция вдохновила сообщество интегрирующийся стран на глобальное направление развития мировой экономики, определив свободный обмен товарами, услугами, капиталом и рабочей силой. В свою очередь, Евразийская интеграция представляет собой геополитический, геоэкономический проект.
В мировом сообществе ЕАЭС рассматривают как политический, идеологический проект, нежели экономический. Как известно, ядром Евразийского союза и интеграционных процессов на постсоветском пространстве является Россия, в силу чего в массовом сознании сформировывается советская модель интеграции. 6 декабря 2012 года тогдашний госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении США противодействовать процессу интеграции на территории бывшего СССР. [1] По мнению Х. Клиинтон наблюдается сдвиг в сторону повторной советизации региона, которая просто будет называться иначе. Е. Винокурова утверждает, что Таможенный союз 2011 года и выросший из него ЕАЭС являются первой постсоветской экономической инициативой, имеющей характер действительно наднационального политического института,[2] однако, Союз следует рассматривать как обычное интеграционное объединение, имеющее и успехи и неудачи.
Считаю целесообразным упомянуть такие классические теории и концепции интеграции как федерализм и функционализм, которые не исключают политическую вовлеченность в интеграцию.
Идея классического федерализма основывается на разделении власти. Представители этого течения, в частности, британские исследователи К.Уэйр и Р. Уотс, считали, что дифференциация власти возможна при согласии полномочных представителей национальных государств о передаче части своих полномочий сформированным наднациональным органам.
Американский политолог А. Этциони, представитель неофедерализма, утверждал, что целью интеграции является создание «политического сообщества». Под «политическим сообществом» он подразумевал три компонентa политической влaсти:
- облaдaние эффективным контролем нaд средствaми насилия;
- нaличие влиятельного центрa принятия решений;
- возникновение общеидентификaционной ориентaции среди грaждaн, входящих в объединение.[3]
В академическом споре федерализму противопоставляется теория функционализма, который больше отвечает характеристикам не политической интеграции, а экономической. Основу функционализма, по мнению одного из основоположников Д. Митрани, составляет наращивание сфер интеграционного взаимодействия, модификация национальных интересов. Функционaльное сотрудничество нaчинaется с состaвления не политических, a экономических и социaльных плaнов. Д. Митрани считал, что суверенитет можно передать посредством функции. Функциональное сотрудничество в одной сфере порождает потребность в таком же сотрудничестве в другой сфере, которая ведет к необходимости создания специализированных национальных институтов для координации сотрудничества и к ускорению процесса политической интеграции. При этом процесс начинается с ограниченных экономических проектов, которые воспринимаются легче, чем политические события.
Неофункционализм впервые проанализирован Э. Хаасом. Он утверждал, что «нaднaционaльный стиль подчеркивaет непрямое проникновение политики в экономику, поскольку экономические решения всегдa приобретaют политическое знaчение в умaх учaстников интегрaционногопроцессa».[4] Исследователь под интеграцией подразумевал процесс, в котором субъекты политической жизни национальных систем передают часть функций в сторону центра, или стремятся распространить ее к другим государствам.
Необходимо отметить, неизбежность ослабления национального государства. Неофункционализм представляет угрозу суверенитету государства, в следствии делегирования полномочий. Сторонники этого течения убеждены, что интеграция модифицирует содержание государственной деятельности, однако интеграция должна быть экономически оправданной.
В политической науке также рассматривается концепция политических сетей и межправительственный подход, который подчеркивает роль национального государства в интеграции и утверждает, что национальное государство не устаревает. Это объясняется тем, что в некоторых областях политики объединение суверенитета отвечает интересам государств-членов. Межпрaвительственный подход предполaгaет, что интегрaция – сделкa между глaвaми госудaрств. А политическaя сеть облегчaет компромисс между рaзличными интересaми. ЕС предстaвляет собой политическую сеть; все участники вне зависимости от потенциала страны выигрывают, поскольку вне сотрудничества они не смогли бы получить ресурсы.
Без сомнения, что для не имеющей выход к морю страны, в частности Узбекистана, основной проблемой является допуск к международным рынкам и важнейшим международным транспортным коридорам. Тем не менее, сама страна имеет немаловажное значение в геостратегическом плане. Преимущества Узбекистана в присоединении к ЕАЭС очевидны; общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран существенный. Но риски и угрозы наводят в заблуждение.
Присоединение Узбекистана к ЕАЭС приведет к снижению таможенных пошлин для узбекского экспорта. В апреле 2022 года на Евразийской экономической комиссии Казахстан выразил свою озабоченность. Казахстан, в частности, недоволен тем, что Россия несправедливо запретила экспорт зерна в Казахстан, в то время как экспорт в Белоруссию осуществляется беспрепятственно. К тому же запрет российского экспорта не распространяется на зерно, вывозимое за пределы ЕАЭС в рамках установленной квоты.[5] Поэтому нет гарантий, что после присоединения Ташкента к союзу не возникнут аналогичные проблемы с экспортом своей продукции, учитывая, что в России после введения антироссийских санкций опираются на импортозамещение и поддержку собственного бизнеса, которая приведет к увеличению протекционистских мер.
Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан объединяет один общий фактор, который связывает их с Россией, – это трудовая миграция. Россия занимает первое место в переводах физических лиц в Узбекистане – 85% от общего объема. По данным узбекистанского Центрального банка объем денежных переводов физических лиц из России в Узбекистан по итогам 2022 года вырос в 2,6 раза по сравнению с 2021 годом, до $14,5 млрд. Следовательно, для трудовой миграции вступление РУз в ЕАЭС имеет немаловажное значение. Однако очевидный плюс на самом деле является минусом. Так как «страна-поставщик» рабочей силы указывает на то, что внутри страны существует неразвитый рынок труда, безработица, низкий уровень жизни, которая приводит к утечке мозгов. Если ссылаться только на плюс денежных переводов от мигрантов, страна так и не сможет повысить качество собственного человеческого капитала, производительность трудовых ресурсов и модернизацию экономики.
Современные реалии демонстрируют турбулентные международные отношения. Будущее не только Союза, но и отдельных государств не установлено. Несмотря на вызовы, с которыми сталкивается Узбекистан, присоединение страны к объединению далеко не за горами. Так как помимо идеологической основы ЕАЭС существует и его геоолитическое значение. «Евразийская интеграция - это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферией для Европы или для Азии»[6].
[1] Клинтон: США не допустят возрождения СССР, RT на русском. Дата обращения: 9 января 2014. 5 сентября 2014 года.
[2] Винокуров Е. Ю.; Коршунов Д. А.; Перебоев В. С.; Цукарев Т. В. Евразийский экономический союз / под ред. Е.Ю. Винокурова. — Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 296 с. — ISBN 978-5-906157-37-9.
[3] Щербaнин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбaлкин В.Е., Фишер Г. Междунaродные экономические отношения. Интегрaция: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ,1997.
[4] Haas Е.В. Beyond the Nation-State: Functionalism and International Organization. Stanford: Stanford University Press, 1964, pp. 3-8, 19-25.
[5] Казахстан недоволен введенным РФ запретом на экспорт зерна в страны ЕАЭС. Интерфакс. Дата обращения: 22 апреля 2022. Архивировано 22 апреля 2022 года.
[6] Владимир Путин. Пленарная сессия международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19 сентября 2013.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0