Блог Марины Панюжевой

Изменятся ли российско-американские отношения при Дональде Трампе?

19 марта 2025
Распечатать

В преддверии официальной встречи президентов России и США, после длительного перерыва, начавшегося со встречи 16 июня 2021 г., наблюдается эйфория от сверхпрагматичного курса нового президента США Дональда Трампа...

Несмотря на оттепель из-за возобновления политического диалога между США и Россией на высшем уровне, не следует переоценивать перспективы сложных нелинейных отношений, которые недавно достигли самой низшей точки развития, за которой только “ядерная зима”.

84223ea2-ed61-4056-8f6d-977f7574148b.png

Источник: Qwen Chat

По-видимому, не все политики и эксперты осознают серьёзность прямого конфликта между Россией и США. Подчеркнём, что на сегодняшний день нельзя исключить неконтролируемую эскалацию напряженности в случае бездействия российского руководства.

Что сулит новая эпоха для российско-американских отношений?

По большому счёту, отношения между Россией и США – отношения двух геостратегических конкурентов, сверхдержав с мировыми амбициями, которые находятся в состоянии перманентного кризиса. Глубокая конфронтация является per se неотъемлемой частью взаимодействия.

В условиях ускорившегося рассыпания либерального миропорядка, фиаско экстраполяции западной модели демократии [1] американская “старая” элита не изменит установок на сохранение глобального лидерства любыми способами. В её гипертрофированном представлении только США, “богоизбранная” страна, идеал свободы и демократии, может определять мировое развитие и принуждать страны к угодному поведению.

Как известно, американские политики не углубляются в причины возникновения явлений (например, почему жители Донбасса не признали кровавый режим в Киеве, а выбрали курс на воссоединение с Россией) – им важно соответствие их узконаправленной логике.

Поэтому будущее готовит не разрядку или перезагрузку, а наступление новой эпохи информационно-технологического противостояния США и России за ресурсы, сферы влияния и поддержку партнёров.

Следовательно, Москве потребуется политическая мудрость, стратегический расчёт, дипломатическая гибкость, осторожность и инициативность с целью продвижения совместных торгово-экономических и инвестиционных проектов, скорее всего, в сфере массового потребления и услуг. Вероятно, новая администрация проявит интерес к возращению американских компаний в Россию, поставкам нефти, газа, угля, алюминия, меди, никеля, урана, титана, чёрных металлов, палладия, платины, родия.

Полагаем, совместная разработка и добыча полезных ископаемых несёт в себе множество рисков для национальной безопасности. Какими бы инвестиционно привлекательными не казались будущие сделки, ресурсы страны не должны быть объектом продажи или концессий. Экономическое сотрудничество не должно подразумевать односторонних уступок.

Перспективным видится участие сотрудничество в высокотехнологичных проектах, в сфере строительства и недвижимости на территории США, совместные инвестиционные проекты в третьих странах, без “распродажи” национальных ресурсов государств.

Безусловно, необходимо достичь договорённости о прекращении ударов БПЛА по территории России, суверенной страны, и обеспечении безопасности воздушного и морского пространства.

Несомненно, России и США предстоит возобновить диалог по стратегической стабильности и пролонгировать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Его денонсация маловероятна, но модернизация американского ядерного и новейшего вооружения продолжится, поскольку гонку вооружений не остановить.

Разумеется, вопрос политического будущего Украины, несостоявшегося государства (failed state), с нелегитимным, непереизбранным руководством, должен обсуждаться в рамках российско-американских встреч, после которых необходимо проводить консультации для объяснения позиции партнёрам России – странам Мирового Большинства.

По сути, следует стремится не к выработке соглашения по Украине, а к достижению целей спецоперации («демилитаризация» и «денацификация» Украины, защита мирного населения) и международному признанию вклада РФ в подержание мира и безопасности. Спецоперация на Донбассе стала символом сопротивления глобальному доминированию Запада. В сущности, украинский конфликт стал отражением идейно-политических споров России и США по поводу мироустройства, в которых отражена квинтэссенция двусторонних отношений.

В контексте масштабной трансформации международного порядка траектория развития сложных отношений между США и Россией явно будет меняться, с учётом прихода к власти президента США Дональда Трампа, республиканца-популиста, и сопутствующих изменений парадигмы внешнеполитического мышления у американской правящей элиты. 

В целом важно налаживать равноправный диалог с “новой” элитой США, для восстановления которого нужны новые механизмы институционализации. В частности, постоянные рабочие группы, состоящие из видных политиков и экспертов, для проведения консультаций в любое время (omni tempore).

Противоречивая история негативного восприятия

Во времена Холодной войны мир стоял на грани ядерной войны из-за военно-политического соперничества США и СССР. Казалось, администрация Дж. Байдена (2021 – 2024 гг.) попыталась повернуть историю вспять и запугать мир, который, впрочем, оказался не готов осознать опасность ядерного конфликта. Благодаря объяснениям России международная общественность всё же встревожилась.

В 2024 г. эскалация напряжённости была настолько высока, что речь шла о снижении ядерного порога, одобрении США и Европы ударов по территории России дальнобойным оружием. Пересмотр ядерной доктрины РФ стал закономерным шагом по обеспечению безопасности.

Администрация Байдена пыталась создать иллюзию о стратегическом поражении великой державы, играя на повышении ставок и развязывании гонки вооружения. В духе борьбы демократии с авторитарными режимами Россию, “постоянную угрозу”, обвиняли в дестабилизации и разъединении США и Европы через гибридные тактики.

Следует выделить, что в правящих и экспертных кругах США на протяжении десятилетий культивируется миф: в России – слабый режим, который можно сменить через пропагандистскую кампанию по инспирированию негативного образа.

По-видимому, негативное восприятие РФ, её политической и правовой обстановки препятствовали объективной интерпретации президентских выборов ‒ 2024 в России. Администрация пыталась дестабилизировать ситуацию через инсинуации, дезинформацию о репрессиях и несоответствии мифическим критериям демократии, выявление оппозиции, но ввиду отсутствия рычагов влияния de facto признала выборы состоявшимися.

Видимо, Вашингтон продолжит позиционировать себя защитником демократии, не имея иных концептов, и настаивать, что вопросы обеспечения прав и свобод человека перестали быть сферой внутренних дел. При этом данная установка не применяется к США, главному нарушителю прав человека.

Между тем Москва выступает за развитие отношений на принципах равенства и уважения суверенитета. Показательно, в конце 2021 г. Россия передала американской стороне проекты договора о гарантиях безопасности в евроатлантическом регионе, но США не вступили в переговоры, что привело к известным последствиям.

В рамках превентивной дипломатии следует не допускать искажения смысла заявлений, охватить широкую аудиторию посредством международных СМИ, Интернет и соцсетей и, возможно, расширить штат сотрудников МИД РФ для повышения стратегического планирования и более эффективного реагирования.

Очевидно, что отношения России и Соединённых Штатов, от которых зависит поддержание международной безопасности, пережили глубокий кризис. Однако первостепенные причины, в особенности, разногласия по поводу будущего миропорядка и соблюдения международного права, не исчезнут...

Возращение Трампа: что дальше?

После объявления победы Дональда Трампа на президентских выборов в США в 2024 г., МИД РФ сообщил, что Россия будет работать с новой администрацией, отстаивая национальные интересы, включая достижение целей спецоперации, и не питая особых иллюзий. Дело в том, что политическая элита США, независимо от партийной принадлежности, придерживается антироссийских установок на сдерживание.

Возращение Трампа в Белый дом после четырехлетнего перерыва происходит в условиях политической поляризации, глубокого гражданского раскола, несоответствия американской демократии стандартам прямых и прозрачных выборов.

В этой связи пакистанский Центр стратегических и современных исследования замечает, что российское руководство исторически с осторожностью относилось к выборам в США, придерживаясь нейтральной позиции, но готовясь к различным результатам. Причём предпочтение отдаётся прагматичному сотрудничеству с администрацией, которая проявит уважение к интересам и суверенитету РФ, в сфере контроля над вооружениями и борьбы с терроризмом.

Напомним, во время первого срока правления (2017 – 2021 гг.) прагматичный подход Трампа “поладить” сменился конфронтацией, санкциями, выходом из стратегических соглашений. Поэтому следует ожидать не “перезагрузку” всего комплекса отношений, а возобновление сотрудничества на определённых направлениях во время его второго срока (2025 – 2029 гг.).

Как известно, Трамп выступает за уменьшение напряжённости, нормализацию отношений с РФ, снятие санкций и урегулирование украинского конфликта. Вероятно, внешняя часть стратегии НАТО изменится по отношению к России. В условиях предстоящей конфронтации с Китаем новая администрация попытается привлечь Россию на свою сторону и оттолкнуть от Глобального Юга за счёт некоторых уступок и мнимых разногласий с Европой из-за отхода от демократии и недостаточного финансированния НАТО.

Торгово-экономическая политика США станет более изощренной, что приведёт к увеличению сложностей для взаимодействия России со странами Глобального Юга, в частности, при отказе от доллара и реализации транспортно-логистических проектов.

 В ходе телефонного разговора 12 февраля с.г. президенты США и РФ впервые за долгое время обсудили урегулирование конфликтов на Украине и Ближнем Востоке, ядерную программу Ирана, а также двусторонние отношения в сфере экономики и обмен заключенными гражданами. Стороны согласились, что прочное долгосрочное урегулирование может быть достигнуто путём мирных переговоров.

Подразумевается, что Вашингтон готов признать новые территории РФ (не только 5 новых регионов РФ, в которых состоялись референдумы, но и другие области, в которых мирным гражданам предстоит выразить волеизъявление), исключить вступление Украины в НАТО и размещение иностранных сил. В Киеве должно прийти к власти новое руководство, не связанное с бесчинствами режима Зеленского, а территория Западной Украины станет демилитаризированной нейтральной территорией.

Далее на высоком уровне 18 февраля, в Эр-Рияде состоялись переговоры между российской и американской делегациями, которые обсудили широкий круг вопросов, включая ситуацию вокруг Украины и важность устранения причин конфликта.

В ближайшем времени будут назначены спецпредставители для участия в переговорном процессе и подготовки встречи на высшем уровне. Скоро будет возобновлена работа диппредставительств. Вероятно, затем будет поднят вопрос о состоянии российской загрансобственности в США.

В рамках восстановления межгосударственного диалога контакты на уровне глав департаментов внешнеполитических ведомств России и США будут увеличиваться. Кроме того, следует ожидать возобновление диалога в области экономики, энергетики, космоса и технологий.

Увеличение роли незападных стран

В условиях новой многоходовой игры Вашингтона следует улучшить работу с мнением международной общественности и масштабно расширять влияние РФ в странах Мирового большинства в рамках общественной и экспертной дипломатии.

Следует разъяснять, как работает американская пропаганда, и оказывать помощь незападным партнёрам в отстаивании суверенитета, их позиций и ценностей.

Несмотря на возобновление диалога с администрацией Трампа, главными приоритетами российской дипломатии остаются долговременное многонаправленное сотрудничество со странами Мирового Большинства и формирование справедливого полицентричного миропорядка.

Перед лицом новых вызовов Россия должна вовлекать широкий круг незападных стран в глобальное управление, где БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН – первостепенные диалоговые площадки, и реализацию цивилизационного мегапроекта – “Большая Евразия”. Причем формат БРИКС служит прообразом нового миропорядка, показателем близкого сотрудничества РФ и стран Мирового Большинства.

Укрепление отношений России с Китаем, Индией, Турцией и Ираном является важным в контексте поворота на Восток. В перспективе потребуются расширение транспортно-логистических, инфраструктурных, высокотехнологических, финансовых, промышленных, туристических проектов. Закономерно, политико-дипломатическое влияние незападных игроков будет усиливаться при общемировом падении престижа США.

Бесспорно, новые тенденции беспокоят американскую элиту, которая пришла к осмыслению своего проигрыша России в “мягкой силе” в странах Мирового Большинства и приступила к разработке новой стратегии, в том числе для противодействия российско-китайскому альянсу. Показательным стали осуждение “Большой семерки” КНР, КНДР, Иран за поддержку “российской военной машины” и принятие ЕС и Украиной антироссийской резолюции в рамках ГА ООН вопреки позиции США и еще 83 стран.

Тем временем обсуждение контактов с США состоялось между Россией и незападными партнёрами в рамках СМИД “Большой двадцати”, встреч с представителями КНР, Индии и Турции, брифинга с главами дипмиссий стран БРИКС. 

Ясно, что незападные страны постепенно будут оказывать всё больше влияния на российско-американские и трансатлантические отношения и участвовать на равных в диалоге с США и ЕС, в управлении конфликтами и определении норм и практик международного взаимодействия.

 ***

По всей вероятности, российско-американские отношения будут характеризоваться новыми элементами – паллиативно управляемая конфронтация, латентное соревнование, избирательный ad hoc диалог, увеличение политического веса России и незападных стран и пересмотр позиции некоторых союзников США.

Важно выработать стратегию работы с перспективными представителями “новой” элиты и наладить системный диалог с российской диаспорой и пророссийскими силами, усилив их лоббистские возможности.

Несомненно, требуется улучшить восприятие России у широких слоёв американской общественности и повысить информированность о её позиции, в частности, через гибкие формы сотрудничества (научные, культурные, образовательные и социо-гуманитарные проекты; онлайн встречи с российскими властями, общественными организациями; публикации и интервью российских экспертов в американских СМИ; расширение мультимедийного вещания и создание новых телеканалов).

Фактически Москва может способствовать построению обновлённого более справедливого американского общества. Для отечественной дипломатии важно быть гибкой, эффективной и адаптированной, синхронно реагировать на расстановку сил в американской общественно-политической среде и бизнес-кругах.

Избрание Трампа открывает возможности для многонаправленной экономической, общественной, цифровой и культурной дипломатии РФ нового широкого формата, но и несёт определённые скрытые угрозы...


  1. Панюжева М.М. Евразия на пути к новому миропорядку // Научно-аналитический журнал «Обозреватель – Observer». 2023. №2. С. 62 ̶ 77.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся