Проблемы и перспективы международного сотрудничества в Антарктике
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Арктика и Антарктика, полярные регионы земного шара, несмотря на свои явные особенности и отличия от иных районов, представляют значительный интерес как для государств, находящихся от них в непосредственной близости, так и для других стран. При этом данные регионы отличаются друг от друга как в географическом и климатическом, так и в политическом аспектах. В то время как Арктика, по мнению некоторых исследователей, несет в себе возможный риск обострения военно-политических конфликтов, Антарктика уже много десятилетий рассматривается как область мира, науки и международного сотрудничества. Хотя, как отмечают специалисты, сегодня растет внимание ведущих мировых держав к вопросам раздела Антарктического региона.
Источник: Unsplash
Антарктика представляет собой «район вокруг Южного полюса земного шара, включающий материк Антарктида, прилегающие к нему острова, а также южные части Атлантического, Тихого и Индийского океанов» (доходящих до границы антарктической конвергенции вод) [1].
Говоря о начале международного сотрудничества в Антарктике, следует отметить, что начавшиеся в XVIII веке исследования областей Южного полярного региона и последовавшее за этим выдвижение территориальных претензий государств в связи с обнаружением запасов ресурсов (к примеру, в начале XX века о притязаниях на антарктические земли заявили Австралия, Чили, Великобритания, Норвегия, Аргентина и Новая Зеландия) поставили вопрос о необходимости налаживания диалога между всеми заинтересованными сторонами и международно-правового оформления режима Антарктики. Данный процесс затянулся, выдвигались многочисленные предложения и проекты, которые, однако, не были успешными.
Однако в конце 1950-х гг. активно развивающаяся научно-исследовательская деятельность в Антарктике обусловила проведение в период с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. Международного геофизического года (МГГ) — первого межгосударственного научного проекта в Южной полярной области, в рамках которого главным объектом исследования стала Антарктика. МГГ был организован по инициативе Международного совета научных союзов для предотвращения произвольной разработки ресурсов государствами. Проведение МГГ позволило перевести определение режима Антарктики с политического поля на научное и значительно ускорило весь процесс. В научно-исследовательских мероприятиях, проводимых в рамках МГГ, приняли участие более 60 государств, сотрудничество развивалось в области создания научных баз и пунктов, а также организации совместных экспедиций.
В 1959 г. по инициативе США правительствами государств, участвовавших в МГГ, была организована Международная антарктическая конференция, направленная на международно-правовое оформление режима антарктического региона. Конференция проходила в г. Вашингтон и ознаменовалась подписанием Договора об Антарктике в 1959 г., положившем начало формированию современной международно-правовой базы, регулирующей деятельность в регионе. Договор был принят в период холодной войны и демонстрировал понимание в международном сообществе необходимости существования региона, который бы оставался не затронутым влиянием международной напряженности.
Договор об Антарктике предусматривал проведение Консультативных совещаний — международного форума, рекомендации которого обязательны для принятия в качестве мер правительствами стран-участниц. Помимо этого, Договор заморозил на период своего действия все существовавшие на тот момент территориальные претензии государств на различные части Антарктики, установив и то, что новые претензии также не будут заявляться (стоит отметить, что государства не сняли свои территориальные притязания, а лишь отказались от них, пока действует Договор).
Основные положения Договора, определившие статус Антарктиды и прилегающих к ней территорий, заключаются в следующем: Антарктика используется лишь в мирных целях, это демилитаризованная, нейтрализованная и безъядерная зона; объявляется свобода научных исследований; провозглашаются принципы обмена информацией, научными данными и персоналом, принцип открытости всех районов Антарктики для инспекций наблюдателей от государств, принцип юрисдикции государства гражданства над лицами, находящимися в регионе, а также принцип мирного разрешения споров по поводу толкования и применения Договора.
Несмотря на значительный успех, достигнутый при подписании Договора об Антарктике, не все актуальные на тот момент вопросы были решены. Ситуация обострилась в 1982 г. конфликтом между Великобританией и Аргентиной (Фолклендская война). Хотя театр военных действий не распространился на Антарктику (что противоречило бы обязательствам стран по Договору 1959 г.), тем не менее, он обострил вопрос о территориальных претензиях на приантарктические территории, создав «прецедент вооруженных столкновений».
Оставался нерешенным вопрос и об охране окружающей среды, в связи с чем были приняты некоторые дополнительные акты: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Соглашение о сохранении альбатросов и буревестников (качурок) 2001 г., а также Мадридский протокол об охране окружающей среды 1991 г. к Договору 1959 г. Последний документ особо примечателен тем, что он на 50 лет запретил любую деятельность по разработке минеральных ресурсов Антарктики, закрепив за регионом статус «природного заповедника, предназначенного для мира и науки». Следует отметить, что в 1988 г. была разработана Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, которая, однако, не вступила в силу в связи с принятием в 1991 г. Мадридского протокола.
Все упомянутые выше документы совместно с решениями Консультативных совещаний составляют «систему Договора об Антарктике», которая, на взгляд экспертов [2], представляет собой пример успешной реализации международного сотрудничества в разрешении многих межгосударственных противоречий.
Несмотря на это, все еще существуют проблемные области, противоречия в которых сохраняют свою актуальность и на сегодняшний момент. В первую очередь, это вопрос, касающийся установления морских охраняемых районов (МОР), выявивший разнонаправленность позиций России и некоторых западных стран, хотя и не приводящий на настоящий момент к каким-либо серьезным разногласиям.
Примером стала инициатива некоторых государств об установлении МОР в регионе моря Росса, вынесенная на рассмотрение Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) (данная комиссия была создана в соответствии с положениями Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.). США, Австралия, ЕС и Новая Зеландия выступили с данным предложением, обуславливая его необходимостью охраны уникального биоразнообразия района и выступая за запрет какой-либо промысловой деятельности в предполагаемом МОР в море Росса.
Следует отметить, что такая инициатива шла вразрез с национальными интересами России в Антарктике, определенными в «Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу» от 2010 г., так как море Росса исторически входит в район традиционного и основного промысла российских рыболовных судов, а ограничения на данную деятельность, налагаемые статусом МОР, существенно ограничивают возможности России.
Специалистами высказывались мнения о том, что инициатива по установлению МОР в море Росса являлась частью политики выступивших с данным предложением государств по вытеснению с промысла стран, не находящихся в непосредственной близости от богатых морскими живыми ресурсами антарктических районов.
В связи с этим Федеральное агентство по рыболовству заявило об отсутствии поддержки данной инициативы, а представители России в АНТКОМ в мае 2016 г. блокировали установления МОР в данном регионе.
Однако уже в октябре 2016 г. АНТКОМ смогла добиться консенсуса и приняла решение о создании в море Росса МОР. Решение было принято без возражений со стороны российского представителя. Консенсус стал возможен благодаря множеству изменений, касающихся предполагаемых границ МОР, которые претерпело изначальное предложение. Министерство иностранных дел России прокомментировало ситуацию следующим образом: «Был найден устраивающий все стороны баланс базовых интересов охраны окружающей среды и устойчивого использования морских биоресурсов Антарктики на основе наилучших имеющихся научных данных».
Еще одним болезненным вопросом в Антарктике становится для некоторых стран увеличивающееся присутствие азиатских государств в регионе. Австралия и Новая Зеландия обеспокоены нарастанием деятельности Китая и Южной Кореи в регионе. К примеру, Пекин активно ведет строительство научно-исследовательских станций; Сеул также наращивает проекты по расширению инфраструктуры на континенте. Опасения связаны, во-первых, с потенциальными претензиями КНР и Южной Кореи на «сферы влияния» Австралии и Новой Зеландии, и, во-вторых, с перспективой угрозы национальной безопасности и постановки под вопрос демилитаризированного статуса Антарктики.
Говоря о перспективах развития международного диалога и взаимодействия в Антарктике, следует отметить, что данный регион — уникален с точки зрения российско-западных, в частности российско-американских, отношений. Как отмечают эксперты, антарктическое сотрудничество характеризуется независимостью от политической ситуации в иных регионах; это подчеркивает намерения Москвы и Вашингтона сохранять взаимодействие в сферах, которые не требуют существенных компромиссов и не затрагивают главные вопросы внешней политики, экономики и обороноспособности.
Антарктика оказалась менее подвержена влиянию политической обстановки по сравнению с Арктикой, вторым полярным регионом земного шара. Тогда как западные страны объявили о своем решении приостановить международное сотрудничество в рамках Арктического совета (международного форума взаимодействия арктических государств) после обострения политической ситуации в 2022 г., присущий Антарктике «антарктический иммунитет» не привел к выходу стран-участниц из Договора 1959 г., хотя, однако, были сделаны попытки введения определенных мер против России, которые при этом выдвигались не со стороны официальных властей, а в частном порядке.
***
Антарктика являет собой яркий пример успешной реализации международного сотрудничества в определении международно-правового режима, который оказался устойчивым и эффективным и за весь период своего действия, несмотря на возникавшие периодически очаги напряженности между отдельными участниками Договора 1959 г., позволял им достигать согласия между национальными интересами в регионе и общими ценностями, провозглашенными Договором.
Несмотря на напряженность современной политической ситуации, сохранение отдельных видов сотрудничества России и Запада, в частности в Антарктике между Россией и США, выступает значительным фактором для потенциального развития в будущем взаимодействии в целом.
1. Атлас Антарктики. Т. II. Л.: Гидрометеорологическое издательство. 1969. 598 с.
2. The Future of Antarctica. Scenarios from Classical Geopolitics. Jeffrey McGee, David Edminston, Marcus Haward. Springer Polar Sciences. P.2–4.
Cтудентка магистратуры МГИМО МИД России, стажер РСМД
Блог: Блог Марии Верхогляд
Рейтинг: 0