Пакистан: три брата, пять сестер и ЕАЭС?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Уровень энтузиазма, с которым полтора года назад Пакистан стремился в БРИКС постепенно падает. Надежды на китайское лобби и поддержку России не оправдались: Дели смог укрепить свою позицию и двум крупным игрокам оставалось следовать в его фарватере. Другой вопрос, чем пришлось Моди «заплатить» за подобную сделку? При том, что Бразилии и ЮАР этот вопрос не принципиален, а новые члены – на то и новые, что на данном этапе существенно заинтересованы в своих интересах и положении. Вполне возможно, что Индии не удался бы этот ход, но БРИКС – это прежде всего экономическое объединение, а к моменту подачи заявок и его расширения Пакистан подошел далеко не в лучшей кондиции: страна успешно увязла в экономическом кризисе. В современных геополитических условиях БРИКС не выгодно лишний раз связывать себя «экономической гирей».
Источник: brookings.edu
Так что, пока суть да дело и будущее в БРИКС остается туманной перспективой, Пакистан суетливо начал искать себе новые пути развития. Активность правительства в феврале 2025 года зашкаливает. С одной стороны – несмотря на слабость и шаткость коалиции оно «усидело» (о методах спорят, но это издержки большой политики…), а значит – нужно постепенно заявлять о себе: внутренние программы раздачи студентам мотоциклов и ноутов, постройки линий Метробаса и мечты о «лахорском Дубае» резко обедневшее население не вдохновляют. Срочно подняты старые дебаты с Турцией и Азербайджаном, смахнута пыль с папок о сотрудничестве со странами постсоветской Центральной Азии – правительство Шарифов пытается разбавить пакистано-китайские связи чем-то еще, раз уж БРИКС в ближайшей перспективе не доступен.
А потому – была произведена рокировка: в Китай полетел президент Пакистана Зардари (должность скорее с номинальной властью), а премьер-министр Шахбаз Шариф срочно совершает турне в Азербайджан и Узбекистан. К слову, Узбекистан и Азербайджан как раз ратифицировали договор о союзнических отношениях. А Пакистан нацелен и на оборонно-военное сотрудничество с обеими странами. Это если не считать того, что в Пакистан совершил визит глава Турции Эрдоган с подписанием целого пакета договоров различного уровня и активно шли мероприятия с участием дипломатических и бизнес элит стран Центральной Азии.
Формат Турция-Пакистан-Азербайджан или «три брата» действует уже достаточно давно. И если первые два периодически «дружат» еще со времен Османской империи и империи Бабуридов, а со времен Джинны, Ататюрка и борьбы за независимость отношения установились весьма теплые. То Азербайджан «разбавил» прочную пару четверть века назад – причин здесь много и они весьма разнообразны. Другое дело, что на практике три брата уже активно сотрудничают, в том числе – и в военной сфере (наглядно это продемонстрировал Карабах). Экономически отношения могли бы быть более активными, однако – страны географически разделены Ираном, с которым договориться далеко не всегда просто. Однако, запуск транспортных коридоров и даже товарных поездов уже анонсирован. Из реального «на земле»: Турция в настоящее время уже состоявшаяся региональная держава, которая кроме того – входит в состав НАТО (впрочем, Эрдоган намекал уже и на ШОС, и на БРИКС) и любой геополитический выход «больших игроков» в том числе в ситуациях по Украине и Газе ей не повредит. Пакистан и Азербайджан – оба претенденты на региональное лидерство. Причем, если Пакистан в первую очередь претендует на лидерство в «милитари», что обосновано: ядерное оружие и одна из самых сильных армий в мире (правда есть вопрос к вооружению), то Азербайджан скорее видит себя экономическим хабом и в последние годы активно пытается заместить собой российские проекты на Южном Кавказе. Однако, обе страны, вступая в игру, должны понимать, что их положение в настоящий момент неустойчиво и шансы потерять многое в геополитических играх у них весьма высоки. Впрочем, мост взаимодействия с Россией в этом направлении работает, хотя и с перебоями.
Пять сестер – да, постсоветская Центральная Азия. В целом, как об объединении стран о ней пока говорить не приходится. Хотя общность исторического прошлого, внешних угроз, географического положения как бы и подталкивают государства к такому консенсусу. «За» здесь и исторические отношения с Пакистаном (по крайней мере с мусульманскими странами Индостана: Делийским султанатом и Империей Бабуридов), а также – этническая общность с Турцией и Азербайджаном, хотя противостояние Анкары в период холодной войны не самый удачный фактор. Минус для Пакистана – нет единого лидера, с которым можно договариваться. Если на экономическом треке лидирует Казахстан, то на внешне политическом – скорее ведет Узбекистан, максимально доступные для Исламабада энергоресурсы находятся в Туркменистана, а ввиду сложностей с афганским транзитом – основной транспортный коридор идет через Синьцзян и Кыргызстан. С Душанбе Исламабад вынужден искать подходы к афганскому урегулированию и диалогу с антиталибской оппозицией. Прямо веер интересов и подвижек. Однако, и это стоит оценить, даже такой неорганизованный сумбур оказался работоспособным, по крайней мере – на пакистанском направлении. Товарооборот не смотря на все препятствия растет, выравнивается партнерство в энергетике и противостоянии наркообороту, идут активные обмены в области образования и здравоохранения, растет потенциал и оборонного взаимодействия. И в этом направлении мосты строятся и восстанавливаются.
И вот теперь, к вопросу о..? Быть антироссийской силой в Южной Азии Пакистан уже не хочет – это убедительно показала прошедшая в Карачи 18-19 февраля Пакистано-Российская конференция. Хотя Исламабад к этому и стараются подтолкнуть. Однако, и у России нет возможностей и причин предпочитать сотрудничество с Пакистаном российско-индийским отношениям. А противостояние Пакистана и Индии в Южной Азии за один час не переломить. Хотя, российской политике наверно стоило бы что-то сделать на направлении сотрудничества даже не с собственно Пакистаном, а в целом – с малыми странами Южной Азии и это даже пошло бы на пользу прозрачности отношениям с Дели. И если в БРИКС в настоящее время Пакистан смотрелся бы бледно – хотя для баланса был бы и неплох. То сам БРИКС мог бы оказать положительное влияние на экономическую ситуацию в Пакистане, позволяя ему поддерживать здоровый импортно-экспортный цикл за счёт развития торговых связей со странами объединения. Таким образом, участие в БРИКС смог бы важную роль в экономическом возрождении Пакистана и коллективном развитии региона. Выходом из дилеммы могла бы стать альтернатива в виде ЕАЭС. Также объединение стран, основанное в первую очередь на экономическом направлении, причем стран – которые в большей своей части поддерживают хорошие отношения с Пакистаном. Исключение – Армения (Пакистан не признает ее как государство), но Ереван в настоящее время нестабилен в рамках членства. Во всяком случае – неплохой толчок экономике Пакистана ЕАЭС оказать может. Более того – несмотря на то, что организация ведет диалог с Дели, Индия не имеет в ней решающего голоса и не может оказать негативное влияние на более активную интеграцию с Пакистаном. Решается одновременно дилемма сотрудничества с Россией в экономическом плане и удержание Исламабада в нейтральной позиции по отношению к Москве с возможным переходом – в дружескую. Другой вопрос, что в самом Пакистана мало что знают о ЕАЭС и его возможностях, и возможно потому – ищут иные обходные пути сотрудничества. Иногда ветер перемен добирается до Исламабада уж слишком окольными путями.
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0