Перипетии российско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В 2025 г. состоялось подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который ознаменовал новый этап в отношениях между двумя странами. Документ подтвердил, что стороны договорились развивать сотрудничество в мирном использовании атома и реализации крупных проектов, связанных со строительством объектов ядерной энергетики. Несмотря на то, что в договоре данному направлению посвящена совсем небольшая статья, оно выступает одним из наиболее значимых в российско-иранских отношениях.
На данный момент сотрудничество российско-иранское сотрудничество становится теснее, несмотря на некоторые противоречия. Введение санкций против России в 2022 г. и ее политическая изоляция со стороны стран Запада способствовали сближению двух стран.
Источник: сгенерировано ИИ
Вне всякого сомнения, сотрудничество двух стран в сфере атомной энергетики требует доброжелательных и устойчивых отношений между ними, поскольку оно предполагает реализацию долгосрочных проектов, учитывая, что строительство и эксплуатация атомной электростанции может занимать десятки лет. По этой причине атомная энергетика становится значимым направлением межгосударственного взаимодействия, которое, с одной стороны, зависит от политического климата в отношениях государств, а с другой — в какой-то степени оказывает на него позитивное влияние. Российско-иранские отношения могут считаться ярким примером такого сотрудничества.
В 2025 г. состоялось подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который ознаменовал новый этап в отношениях между двумя странами. Документ подтвердил, что стороны договорились развивать сотрудничество в мирном использовании атома и реализации крупных проектов, связанных со строительством объектов ядерной энергетики. Несмотря на то, что в договоре данному направлению посвящена совсем небольшая статья, оно выступает одним из наиболее значимых в российско-иранских отношениях.
Краткая предыстория
Начало кооперации в сфере атомной энергетики было положено в 1992 г. с подписанием Соглашения между о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, обозначившему основные направления и форматы сотрудничества между двумя странами. Главным образом речь шла о проведении совместных исследований. Кроме того, в том же году было подписано Соглашение о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции, в котором были обговорены условия реализации будущего проекта.
Подобный формат был выгоден обеим сторонам. Так, Россия в условиях экономического упадка нуждалась в восстановлении промышленности, а, следовательно, и в выгодных контрактах. Иран, в свою очередь, стремился получить доступ к атомным технологиям для решения проблемы с энергопотреблением растущего населения.
Строительство АЭС Бушер
Среди всех проектов в первую очередь стоит выделить строительство Бушерской АЭС, которая стала первой атомной электростанцией не только в Иране, но и на Ближнем Востоке. Изначально строительством занималась немецкая компания Kraftwerk Union AG, однако после Исламской революции 1979 г. ФРГ под давлением присоединилась к санкциям против Ирана, и сотрудничество между двумя странами было прекращено. По этой причине Иран обратился к России как стране, которая не только не участвовала в политической изоляции страны, но и обладала значительным потенциалом в области атомной энергетики.
В 1995 г. в дополнение соглашению от 1992 г. был подписан контракт на досооружение первого энергоблока атомной электростанции на сумму 800 мл. долл., которое началось в следующем году. Реализация данного проекта сопровождалась значительными трудностями: изначально завершение строительства первого блока «Бушера» должно было состояться в 1999 г., в итоге оно было перенесено на сентябрь 2007 г., однако поскольку возникла проблема с платежами со стороны Ирана, строительство были вынуждены вновь отложить. Кроме того, обе стороны сталкивались с техническими проблемами, а также с трудностями, связанными с подготовкой кадров. Только в 2010 г. в МИД РФ заявили о скором завершении строительства, когда сооружение и проведение испытаний всех систем станции уже были выполнены.
В результате в 2011 г. АЭС «Бушер» была достроена и официально запущена в присутствии министра энергетики С. Шматко и генерального директора Госкорпорации «Росатом» С. Кириенко со стороны России и министра иностранных дел А. Салехи, министра энергетики М.Намджу и руководителя Организации по атомной энергетике Ф.Аббаси-Давани со стороны Ирана. В 2013 г. АЭС была передана в эксплуатацию Ирану.
Завершение строительства первого блока АЭС «Бушер» способствовало дальнейшему продолжению сотрудничества в данном направлении, и старту переговоров о сооружении второго энергоблока, результатом которых стало подписание пакета соглашений о строительстве восьми атомных энергоблоков в 2014 г. Таким образом, стартовало продолжение амбициозного проекта России на Ближнем Востоке — «Бушер-2».
Начало сооружения второго энергоблока было запланировано на 2016 г. уже после заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), и в 2017 г. был подписан межведомственный меморандум в области мирного атома. Однако фактически строительство началось только в 2019 г. и так и не подошло к концу, и введение второго и третьего блоков в эксплуатацию планируется в 2025 и 2027 гг. соответственно.
Под гнетом санкций
Значительным фактором, который оказывал влияние на российско-иранское сотрудничество была неоднозначная ситуация с ядерной программой Ирана, возникшая в 2002 г., когда МАГАТЭ обнаружила доказательства, свидетельствующие о наличии незадекларированных экспериментов по обогащении урана. Как сторонник сохранения режима нераспространения ядерного оружия, Россия встала перед необходимостью сделать выбор между доведением до конца строительства Бушерской АЭС и введением санкций Совета Безопасности ООН против Ирана.
Для полной гарантии соблюдения Ираном Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 2005 г. было подписано соглашение о поставках ядерного топлива, согласно которому Россия на время поставляет топливо для АЭС в Иран и возвращает обработанное обратно. Таким образом, соглашение должно было исключить возможность получения Тегераном ядерного оружия.
Страны «Евротройки» и США требовали от России оказать давление на Иран и вынудить его отказаться от обогащения урана, а также сотрудничать с МАГАТЭ. В данном случае позиции России и США касательно ядерной программы Ирана сходились, однако желаемые методы значительно различались: Россия выступала за сотрудничество, а США — за изоляцию в введение дополнительных санкций. Тем не менее в итоге Россия одобрила резолюции Совета Безопасности ООН, пусть и с рядом поправок.
В 2006 г. была принята Резолюция Совета Безопасности ООН 1737, которая вводила обратимые санкции простив Ирана, запрещающие экспорт в страну ядерных технологий в, а также развивать проекты, связанные с сооружением реакторов на тяжелой воде. Россия изначально отказалась поддержать исходный проект резолюции, поскольку сочла предыдущие проекты резолюции слишком широкими по охвату: резолюция должна быть направлена на ограничение возможностей Ирана по созданию ядерного оружия и убеждение страны вернуться к переговорам, а не на его наказание. В сумме Советом Безопасности ООН было принято шесть резолюций, четыре из которых предполагали введение санкций.
Поддержка Россией ряда санкций оказала негативное воздействие не только на сотрудничество в области атомной энергетики, но и на российско-иранские отношения в целом. Особенно сильно они ухудшились после принятия в 2010 г. резолюции 1929, которая вводила санкции против банковского сектора Ирана. Тем не менее строительство первого блока Бушерской АЭС продолжилось и успешно завершилась, несмотря на санкционные ограничения и задержки.
Другие актуальные проблемы
Помимо санкций российско-иранское сотрудничество было осложнено другими факторами, большинство из которых были связаны непосредственно со строительством АЭС «Бушер».
Во-первых, изначально строительство атомной электростанции велось с помощью немецких технологий, и по этой причине после его возобновления Россия в первую очередь испытывала технические трудности.
Во-вторых, периодически возникала проблема оплаты строительства Бушерской АЭС с иранской стороны, которая задолжала около 545 млн долл. В итоге в 2023 г. Ирану удалось сократить долг перед Госкорпорацией «Росатом», что способствовало дальнейшему продолжению сотрудничества при строительстве второго блока АЭС.
В-третьих, возникла проблема обучения кадров, поскольку многие ученые покинули Иран после Исламской революции. По этой причине возникла необходимость подготовки новых специалистов, которые могли бы в дальнейшем работать на АЭС, для чего требовалось время, и, следовательно, процесс реализации проектов затягивался.
Дальнейшие перспективы
На данный момент сотрудничество российско-иранское сотрудничество становится теснее, несмотря на некоторые противоречия. Введение санкций против России в 2022 г. и ее политическая изоляция со стороны стран Запада способствовали сближению двух стран.
Завершение сооружения второго и третьего блока Бушерской АЭС с высокой долей вероятности будет в очередной раз задержано. Согласно заявлению главы Организации по атомной энергии исламской республики Мохаммада Эслами от 13 января 2025 г., строительство энергоблоков завершено только на 17%.
Кроме того, ведутся переговоры о расширении сотрудничества в сфере атомной энергетики, в частности, о сооружении дополнительных атомных электростанций — АЭС «Сирик» и АЭС «Карун», хотя изначально Иран планировал проводить строительство самостоятельно и уже приступил к нему. В данном направлении также, как и ранее, у России нет серьезных конкурентов, а у Ирана, в свою очередь, нет альтернативы, поэтому существует вероятность положительного результата текущих переговоров. Таким образом, Россия сохраняет лидирующие позиции в сфере атомной энергетики, а Иран получает возможность реализовывать проекты и постепенно решать проблему потребления энергии.
С другой стороны, следует учитывать влияние внешних факторов, в частности непростых отношений Ирана с Израилем, а, следовательно, и угрозу иранским ядерным объектам. В октябре 2024 г. напряженность между двумя странами вновь обострилась, что привело к взаимным атакам по военным объектам: Иран выпустил около 180 баллистических ракет по территории Израиля, большинство из которых были перехвачены. В Израиле видят угрозу, исходящую от ядерных объектов Ирана, и по этой причине стремятся их уничтожить, что осложняет реализацию проектов в сфере атомной энергетики.
***
Вне всякого сомнения, сотрудничество двух стран в сфере атомной энергетики требует доброжелательных и устойчивых отношений между ними, поскольку оно предполагает реализацию долгосрочных проектов, учитывая, что строительство и эксплуатация атомной электростанции может занимать десятки лет. По этой причине атомная энергетика становится значимым направлением межгосударственного взаимодействия, которое, с одной стороны, зависит от политического климата в отношениях государств, а с другой — в какой-то степени оказывает на него позитивное влияние. Российско-иранские отношения могут считаться ярким примером такого сотрудничества.