Ислам и миграция

Как в светском уральском вузе готовят исламских теологов

3 ноября 2013
Распечатать

Об уникальном опыте подготовки студентов по специальности «Исламская теология» в Уральском государственном горном университете с читателями Islam-today.ru поделился заместитель заведующего кафедрой теологии УГГУ Алексей Николаевич Старостин.

 

Исламская теология в горном вузе

Здесь, в Уральском государственном горном университете, на кафедре теологии вот уже три года готовят специалистов в области мусульманского богословия. Изначально кафедра была основана в 2010 году, начав готовить студентов по направлению «Православная теология». Спустя два года к ректору вуза профессору Николаю Петровичу Косареву, который сам является глубоко верующим православным человеком, обратились мусульмане с просьбой открыть направление «Исламская теология», что и было претворено в жизнь.

Примечательно также, что отделение исламской теологии УГГУ – это единственное место за Уралом, где можно получить высшее теологическое образование, при этом получив государственный диплом. К сожалению, в самом Екатеринбурге на сегодняшний день нет даже медресе – только начальные курсы при мечетях города.  

Сейчас кафедра осуществляет подготовку по двум направлениям «Православная теология» и «Исламская теология».  Подписаны соответствующие соглашения с Екатеринбургской Епархией, Региональным Духовным управлением мусульман Свердловской области, Российским исламским институтом в Казани, Российским исламским университетом ЦДУМ России, которые оказывают методическую и организационную поддержку процессу обучения. Пока подготовка осуществляется по заочной форме обучения, но если будет потребность, возможно открытие очного отделения.  В частности, преподаватели из казанского РИИ постоянно приезжают в УГГУ, где ведут занятия для студентов заочного отделения «Исламской теологии».

По словам Алексея Николаевича, кафедра теологии в УГГУ - одна из немногих в России, которая осуществляет подготовку сразу по двум направлениям - "Православная теология" и "Исламская теология". Уникальность данной ситуации заключается в том, что учебными планами и у православных, и у исламских теологов предусмотрены общие предметы гуманитарного, социального и естественно-научного цикла, а также дисциплины по выбору, связанные с профилем – "Государственно-конфессиональные отношения", что призвано содействовать усилению диалога христианства и ислама в стенах Горного университета, укреплению духовности и нравственности в образовательном процессе. Анкетный опрос студентов-теологов, проведенный в декабре 2011 г., показал, что все участники образовательного процесса довольны уровнем взаимоотношений между православной и исламской подгруппами, назвав их «хорошими» и «дружескими». Для православных студентов предусмотрены экскурсии в мечеть, а для студентов-мусульман – в православный храм для знакомства с религиозными традициями друг друга. В то же время уровень религиозности российского общества студенты оценили как «низкий» и полны решимости содействовать укреплению духовного начала среди россиян. Студенты-теологи активно участвуют в общеуниверситетских мероприятиях, тесно общаются со студентами других специальностей, что позволяет всем желающим познакомиться с ценностями двух традиционных конфессий России.

На сегодняшний день понаправлению «Исламская теология»обучаются 56 человек. Любопытно, что среди студентов не только этнические мусульмане, но и те, кто просто выбрал для себя мусульманское богословие в качестве профессии.

Во время сессий для студентов устраиваются встречи с ведущими религиоведами и государственными чиновниками, отвечающими за взаимодействие с религиозными организациями, что способствует расширению их кругозора. Прохождение производственных практик организовано с учетом того, чтобы студенты могли найти себе работу по специальности. Например, в 2013 году студенты проходили практику в администрации губернатора Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, воинских частях Министерства обороны РФ (один из студентов-мусульман в результате стал полковым муллой), администрациях муниципальных образований, местных религиозных организациях и приходах.     

 

Университет «дружбы народов»

Преподаватели и студенты вуза отмечают заслугу личного вклада и стараний ректора УГГУ Николая Косарева, который не только активно развивает гуманитарное направление в, по сути, техническом вузе, но и всецело поддерживает проведение мероприятий духовного характера для студентов-представителей всех традиционных конфессий. «Моя давняя мечта – чтобы наш вуз назывался Уральским государственным горным университетом дружбы народов», - часто повторяет Николай Петрович.

Таким образом, позиция вуза гласит, что здесь на всех специальностях рады представителям любых национальностей как ближнего, так и дальнего зарубежья. Это проявляется и на деле. «Примером может служить, например, то, что мы ежегодно празднуем много новых годов, - рассказывает Алексей Старостин, - от русского до китайского, а также отмечаем хануку и навруз». Кроме того, в отличие от многих российских вузов, здесь не возникает никаких проблем у студенток – исполняющих мусульманок, которым разрешено посещать университет в хиджабе.

Проводится большое количество мероприятий, направленных на позиционирование Горного университета как активного участника межконфессионального диалога. Вечера УГГУ в течение 2-х лет проходят в Шатре Рамадана, в октябре 2013 года впервые в стенах университета прошел праздник "Курбан-Байрам по-студенчески", когда пловом из жертвенного мяса, предоставленного местным духовным направлением, накормили без преувеличения весь университет.

Горный университет является активным участником межконфессионального диалога и, осознавая важность ценностей традиционных конфессий России при воспитании молодежи, содействует знакомству с ними студентов и преподавателей   Екатеринбурга и других городов Урала. В качестве очередного примера такого рода работы Алексей Николаевич приводит проведение круглого стола «Духовность и нравственность – основы будущего России», прошедший в 2006 г. в Горном университете с участием лидеров православия, ислама и иудаизма. Отдельная работа проводится и с каждой из названных конфессий.

Так, что касается мусульманского направления, в стенах вуза ежегодно проходит финал проводимой в Свердловской области олимпиады для школьников «Юные знатоки Ислама», в которой юные мусульмане демонстрируют свои знания в области исламского вероучения. В состав жюри входят не только религиозные деятели, но и представители органов государственной власти, ответственных за взаимодействие с религиозными организациями, преподаватели Горного университета. Выпускник аль-Азхара, известный на Урале религиозный деятель, педагог-теолог Руслан Нурмаметов проводил для верующих мусульман мастер-класс по совершению намаза.

В декабре 2009 г. в стенах Горного университета состоялась презентация уникального издания – энциклопедического словаря «Ислам на Урале», в рамках которой перед студентами выступили известные исламоведы из Нижнего Новгорода, Казани и Москвы. В октябре 2010 г. вуз принял всероссийскую научно-практическую конференцию «Мусульмане России: наука и образование», на которой известные религиозные деятели и ученые обсуждали вопросы совершенствования системы исламского духовного образования.

И, действительно, вуз очевидно добился высокого уровня толерантности и духовного просвещения своих студентов. Как рассказывает Алексей Старостин, по результатам проведенного в городе Екатеринбург социологического исследования, студенты УГГУ качественно отличаются толерантной позицией по отношению к представителям других национальностей и религий, чего, к сожалению, нельзя сказать в целом про уральскую молодежь.

Нурия Гибадуллина

http://www.islam-today.ru/islam_v_rossii/kak-v-svetskom-uralskom-vuze-gotovat-islamskih-teologov/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся