110 лет Красной мечети Томска
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Старинный сибирский город Томск. Исторический центр. Татарская слобода, где вот уже более 400 лет с момента основания города проживают мусульмане. На площадке возле одного из старейших в Сибири мусульманских храмов – Красной мечети шумит строительная техника, деловито снуют рабочие, разгружают кирпичи, поднимают их наверх, чтобы завершить кладку сорока пятиметрового минарета. Всего шесть метров осталось до восстановления исторической справедливости, когда первая в городе мечеть вновь обретет свой первозданный облик. Работы планируют завершить к осени, когда будут праздновать 110-летие красавицы мечети. О том, как идет работа и как живут сегодня томские мусульмане, корреспонденту газеты «Ислам минбаре» рассказал муфтий Духовного управления мусульман Томской области юрисдикции ДУМАЧР Низамуддин Жумаев.
– Ас-саляму алейкум, Низамуддин-хазрат! Радостно видеть, как восстанавливается Красная мечеть, расскажите, как удалось сдвинуть дело «с мертвой точки», ведь Вы много лет добивались ее восстановления?
– История нашей мечети такова: Красная Соборная мечеть была построена в 1904 году на средства общества томских мусульман на месте, где размещались первые две деревянные мечети, действовавшие в XIX веке и впоследствии сгоревшие. До 1915 года, пока в Томске не была возведена Белая Соборная мечеть, в Красной мечети молилось, в общей сложности, до 1 600 магометан мужского пола. В конце 20-х годов ХХ века мечеть была закрыта, затем переоборудована под кинозал, с 1942 по 1985 годы в ней размещался ликеро-водочный завод, а с 1986 года – цех завода пищевых продуктов «Томский». Именно в это время здание понесло значительный урон: были утрачены минарет и купол. Рядом с мечетью располагалось здание медресе, в котором в советские годы также размещались различные конторы и учреждения, последнее – «ТомскНИПИнефть». Первоначально мусульманская община сумела добиться возвращения здания медресе. Это произошло в 1997 году. Здесь сейчас совершаются все богослужения. Мы долго добивались возвращения здания самой мечети. Сделать это удалось только в 2002 году. Здание было в ужасающем состоянии, вокруг полно гаражей, каких-то складов. Мы сами все демонтировали, освободили площадку вокруг мечети и начали искать средства на ее восстановление. Обращались к тогдашнему губернатору Томской области В.М. Крессу с просьбой помочь. Тот обращался с соответствующей просьбой к королю Саудовской Аравии, но ответа мы не получили. Поэтому мы обратились к руководству Чеченской Республики и там согласились помочь.
– Как это произошло?
– Два года назад я ездил в Чечню на международную конференцию, где присутствовали делегаты из более чем сорока стран. Я взял с собой архивную документацию по мечети и обращение на имя руководства Чечни. Через два-три месяца с нами связались представители Регионального общественного фонда им. Героя России Ахмата Кадырова и сообщили, что профинансируют восстановление мечети. После этого представители фонда приезжали в Томск, изучили обстановку, встречались с руководством области и города, которые всегда нас поддерживали в деле восстановления мечети. И процесс пошел. Мы заключили договоры с компаниями, которые выполняют проектные и строительные работы. Работа закипела. Каждую пятницу мы проводим совещания, на которых присутствуют представители департамента культуры, технадзора и наш подрядчик «Томскремстройпроект» – одна из авторитетнейших в городе организаций. Вы видите, каких результатов удалось достичь за это время. Еще несколько метров и минарет будет готов. Общая стоимость работ оценивается в 60 млн. рублей. Их завершение планируется в конце 2014 года.
– А кто сегодняшние мусульмане Томска?
– У нас татар много, также много представителей азиатских народов – таджиков, узбеков, киргизов, казахов и верующих из регионов Северного Кавказа – дагестанцев, чеченцев, ингушей. Одним словом, представители разных национальностей к нам приходят. Мы стараемся, чтобы им всем было комфортно здесь. По милости Аллаха в мечеть приходят и молодые люди, и старики, которым уже за восемьдесят лет, но они стараются не пропускать ни одной пятницы.
– Вы – таджик по национальности, поэтому подтвердите, что в Средней Азии во времена СССР религия сохранилась лучше, нежели в Центральной России, на Урале и в Сибири. Здесь на борьбу с религией, в частности, с исламом были брошены огромные силы: закрывались мечети, уничтожались имамы и религиозная литература, активно действовала атеистическая пропаганда. Как Вы думаете, сегодня для сибирских татар, которые здесь живут, что означает ислам? Сколько из них являются практикующими мусульманами?
– Те, кто считает себя мусульманами, с гордостью говорят об этом: «Мы сердцем верим, любим». Они соблюдают обряд поминок, стараются организовать меджлис в месяц Рамадан и во время Маулида. В Советском Союзе люди ведь воспитывались в атеизме, поэтому сейчас не все старики соблюдают намаз. Но радостно, что татарская молодежь начала больше ходить в мечеть, это – милость Аллаха. Если Аллах захочет, чтобы завтра здесь мечеть была полна татар, так и будет. Приезжают люди из Средней Азии и Кавказа, мечети заполняются. Если сад украшают цветы, то мечеть украшают прихожане, в итоге получается прекрасный сад. Украшение мечети – это прихожане, которые постоянно ходят на намаз.
– В своей работе вы сталкиваетесь с представлениями различных течений, идеологий?
– Мы всегда в мечети призываем людей к тому, чтобы они придерживались традиций коренных народов, и стараемся проповедью переубедить остальных. Мусульмане, которые изначально здесь жили, придерживаются ханафитского мазхаба, как и среднеазиатские народы. Поэтому всех, и тех, кто приехал из Средней Азии, и тех, кто с Кавказа, мы призываем к совершению намаза по ханафитскому мазхабу, чтобы не было раскола, чтобы не было фитны. Они нас понимают. Мы не хотим, чтобы в мечети были смута и разделение.
– В Томской области много татарских деревень, в каких из них действуют мечети Вашего Духовного управления? Как развивается ислам в сибирской глубинке?
– Мечети есть в деревнях Тохтамышево, Черная речка, Барабинка, Моряковка, в Кривошеинском районе. Мы с ними очень тесно работаем. Когда мы получаем помощь от Духовного управления мусульман Азиатской части России, в основном это религиозные книги, календари, другие материалы, стараемся им оперативно передать. Особенно имамы ценят книги, в которых содержатся тексты проповедей, стараемся также обеспечивать их книгами по обучению чтению намаза. Когда у нас бывают большие праздники, мы приглашаем их активистов, руководителей к себе. Во всех деревнях проводятся джума-намазы, костяк общин – по 15-20 человек. Сельские имамы активно работают, стараются оживить мусульманские традиции среди населения, обучать, чтобы народ не потерял свои корни. И на смену старикам приходит молодежь. К примеру, недавно из деревни Эушта к нам приезжал молодой человек. Говорит, что у них в деревне есть здание мечети, там раньше была какая-то контора, но крыша у этого здания худая. Просит помочь построить новую небольшую мечеть. Аль-хамду лиллях, я обрадовался, что есть такая молодежь, которая хочет, чтобы у них в деревне мечеть была, чтобы она работала, чтобы люди просвещались и ходили туда читать намаз. А значит, у ислама в сибирских селах есть будущее.
Беседовал Алексей Старостин
Источник: Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре», №5 (223), май 2014 г.