Японская мультипликация — третий кит российской онлайн индустрии развлечений
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Жанр японского изобразительного искусства «аниме» в последние годы набирает все больше популярности среди российских зрителей и уже по праву занимает место одного из ключевых художественных развлекательных жанров наравне с фильмами и сериалами. Крупные онлайн-кинотеатры активно выкупают лицензии на прокат аниме, а в кинотеатрах выходят в показ полнометражные фильмы от японских иллюстраторов. Активно вовлекаясь в культуру, россияне начинают чаще отдавать предпочтение для путешествия в страну восходящего солнца, что можно обозначить как элемент мягкой силы Японии в отношении России. Однако в публичном пространстве данная тема редко поднимается, хотя уровень внедрения японской культуры в российский общественный ландшафт заметен не только на статистике, но и по отношению россиян ко всему японскому в целом.
Источник: Unsplash
В рамках изучения проблемы были проанализированы источники мягкой силы, ее акторы, экономические и политические следствия ее реализации.
Для репрезентативности результатов анализа были взяты два самых крупных по популярности интернет-поисковика в России: Google (37% популярности) и Яндекс (61,1% популярности), которые в свою очередь имеют сервисы для отслеживания количества запросов пользователей: Google Trends, который не предусматривает распространение не распространяются точных количественных данных, вместо этого используется метрика «популярности», и «Яндекс Вордстат». Для анализа был выбран период с января 2020 г. до декабря 2024 г. Для сравнения популярности запросов были взяты следующие переменные: «аниме», «сериалы», «фильмы».
Источник: составлено автором на основе данных Google Trends
В рамках поисковой системы Google в январе 2020 г. популярность запроса «аниме» составляла 22 пункта, в то время как «сериалы» —17 пунктов, «фильмы» —64 пункта. Значительное увеличение популярности запросов («аниме» — 30 пунктов, «сериалы» — 25 пунктов, «фильмы» — 100 пунктов) всех переменных отмечается с марта по апрель 2020 г., что можно объяснить домашней изоляцией в связи с пандемией COVID-19. В периоды праздничных дней также отмечался рост во всех категориях. Однако интересным фактором представляется то, что после новогодних праздничных дней в январе 2021 г. популярность категории «аниме» составляла 50 пунктов, хотя еще в ноябре 2020 г. составляла в среднем 30 пунктов, а после долго удерживала позиции в среднем в 40 пунктов, вплоть до сентября 2021 г. После полугодовой просадки, в апреле 2022 г., «аниме» практически сравнялось с показателем «фильмы», а «сериалы» сильно отдалились — «аниме» — 38, «фильмы» — 43, «сериалы» — 12. После этого популярность японской мультипликации составляла приблизительно равнозначные значения с фильмами. Данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день. Однако стоит отметить, что падение запроса «сериалы» гипотетически могло снизиться из-за развития онлайн кинотеатров, что делает поиск контента проще, так как все аккумулировано в одном сервисе и нет необходимости использовать поисковые системы. Это также подтверждает статистика Telecom Daily. За 2020 г. выручка онлайн кинотеатров в России выросла на 52%.
Источник: составлено автором на основе данных Яндекс Вордстат
«Яндекс Вордстат» отображает практически схожие результаты с Google Trends, поэтому для упрощения были выбраны 2020 и 2024 гг. В январе 2020 г. количество запросов «аниме» составляло 0,17% от общего числа запросов (16,567,254 запросов), а уже в декабре 2024 г. — 0,24% (29,177,658 запросов). С «фильмы» и «сериалы» в Яндексе положение куда лучше, чем в Google. В тот же самый период «фильмы» занимают 2,66% от общего числа запросов (256,950,457 запросов) в январе 2020 г., но на момент декабря 2024 г. заметно сильное падение запросов — 1,92% от общего числа (229,624,290 запросов). Запрос «сериалы» также просел в количественном соотношение с 2020 г. и составил 0,89% доли от всех запросов (86,844,461 запросов) в 2024 г. этот показатель составил уже 0,86% (102,916,033 запросов). Во всех трех случаях можно наблюдать увеличение общего числа запросов, однако в то время как запрос «аниме» возрастает в процентной доле к общему числу запросов, то «сериалы» и «фильмы», наоборот снижаются в рамках запросов пользователей.
Как можно заметить, жанр аниме активно приобретает популярность на полях российского развлекательного сегмента в интернете. Главный интерес составляет факт, что аниме производится только в Японии и не имеет производственных аналогов в России. Если сериалы и фильмы с относительно недавнего времени Россия выпускает собственным усилиями, в частности Кинопоиск, Окко и Иви создают авторский контент, то в случае с аниме на домашнем рынке нет подобных аналогов, за исключением полнометражных мультипликационных фильмов, которые скорее можно назвать зарубежной адаптацией или собственным продуктом, но следующий канонам западной анимации.
Остается вопрос о том, как и за счет чего аниме распространяется на российском рынке. Принятый в 2013 г. закон о противодействии распространению «пиратского» контента заработал в отношении аниме в полной мере в 2019 г., когда начали поступать первые заявления о нарушении авторского права, хотя жанр был популярен и до 2019 г. Однако такие заявления не имели массового характера и были частным случаем. Уже через год, в июле 2020 г. на российский рынок вышла дочерняя компания DEEP (Dentsu Entertainment Eurasia Partners), основанная DJN (Dentsu Japan Network) и OKS Group. Сама компания DJN говорит о себе: «конгломерат из 150+ японский компаний в сфере маркетинга и коммуникаций, медиа и пиар, event-менеджмента и IT». OKS Group — компания, инвестирующая в медиаотрасль и технологические компании в России и в мире.
DEEP с 2020 г. и по сей день продолжает работу на российском рынке, выступая в качестве дистрибутора между российскими стриминговыми сервисами и студиями по созданию аниме, японских фильмов и сериалов. Также компания, представленная в сообществе как «РуАниме», имеет значительное количество участников в социальных сетях («ВКонтакте» — 125,000 подписчиков). Помимо дистрибуции, DEEP также активно проводит мероприятия, связанные с японской культурой.
Так как DEEP — японская дочерняя компания двух крупных конгломератов, которая взаимодействует со студиями по производству цифрового контента напрямую, следует сделать вывод, что российские сервисы стриминга и кинопроката приобретают товар непосредственно из Японии. Соответственно, распространение аниме и японской культуры в рамках российского общества стоит обозначить как мягкую силу Японии исходя из определения, что государство не всегда выполняет роль источника мягкой силы, чаще это независимый от него бизнес или некоммерческие организации.
В данном контексте невозможно не отметить аниме, получившее абсолютное внимание среди зрителей жанра в России — «Аля кокетничает по-русски». Однако, в случае российского зрителя такая популярность обоснована неожиданностью, так как в сериале довольно корректно описываются русские традиции, используются поговорки и в целом хорошо составлен перевод с японского языка на русский. Интересным тут можно назвать факт ошеломительной популярности аниме и в Японии. К примеру, в одном из центральных районов Токио — Синдзюку, на популярном для жителей и туристов электронном баннере с котом, расположили анонс новых серий сериала и изображением главной героини Али. Невозможно знать точно, была ли преднамеренно выбрана тема для сериала, чтобы привлечь к просмотру российскую аудиторию, но точно стоит отметить, что это удалось реализовать. Кинопоиск, обратившись также к DEEP, приобрел права на прокат сериала в своем стриминговом сервисе, что также стало новостью.
Таким образом, японская мультипликация с каждым годом приобретает новых поклонников в общественном ландшафте нашей страны, однако, явный прирост популярности жанра совпадает с временными рамками открытия DEEP, что свидетельствует о двух факторах: помимо изначальной аудитории аниме, которая потребляла контент «пиратским» способом в силу отсутствия альтернативы потреблять его лицензионно, прибавились люди, которые, используя стриминговые сервисы, иными словами, действуя легально, знакомятся с жанром, и расширяя тем самым аудиторию аниме. Второй фактор вытекает из первого: стриминговые сервисы сами становятся катализатором распространения жанра в силу привлечения зрителей, ранее не имевших опыта ознакомления с аниме, в том числе привлекая людей из разных возрастных групп, так как стриминговыми площадками пользуются не только молодые люди, но и в более взрослом возрасте в силу распространенности подписок на Smart-TV телевизорах, которые можно назвать практически неотъемлемым составляющим любого современного жилья. Разумеется, к популярности жанра причастна также сама Япония в лице DEEP, которая активно распространяет японскую культуру через лицензирование и прокат аниме, проведения фестивалей и промо-компаний к ним.
Подводя итог, жанр японской мультипликации — аниме успешно закрепился в российском ландшафте развлекательной сферы. С каждым годом отмечается рост зрителей и симпатий к жанру в обществе. Японские художественные студии, производя сериалы, стали прибегать к использованию российских образов, что можно воспринимать как попытку привлечения аудитории нашей страны. Японские компании, связанные с дистрибуцией развлекательного контента, активно продолжают работу на территории России. В частности, конгломерат DEEP выступает в качестве связующего звена между российскими стриминговыми площадками и японскими студиями по производству аниме. Распространение аниме в России можно определить как мягкую силу, так как мы не видим прямого участия государства в этом процессе, к непосредственно прямой государственной политике Cool Japan Россия не имеет отношения.
Ассистент по связям со СМИ и организации мероприятий РСМД
Блог: Блог Михаила Лоенко
Рейтинг: 0