Блог Михаила Лоенко

Японская мультипликация — третий кит российской онлайн индустрии развлечений

25 февраля 2025
Распечатать

Жанр японского изобразительного искусства «аниме» в последние годы набирает все больше популярности среди российских зрителей и уже по праву занимает место одного из ключевых художественных развлекательных жанров наравне с фильмами и сериалами. Крупные онлайн-кинотеатры активно выкупают лицензии на прокат аниме, а в кинотеатрах выходят в показ полнометражные фильмы от японских иллюстраторов. Активно вовлекаясь в культуру, россияне начинают чаще отдавать предпочтение для путешествия в страну восходящего солнца, что можно обозначить как элемент мягкой силы Японии в отношении России. Однако в публичном пространстве данная тема редко поднимается, хотя уровень внедрения японской культуры в российский общественный ландшафт заметен не только на статистике, но и по отношению россиян ко всему японскому в целом.

gracia-dharma-qTlbO6mkQH0-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

В рамках изучения проблемы были проанализированы источники мягкой силы, ее акторы, экономические и политические следствия ее реализации.

Для репрезентативности результатов анализа были взяты два самых крупных по популярности интернет-поисковика в России: Google (37% популярности) и Яндекс (61,1% популярности), которые в свою очередь имеют сервисы для отслеживания количества запросов пользователей: Google Trends, который не предусматривает распространение не распространяются точных количественных данных, вместо этого используется метрика «популярности», и «Яндекс Вордстат». Для анализа был выбран период с января 2020 г. до декабря 2024 г. Для сравнения популярности запросов были взяты следующие переменные: «аниме», «сериалы», «фильмы».


Рисунок1.png

Источник: составлено автором на основе данных Google Trends

В рамках поисковой системы Google в январе 2020 г. популярность запроса «аниме» составляла 22 пункта, в то время как «сериалы» —17 пунктов, «фильмы» —64 пункта. Значительное увеличение популярности запросов («аниме» — 30 пунктов, «сериалы» — 25 пунктов, «фильмы» — 100 пунктов) всех переменных отмечается с марта по апрель 2020 г., что можно объяснить домашней изоляцией в связи с пандемией COVID-19. В периоды праздничных дней также отмечался рост во всех категориях. Однако интересным фактором представляется то, что после новогодних праздничных дней в январе 2021 г. популярность категории «аниме» составляла 50 пунктов, хотя еще в ноябре 2020 г. составляла в среднем 30 пунктов, а после долго удерживала позиции в среднем в 40 пунктов, вплоть до сентября 2021 г. После полугодовой просадки, в апреле 2022 г., «аниме» практически сравнялось с показателем «фильмы», а «сериалы» сильно отдалились — «аниме» — 38, «фильмы» — 43, «сериалы» — 12. После этого популярность японской мультипликации составляла приблизительно равнозначные значения с фильмами. Данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день. Однако стоит отметить, что падение запроса «сериалы» гипотетически могло снизиться из-за развития онлайн кинотеатров, что делает поиск контента проще, так как все аккумулировано в одном сервисе и нет необходимости использовать поисковые системы. Это также подтверждает статистика Telecom Daily. За 2020 г. выручка онлайн кинотеатров в России выросла на 52%.

Рисунок2.png

Источник: составлено автором на основе данных Яндекс Вордстат

«Яндекс Вордстат» отображает практически схожие результаты с Google Trends, поэтому для упрощения были выбраны 2020 и 2024 гг. В январе 2020 г. количество запросов «аниме» составляло 0,17% от общего числа запросов (16,567,254 запросов), а уже в декабре 2024 г. — 0,24% (29,177,658 запросов). С «фильмы» и «сериалы» в Яндексе положение куда лучше, чем в Google. В тот же самый период «фильмы» занимают 2,66% от общего числа запросов (256,950,457 запросов) в январе 2020 г., но на момент декабря 2024 г. заметно сильное падение запросов — 1,92% от общего числа (229,624,290 запросов). Запрос «сериалы» также просел в количественном соотношение с 2020 г. и составил 0,89% доли от всех запросов (86,844,461 запросов) в 2024 г. этот показатель составил уже 0,86% (102,916,033 запросов). Во всех трех случаях можно наблюдать увеличение общего числа запросов, однако в то время как запрос «аниме» возрастает в процентной доле к общему числу запросов, то «сериалы» и «фильмы», наоборот снижаются в рамках запросов пользователей.

Как можно заметить, жанр аниме активно приобретает популярность на полях российского развлекательного сегмента в интернете. Главный интерес составляет факт, что аниме производится только в Японии и не имеет производственных аналогов в России. Если сериалы и фильмы с относительно недавнего времени Россия выпускает собственным усилиями, в частности Кинопоиск, Окко и Иви создают авторский контент, то в случае с аниме на домашнем рынке нет подобных аналогов, за исключением полнометражных мультипликационных фильмов, которые скорее можно назвать зарубежной адаптацией или собственным продуктом, но следующий канонам западной анимации.

Остается вопрос о том, как и за счет чего аниме распространяется на российском рынке. Принятый в 2013 г. закон о противодействии распространению «пиратского» контента заработал в отношении аниме в полной мере в 2019 г., когда начали поступать первые заявления о нарушении авторского права, хотя жанр был популярен и до 2019 г. Однако такие заявления не имели массового характера и были частным случаем. Уже через год, в июле 2020 г. на российский рынок вышла дочерняя компания DEEP (Dentsu Entertainment Eurasia Partners), основанная DJN (Dentsu Japan Network) и OKS Group. Сама компания DJN говорит о себе: «конгломерат из 150+ японский компаний в сфере маркетинга и коммуникаций, медиа и пиар, event-менеджмента и IT». OKS Group — компания, инвестирующая в медиаотрасль и технологические компании в России и в мире.

DEEP с 2020 г. и по сей день продолжает работу на российском рынке, выступая в качестве дистрибутора между российскими стриминговыми сервисами и студиями по созданию аниме, японских фильмов и сериалов. Также компания, представленная в сообществе как «РуАниме», имеет значительное количество участников в социальных сетях («ВКонтакте» — 125,000 подписчиков). Помимо дистрибуции, DEEP также активно проводит мероприятия, связанные с японской культурой.

Так как DEEP — японская дочерняя компания двух крупных конгломератов, которая взаимодействует со студиями по производству цифрового контента напрямую, следует сделать вывод, что российские сервисы стриминга и кинопроката приобретают товар непосредственно из Японии. Соответственно, распространение аниме и японской культуры в рамках российского общества стоит обозначить как мягкую силу Японии исходя из определения, что государство не всегда выполняет роль источника мягкой силы, чаще это независимый от него бизнес или некоммерческие организации.

В данном контексте невозможно не отметить аниме, получившее абсолютное внимание среди зрителей жанра в России — «Аля кокетничает по-русски». Однако, в случае российского зрителя такая популярность обоснована неожиданностью, так как в сериале довольно корректно описываются русские традиции, используются поговорки и в целом хорошо составлен перевод с японского языка на русский. Интересным тут можно назвать факт ошеломительной популярности аниме и в Японии. К примеру, в одном из центральных районов Токио — Синдзюку, на популярном для жителей и туристов электронном баннере с котом, расположили анонс новых серий сериала и изображением главной героини Али. Невозможно знать точно, была ли преднамеренно выбрана тема для сериала, чтобы привлечь к просмотру российскую аудиторию, но точно стоит отметить, что это удалось реализовать. Кинопоиск, обратившись также к DEEP, приобрел права на прокат сериала в своем стриминговом сервисе, что также стало новостью.

Таким образом, японская мультипликация с каждым годом приобретает новых поклонников в общественном ландшафте нашей страны, однако, явный прирост популярности жанра совпадает с временными рамками открытия DEEP, что свидетельствует о двух факторах: помимо изначальной аудитории аниме, которая потребляла контент «пиратским» способом в силу отсутствия альтернативы потреблять его лицензионно, прибавились люди, которые, используя стриминговые сервисы, иными словами, действуя легально, знакомятся с жанром, и расширяя тем самым аудиторию аниме. Второй фактор вытекает из первого: стриминговые сервисы сами становятся катализатором распространения жанра в силу привлечения зрителей, ранее не имевших опыта ознакомления с аниме, в том числе привлекая людей из разных возрастных групп, так как стриминговыми площадками пользуются не только молодые люди, но и в более взрослом возрасте в силу распространенности подписок на Smart-TV телевизорах, которые можно назвать практически неотъемлемым составляющим любого современного жилья. Разумеется, к популярности жанра причастна также сама Япония в лице DEEP, которая активно распространяет японскую культуру через лицензирование и прокат аниме, проведения фестивалей и промо-компаний к ним.

Подводя итог, жанр японской мультипликации — аниме успешно закрепился в российском ландшафте развлекательной сферы. С каждым годом отмечается рост зрителей и симпатий к жанру в обществе. Японские художественные студии, производя сериалы, стали прибегать к использованию российских образов, что можно воспринимать как попытку привлечения аудитории нашей страны. Японские компании, связанные с дистрибуцией развлекательного контента, активно продолжают работу на территории России. В частности, конгломерат DEEP выступает в качестве связующего звена между российскими стриминговыми площадками и японскими студиями по производству аниме. Распространение аниме в России можно определить как мягкую силу, так как мы не видим прямого участия государства в этом процессе, к непосредственно прямой государственной политике Cool Japan Россия не имеет отношения.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся