Миграционный кризис во Франции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Франция, как и многие другие европейские страны, столкнулась с миграционным кризисом. Так, с января по сентябрь 2015 г. в странах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище. Всего за тот год в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 млн беженцев и нелегальных мигрантов. С момента начала гражданской войны в Сирии и других конфликтов в ближневосточном и североафриканских регионах тысячи беженцев начали прибывать во Францию. Многие из них создали нелегальные лагеря в Париже и других крупных городах.
Источник: Russianstoday
Хотя причинами для миграции является не только политическая неустойчивость на родине и поиск политического убежища, Франция в среднем удовлетворяет около 40% заявок на предоставление убежища. Во-первых, существует профессиональная миграция, за счет которой люди стараются найти более высокооплачиваемую работу. Доля этой группы составляет около 11% от всего миграционного потока. Во-вторых, семейная миграция также популярна. Целью мигрантов в данном случае является воссоединение с семей, создание брака и рождение детей на более благоприятной для этого территории. Во Франции число мигрантов данной категории увеличивается постоянно, ежегодно в среднем на 2,2%. В-третьих, для Франции характерна студенческая миграция, потому что одной из целей проводимой политики является улучшение государственного имиджа за счет инструментов мягкой силы, в том числе за счет распространения преимуществ французских образовательных учреждений. Стоит отметить, что часть образования во Франции бесплатная. Согласно данным информационного издания департамента статистики, исследований и документации Министерства внутренних дел Франции, 5% студентов становятся впоследствии экономическими мигрантами, 7-6% – в результате брака с французами – мигрантами в рамках семейного воссоединения.
В 2020 г. миграционный кризис во Франции усугубился прибытием более тысяч мигрантов из Северной Африки и других регионов. Большинство из них стремятся перебраться в Великобританию, что приводит к созданию незаконных лагерей вокруг портовых городов на севере Франции. В 2022 г. число мигрантов, получивших убежище во Франции, достигло рекордных значений, увеличившись на 33% по сравнению с данными 2021 г. При этом мигранты прибывали из Афганистана, Бангладеша, Турции, Грузии и Украины.
При этом большинство проблем связано именно с действиями нелегальных мигрантов. В основном это беженцы, чьи прошения об убежище были отклонены, и которые не возвращаются на родину. Они находятся во Франции в надежде на урегулирование их статуса – вне юридической защиты, на нелегальном положении. Многие французы выражают беспокойство из-за увеличения насилия и преступности, а также из-за строительства незаконных лагерей, которые часто представляют собой угрозу для здоровья и безопасности мигрантов и окружающего сообщества.
Проблемы, вызванные миграционным кризисом, и их решение
Миграционный кризис во Франции вызвал множество проблем, которые касаются экономического, социального, правового и культурного секторов. Правительство страны нацелено на их решение с помощью различных проектов, в которых используются экономические, правовые и социальные инструменты.
Террористическая активность
В первую очередь необходимо отметить, что правительство Франции связывает рост террористической активности с приездом мигрантов. Местное население выделяет именно эту проблему доминирующей среди других. И это неудивительно, потому что организуемые террористические акты влияют как на внутреннюю, так и на внешнюю безопасность страны. В этом аспекте наиболее опасными являются мигранты, прибывшие из исламских государств, так как некоторые из них используют миграционные каналы для внедрения в европейские страны своих боевиков. Однако террористы прибывают не только по проложенным миграционным маршрутам – экстремистская пропаганда также активно распространяется среди потомков мигрантов второго и третьего поколений, ими был организован целый ряд беспорядков и терактов во Франции: теракт в редакции «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo) (погибли 12 человек) 7 января 2015 г., серия терактов в Париже и его пригородах 13 ноября 2015 г., террористическое нападение на школьного учителя в Марселе 11 января 2016 г., террористический акт в Ницце (погибли 86 человек) 14 июля 2016 г., нападение на французских полицейских на Елисеевских полях 20 апреля 2017 г., нападение в Кракассоне и Требе 23 марта 2018 г., массовые вооруженные нападения в регионах Роман-сюр-Изере и Овернь-Рона-Альпы 4 апреля 2020 г. и другие.
Антитеррористическая борьба стала одним из главных пунктов в проведении общеевропейской миграционной политики. Исходя из этого, в 2016 г. Сенат Франции опубликовал доклад о финансировании программ, связанных с миграционными проблемами и с антитеррористическими действиями в Евросоюзе. Таким образом, на урегулирование миграционного кризиса было выделено 15 млрд. евро.
Рост преступности на фоне финансовых трудностей мигрантов
Из-за недостатка ресурсов и финансовых средств для решения всех проблем, связанных с миграционным кризисом, таких как размещение беженцев, обеспечение их комфортными условиями проживания, предоставление им медицинской помощи и образования, возникают множественные конфликты и акты насилия в лагерях мигрантов и других местах пребывания беженцев. Большая часть конфликтов основывается на имущественном неравенстве, вызванном нехваткой жилья и недостатком материальных ресурсов, которые часто не могут быть предоставлены беженцам в равной мере. Это непосредственно повышает рост нагрузки на государственный бюджет Франции.
Здесь также стоит отметить, что мигранты вызывают много проблем в связи с высоким уровнем безработицы. По данным Национального института статистики и экономических исследований Франции, в районах, где живут мигранты, уровень безработицы достигает 30-40%. При этом в общей сложности 68,8% приезжих во Францию трудоспособного возраста. В целом новые мигранты имеют более низкий уровень образования, чем население в целом. В 2019 году мигранты испытывали больше трудностей с поиском работы, чем не мигранты: уровень безработицы среди мигрантов-мужчин составил 13% и 15% — среди женщин, по сравнению с 8% среди мужчин и женщин, не являющихся мигрантами. Причинами для высокого уровня безработицы являются нестабильность статуса мигрантов во Франции; уровень образования, который часто ниже среднего по стране; меньший опыт работы на французском рынке труда и слабое владение французским языком, особенно у новых мигрантов. Также происходит рост числа нелегальных мигрантов, которые работают на черном рынке. Можно связать высокий уровень безработицы и нехватку финансовых ресурсов среди мигрантов с общей криминализацией французского общества. Согласно заявлению министра внутренних дел Франции Жеральда Дарманена, иммигранты совершают 19% преступлений. С 2015 г. по текущее время индекс преступности во Франции вырос на 13%. Сейчас Франция находится на 2 месте среди стран Европы по уровню преступности.
В последнее время весьма ужесточилась борьба с нелегальной миграцией. В 2019 г. французское правительство массово внедрило новые законы, направленные на борьбу с ней. Некоторые из них включают в себя ужесточение критериев для получения политического убежища; более строгое наказание для работодателей, принимающих нелегальных мигрантов на работу; ужесточение законов в отношении нарушителей визового режима; сокращение сроков на рассмотрение апелляций в случае отказа в предоставлении статуса беженца. Теперь приобретение гражданства по праву «наследования» сильно ограничено и оценивается за счет вступления в брак и трудового стажа родителей. А чтобы иметь право на получение вида на жительство по причине «воссоединения семьи», необходимо получить большое количество разрешений.
Проблема торговли людьми
Франция старается эффективно бороться с торговлей людьми на своей территории. Однако попытки передать управление миграционными потоками в страны происхождения или транзита за счет координации с Европейским союзом косвенно привели к развитию систем торговли людьми в других странах. Особенно это касается Ливии. Несмотря на некоторое отсутствие координации в сборе данных, французское правительство продемонстрировало последовательную приверженность расследованию и судебному преследованию, а также защите жертв торговли людьми. Уголовный кодекс Франции предусматривает уголовную ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации и использования рабочей силы и предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 10 лет и штрафа в размере до 1,5 миллионов евро. Расследованием преступлений, связанных с торговлей людьми, занимаются два разных учреждения: Центральное управление по борьбе с торговлей людьми (OCRTEH) в отношении торговли людьми в сексуальных целях и Центральное управление по борьбе с нелегальной миграцией и трудоустройством иностранцев без разрешения (OCRIEST) в отношении торговли рабочей силой. В октябре 2019 года был принят второй национальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Усилия, предпринимаемые государством, а также ассоциациями гражданского общества против торговли людьми во Франции дают результаты, хотя пока сохраняется отсутствие координация в сборе информации. Наиболее многочисленными жертвами данного процесса являются нигерийские женщины, попавшие в сферу проституции, которая использует их уязвимость, как мигрантов.
Проблемы, вызванные социокультурными различиями
Рост числа беженцев и мигрантов вызывает разные социальные проблемы и споры. С одной стороны, мигрантам довольно часто становится трудно идентифицировать себя и реализовывать собственный потенциал в новом обществе из-за незнания культуры и языка, а также общественных предубеждений относительно мигрантов. Недавний соцопрос показал, что 70% жителей Франции согласны принять участие в референдуме по ограничению миграции.
С другой стороны, с увеличением числа людей разных наций на одной территории возникают проблемы самоидентификации у коренного французского населения. Многие французы сейчас стараются находить новые пути решений для объединения исторической французской культуры и новых течений осовремененного общества, которые вызваны последствиями миграции. Такие разногласия становятся причинами для появления межкультурных конфликтов и расовой дискриминации в обществе, вызванных различиями в культуре, языке и образе жизни.
Миграционные потоки вызвали исламизацию французского общества, что порождает различные религиозные и межэтнические конфликты. Во Франции доля населения, исповедующего ислам — от 4 до 8,8%. Это один из самых высоких показателей среди европейских стран. Подавляющее большинство мусульман Франции — мигранты и потомки трудовых мигрантов. Меньшинства, проживавшие на окраинах городов Франции, стали главной поддержкой для распространения исламской идеологии. Группы мусульман стали выдвигать требования о принятии ислама как нормы социальной жизни, которая, конечно, не соответствует текущему отношению французов к исламской религии. По данным на 2021 г., религиозная принадлежность такова: Атеизм – 33%, Христианство – 48%, Ислам – 4%, Буддизм – 2%, Иудаизм – 1%. Данные статистики доказывают, что большая часть французского населения не заинтересована в принятии ислама на социальном уровне. Также этот факт подтверждают данные социальных опросов, проведенных выше. Такая позиция общества была обусловлена резкими имениями в условиях и темпах жизни французов, распространением исламской идеологии, непринятием мусульманской системы ценностей.
Также браки, заключенные с целью получения французского гражданства между мигрантами и европейскими гражданами, вызывают кризис национальной идентичности французского общества. Большинство мигрантов мужского пола соглашаются на союзы с европейскими гражданками и по канонам исламской веры женщины должны принять ислам вслед за мужчиной. Это означает, что и дети, рожденные в таких союзах, станут представителями этой религии. Данные факторы напрямую будут влиять на развитие новой демографической картины во Франции. Ожидается, что во Франции к 2050 году будет примерно 17% мусульман.
Меры по адаптации мигрантов во французское общество
Правительство создает условия для успешной интеграции мигрантов в привычную общественную жизнь французского населения. Несмотря на долгое табуирование этой темы со стороны французских граждан, сейчас дискуссии по этому поводу стали более открытыми. Становятся популярными темы об интеграции детей младшего возраста, прибывающих из Африки, об обязанности посещения школы детьми мигрантов в обязательном порядке, проведения бюджетных курсов по изучению французского языка для мигрантов, не владеющих им.
В последние годы французское правительство реформировало Республиканский интеграционный контракт (CIR) для беженцев. Реформа включает в себя удвоение количества часов бесплатных занятий по французскому языку и удвоение времени, выделяемого на обучение гражданскому праву. Франция является одной из немногих стран в ЕС, где воссоединение семей может иметь место для беженцев – как для получателей дополнительной защиты – без ограничения срока проживания, без каких-либо условий в отношении ресурсов или жилья и в любое время. Многочисленные разногласия между европейскими странами по поводу этих различий в управлении привели к переговорам по новому европейскому соглашению о мигрантах, беженцах и управлении границами.
Помощь мигрантам оказывается и со стороны французской Католической церкви. Существует служба Национальной миссии по миграции (SNMM), которая является службой Епископской конференции Франции, находящаяся в ведении Епископальной комиссии по вселенской миссии Церкви (CEMUE). Стремясь продвигать и углублять пастырскую направленность деятельности церкви, SNMM фокусируется на развитии общения с иностранцами и побуждению граждан к приветствию католических общин мигрантов. Также есть Католическая служба (Caritas France), которая занимается обеспечением основных потребностей мигрантов и их курированием во время выполнения административных и юридических процедур. В ней также действует Центр по оказанию помощи нуждающимся в помощи и спасении (CEDRE), который оказывает помощь примерно 2500 людям в год, особенно в области содействия интеграции.
Таким образом, миграционный кризис во Франции вызывал ряд проблем, с которыми правительство страны сейчас старается справиться. По реализуемым инициативам видно, что правительство больше всего заинтересовано в решении вопросов, касающихся нелегальной миграции, экономических последствий миграционного кризиса, а также незаконной торговли людьми. Для реализации этих инициатив применяются не только финансовые инструменты, но и административно-правовые, национально-просветительские, а также культурные рычаги воздействия. По информации EUAA, в марте этого года в странах ЕС+ было подано около 92 тыс. заявлений о предоставлении убежища, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2022 года. К тому же если, судя по оценкам экспертов, в будущем мусульманское население Европы увеличится в 10 раз, даже при отсутствии миграции, через несколько десятилетий этнокультурная структура населения Европы будет выглядеть иначе, чем сейчас. Это будет вызвано, прежде всего, быстрым ростом мусульманских общин, который наблюдается уже и сейчас во Франции и Германии. Подобная перспектива должна побудить европейские страны для принятия новых и более эффективных мер для уменьшения миграционных потоков.
Cтудентка Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС при Президенте РФ, стажер РСМД
Блог: Блог Наталии Немоловской
Рейтинг: 0