Немецкая деловая миграция и перспективы для экономики Германии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Деловой климат в Германии изменился в сторону ухудшения условий для ведения бизнеса. Руководствуясь соображениями прагматизма, компании производственного и других секторов экономики массово покидают Германию в поиске лучших условий. По оценкам исследования консалтинговой компании Deloitte и Федерального объединения немецкой промышленности, две трети опрошенных немецких компаний к ноябрю 2023 г. уже переместили часть своих цепочек создания стоимости за рубеж. Еще одной проблемой, с которой столкнулась Германия, стал рост инвестиций за рубеж и снижение темпов инвестиций внутри страны. В ФРГ наблюдается процесс, получивший название «деловая миграция». Деловая миграция — это частичный или полный перенос компаниями своего бизнеса в другое государство, предполагающий перемещение материальных активов, персонала и коммерческих операций. Обычно это включает в себя поиск нового места, получение необходимых разрешений и лицензий, найм местного персонала, перемещение оборудования и инвентаря, а также адаптацию к новой правовой, культурной и экономической среде. Как правило, из данных о прямых иностранных инвестициях с высокой вероятностью можно судить о намерениях бизнеса перенести часть или комплект стоимостных цепочек зарубеж.
Источник: Unsplash
Причины и направления деловой миграции немецких компаний
Упомянутое исследование Deloitte, включающее результаты опроса, проведенного среди респондентов из числа немецких компаний, объясняет причины оттока капитала и производственных мощностей. Основными мотивами немецких компаний инвестировать за пределы Германии послужили более низкие энергетические затраты, меньшее количество бюрократических требований, а также более низкая оплата труда и более комфортная рыночная среда. Говоря о значимости энергетических затрат в ведении бизнеса, необходимо отметить, что на данный момент Германия продолжает следовать долгосрочным целям политики Energiewende в рамках общеевропейской концепции «Дорожная карта на пути к конкурентной низкоуглеродной экономике 2050». Политика энергетического перехода подразумевает увеличение доли в топливно-энергетическом балансе страны возобновляемых источников энергии. Однако на сегодняшний день Германия еще не ввела технологии, которые могли бы сделать цены на внутреннем рынке электроэнергии достаточно рентабельными, и это, в свою очередь, делает ресурс слишком дорогим. При этом планы правительства в отношении следования целям Energiewende, или «энергетического поворота», непоколебимы. Такой вывод возможно сделать из содержания закона о расширении использования возобновляемых источников энергии от 21 июля 2014 г., в котором правительство Германии отразило серьезность своих намерений в отношении преобразования энергопроизводства. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что проблема дорогой электроэнергии затянется.
Для того, чтобы оценить, насколько сумма заработной платы сотрудникам влияет на столь крупные инвестиции с точки зрения выгоды, необходимо обратиться к данным статистических ведомств Германии и США. Заработная плата в автомобилестроении в Германии достаточно высокая. В пользу этого утверждения говорит статистика Федерального статистического управления Германии: средний месячный заработок штатных сотрудников автомобильной промышленности в 2021 г. составлял 6114 евро, тогда как в США, согласно данным Бюро статистики труда, за аналогичный период времени в 2024 г. сотрудник получает 5760 долл., что в пересчете составляет 5381 евро. Из этого следует, что, инвестируя в производство за пределами Германии, немецкий работодатель серьезно экономит на оплате труда. При этом для Германии характерен рост нехватки квалифицированной рабочей силы, что является дополнительным стимулом для оттока капитала, ищущего не только более выгодные условия оплаты труда, но и более квалифицированных специалистов.
Германия характеризуется высоким уровнем бюрократии, что проявляется в большом количестве процедур для открытия бизнеса, времени и средств, затрачиваемых на обеспечение соблюдения контрактов, а также в сложности регулирования деловых операций. Так, например, в Германии требуется около шести лет, чтобы получить разрешение на строительство береговой ветряной станции, и 120 дней, чтобы получить лицензию на ведение бизнеса, — в два раза больше, чем в среднем, согласно данным ОЭСР. Так как уровень инвестиций в экономику США со стороны бизнес-поля Германии возрос более, чем двукратно в 2023 г., можно предположить, что условия бюрократической среды сыграли в этом не последнюю роль. Германия в целом имеет более высокий уровень бюрократии в бизнесе по сравнению с США. В этом случае причиной оттока капитала является более привлекательная бюрократическая среда США.
Тенденция оттока капитала из Германии именно в США очень сильна. Причиной этому послужило обещание США предоставить компаниям Евросоюза доступ к некоторым налоговым льготам и субсидиям в рамках принятого в 2022 г. американского закона о снижении инфляции (IRA). Он предусматривает выделение 430 млрд долл., значительная часть которых пойдет на субсидии промышленности, в том числе в области «зеленых» технологий. В ЕС заявили, что этот закон ущемляет права европейских производителей. Наибольшее недовольство у европейцев вызвали субсидии, которые администрация Байдена предоставила американским производителям электромобилей и их покупателям, а также льготы, адресованные перебравшимся в США иностранным компаниям.
Стремительный рост инвестиций в США со стороны бизнес-гигантов Германии обогнал по показателям инвестиции в Китай, который остается важнейшим экономическим партнером Германии. Согласно данным за 2023 г., немецкие компании вложили более 14 млрд долл. в экономику США, тогда как инвестиции в экономику Китая составили лишь около 6 млрд долл. В то время, как продолжается тенденция оттока капитала за рубеж, драматическая ситуация складывается для инвестиционного поля Германии. Так, в 2022 г., по данным ОЭСР, отток инвестиций составил около 135,5 млрд евро при вложенных в Германию всего 10,5 млрд евро. Высказываются предположения, что для привлечения иностранных инвестиций в будущем, федеральное правительство должно срочно принять контрмеры, направленные на решение внутренних проблем: снижение корпоративных налогов, облегчение процедур, улучшение инфраструктуры.
Влияние деловой миграции на экономику Германии
Обозначенные причины оттока капитала являются основной преградой для экономического роста предприятий. Федеральное правительство не изменяет неблагоприятный для ведения бизнеса климат регулятивными методами, что приводит к уверенности крупного и среднего бизнеса в дальнейшей необходимости перемещения цепочек стоимости за рубеж во избежание разного рода финансовых рисков. В период с 2022 по 2024 гг., осложненный программами «энергетического перехода», крупные немецкие компании активно перемещали стоимостные цепочки за рубеж. Так, Siemens в 2023 г. инвестировала 2 млрд долл. в высокотехнологичные проекты, из которых только половину в Германию, а остальную сумму в страны Азии, США и Европы. В то же время предпочтение компанией зарубежных рынков остается ограниченным и нельзя говорить о том, что Siemens покидает немецкий рынок.
Немецкий автоконцерн BMW в марте 2023 г. озвучил планы по инвестированию 2 млрд долл. в свои заводы в Южной Каролине. Немецкая автомобильная компания Volkswagen также планирует увеличение рынка в США до 10%. Перенос производства за рубеж автомобилестроительными компаниями, в особенности в США, в первую очередь связан с субсидиями от американской государственной программы по поддержке «зеленых» инициатив в промышленности. Так как автомобилестроение является энергоемким производством, а в Германии цены на электроэнергию возросли в связи с энергетическим переходом многократно, субсидии из США, как и дешевая электроэнергия, массово привлекают немецкий бизнес.
Химическое производство в Германии в 2023 г. упало на 20,8%. Компании химической промышленности подвержены оттоку капитала, вероятно, наиболее сильно. Об этом можно судить по размеру инвестиций, которые они вкладывают за рубеж. Одна из крупнейших фармацевтических компаний Германии Merck инвестировала 290 млн евро в свой завод в Роквилле, штат Мэриленд, США, что стало крупнейшей инвестицией в истории этой компании в область тестирования биобезопасности своей продукции. Немецкий химический концерн BASF инвестировал около 10 млрд долл. в строительство завода высокотехнологичных композитов в Чжаньцзяне, Китай. В качестве причин также указываются давление бюрократии и высокие корпоративные налоги, как и высокие цены на электроэнергию. Немецкая фармацевтическая компания Bayer также перемещает коммерческое присутствие в значительных объемах за пределы Европы в свете «больших ошибок» европейского руководства.
Немецкая компания Bosch планирует инвестиции за рубеж, при этом собираясь сократить в Германии около 3 тыс. рабочих мест, против чего в рамках забастовки в марте 2024 г. выступило 25 тыс. ее сотрудников. Промышленный концерн ThyssenKrupp в 2023 г. испытывала серьезнейшие затруднения в перестроении своей бизнес-модели в условиях увеличения затрат на электроэнергию в себестоимости производства одной тонны сляба с 5% до 50% после «зеленой» трансформации компании. В среднем стоимость электроэнергии увеличилась на 38% в период с первого полугодия 2019 г. по первое полугодие 2023 г. для всех предприятий страны. Несомненно, ценовые шоки повлияли на инвестиционный климат. Такие производства, как ThyssenKrupp, Volkswagen, BMW являются энергоемкими, и их целью с подорожанием электроэнергии становится переориентация на рынок с более дешевой электроэнергией.
Последствия и возможности для преодоления
Очевидно, влияние деловой миграции на экономику Германии негативно. Пример Bosch демонстрирует одно из базовых экономических последствий смещения акцентов инвестиций за рубеж — сокращение местной занятости. Снижение налоговых поступлений, следующее за оттоком капитала, также относится к категории экономических последствий и может привести к нехватке свободных бюджетных средств для финансирования государственных программ. Также к возможным последствиям относят риск потери конкурентных преимуществ и опыта ведения бизнеса в рамках национальных границ.
Перед немецким правительством в ходе реализации программы Energiewende стоит множество вопросов. Один из них — вернет ли предполагаемая стабилизация цен на электроэнергию утраченные производственные мощности? В целом обозначенные экономические последствия способны повлиять на общий экономический рост. В 2023 г. ВВП Германии, согласно данным аналитического агентства Destatista, сократился по отношению к предыдущему году на 0,3%. Отток капитала из обозначенных отраслей имеет влияние на снижение ВВП, так как промышленное производство составляет 24,5% ВДС в стране. Становится очевидным, что те мотивы, которые побудили немецкие производства мигрировать за рубеж, в своем содержании одновременно являются и недостатками рыночной конъюнктуры Германии.
Для того, чтобы сгладить последствия энергетического перехода, правительство Германии может использовать финансовые стимулы в виде льгот на закупку электроэнергии. Цены на электроэнергию в 2024 г. по сравнению с 2022 г. упали на 235 евро до 92 евро за МВт/ч, и в целом данная тенденция сохраняется. Тем не менее из-за невозможности предоставления государственных субсидий цены в 2024 г. могут вырасти на 26,7%, что в будущем может послужить препятствием для возвращения цепочек производства обратно в рамки национальных границ.
Следующей значительной проблемой, характеризующей причины деловой миграции в Германии, является высокий уровень бюрократии. В частности, немецкому правительству может недоставать гибкости в вопросах создания регулятивных мер для удерживания цен на электроэнергию. Необходимо и реформирование рынка электроэнергии для ограничения сверхприбыли, получаемой производителями в случае колебания цен — это поможет стабилизировать цены, удерживая их на низком уровне. Также отмечается, что правительство может ускорить для компаний, опять же с помощью регулятивных мер, процесс извлечения прибыли из инвестиций, что в предыдущие годы служило методом привлечения новых инвестиций. Таким образом, правительство Германии способно разработать проект снижения бюрократических издержек как в функционировании бизнеса, так и в работе правительства.
В целом экономика Германии обладает возможностями для разрешения проблемы оттока инвестиций и капитала за рубеж. Однако нерешенность таких проблем, как высокий уровень бюрократии, часто недостаток бюджетных средств для финансирования программ государственного субсидирования, высокие корпоративные налоги отдаляют Германию от выполнения задачи возвращения бизнеса в рамки национальных границ. Крайне маловероятно, что она сможет преодолеть проблему деловой миграции в ближайшее время. В частности, в условиях продолжающего кризиса Германия вряд ли сможет предоставить для развития национального бизнеса сумму, аналогичную той, которая была предоставлена правительством США в качестве субсидий промышленности.