Миграционная мозаика

Свобода передвижения трудовых ресурсов внутри ЕС должна быть менее «свободной"

4 февраля 2014
Распечатать


2014 ознаменуется окрытием европейских границ и свободой передвижения рабочих рук для  граждан Румынии и Болгарии. Государства старого европейского альянса находятся в страхе наплыва дешевой рабочей силы, падения уровня жизни, а равно возрастающих расходов на социальную сферу. Австрия, Великобритания, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Мальта, Испания, Нидерланды снимают ранее установленные ограничения для передвижения рабочей силы из Румынии и Болгарии, тем самым вновь открывая вопрос экономической выгоды и прироста валового продукта стран при условии свободного передвижения трудовых рук.

 

Великобритания

 

Серьезную «антимигранскую» позицию по доступу иностранцев на рынок труда заняла Великобритания. Еще в 2004 году, когда право на свободное передвижение товаров, работ и услуг стало доступно для граждан стран восточного блока ЕС, включая Чехию, Эстонию, Латвию, Литву, Венгрию, Польшу, Словению и Словакию, в Соединенном Королевстве развернулась кампания «они против нас» под лозунгами «не допустим мигрантов на рынок труда».

Политики, представители СМИ нагнетали информацию, распространяя данные о потоках трудовых мигрантов, наводнивших страну – «в 2004 году Великобритания планировала принять 15000 трудовых мигрантов, а в страну въехало более  170000... Ежегодно более 200000 карт социального страхования выдается гражданам стран «восточного блока»[1], получившим доступ к рынку труда Великобритании, в период с 2004 по 2012 годы было выдано 1, 7 млн. карт страхования, из них около 1 млн. для граждан Польши... Количество граждан данных стран трудоустроенных на территории Соединенного Королевста в 2012 году достиго  606000 чел. против 52000 чел. в 2004 (+1165%). Количество граждан данных стран, проживающих в стране остигло отметки 1038000 чел. против 125000 в 2004 (+730%)».[2] Как следствие, 57% подданных Королевства были убеждены, что иностранцы получают бОльшие преференции от систем социального обеспечения, чем вкладывают в них[3].

При всем этом, бизнес – сообщество страны и эксперты  -экономисты убеждали, что мигранты восьми стран восточного блока ЕС, получившие доступ к рынку труда Великобритании в 2004 году «внесли существенный вклад в экономику страны, к тому же «35% вновь прибывших были более образованы, имели диплом высшей категории  (против 17% британцев в аналогичной возврастной группе».[4] Важно сказать, что допуск граждан Болгарии и Румынии к рынку труда Великобритании осуществлен с 1 января 2014 года, однако это не вызывает поддержки у кабинета Кэмерона (David Cameron), который ожидает рост безработицы и усиления давления на социальные службы в стране. Помимо этого, Кэмерон еще в конце 2013 года выступил с новой инициативой, требующей пересмотра основопологающего положения ЕС и налагающий запрет на свободу передвижения рабочей силы внутри ЕС, ставящей целью ограничения потока мигрантов из стран восточного блока Европейского Союза.[5]

 

Германия

 

При всей негативной волне на общеевропейском пространстве в отношении доступа на рынок труда ЕС граждан Болгарии и Румынии, позитивное видение сохраняется у ряда немецких экспертов. В конце 2013 года Институт немецкой экономики (Institut der deutschen Wirtschaft) представил исследование, согласно которому новые миграционные потоки, в том числе из Румынии, Болгарии, способны повысить производительность труда немецких работодателей. Для авторов исследования, высокий профессионализм и навыки работников восточного сектора не вызывают сомнения.

Так, 25% трудовых мигрантов из Румынии и Болгарии, прибывших в Германию, имеют академическую степень и/или диплом университета, в то время как лишь 19% населения ФРГ могут похвастаться университетским дипломом.[6] Въехавшая в страну квалифицированная рабочая сила ежегодно принасила экомике страны с 1999 по 2009 год 13 млрд. евро. 12% из вновь прибывающих трудовых мигрантов обладают навыками и профессиями, востребованными в стране, как то медицина, математика, инженерные науки, информатика.[7]

Михаэль Хютхер (Michael Hüther), директор Института, убежден, что «Германии не хватает должной культуры восприятия других культур»,[8] и преодолев данный недостаток, общество будет готово принять новых европейцев и откроет им двери, в том числе, и на рынке труда.

 

Швейцария

 

Напомним, что еще в мае 2012 года швейцарское правительство ввело ограничения на въезд в страну граждан - Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словении и Словакии. Ежегодная квота для граждан восьми восточточноевропейских государств была установлена на отметке 2000 разрешений на проживание в год.[9]

Решение было встречено масштабной критикой органами ЕС, однако получило поддержку внутри страны. Уполномоченный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Катарина Эштон (Catherine Ashton) указала, что «положение ЕС о свободе передвижения 2004 года запрещается разное обращение с гражданами ЕС. Регулирование внутреннего рынка миграции в Швейцарии должно происходить путем установления баланса между предложениями на рынке труда страны и количеством граждан ЕС, заинтересованных в поиске работы на нем».

Президент парламента ЕС Мартин Шульц (Martin Schulz) высказался еще более категорично, заявив, что данное новвоведение является «дискриминационным обращением в отношении указанных восьми государства» и подобному «нет ни законодательного, ни экономического обоснования».[10] При внедрении оговорки Швейцария сослалась на определенное регулирование ЕС: «свободное передвижение может быть ограничено в стране участницы ЕС, если число выдаваемых разрешений на проживание как минимум составляет 10 % от среднего значения последних трех лет».[11]

В 2011 году Швейцария выдала 6568 документов, дающих право на проживание гражданам Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словении и Словакии, а в 2012 году это количество было ограничено лишь 2000 разрешений.[12] При этом, Швейцария подтвердила свою жескую позицию по запрету на допуск к национальному рынку труда в отношении граждан Болгарии и Румынии вплоть до 31.5.2016.

 



[1] Для сравнения в 2003 году лишь 17000 карт социального страхования были выданы гражданам Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Словении и Словакии.

[3] Dustmann, C., Frattini, T., Halls, C., Assessing the Fiscal Costs and Benefits of A8 Migration to the UK, in: Journal compilation at the Institute for Fiscal Studies, 2010, P.2.

[4] Ibid. P. 30-31.

[5] Cameron: ‘Free movement in EU needs to be less free’, in: http://www.euractiv.com/uk-europe/cameron-free-movement-eu-needs-f-news-531982

[6] Официальный сайт института немецкой экономики, http://www.iwkoeln.de/de

[8] Rumänen oft sehr gut ausgebildet. Die Welt v.20.1.2014.S.4.

[9] Abkommen zwischen der Schweizerischen Eidgenossenschaft einerseits und der Europäischen Gemeinschaft und ihren Mitgliedstaaten andererseits über die Freizügigkeit v.21.6.1999, in: http://www.admin.ch/ch/d/sr/i1/0.142.112.681.de.pdf (дата обращения 1.9.2012).

[10] Maurus, H-J., Schweiz beschränkt die Zuwanderung, in: ARD Radio, Hörfunkstudio Zürich, 19.4.2012

[11] Abkommen über den freien Personenverkehr (Freizügigkeitsabkommen/FZA) v.21.6.1999, in: http://www.bfm.admin.ch/content/dam/data/migration/schweiz_-_eu/personenfreizuegigkeit/factsheets/fs-uebersicht-fza-d.pdf (дата обращения 11.9.2012).

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся